№ урока
| Раздел
| № урока в разделе
| Тема урока
| Цели урока
| Оборудование
| Практические и контрольные работы
| Домашнее задание
|
1.
| Введение (2 ч.).
| 1.
| География как наука. Земля – планета Солнечной системы.
| Раскрыть содержание курса физ. Географии. Показать практическое значение географических знаний на разных этапах развития человеческого общества. Сформировать представление о форме и размерах Земли.
| Физ. Карта полушарий.
| Наблюдение за погодой (в течение года).
| Параграфы 1, 3. Оформить «Календарь погоды».
|
2.
|
| 2.
| Развитие географических знаний о Земле.
| Познакомить уч-ся с изменениями представлений человека о Земле, с научными и социально-экономическими предпосылками географических открытий.
| Физ. Карта полушарий.
|
| Параграф 2; зад. 2, с.7.
|
3.
| Виды изображений поверхности Земли (10 ч.). План местности (5 ч.).
| 1.
| Понятие о плане местности. Масштаб.
| Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «план местности, масштаб». Дать знания о способах изображения земной поверхности, о различиях в изображении местности на рисунке, фотоснимке, плане. Сформировать представление о видах масштаба. Научить уч-ся читать план местности, пользоваться масштабом, изображать расстояние в нужном масштабе.
| Топографическая карта.
|
| Параграфы 4, 5; зад. 3-6, с.14.
|
4.
|
| 2.
| Стороны горизонта. Ориентирование.
| Сформировать представление об азимуте. Дать уч-ся знания о способах ориентирования на местности. Научить определять азимут по компасу, расстояние между объектами по плану.
| Топографическая карта.
| П/р № 1 «Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними».
| Параграф 6; зад. 3, с.16.
|
5.
|
| 3.
| Изображение на плане неровностей земной поверхности.
| Сформировать представление о способах изображения рельефа на топографических картах. Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «абсолютная и относительная высота точек земной поверхности». Научить определять абсолютную и относительную высоту отдельных точек.
| Топографическая карта.
| Изображение холмов и впадин с помощью горизонталей и бергштрихов.
| Параграф 7; зад.5, 6, с.20.
|
6.
|
| 4.
| Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности.
| Сформировать представление о видах съемки местности. Определить этапы подготовки к глазомерной съемке. Научить ориентировать планшет.
| Планшет, компас, лист А- 4.
| Ориентирование планшета.
| Параграф 8; подготовка к П/р.
|
7.
|
| 5.
| Полярная съемка местности.
| Закрепить умение определять азимут на местности. Научить проводить полярную съемку местности.
| Планшет, лист А- 4, компас, простой карандаш, ластик.
| П/р № 2 «Построение простейших планов небольших участков местности».
| Оформить план территории школы.
|
8.
| Географическая карта (5 ч.).
| 6.
| Форма и размеры Земли. Географическая карта.
| Сформировать знания о формах и размерах Земли, о глобусе как модели Земли. Сформировать представление о географической карте как модели земной поверхности. Обобщить представления уч-ся о разнообразии карт и широких возможностях их использования.
| Глобус. Физ. Карты полушарий и России. Политическая карта полушарий.
| Определение расстояний на карте и глобусе с помощью масштаба.
| Параграфы 9, 10; зад. 7, с.27.
|
9.
|
| 7.
| Градусная сеть на глобусе и картах.
| Сформировать представление уч-ся о градусной сетке на глобусе и карте, о различии изображения на них меридианов и параллелей.
| Физ. Карты полушарий и России.
| Определение расстояний на карте и глобусе с помощью градусной сетки.
| Параграф 11; зад. 5, с.29.
|
10
|
| 8.
| Географическая широта. Географическая долгота.
| Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «географическая долгота, географическая широта». Научить приемам определения географической широты и долготы точек земной поверхности.
| Физ. Карты полушарий и России.
| Определение географической долготы и широты точек земной поверхности.
| Параграфы 12, 13; зад. 3, 4, с.34
|
11
|
| 9.
| Географические координаты.
| Сформировать представление о географических координатах. Закрепить умение определять географические координаты точек земной поверхности.
| Физ. Карты полушарий и России. Атласы.
| П/р № 3 «Определение расстояний, направлений и геогр. Координат по карте».
| Параграфы 12, 13 (повторить).
|
12
|
| 10.
| Изображение на физических картах высот и глубин. Значение планов и карт.
| Сформировать представление о различиях в изображении высот и глубин на карте. Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «шкала высот и глубин, послойное окрашивание, отметка высоты». Определить роль топографических планов и географических карт в жизни человека.
| Физ. Карты полушарий и России.
| Определение высоты и глубины отдельных географических объектов.
| Параграфы 14, 15. Подготовка к проверочной работе (параграфы 9-15).
|
13
| Строение Земли. Земные оболочки (21 ч.). Литосфера (5 ч.).
| 1.
| Внутреннее строение Земли.
| Сформировать представление о внутреннем строении Земли и методах ее изучения.
| Атласы.
| Проверочная работа по теме «Географическая карта».
| Параграф 16.
|
14
|
| 2.
| Породы, слагающие земную кору.
| Сформировать представление уч-ся о горных породах. Формировать умение различать по внешним признакам осадочные, магматические и метаморфические горные породы. Научить различать происхождение горных пород по их свойствам.
| Образцы горных пород и минералов.
| П/р № 4 «Изучение свойств горных пород и минералов по образцам».
| Параграф 17.
|
15
|
| 3.
| Движения земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры.
| Дать знания о видах движения земной коры. Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «очаг, эпицентр, грабен, горст». Формировать мировоззренческую идею о постоянном развитии земной коры. Сформировать представление о вулканах и их строении, горячих источниках, гейзерах и причинах их возникновения.
| Физ. Карта полушарий. Видеофильм «Вулканы»
| Определение географических координат вулканов. Обозначение вулканов на контурной карте.
| Параграфы 18, 19; зад. 4, с.52.
|
16
|
| 4.
| Рельеф Земли. Горы и равнины суши.
| Сформировать и углубить понятия горы, рельеф, формы рельефа. Сформировать представление уч-ся о видах равнин, горных системах, хребтах, типах гор по высоте. Развивать умение определять ГП гор и равнин, их высоту. Формировать умение показывать горы и равнины в контурных картах.
| Физ. Карты полушарий и России.
| Обозначение на контурной карте гор и равнин. Описание ГП гор и равнин по плану.
| Параграфы 20, 21; зад. 5, с.56; зад. 4, с.63.
|
17
|
| 5.
| Рельеф дна Мирового океана.
| Сформировать представление о рельефе дна океана. Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «материковая отмель, шельф, материковый склон, глубоководный океанический желоб, котловины, срединно-океаничский хребет». Выяснить причины разнообразия рельефа дна Мирового океана. Научить определять по карте глубину океана по цвету.
| Физ. Карты полушарий и России. Атласы.
| П/р №5 «Описание ГП и определение высоты гор и равнин».
| Параграф 22. Подготовка к проверочной работе (параграфы 16-22).
|
18
| Гидросфера (6 ч.)
| 6.
| Вода на Земле. Свойства океанической воды.
| Сформировать представление о гидросфере. Показать роль гидросферы в природе. Сформировать представление о принципах различия свойств океанической воды. Дать знания о солености, изменениях температуры воды на поверхности и с глубиной. Развивать умение высчитывать соленость воды.
| Физ. Карта полушарий. Бюллетень «Свойства океанической воды». Видеофильм «Вода и ее роль в природе».
| Проверочная работа по теме «Литосфера». Решение практических задач на определение солености воды.
| Параграфы 23, 25.
|
19
|
| 7.
| Мировой океан и его части. Изучение Мирового океана.
| Дать общее представление о водах Мирового океана. Развивать умение работать с картами. Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «море, залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг»
| Физ. Карты полушарий и России. Веб-сайт «Мировой океан един». Буклет «Изучение, использование и охрана вод Мирового океана».
| П/р №6 «Обозначение на контурной карте океанов, заливом, проливов, морей. Описание ГП моря по плану».
| Параграфы 24 (пересказ), 28 (прочитать).
|
20
|
| 8.
| Движения вод Мирового океана.
| Познакомить уч-ся с основными движениями вод в океане. Сформировать представление об образовании волн, океанических течений, приливов и отливов. Совершенствовать умение работать с контурными картами при обозначении океанических течений.
| Физ. Карта полушарий. Видеофильмы «Океанические течения», «Цунами», «Приливы и отливы». Презентация «Движение вод в океане».
|
| Параграфы 26, 27; зад.4, с.81.
|
21
|
| 9.
| Воды суши. Реки.
| Сформировать представление о реке и ее частях, о частях речной системы и долины. Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «Исток, устье, речная долина, речная система, бассейн реки, водораздел, водопад, пороги». Сформировать представление о типах питания и режиме реки. Развивать умение определять ГП реки. Воспитывать любовь к рекам, учить видеть красоту равнинной и горной реки.
| Физ. Карты полушарий и России.
| П/р №7 «Обозначение на контурной карте рек. Описание ГП реки по типовому плану».
| Параграф 30; зад. 1, с.94.
|
22
|
| 10.
| Озера. Искусственные водоемы.
| Сформировать представление о видах искусственных вод, о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи (зависимости) внешнего вида озер от происхождения котловин. Показать положительные и отрицательные стороны строительства водохранилищ.
| Физ. Карты полушарий и России. Слайды. Видеофильм «Байкал».
| Определение по карте сточных и бессточных, соленых и пресных озер.
| Параграфы 31, 33; зад.6, с.98.
|
23
|
| 11.
| Подземные воды. Ледники.
| Сформировать представление о ледниках и видах подземных вод. Дать полное представление об использовании подземных вод. Воспитывать бережное отношение к подземным водам. Раскрыть роль ледников в природе. Ознакомиться с причинами образования ледников. Сформировать представление о снеговой линии.
| Физ. Карты полушарий и России. Видеофильм «Ледники». Учебные картины «Полярная станция «Молодежная» в Антарктиде», «Дрейфующая станция «Северный полюс».
|
| Параграфы 29, 32. Подготовка к проверочной работе (параграфы 23-33).
|
24
| Атмосфера (7 ч.).
| 12.
| Атмосфера: строение, значение, изучение.
| Сформировать представление о строении атмосферы, составных частях. Познакомить уч-ся со способами и средствами изучения атмосферы. Определить значение атмосферы для жизни людей.
|
|
| Параграф 35.
|
25
|
| 13.
| Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха.
| Познакомить уч-ся с элементами погоды, со способами измерения температуры. Сформировать представление о нагревании воздуха. Выявит факторы, влияющие на изменение температуры воздуха. Сформировать представление о причинах закономерности изменения температуры в течение года. Установить взаимосвязь между высотой Солнца над горизонтом и температурой воздуха. Развивать умение построения графиков годового хода температуры.
| Календари погоды.
| Решение практических задач на определение среднемесячной температуры воздуха и амплитуды температуры воздуха. Построение графика годового хода температуры.
| Параграфы 36, 37; построить график t для любого месяца по своим показаниям.
|
26
|
| 14.
| Атмосферные осадки. Влажность воздуха.
| Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «насыщенный и ненасыщенный пар, абсолютная и относительная влажность воздуха, атмосферные осадки». Выявить причины формирования различных видов атмосферных осадков, зависимость количества водяного пара в воздухе, температуры воздуха и подстилающей поверхности. Сформировать умение чертить столбиковую диаграмму выпадения осадков.
| Календари погоды.
| Решение практических задач на определение относительной и абсолютной влажности воздуха. Построение столбиковой диаграммы выпадения осадков.
| Параграфы 40, 41; построить диаграмму выпадения осадков для любого месяца по своим показаниям.
|
27
|
| 15.
| Атмосферное давление.
| Сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения. Показать зависимость АД и высоты. Научить высчитывать АД с изменением высоты.
|
| Решение практических задач на определение атмосферного давления с изменением высоты.
| Параграф 38; зад. 4, с. 116.
|
28
|
| 16.
| Ветер. Погода.
| Сформировать представление об образовании ветра. Познакомить уч-ся с видами ветра. Научить чертить розу ветров и анализировать ее. Обобщить изучение характеристик и явлений, происходящих в атмосфере, развивать у уч-ся наблюдательность, логическое мышление на примерах предсказания погоды.
| Календари погоды. Видеофильм «Муссоны», «Ураганы», «Ветер». Картина Айвазовского «Девятый вал».
| Построение розы ветров. Решение практических задач на определение типа погоды по показаниям в дневниках наблюдения.
| Параграфы 39, 42; зад. 5, с.120.
|
29
|
| 17.
| Климат. Причины, влияющие на климат.
| Сформировать представление о климате и причинах, влияющих на климат. Изучить роль климатообразующих факторов, их влияние на климат местности. Сформировать представление о влиянии климата и погоды на природу и жизнь человека.
| Физ. Карты полушарий и России. Видеофильм «Океанические течения (влияние на климат Земли)».
| П/р №8 «Описание климата своей местности по типовому плану».
| Параграфы 43, 45
|
30
|
| 18.
| Распределение солнечного света и тепла на Земле.
| Сформировать представление о Солнце как основном источнике энергии, обуславливающем процессы в атмосфере, об особенности освещенности поясов Земли.
| Физ. Карта полушарий. Календари погоды. Атласы.
| П/р №9 «Обработка собранных материалов при наблюдении за погодой (решение задач, построение графиков, диаграмм)»
| Параграф 44; зад.2, с.136.
|
31
| Биосфера (3 ч.).
| 19.
| Разнообразие и распространение организмов на Земле. Воздействие организмов на земные оболочки.
| Сформировать представление: 1) об организмах как о компонентах природы, к числу которых относятся растения, животные, микроорганизмы, 2) о неравномерном их распространении на земной поверхности, 3) о целостности географической оболочки и о воздействии организмов на гидросферу, атмосферу, земную кору. Углубить знания о планктоне и о почве как своеобразном природном теле.
| Карта «Природные зоны мира». Видеофильм «Биосфера – среда жизни».
|
| Параграфы 46, 48, 49 (прочитать и ответить на вопросы).
|
32
|
| 20.
| Природные зоны Земли.
| Показать уч-ся взаимосвязь между условиями жизни и приспособлениями организмов, которые ими вызваны. Познакомить уч-ся с яркими представителями различных природных зон. Сформировать представление о взаимосвязи условий внешней среды и биосферы.
| Карта «Природные зоны мира». Видеофильмы «Тепло»; «Тундра».
|
| Параграф 47.
|
33
|
| 21.
| Природный комплекс.
| Сформировать представление о географической оболочке и ее части – биосфере. Сформировать представление о ПК как закономерном сочетании компонентов природы, составляющих одно целое. Показать взаимосвязь организмов, ПК и географической оболочки.
| Видеофильм
|
| Параграф 50
|
34
| Население Земли (1ч.).
| 1.
| Численность и расовый состав населения Земли. Типы населенных пунктов.
| Дать знания о составе населения мира. Сформировать представление о внешних признаках расовых различий. Показать влияние условий окружающей среды на человечество. Сформировать представление о численности населения, причинах, влияющих на его изменения. Ознакомить с типами населенных пунктов и их отличиями.
| Физ. Карта полушарий. Карта «Плотность населения и народы мира».
|
| Параграфы 51-53.
|