Скачать 382.33 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная помощь населению » направления подготовки 040100.62 «Социальная работа» Автор программы: О.В.Грашевская, к.ист.н., доцент кафедры социальных наук Цели освоения дисциплины: Целью освоения дисциплины «Социальная помощь населению» является формирование представлений об основных аспектах социальной помощи как части системы социальной защиты населения в Российской Федерации. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Дисциплина изучается в течение одного семестра. Курс состоит из 7 тем, раскрывающих различные аспекты социальной помощи как важной составляющей системы социальной защиты населения в Российской Федерации. Курс знакомит студентов с историческими аспектами формирования и современными моделями социальной помощи, формами, принципами социальной помощи и основными технологиями социальной работы с бедными и малообеспеченными слоями населения. Существенным элементом изучения дисциплины является работа с литературой. Так как учебники по курсу «Социальная помощь населению» отсутствуют, то основными источниками при подготовке для студентов являются учебники по социальной работе, социальной политике, монографии, статьи в периодических изданиях, материалы СМИ и Интернета, нормативно-правовые источники и др. документы международных организаций. Используя рекомендованную, а также подобранную самостоятельно литературу, студент готовится к лекциям и семинарским занятиям, а также выполняет ряд заданий, которые указаны в разделе УМК под названием «Задания для самостоятельной работы». Как самостоятельная работа студента, так и семинарские занятия имеют существенное значение для усвоения и закрепления изучаемого теоретического материала. Планы семинарских занятий отвечают логике изложения лекционного материала. Вопросы плана семинара, а также вопросы для обсуждения и самопроверки позволяют студенту применить полученные знания на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Существенною роль для усвоения материала, закрепления теоретических аспектов и приобретения практических навыков играют занятия, проводимые в интерактивной форме: деловые игры и «круглые столы». К таким занятиям студенты готовятся заранее, подбирая материал, составляя сценарий и др. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Семинар 1 Тема «Исторические аспекты формирования системы социальной помощи. Социальная помощь как система общественных отношений» План
Вопросы для коллективного обсуждения
Литература Основная
Дополнительная
Семинар 2 Тема «Бедность и малообеспеченность как социальная проблема. Основные современные концепции бедности» (2 часа) План 1.Бедность и неравенство как социально-экономические явления. Бедность как социальный индикатор. 2. Основные научно-теоретические подходы к изучению бедности. 3. Основные современные концепции бедности. 4. Механизмы определения нуждаемости в России. 4. Мировой и отечественный опыт борьбы с бедностью. Вопросы для коллективного обсуждения 1.Можно ли полностью искоренить бедность? 2. Обоснуйте тезис, что бедность и нуждаемость – социальные болезни современного общества. 3. Можно ли говорить о специфике российской бедности? 4.Насколько применим к России мировой опыт борьбы с бедностью? Литература Основная 1.Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. – М., 2005. 2. Смирнов С.Н.. Сидорина Т.Ю. Социальная политика. – М., 2004. 3. Социальная политика. Учебник. Под общ. Ред. Н.А.Волгина. – М., 2004. 4. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология – М., 2011. Дополнительная
Практическое занятие 1 «Круглый стол» «Отношение к бедности и бедным в современном российском обществе. Стыдно ли быть бедным?» (2 часа) Практическое занятие 2 Деловая игра1 «Мини-опрос «Нуждаетесь ли Вы в социальной поддержке» (2 часа) Участники совместно разрабатывают анкету для мини-опроса: 10-12 вопросов, раскрывающих потребность домохозяйств в конкретных видах государственной социальной помощи. Затем, выступая в роли опрашиваемых, участники игры заполняют анкеты, после чего в роли экспертов осуществляют их коллективную обработку и дают индивидуальные письменные содержательные комментарии к полученным результатам. Семинар 3 Тема «Основные этапы формирования отечественной системы социальной защиты» (4 часа) План
Вопросы для коллективного обсуждения
Литература Основная
4.Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. Учебное пособие. – М., 2007. 5.Социальная защита населения: опыт организационно-административный. – М., 2003. 6. Этапы развития благотворительности в России//Вопросы истории. - 2005. - № 3. – С.158-163. 7.Фирсов М.В. История социальной работы в России. – М., 1999. Дополнительная 1.Гейц И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации. – М., 2005. 2.Мачульская Е. История социальной помощи в России//Социальная защита. – 1999. - № 2. – С.14-17. 3.Реформирование России: от мифов к реальности: социальная и социально-политическая ситуация в России. – М., 2001. 5.Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. – М.: Наука. 2001. 6.Эволюция форм социальной защиты в России//Человек и труд. – 2004. - № 10. – С.25-30. Семинар 4 Тема «Зарубежные системы социальной защиты и социальной помощи населению» План
Вопросы для коллективного обсуждения
Литература Основная 1. Европейская социальная хартия (пересмотренная). Страсбург, 3 мая 1996 г.//Человек и труд. – 2001. - № 1. – С.5-41. 2.Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. – М., 2005. 3.Система социальной защиты в зарубежных странах//Отечественные записки. – 2003. - № 3. 4.Фан Тхань Фу. История и этапы развития социальной защиты населения//Социальная политика и социология. – 2005. - № 2. – С.27-49. Дополнительная 1.Зайченко А.С. Социальное обеспечение: пенсии, льготы, пособия/США: экономика, политика, идеология. – 1989. - № 10. – С.17. 2. Захаров М.А. Социальная защита населения Великобритании, ФРГ, Швеции, США, Австрии. – М., 1992. 4.Социальная защита населения Германии: механизмы и особенности//Известия Русского Географического общества. – 2003. - № 1. – С.57-63. 5. Социальная помощь в Германии//Социальное обеспечение. - № 9. – 2005. 6.Система социальной защиты во Франции//Социальное обеспечение. – 2005. - № 1, 2. 7.Социальная защита в странах Восточной Европы//Социальное обеспечение. – 2005. - № 3. 8.Пенсионные системы зарубежных стран//Отечественные записки. – 2003. - № 3. – С.86-88. Семинар 5 |
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 5 Теоретические... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Фгбоу впо «мггу» методические рекомендации по самостоятельной работе... Цель курса «Доврачебная помощь» дать необходимый объём знаний и практических навыков при оказании помощи при чрезвычайных ситуациях... | ||
Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная... Пк-3: быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Административная... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Автор программы: Петошина С. И., к ф н., доцент кафедры социальных наук фгбоу впо «мггу» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор-составитель... Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа»... Цели освоения дисциплины «Социальная работа» формирование системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки и практики,... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности | Методические рекомендации по разработке контрольно измерительных... Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г |