НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
ОДОБРЕНО
на заседании кафедры
экономических дисциплин
(протокол №1 от 5 сентября 2011 г.)
| УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной и воспитательной работе
____________О.В. Челомбицкая
_____________________2011 год
|
Учебно-методический комплекс
учебной дисциплины
«МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»
по специальности
080507.65 «Менеджмент организации» Формы обучения:
очная, заочная
Составитель: Рудая К.Г.
Ростов-на-Дону
2011 Введение
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Мировая экономика» разработана для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации». На изучение дисциплины «Мировая экономика» отводится учебным планом очной формы обучения 100 часов, в том числе лекционные занятия -27 часа, практические занятия - 27 часов, самостоятельная работа студентов 46 часов. По окончанию изучения курса студенты сдают экзамен в форме тестирования с оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При заочной форме обучения трудоемкость дисциплины составляет 100 часов, в том числе лекционные занятия - 6 часа, практические занятия - 4 часа, самостоятельная работа- 90 часов.
Цели и задачи дисциплины
Для мировой цивилизации характерен процесс глобализации, под которым понимается всеобщность связей, новый масштаб человеческой деятельности, относительно легко преодолевающей естественные, политические, культурные и другие барьеры. В глобализирующемся мире идет борьба за лидерство. Ведущие государства, опираясь на свою экономическую, финансовую, технологическую, информационную мощь, получают возможность строить цивилизацию завтрашнего дня так, как им удобно и выгодно. Другие же стараются не остаться за бортом общемирового процесса, приблизиться к лидерам, освоить рыночный механизм хозяйствования. В такой ситуации положение страны в мировой табели о рангах становится вопрос не только национального престижа, но и жизненных возможностей.
Расширение международных связей и интеграции, установление коммерческих и деловых отношений, уверенный выход на мировой рынок при одновременной активизации внутреннего – обязательные условия занятия Россией достойного места в мировом сообществе. В связи с этим возрастает интерес к теории и практике рыночных отношений, основам конкурентной экономики, формам и методам участия корпораций в сфере внешнеэкономических связей.
Без этих знаний будущие специалисты не смогут мыслить глобально, стратегически и перспективно.
Цель преподавания курса «Мировая экономика» - приобретение студентами навыков анализа тенденций и процессов, происходящих в экономической сфере мирового сообщества. С позиций системного подхода изучается широкий спектр новых явлений, которые присущи экономике наиболее развитых стран, развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
Обучение по программе курса организуется в форме лекционных и практических занятий, а также в виде индивидуальной и самостоятельной работы студентов.
Изучение курса ориентировано на будущую профессиональную деятельность студента по специальности, а также тематику выпускной квалификационной работы.
Структура и объем дисциплины
Кол-во часов. Форма обучения
|
Семестр
| Всего
| Аудиторн.
| Самост. работа
| Форма отчетности
| Очная
| 3
| 100
| 54
| 46
|
экзамен
| Заочная
| 5
| 100
| 10
| 90
|
Содержание дидактических единиц по дисциплине «Мировая экономика» в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» степень (квалификация) – менеджер (2000г.),
Международное движение товаров, услуг и факторов производства; государственная политика в области внешней торговли; современные тенденции изменения конкурентоспособности; формы международной кооперации и перелива капиталов, международных экономических объединений; основы международной торговли, оценка последствий внешнеторгового обмена, выгоды торговли; теория факторов Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева, современная трактовка влияния факторов производства на структуру внешней торговли, изменения структуры факторов, теорема Рыбчинского, влияние технического прогресса, цикла жизни товара на структуру внешней торговли; традиционные и нетрадиционные ограничения, эффект введения таможенных пошлин, их влияние на доходы производителей, покупателей и государства; протекционистская политика, практика введения импортных квот, тарифные ограничения, "добровольные" экспортные ограничения, экспортные субсидии, "новый" протекционизм, роль торговых союзов, зон свободной торговли, ЕЭС, североамериканская зона свободной торговли; валютный курс и платежный баланс, спрос и предложение валют, валютные рынки, эволюция международной валютной системы, торговый баланс; международное движение капитала и рабочей силы; международное кредитование; кризис внешней задолженности; прямые инвестиции и транснациональные корпорации; влияние миграции на благосостояние; проблема "утечки умов".
|
Содержание дисциплины
Распределение фонда времени по темам и видам занятий
№
п/п
| Наименование тем
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Всего часов
| Очная
форма
| Зочная
форма
| Очная форма
| Зочная форма
| Очная форма
| Зочная форма
| Лекции
| Семинары
| Лекции
| Семинары
| Модуль 1
| 1.
| Мировое хозяйство как основа современной мировой экономики
| 2
| 2
| 1
|
| 2
| 4
| 6
| 5
| 2.
| Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства
| 2
| 2
|
|
| 2
| 4
| 6
| 4
| Модуль 2
| 3.
| Механизм функционирования мировой экономики
| 4
| 2
|
| 1
| 4
| 8
| 10
| 9
| 4.
| Международное движение капитала. Мировой рынок ссудных капиталов
| 2
| 2
|
1
|
| 4
| 8
| 8
| 9
| 5.
| Международный научно-технический обмен
| 2
| 2
| 1
|
| 6
| 10
| 10
| 11
| 6.
| Мировой рынок труда и миграция рабочей силы
| 2
| 2
|
| 1
| 4
| 8
| 8
| 9
| Модуль 3
| 7.
| Международная валютная система
| 2
| 2
| 1
|
| 4
| 8
| 8
| 9
| 8.
| Балансы международных расчетов. Платежный баланс страны
| 2
| 2
|
| 1
| 4
| 8
| 8
| 9
| Модуль 4
| 9.
| Международная экономическая интеграция
| 2
| 2
|
| 1
| 4
| 8
| 8
| 9
| 10.
| Типология и характеристика современных стран мира
| 2
| 2
| 1
|
| 4
| 6
| 8
| 7
| 11.
| Развитые страны в мировой экономике
| 2
| 2
|
|
| 2
| 6
| 6
| 6
| 12.
| Развивающиеся страны мировой экономики
| 1
| 3
|
|
| 2
| 6
| 6
| 6
| 13.
| Россия в системе современных международных экономических отношений
| 2
| 2
| 1
|
| 4
| 6
| 8
| 7
| Всего часов
| 26
| 28
| 4
| 6
| 46
| 90
| 100
| 100
| 4. Тематический план изучения дисциплины
(методические рекомендации преподавателю и студенту)
4.1. Содержание тем дисциплины
Тема 1. Мировое хозяйство как основа современной мировой экономике
Современное мировое хозяйство, понятие, структура, субъекты и тенденции развития. Характерные черты мировой экономики. Основные этапы развития мирового хозяйства.
Субъекты современной мировой экономики (государства (национальные хозяйства), региональные экономические интеграционные объединения, международные корпорации (транснациональные компании), международные экономические организации (ГААТТ/ВТО, МВФ, МБРР и др.)).
Глобализация мирового хозяйства, его ресурсы. Процесс интернационализации хозяйственной жизни, либерализации внешнеэкономических связей, региональной экономической интеграции, транснационализации капитала и др. Современные тенденции изменения конкурентоспособности.
|