Учебно – тематическое планирование
уроков географии.
Класс: 7
Учитель: Мустаева Лариса Николаевна
Количество часов: всего 70, в неделю 2 часа
Практических работ – 28, из них оценочных – 13
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с региональным учебным планом 2008 г., приказ МО и Н РТ от 14.04.2008г. № 1096/08.
Примерная программа основного общего образования по географии, «География Земли» (6- 7 классы), авторская программа по географии ( 6- 10 классы) под редакцией И.В. Душиной. – М. : Дрофа, 2007
Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. – М. : Дрофа, 2009 г.
( Рекомендован Министерством образования и науки РФ, включён в Федеральный перечень учебников).
УМК: 1. Географический атлас: 7 класс. – М.: Дрофа, 2008.
2. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 6- 10 классы
Дополнительная литература: Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. . География. Наш дом - Земля – М.: Дрофа, 2003.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2007 г.
примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2007 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2007 г.
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (1998г), рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Основные цели и задачи курса:
– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
- раскрыть закономерности землеведческого характера;
- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Планируемые результаты обучения.
Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического образования:
-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.
Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.
В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы. Используемый УМК:
1. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2009.
2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География материков и океанов“. 7 класс – М.: Дрофа, 2008.
3. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
1. И.В. Душина. География материков и океанов. Рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2001.
2. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.
Мультимедийная обучающая программа: География 7 класс. География материков и океанов.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Распределение часов по разделам и темам является примерным.
КУРС «ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ»
7 КЛАСС Количество часов: всего-70 часов, в неделю - 2 часа;
практических работ - 52, из них оценочных - 13. 1. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.
Тема «Африка»
2. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение опреде лению географического положения материка.
3. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Тема «Австралия» 4.Сравнение географического положения Австралии и Африки.
Тема «Южная Америка» 5.Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки. 6.Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки. 7.Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору)
Тема «Северная Америка» 8.Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
9.Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).
Тема «Евразия» 10.Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.
11.Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
12.Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.
Учебник: Коринская, В. А., Душина И.В., Щенев, В. А. География материков и океанов. –М. «Дрофа»- 2009
М К: Географический атлас. 7 класс. - М.: Дрофа, 2009,2010.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
№ п/п
| Тема урока
| Дата
проведения
| Тип урока
вид урока
| Элементы
обязательного
минимума образования
| Планируемые результаты освоения материала
| Практические работы
| Формы контроля
| Домашнее задание
| План
| Факт
|
| Введение (4 ч)
| 1
| Что изучает география материков и океанов
|
|
| Вводный, урок изучения нового материала
|
Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства
| Знать предмет изучения географии; части света; карты материков. Уметь читать и анализировать географические карты
| Обозначение на к/к материков, океанов, частей света и крупных островов
| Фронтальный опрос, работа с к/к
| § 1
содержание
наизусть основные понятия
| 2
| Великие географические открытия
|
|
| Формирование новых знаний
| Знать основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых.
Уметь показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий
| Составление сводной таблицы
| Выборочный контроль
| § 2
содержание
| 3
| Карты материков и океанов
|
|
| Формирование новых знаний
|
| Знать историю создания карт, роль, свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах.
Уметь называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану, объяснять построение градусной сетки на картах и измерительные возможности в сравнении с глобусом
| Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах. Характеристика карт по плану
| Выборочный, тематический
| § 3 содержание
| |