Скачать 0.67 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040201.65 - Социология со специализацией «Социология организаций» Автор: О.П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук». Целью освоения дисциплины «Социальная антропология» - является ознакомление студентов c представлениями о человеческом бытие, осмысленном в контексте социальности. Большое внимание уделяется объяснению недостаточности чисто объективистского подхода к человеку и показу двойственного характера метода социальной антропологии: внимание к биологическому субстрату человека и к фундаментальной социальности человечности. Основные задачи курса «Социальная антропология»: ● ознакомление студентов с концепциями и моделям развития человеческой социальной жизни в системах «цивилизация – культура»; ● получение студентами научных знаний о происхождении человека и исторических этапах его физической и культурной эволюции; ● изучение причинно-следственных связей между разнообразием людей и стратифицированностью современного общества; ● изучение факторов и механизмов формирования социального поведения человека в контексте различных культур; ● изучение системы «констант человеческого существования» и особенностей проживания их людьми в условиях современной России; ● изучение социодинамики «высокой культуры» как адаптивной системы в условиях «вызовов-и-ответов» современности. Общий курс «Социальная антропология» предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Социология», читается на III году обучения. Курс социальной антропологии тесно связан с такими дисциплинами подготовки специалистов-социологов, как философия, теория культуры, философия культуры, этнология, социология и другими курсами. Требования к уровню освоения содержания курса. Студенты должны знать и понимать на профессиональном уровне проблемы фундаментальных и актуальных социоантропологических и культурных процессов в стране и мире, уметь применить их на практике. Студенты должны уметь: использовать приобретенные знания и навыки для анализа инокультурных социальных явлений; грамотно проводить кросскультурный анализ социальных явлений; а также анализ проблем, происходящих при переходе индивида из одной социокультурной группы в другую; анализ социальных конфликтов, базирующихся на культурных предпосылках (индивидуальная непереносимость инокультурных явлений, проблемы в межличностном общении представителей различных культур, этнические и религиозные конфликты, конфликты между группировками, относящимися к различным субкультурам и др.), уметь выработать меры для профилактики и решения таких конфликтов. Разделы дисциплины и примерное распределение учебного времени
Содержание практических занятий Семинар 1-2 по теме «Предмет и метод социальной антропологии. Ее место в системе гуманитарных наук» (4 часа) План семинара: 1. Проблема человека как центральная проблема гуманитарных наук XX века. Культурные, социальные, теоретические предпосылки выделения культурной антропологии в самостоятельную область знания. 2. Отношения социальной антропологии, этнологии, культурологии, социальной философии. 3. Разнообразие культур народов мира. 4. Специфика знания о человеке. Социальная антропология в системе наук, ее специфика. 5. Особенности методов в социальной антропологии. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Попробуйте осветить эволюцию взглядов на природу человека и человека как социальное существо. 2. Почему проблема человека является центральной в гуманитарном знании? 3. Чем вызвано такое разнообразие культур в мире? 4. Каковы методы социальной антропологии? Отличаются ли они от методов других дисциплин гуманитарного плана? Задания для самостоятельного изучения: Осветите особенности методов гуманитарных наук и естественнонаучного познания. Чем они отличаются и в чем сходство? Литература основная: Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 189-205, 234-245, 290-390. Дильтей В. Категория жизни. Глава из книги «Структура исторического мира в науках о духе» // Вопросы философии. 1995. №10. С.129-143. Дильтей В. Задачи критики исторического разума. // Вопросы философии. 1988. №10. Бахтин М.М. К философским основаниям гуманитарных наук. К методологии гуманитарных наук. // Эстетика словесного творчества. М., 1979. Иванов В.В. Культурная антропология и история культуры. // Одиссей. 1989. С.11-19. Раппопорт Р. Эволюция человечества и будущее антропологии. //Этнографическое обозрение. 1995. № 6. С 18-30. Современная западная социология. Словарь М., 1990. С.22. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры.// Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 3-31. Шпенглер О. Закат Европы. // Самосознание европейской культуры XX века. М. 1991. С.23-34. Фрейд З. Недовольство в культуре.// Философские науки. 1989. № 1. Фуко М. Слова и вещи. М., 1977. С. 439-487. Литература дополнительная: Межуев В.М. Культурология и философия культуры.// Культурология сегодня. Основы, проблемы, перспективы. М.,1993. Гуревич П. Человек как микрокосм. // Общественные науки и современность. 1993. №6. С. 179-187. Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. СПб, 1994. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. С. 7-23. Чеснов Я.В. Этнологическое мышление и методика полевой работы. // Этнографическое обозрение. 1999. №6. Орлова Э.А. Руководство по методологии культурно-антропологических исследований. М., 1991. Семинар 3-4 по теме «Парадигмы социоантропологического познания» (4 часа) План семинара: 1. Индивид и общество, индивид и окружающая среда. Методы в антропологии. Первые полевые исследования. Коллективные представления, ранний структурализм М. Мосса, соотношение коллективной психологии и индивидуального у Л. Леви-Брюля, особенности первобытного мышления, закон партиципации. 2. Функционализм Б. Малиновского. Понятие культуры в функционализме. Этнология и социальная антропология А. Радклифа-Брауна. Метод Радклифа-Брауна. 3. Основные идеи и методологические принципы Ф. Боаса. Ф. Боас и его ученики. Человек в культуре – теория К. Гирца. Значение теорий К. Гирца для культурантропологии. 4. Понятие культуры у Л. Уйата. Принципы эволюции культуры. Структурализм К. Леви-Стросса и его вклад в культурную антропологию. 5. Этнографический материал в русской литературе. Г. Новицкий – его путешествия в Сибирь. Влияние Ломоносова на развитие отечественной этнографии. В. Белинский – о самобытности каждого народа. Сближение этнографии и естественных наук. Русское географическое общество, этнографические музеи. Особенности советской этнографии. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Какие методы применяются при полевых исследованиях? 2. В чем состоит сущность «антропологического переворота» в эпоху Ренессанса и Нового времени? 3. На каких основаниях базировалась классическая модель культуры? 4. В чем состоят недостатки линейной схемы развития культуры? 5. Каким образом Э.Тайлор опровергал идеи «концепции вырождения»? 6. Возможно ли использовать деление культур на «хтонические» и «теллурические», предложенное Л.Фробениусом, в современном обществе? 7. Какие основные подходы к изучению культур отличают структуралистов? Задания для самостоятельного изучения: 1. Каково влияние М.В.Ломоносова на развитие отечественной этнографии? 2. Каковы особенности этнографии в нашей стране? Литература основная: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1978. Боас Ф. Границы сравнительного метода в антропологии. Методы этнологии. // Антология исследований культуры. Т.1. СПб 1997. С. 499-509, 509-519. Кребер А. Стиль и цивилизация. // Там же. С. 225-271, 465-499. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.,1989.Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1989. С. 5-51. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. // Сумерки богов. М., 1992. С.99-142. Литература дополнительная: Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996.С. 85-155, 170-200. Мид М. Культура и мир детства. М., 1989. С. 322-361. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930. С. 5-69. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. С 9-87. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1986. Леви-Стросс К. Структура мифов.// Вопросы философии. 1970. №7. Радклифф-Браун А. Влияние концепции культуры на концепцию человека. // Антология исследований культуры. Т.1. СПб., 1997. С. 603-636. Малиновский Б. Научные принципы и методы исследования культурного изменения // Там же. С. 681-703. Малиновский Б. Научная теория культуры. // Вопросы философии. 1983. №2. Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека. Насыщенное описание в поисках интерпретативной теории культуры. // Антология исследований культуры. СПб, 1997. С. 115-141, 171-203. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах . // Там же. С. 271-285. Уйат Л. Понятие культуры. Наука о культуре. Энергия и эволюция культуры.// Там же. С. 17-49, 141-157, 439-465. Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1966. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.,1989. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1989. С. 5-51. Семинар 5 по теме «Природа человека. Человек как биосоциопсихическая целостность» (2 часа) План семинара: 1. Антропосоциогенез в теории Б. Поршнева. 2. Антропосоциогенез в теории Я. Линдблада. 3. Антропосоциогенез в теории А. Ачильдиева. 4. Антропосоциогенез в работах Л. Гумилева. 5. Современные точки зрения на проблему происхождения человека. 6. Человек как базовая проблема антропологии. Индивидуальность и личность в истории и культуре. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Как объяснить выражение, что человек – существо социальное и вместе с тем культурное? 2. Каковы современные взгляды на природу человека? 3. В чем отличие понятий индивидуальность и личность? 4. Как менялось отношение к человеку в разные исторические периоды? Задания для самостоятельного изучения: Изучите концепции происхождения человека Ф.Энгельса, Б.Поршнева, Я.Линдлблада, А.Ачильдиева. Литература основная: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1971. Поршнев Б. Ф. Контрсуггестия и история. // История и психология. М., 1971. С. 7-36. Поршнев Б. Ф. Элементы социальной психологии.// Проблемы общей психологии. М., 1965. Линдблад Я. Человек – ты, я, первозданный. М., 1991. Литература дополнительная: Ачильдиев И. Власть предыстории (опыт философского исследования). М., 1991. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. // Вопросы философии. 1995. №1. Козлова М.С. Эволюционная судьба Homo Sapiens.//Человек. 2000. №1. С.46-56. Козлова Н. Социально-историческая антропология. М., 1999. С. 62-184. Тендрякова М.В. Еще раз о социально-исторической прародине личности // Одиссей. Человек в истории. М., 1995. С. 125-139. Семинар 6 по теме «Цивилизации в истории человечества. Истоки социокультурного разнообразия в истории человечества. Материальная культура, социальная культура.» (2 часа) План семинара: 1. Динамика взаимодействия социального пространства и культуры. Возникновение производящего хозяйства. Основные типы хозяйственной деятельности. 2. Региональные и культурные отличия в типах хозяйства. Взгляд антропологов на экономику. Производство, природные ресурсы. Организация труда, половозрастное разделение труда. Дарение, потлач. Рыночный обмен. Разнообразие типов производящей деятельности в истории. Отличия западных и восточных цивилизаций в способах хозяйствования. Становление мировой экономической системы: основные проблемы и способы решения. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Каковы основные типы хозяйственной деятельности в истории человечества? 2. Как определяют региональные и культурные особенности тип хозяйства? 3. Когда и под влиянием каких факторов возникло разделение труда? 4. Что такое рыночная экономика? Задания для самостоятельного изучения: 1. Какие типы экономики Вы знаете? 2. Каковы отличия западных и восточных цивилизаций в способах хозяйствования? Литература основная: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1978. Артемова О.Ю. Первобытный эгалитаризм и ранние формы социальной дифференциации. // Ранние формы социальной стратификации. М., 1993. С.27-40. Бродель Ф. Что такое Франция. Пространство и история. М., 1994. С. 5-20, 41-87, 329-331. Бродель Ф. Структуры повседневности. Т.1. М. 1986. С.5-117. Бродель Ф. Игры обмена. М., 1988. Бродель Ф. Время мира. М., 1990. Васильев. Л. С., Иванов. Н.А. Введение.// Феномен восточного деспотизма. М. 1983. С. 3-26. Васильев Л.С. Генеральные очерки исторического процесса.// Философия и общество. 1997. №1. С.89-156. Литература дополнительная: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996. С.55-77, 207-214. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1996. Никольский С.А. Земледелие и крестьянство как природно-исторические явления. // Вопросы философии. 1991.№ 2. С. 13-24. Нуреев Р.М. Азиатский способ производства как экономическая система // Феномен восточного деспотизма. М. 1983. С.62-88. Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. М, 1986. Семинар 7 по теме «Социокультурная динамика».(2 часа) План семинара: 1. Формы взаимодействия личности, культуры и общества. 2. Динамика и основные этапы формирования личности в обществе (антропологический подход). 3. Инновации в культуре. Факторы принятия инноваций – этапы зарождения и развития. 4. Личность в современной культуре – проблема системы культуры и авторства. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Какие свойства культуры обусловливают процесс социализации индивида? 2. Перечислите образы человека в европейской культуре и связанные с ними виды педагогического воздействия. 3. Назовите стадии моральной социализации, попробуйте связать их со стадиями общего развития личности. 4. Чем отличается маргинальная личность от «эталонной», принятой в данной культуре? Задания для самостоятельного изучения: 1. Существует ли социальный характер человека? Если «да», то в чем он проявляется? 2. Какие формы приспособления индивида к обществу рассматривает Р.К. Мертон? 3. В чем причины агрессивности человека? Какие концепции, объясняющие их, Вы знаете? Литература основная: Арутюнов С.А. Инновации в культуре этноса и социально-экономическая обусловленность. // Этнографические исследования развития культуры. М., 1985. С.31-50. Зеньковский В. Единство личности и проблема перевоплощения.// Россия XXI. 1998. 9-10. С. 62-82. Литература дополнительная: Бахур В. Г. Это неповторимое Я. М., 1986. Дриккер А. Л. Человечество: информационный идеал.// Человек. 2000. №1 С.37-45. Семинар 8 по теме «Человек и социокультурная среда» (2 часа) План семинара: 1. Антропогеография как субдисциплина социальной антропологии. 2. География расселения народов планеты. Ландшафтные, природоклиматические условия и особенности проживания народов. 3. Адаптивные функции культуры к географической и природной среде. 4. Особенности и формы взаимодействия народов с ландшафтным и социальным окружением. Геокультура и ее основные архетипы. 5. Угроза экологической катастрофы. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. В чем состоит адаптивная функция культуры к географической и природной среде? 2. Геокультура и ее основные архетипы. Задания для самостоятельного изучения: Что такое глобальные проблемы человечества? В чем состоит угроза экологической катастрофы? Можно ли ее избежать? Литература основная: Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. М., 1998. С. 163-171. Культурология. ХХ век. Словарь. СПб. 1997. (Статья: Антропогеографическая школа, С. 36-37; Природа и культура, С. 356-358. Литература дополнительная: Львова Э.С. Культуры народов Тропической Африки вчера и сегодня: взаимодействие культур и тенденция развития. М., 1996. С. 125-142. Дополнительная литература: Голд Дж. Основы поведенческой географии. М., 1990. Семинар 9 по теме «Брак, семья, семейные группы в рассмотрении социальной антропологии» (2 часа) План семинара: 1. Институт брака и его роль в истории. Биологический контекст. Социокультурный контекст. 2. Брачные правила. 3. Семья и ее состав. 4. Нуклеарная семья, расширенная семья. 5. Современная семья. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Что такое семья? Какие вы знаете типы семей? 2. В чем особенности современной семьи? Задания для самостоятельного изучения: Перечислите особенности современной семьи и перспективы ее развития как социального института. Литература основная: Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985. Мольтман-Вендель Э. И сотворил Бог мужчину и женщину. // Вопросы философии. 1991. №3. С.91-104. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1978. Литература дополнительная: Васильев Л.С. История Востока. М., 1993. Т.1. С.3-15. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб, 1998. Семья, гендер, культура. М., 1997. Брак у народов Западной и Южной Европы. М., 1989. Латышев И.А. Семейная жизнь японцев. М., 1985. Кон И.С. Введение в сексологию. М. 1989. С.86-176. О благородстве и преимуществе женского пола. СПб., 1997. Фуко М. История сексуальности III. Забота о себе. М., Киев, 1998. С.45-201. Семинар 10 по теме «Антропология власти» (2 часа) План семинара: 1. Концепция «подражания» у Тарда. 2. Принудительность как характеристика социального у Э. Дюркгейма. 3. Социум как машина для производства богов (С. Московичи). 4. Массовое общество в ХХ – начале XXI века. 5. Антропология и политика: народ как ставка в игре (П.Бурдье). 6. Сравнительный анализ представлений о преступлении и наказании в различных обществах. Наказание репрессивное и реститутивное. Коллективное преступление и коллективное наказание. Вопросы для коллективного обсуждения («круглый стол»): 1. Перечислите основания, с помощью которых можно выделить насилие как социальное, политическое, экономическое и психологическое явления. 2. Каково, на Ваш взгляд, будущее социального насилия? 3. Почему политическая и экономическая деятельность должна регулироваться извне, со стороны интеллектуальной силы? 4. Почему фанатизм в социальной жизни неприемлем? Задания для самостоятельного изучения: Проведите сравнительный анализ представлений и о преступлении и наказании в различных обществах. Литература основная: Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. С. 226-260. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998. С. 130-149. Мосс М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти // Общества. Обмен. Личность. М., 1996. С. 223-241. Мосс М. Обязательное выражение чувств. Там же. С. 74-82. Литература дополнительная: Бурдье П. Назначение "народа" // Начала. М., 1994. С. 222-230. Горбовский А. Магия и власть // Знамя №№10-11. М., 1998. Мосс М. Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие "я". Там же. С. 264-292. Сигеле С. Преступная толпа // Преступная толпа. М., 1999. С. 13-110. Семинар 11 по теме «Антропология сакрального. Культуротворчество народов мира: миф и религия» (2 часа) План семинара: 1. Основные мифы народов мира. Мифы древней Греции, мифы древней Индии, мифы народов Азии. 2. Социальное мифотворчество в различные исторические периоды. 3. Магия и ритуалы в различных культурах. Магия, наука и религия. 4. Религия народов мира. Религия и ее адаптивные функции. Религия и символизм. Вопросы для коллективного обсуждения («круглый стол»): 1. Чем отличается социальное мифотворчество в различные исторические периоды? 2. Каковы магия и ритуалы в различных культурах? 3. Как соотносятся магия, наука и религия? 4. Ушли ли древние верования из нашей жизни навсегда? Задания для самостоятельного изучения: 1. Мифы древней Греции. 2. Мифы древней Индии. 3. Мифы народов Азии. Литература основная: Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996. С. 5-31, 98-118, 142-191. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1983. Штернберг Л. Примитивная религия в свете этнографии. М., 1936. С. Мифы народов мира. В 2-х томах. М., 1980, 1982. Мифы Древней Индии. М, 1975. Мифы Древней Греции. Л., 1990. Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М., 1986. Литература дополнительная: Леви-Стросс К. Структура мифов. // Вопросы философии. 1970. №7 Леви-Стросс К. Миф. Ритуал, генетика. // Природа. 1978.№ 1. Малиновский Б. Магия, наука и религия. // Этнографическое обозрение. 1993. № 6. С. 103-114. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1995. Кассирер Э. Техника современных политических мифов. // Вестник МГУ. Сер 7. 1990. №2. Планк М. Религия и естествознание. // Вопросы философии. 1990. №8. С.25-36. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.. 1986. С.9-19. Семенов Ю.И. Эволюции религии: смена ОЭФ и культурная преемственность.// Этнографические исследования развития культуры. М., 1985. Гуревич П.С. Мифология наших дней. // Свободная мысль. 1992. №11. Василенко Л.И. Магия: старое зло или новое благо. // Вопросы философии. 1994. №2. Семинар 12 по теме «Проблема смерти в различных культурах» (2 часа) План семинара: 1. Отношение к смерти и ее ритуализация в древнем мире (Египет, Индия, Шумер, Древняя Греция). 2. Смерть и судьба человека в мировых религиях. 3. Философское и социологическое направления исследования смерти в 20 веке. 4. Жизнь после смерти как объект научного исследования. Медицинские, культурные и социальные способы сопротивления смерти. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. В чем выражался культ мертвых у древних народов? 2. Объясните себе происхождение ритуала «сати» в индуизме. 3. Перечислите формы индивидуального и социального сопротивления смерти. 4. Что значит «преклонение перед жизнью» (А. Швейцер)? (Каковы философские и религиозные истоки этого девиза?) Задания для самостоятельного изучения: Жизнь после смерти как объект научного исследования. Медицинские, культурные и социальные способы сопротивления смерти. Литература основная: Львова Э.С. Культуры народов Тропической Африки вчера и сегодня: взаимодействие культур и тенденция развития. М., 1996. С. 72-79. Мосс М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти // Общества. Обмен. Личность. М., 1996. С. 223-241. Литература дополнительная: Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992. Вернан Ж.-П. Индия, Месопотамия, Греция: три идеологии смерти // Новое литературное обозрение № 33. М., 1998. С. 22-29. Гинзбург К. Репрензентация: слово, идея, вещь // Новое литературное обозрение № 33. М., 1998. С. 5-21. Зеленин Д.К. Древнерусский языческий культ «заложных» покойников // Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1917-1934. М., 1999. С. 17-34. Матич О. Успешный мафиозо – мертвый мафиозо: культура погребального обряда // Новое литературное обозрение № 33. М., 1998. С. 75-107. О смерти и бессмертии. М., 1991. Уильямс Б. Случай Макропулос: размышления о скуке бессмертия // Проблема человека в западной философии. М., 1988. Семинар 13 по теме «Ментальность. Массовое и общественное сознание». (2 часа) План семинара: 1. Понятие ментальности. Ментальное измерение истории. 2. Типы характера и общество. Психология межнациональных отношений: предубеждения, паттерны, установки, стереотипы в культуре. 3. Приемы, процедуры исследования коллективных представлений, образов, символов, ритуалов. 4. Характеристика основных школ и концепций изучения ментальности в зарубежной и отечественной гуманитарной мысли. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Какова роль соц. антропологии в формировании мировоззрения социальной, религиозной, ценностной терпимости? 2. В чем заключается проблема межкультурной коммуникации в мире глобальности? 3. Каковы противоречия человеческого бытия, связанные с информатизацией и виртуализацией? Задания для самостоятельного изучения: Существует ли Российская ментальность? Каковы ее характеристики? Литература основная: Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988. Асмолов А.К. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996. Дубов И.Г. Феномен менталитета психологический анализ.// Вопросы психологии. 1993. №5. С.20-30. Зубков Е.О, Куприянова А.И. Ментальное измерение истории.// Вопросы стории. 1995. №7. Кон И.С Социологическая психология. М., Воронеж, 1999. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966. Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет. Исторические заметки. //Отечественная история. 1995. №3. Литература дополнительная: Агеев В.С. Психологические исследования социальных стереотипов. //Вопросы психологии. 1986. №1. С.95-102. Марков В.В разум и сердце история и теория менталитета. СПб., 1993. Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-на-Дону, 1994. С. 192-270. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество. // Социс 1993. №3,5. С. 144-151, №3 С. 121-130. Российская ментальность.// Вопросы философии. 1994 №1. Шестопал Е.Б., Брицкий Г.О., Денисенко М.В. Этнические стереотипы русских.// Социс. 1999. №4. Семинар 14 по теме «Язык как этнический и культурный фактор. Языковое разнообразие» (2 часа) План семинара: 1. Язык и культура. Общественные функции языка. 2. Особенности национально-культурной семантики (структура и элементы). 3. Фольклор в культуре. Семантический язык и язык повседневного поведения. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Каковы функции языка в культуре и обществе? 2. Природное и социальное в языке. 3. Какова структурная организация языка? 4. Эволюция языка. Задания для самостоятельного изучения: Попробуйте составить речевой портрет современника (например, жителя нашего города, представителей различных слоев населения, молодежной субкультуры и поколения «отцов» и т.п.). Литература основная: Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985. Винокур Т.Г. Речевой портрет современного человека.// Человек в системе наук. М., 1989. Веселовский В.Н. Информация и мысль: новый взгляд на сущность сознания. // Философия и общество. 2000. №3 С. 84-97. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр соч в 6 т. Т. 2. М.,1982. Лабов У. Единство социолингвистики.// Социально-лингвистические исследования. М., 1976. Лотман Ю.М. Роман Пушкина “Евгений Онегин”. Л., 1983. С. 35-110. Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992. Литература дополнительная: Верещагин Е. М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1989. С. 9-18, 23-27, 46-51, 218-226. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. Семинар 15 по теме «Механизмы трансляции социокультурного опыта социализации и акультурации индивида.» (2 часа) План семинара: 1. Социализация. Биологический контекст. Культурный контекст. 2. Теории развития личности в отечественной и зарубежной антропологии. 3. Индивид – индивидуальность – личность. Основные факторы, этапы социализации. 4. Позитивная и негативная идентичность. 5. Роль социокультурной среды в формировании ребенка. 6. Отечественная психология о базовых факторах формирования личности. Зарубежная психология о базовых факторах формирования личности. Основные теории личности. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Что понимается под «социальностью»? 2. Как оценить культурность той или иной формы социального взаимодействия? Задания для самостоятельного изучения: Опишите какое-либо свое часто повторяющееся действие с обозначением элементов культуры в нем. Попытайтесь выяснить, откуда исходят эти требования, когда и как они Вами восприняты. Литература основная: Смелзер Дж. Социализация. // Социс. 1991.№3 С. 109-113, №5 С. 109-116. Лотман Ю. М. Проблема обучения культуре как ее типологическая характеристика. // Ученые записки Тарт ун-та. Тарту, 1971. Традиция в истории культуры. М. 1978. Флиер А. Культурогенез и истории культуры. // Общественные науки и современность.1995. №3. С. 137-148. Литература дополнительная: Авдеева Н. Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве. // Вопросы психологии. 1997. №4. С.3-13. Адлер А. Индивидуальная психология. // История зарубежной психологии: 30-60-е г XX века. Тексты. М., 1986. Акчурин И. А. Топология и идентификация личности.// Вопросы философии. 1994. № 5.С. 143-150. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1994. Антонова Н. В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии.// Вопросы психологии 1996. № 1.С. 131-143. Анцыферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности Э.Г. Эриксона.// Принцип развития в психологии. М., 1978. Баткин Л. М. «Неужели вот тот – это Я?» // Знамя. 1995. № 2. С. 189-196. Берг Р. Развитие «Я-концепции» и воспитания. М., 1986. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. М., 1998. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр.соч. в 6-т, Т.4.М.,1984. Кудрявцев В. Т. Историзм в психологии развития: от принципа к проблеме.// Психологический журнал.1996. т.17 №1. Лейбин В. М. Психоаналитическая трактовка структуры личности и неофрейдистская концепция самости.// Вопросы философии. 1977. № 6. С. 149-159. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология.// Вопросы философии. 1993. №5. С. 54-64. Руткевич А. М. Психо-история Э. Г. Эриксона. // Э. Эриксон. Молодой Лютер. М., 1996. С. 3-22. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Автор программы: Петошина С. И., к ф н., доцент кафедры социальных наук фгбоу впо «мггу» | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор-составитель... Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология»... Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» | Программа дисциплины этнология и социальная антропология ... | ||
Программа дисциплины этнология и социальная антропология ... | Целями освоения дисциплины Социальная антропология являются Дисциплина «Социальная антропология» располагается в разделе б дв. 2 – дисциплина по выбору в Математическом и естественнонаучном... | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 5 Теоретические... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная помощь населению» Целью освоения дисциплины «Социальная помощь населению» является формирование представлений об основных аспектах социальной помощи... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная... Пк-3: быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Административная... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии |