ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ бюджетной и налоговой политики в Волгоградской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов разработаны в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах и с Бюджетным посланием Главы Администрации Волгоградской области на 2011–2013 годы. I. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2009 ГОДУ
И В НАЧАЛЕ 2010 ГОДА Экономическое развитие Волгоградской области в 2009 году происходило под влиянием мирового финансового кризиса, и не было равномерным. Основным ориентиром бюджетной политики региона в 2009 году, с учетом сложившейся ситуации, стала адаптация бюджетной системы к изменившимся реалиям и создание условий для сохранения темпов социально-экономического развития области и предпосылок роста в посткризисный период.
Таким образом, исполнение бюджета Волгоградской области в 2009 году происходило в условиях социальной и экономической нестабильности, что и определило основные направления бюджетной политики в регионе.
Учитывая традиционно социальную направленность бюджета Волгоградской области, в условиях строгой экономии бюджетных средств, бюджетная политика и принимаемые финансовые меры были ориентированы на поддержание социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения. Первостепенной задачей стало выполнение в полном объеме обязательств перед населением в части мер социальной поддержки.
Осуществляемые в рамках реализации Плана мероприятий по обеспечению стабильного функционирования экономики и социальной сферы региона мероприятия по оптимизации расходов областного бюджета позволили:
- в полном объеме выполнить обязательства по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы – 9,9 млрд. рублей;
- в полном объеме выполнить обязательства по предоставлению мер социальной поддержки населения, на данные цели потребовалось увеличить бюджетные ассигнования на 440 млн. рублей в связи с увеличением численности получателей мер социальной поддержки. Исполнение составило 7,0 млрд. рублей.
В целях недопущения значительного роста безработицы была разработана Программа по снижению напряженности на рынке труда Волгоградской области, в рамках которой в 2009 году выделено 498,5 млн. рублей.
В 2010 году в экономике Волгоградской области появились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.
Это стало результатом последовательных антикризисных действий государства, а также реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации экономики Администрации Волгоградской области на текущий 2010 год. Грамотное применение инструментов бюджетной политики дало возможность сформировать необходимое для осуществления таких мер финансовое обеспечение.
Положительная динамика социально-экономического развития Волгоградской области позволила пересмотреть первоначально утвержденные параметры областного бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, увеличив собственные (налоговые и неналоговые) доходы на 5 003,7 млрд. рублей и снизив дефицит областного бюджета с 15% до 12% от объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Вместе с тем, кризисные тенденции 2008-2009 годов еще оказывают негативное влияние на экономику и состояние государственных финансов региона. Проблемы, возникшие в прошлом году, сохранились и в 2010 году. Важнейшие из них связаны с опасностью, что ставшее привычным непродолжительное улучшение ситуации в экономике приведет к неоправданному успокоению и не позволит использовать шанс на обновление и модернизацию экономики Волгоградской области.
В соответствии с чем в основу внесения изменений в областной бюджет положен умеренно оптимистический вариант прогноза социально – экономического развития экономики Волгоградской области.
Но вместе с тем, сегодня, когда экономике Волгоградской области в определенной степени удалось преодолеть кризисные тенденции, необходимо сконцентрироваться на новых задачах. II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011-2013 ГОДЫ И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ Бюджетная политика Волгоградской области как составная часть экономической политики региона должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата региона, достижение конкретных результатов.
Исходя из этого, необходимо решение следующих задач.
Первое. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Волгоградской области. В среднесрочной перспективе необходимо стремиться к снижению дефицита бюджета, ясно представлять, какие объемы заимствований Волгоградская область может осуществлять с целью сохранения долговой нагрузки на управляемом уровне.
Необходимо повышать эффективность государственных заимствований, обеспечивать точный и своевременный учет и анализ государственного долга.
На этапе дальнейшего развития и поддержания рынка ценных бумаг Волгоградская область должна сохранить доверие потенциальных инвесторов, обеспечить финансовую безопасность области и защиту прав собственности. Второе. Совершенствование системы стратегического планирования. Предусматривается совершенствование системы стратегического планирования с учетом модернизации экономики, включающей стратегию социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, среднесрочную программу развития Волгоградской области, целевые программы и доклад о результатах и основных направлениях деятельности Администрации Волгоградской области на 2011-2013 годы.
Необходима оценка приоритетности стратегических задач при сопоставлении их с реальными возможностями, а также обеспечение комплексного подхода к принятию стратегических решений с возможностью перераспределения ресурсов в пользу эффективных направлений государственной политики. В первую очередь это относится к повышению качества показателей прогноза социально-экономического развития Волгоградской области, муниципальных образований, являющихся основой формирования сводного финансового баланса Волгоградской области, доходов и расходов консолидированного бюджета Волгоградской области.
Необходимо обеспечить переход к программно-целевым методам планирования и исполнения бюджета. Значительную часть бюджета должны составить долгосрочные областные и ведомственные целевые программы.
Главной целью социально-экономической политики Администрации Волгоградской области определено создание условий для развития экономического потенциала, обеспечения бюджетной самодостаточности и повышения инвестиционной привлекательности Волгоградской области. Третье. Нацеленность бюджетной системы на достижение конкретных результатов. 30 июня 2010 года Распоряжением Правительства Российской Федерации №1101-р утверждена Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
В соответствии с рекомендациями Правительства Российской Федерации, Администрация Волгоградской области приступила к разработке программы по повышению эффективности бюджетных расходов Волгоградской области до 2012 года. Принятие и реализация аналогичных программ потребуется и на муниципальных уровнях.
Продолжится работа по повышению эффективности системы государственного и муниципального управления на территории Волгоградской области, включая повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», начиная с 1 января 2011 года, изменяется правовое положение бюджетных учреждений.
В целях повышения эффективности использования ресурсов в государственном и муниципальном секторах необходимо обеспечить проведение организационной работы по изменению статуса всех государственных (муниципальных) учреждений Волгоградской области на казенные, бюджетные и автономные учреждения с целью создания стимулов для повышения эффективности их деятельности.
Практическая реализация позволит уйти от платы только за фактическое существование учреждений, вне зависимости от результатов их деятельности. Соответственно, изменения в правовом положении государственных (муниципальных) учреждений должны привести к повышению доступности и качества государственных и муниципальных услуг.
В рамках комплексной информационной системы «Электронное правительство Волгоградской области» будет продолжена работа по развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде населению и хозяйствующим субъектам Волгоградской области.
Повысить эффективность и минимизировать расходы на внутриведомственные и межведомственные управленческие процессы, протекающие в органах исполнительной власти в рамках бюджетного процесса, позволит внедрение современных информационных технологий, а именно развитие единой информационной системы формирования и исполнения консолидированного бюджета Волгоградской области и автоматизированной информационной системы государственного заказа Волгоградской области.
Четвертое. Использование инструментов поддержки инвестиционной и инновационной деятельности. В настоящее время государственная поддержка инвестиционной деятельности осуществляется в соответствии с Законом Волгоградской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области».
На региональном уровне в среднесрочной перспективе будет продолжена практика поддержки промышленных предприятий, основными формами которой являются предоставление государственных гарантий, налоговых льгот, возмещение разницы процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях под реализацию инвестиционных проектов.
Предоставление государственных гарантий необходимо осуществлять для реализации высокоэффективных, с точки зрения общественной значимости и экономической отдачи, программ и проектов. Поддерживать нужно те предприятия реального сектора экономики, которые имеют рынки сбыта своей продукции. При этом необходимо тщательно отбирать претендентов на получение государственных гарантий области.
С целью создания благоприятного инвестиционного климата на территории Волгоградской области следует обеспечить льготный режим налогообложения для субъектов инвестиционной деятельности. Пятое. Совершенствование системы управления государственной собственностью Волгоградской области. В целях совершенствования системы управления государственной собственностью Волгоградской области, приведения в строгое соответствие состава имущества функциям субъекта Российской Федерации, направленного на его эффективное использование, необходимо продолжить работу по оптимизации имущества, находящегося в государственной собственности Волгоградской области. В качестве мер по оптимизации государственного имущества могут быть использованы:
- изменение типа существующих бюджетных учреждений с учетом их сферы деятельности;
- приватизация государственного имущества, которая не только позволит увеличить поступления средств в бюджет, но, самое главное, обеспечит создание условий для благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Для повышения эффективности использования государственной собственности необходимо продолжить работу по совершенствованию региональной нормативно-правовой базы, регламентирующей инвестиционную и инновационную деятельность на территории Волгоградской области, в том числе в части оказания государственной поддержки в рамках федерального и областного законодательства. Шестое. Повышение качества человеческого капитала. Никакая модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, качественного образования и постоянного профессионального обучения.
Волгоградская область в числе трех субъектов Российской Федерации выбрана в качестве пилотной площадки для реализации мероприятий, проектов, программ, направленных на повышение финансовой грамотности населения и развитие финансового образования на 2011-2015 годы.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года повышение финансовой грамотности названо среди основных направлений формирования инвестиционного ресурса, важным элементом макроэкономической и социальной стабильности и повышения благосостояния граждан России.
Одной из приоритетных задач социально-экономического развития Волгоградской области является повышение благосостояния и качества жизни населения. Для повышения уровня благосостояния населения необходимо стимулировать рост реальных доходов граждан, снижать уровень бедности. Финансовая грамотность населения региона является одним из важных инструментов в борьбе с бедностью, а так же одним из способов снижения экономических рисков Волгоградской области.
Несмотря на то, что реализация мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Волгоградской области намечена на 2011-2015 годы, уже на сегодняшний момент в рамках указанных мероприятий приняты следующие нормативные правовые акты:
Распоряжение Главы Администрации Волгоградской области от 30.07.2010 года №728-р «О разработке долгосрочной целевой программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Волгоградской области на 2011-2015 годы», реализация которой будет способствовать повышению качества имеющихся финансовых услуг, позволит расширить возможности граждан по более эффективному использованию финансовых услуг в целях повышения собственного благосостояния и роста сбережений, и как следствие – окажет влияние на ускорение темпов роста экономики региона.
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 06.08.2010 года №1238 «Об образовании комиссии по координации деятельности, направленной на повышение финансовой грамотности населения Волгоградской области».
III. ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В условиях реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов 2011-2013 годах при формировании регионального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов основные направления бюджетных расходов исходят из приоритетов:
основываться на сценарных условиях функционирования экономики и прогнозе социально-экономического развития Волгоградской области на 2011-2013 год;
базироваться на основании консервативного сценария функционирования экономики при планировании доходов бюджета;
провести инвентаризацию и оптимизацию мер социальной поддержки, предоставляемых за счет средств областного бюджета;
не принимать новые расходные обязательства, не обеспеченные финансовыми источниками;
активнее переходить на оказание мер социальной поддержки отдельных категорий граждан с учетом принципа адресности и нуждаемости;
внедрять нормативы финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг;
утвердить стандарты предоставления государственных (муниципальных) услуг.
Будет продолжена работа, направленная на:
соблюдение нормативов расходов на содержание органов государственной власти;
проведение оптимизации численности работников бюджетной сферы, органов государственной власти и местного самоуправления;
недопущение роста кредиторской задолженности по принятым обязательствам;
рассмотрение параметров местных бюджетов с целью сбалансированности, оптимизации расходов, в том числе на содержание органов местного самоуправления;
осуществление мониторинга исполнения бюджетов муниципальных образований;
проведение взвешенной долговой политики;
проведение оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях, а также формирование рейтинга муниципальных образований.
При формировании расходов областного бюджета Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов так же необходимо особое внимание уделить следующим вопросам.
|