КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс
к учебникам
• С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова и др.;
• В. В. Бабайцевой и др.;
• М. М. Разумовской и др.
• Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной и др.
Издание допущено к использованию в образовательном процессе в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 № 729 (в ред. от 13.01.2011).
Рецензенты:
руководитель структурного подразделения предметов социально-гуманитарного цикла ОМЦ ЦОУО г. Москвы И. И. Карпова;
учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 310 г. Москвы Г. Н. Можейко.
От составителя
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 8 класса» написаны к учебникам С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова и др.; В. В. Бабайцевой и др.; М. М. Разумовской и др. и к другим учебникам, соответствующим Программе общеобразовательных учреждений по русскому языку (М.: Просвещение).
Актуальность данного издания несомненна: учителям и ученикам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену, недавно ставшему обязательным в нашей стране.
Использование тестов для диагностики знаний учащихся 8 класса позволит постепенно прививать навыки работы с тестовыми материалами, аналогичными тестам ЕГЭ, т. е. фактически начать подготовку к Единому государственному экзамену.
Кроме того, материалы пособия помогут осуществить систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на уроках, пригодятся при составлении заданий для олимпиад и конкурсов по русскому языку.
Материалы пособия разработаны в соответствии с государственными образовательными стандартами и нормативнометодическими документами. Учитываются принцип преемственности между начальным и средним звеном обучения и принцип перспективности. КИМы составлены с учётом возрастных особенностей учащихся, а также с опорой на Программы общеобразовательных учреждений по литературе (8 класс).
Важно, что пособие позволяет реализовать межпредметные связи (русский язык и литература): многие задания под литерой В содержат фрагменты произведений, включённых в программу по литературе, и литературоведческих статей, а задания под литерой С дают возможность проверить знания по этому предмету.
Структура КИМов для 8 класса соответствует структуре аналогичных материалов ЕГЭ. В конце книги приведены ответы на все задания.
Необходимо учесть, что ориентация на постепенную подготовку к ЕГЭ не отменяет контроля знаний и умений учащихся и традиционными методами. Содержащиеся в пособии тексты индивидуальных заданий, диктантов (словарных и контрольных), изложений учитель может использовать в процессе изучения каждой темы, а также при итоговых проверках.
Данное пособие предназначено не только для учителей, но и для учащихся, интересующихся предметом и желающих проверить свои знания по русскому языку, может применяться для подготовки к ЕГЭ в 10–11 классах при повторении пройденного материала.
В курсе русского языка в 8 классе изучаются следующие основные темы:
Функции русского языка в современном мире.
Повторение изученного в 5–7 классах.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Словосочетание.
Простое предложение.
Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.
Простые односоставные предложения.
Неполные предложения.
Однородные члены предложения.
Обращения, вводные слова и междометия.
Обособленные члены предложения.
Прямая и косвенная речь.
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе.
Требования к уровню подготовки учащихся
Примечание. В таблице не учитывались устные виды знаний и умений.
Комментарии для учителя по выполнению заданий и их оценке
Тематические тесты содержат 6–7 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С).
Уровень А — базовый (не менее 5 вопросов). К каждому заданию даётся 4 варианта, только один из которых верный.
Уровень В — более сложный (1–2 вопроса). Каждое задание требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).
Уровень С — повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания требуется записать развёрнутый ответ.
Итоговые тесты (после изучения крупной темы, годовые) содержат 11–18 вопросов и заданий, также трёх уровней сложности.
На выполнение тематических тестов отводится 7–15 минут. Эти тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. Количество заданий обусловлено временем, выделяемым обычно на уроке на проверку домашнего задания. Учитель по своему усмотрению может ограничить задание уровнями А и В, а задание под литерой С дать отдельно, в другое время.
На выполнение контрольных тестов отводится 40–45 минут, а на выполнение итогового — 90 минут. И хотя учителю бывает сложно выделить целый урок на проверку и закрепление полученных знаний, делать это целесообразно в связи с необходимостью подготовки учащихся к сдаче Единого государственного экзамена.
Примеры заданий из части А
А1. Какое словосочетание имеет обстоятельственное значение? (Словосочетание.)
□ 1) на каждый день
□ 2) рыбачить на озере
□ 3) съешь пирожок
□ 4) йогурт с малиной
Ответ: 2.
А2. В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения? (Второстепенные члены предложения.)
□ 1) Я начал заниматься по-настоящему только недавно.
□ 2) Вы перестанете разговаривать на уроке?!
□ 3) Мушкетёры всегда готовы помочь другу.
□ 4) Капитан приказал поднять якорь.
Ответ: 4.
Примеры заданий из части В
В1. Укажите тип сказуемого в данном предложении. (Главные члены предложения.)
Здание Лицея в Царском Селе под Петербургом является частью большого ансамбля.
Ответ: составное именное (1 балл).
В1. Из данного фрагмента поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» выпишите вводное слово (вводные слова). (Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.)
Что ж ещё?.. И всё, пожалуй.
Словом, книга про бойца
Без начала, без конца.
Ответ: пожалуй, словом (2 балла).
Примеры задания из части С
С1. Напишите, как вы думаете, почему Твардовский назвал свою поэму «книгой без начала, без конца».
С1. Напишите, как и с какой целью употребляются назывные предложения в драматических произведениях.
Критерии оценки ответов
В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания.
За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл.
Дихотомическая система оценивания используется при проверке отдельных заданий открытой формы с кратким ответом из части В. За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется от 1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания.
Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (связный ответ или сочинение). Оценка выполнения таких заданий является политомической. За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.
Ответы на задания части С в 8 классе предполагают средний объём. Учитель может ставить оценку за это задание, исходя из традиционной пятибалльной системы.
Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльной системе.
80 % от максимальной суммы баллов — оценка 5;
60–80 % — оценка 4;
40–60 % — оценка 3;
0–40 % — оценка 2.
Автором пособия предлагается гибкая система подведения результатов тестирования, которая допускает за учеником право на ошибку.
Тест 1. Повторение пройденного в 5–7 классах: фонетика, орфография Вариант 1
А1. В каком слове все согласные звуки мягкие?
□ 1) легче
□ 2) стремя
□ 3) специи
□ 4) неделя
А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
□ 1) черпАя
□ 2) средствА
□ 3) принялА
□ 4) килОметр
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
□ 1) ул..жить, тр..нировка
□ 2) благод..рить, нев..димка
□ 3) к..снуться, б..гряный
□ 4) чемп..он, ком..ндант
А4. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
□ 1) овра.., дости..ший
□ 2) перебеж..ик, спор..ик
□ 3) сем..десят, об..ект
□ 4) ш..рох, ш..рстка
В1. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (в которых) гласная буква обозначает два звука.
Бушует полая вода, шумит и глухо, и протяжно.
С1. Напишите, какое значение в этих стихотворных строках имеет звукопись. (Ответ должен быть полным.)
Тест 1. Повторение пройденного в 5–7 классах: фонетика, орфография Вариант 2
А1. В каком слове все согласные звуки мягкие?
□ 1) шесть
□ 2) часть
□ 3) цепь
□ 4) юность
А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
□ 1) началА
□ 2) красивЕе
□ 3) ржавЕя
□ 4) складЫ
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
□ 1) эп..демия, выр..сти
□ 2) уб..рать, г..рлянда
□ 3) дог..реть, п..риод
□ 4) ш..стёрка, защ..щать
А4. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
□ 1) мя..че, рю..зак
□ 2) ра..цветка, ко..ьба
□ 3) фотос..ёмка, восем..надцатый
□ 4) поч..тный, ж..кей
В1. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (в которых) гласная буква обозначает два звука.
На диком бреге Иртыша сидел Ермак, объятый думой.
С1. Напишите, в чём вы видите особенности лексики этих стихотворных строк. (Ответ должен быть полным.)
Тест 2. Повторение пройденного в 5–7 классах: морфемика и словообразование Вариант 1
А1. Каков способ образования слова «трубопроводный»?
□ 1) приставочный
□ 2) суффиксальный
□ 3) сложение
□ 4) приставочно-суффиксальный
А2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
□ 1) дог..ревший, пол..скать бельё
□ 2) пред..стория, по..грать
□ 3) пр..ятельский, пр..ступить закон
□ 4) соб..раться, наст..лить
А3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ь?
□ 1) бубен..чик, нарисовал чудищ..
□ 2) задумаеш..ся, исполнить туш..
□ 3) среж..те веточ..ку
□ 4) упал навзнич.., пострич..ся
А4. В каком слове есть приставка РОС-?
□ 1) рослый
□ 2) роскошь
□ 3) роспись
□ 4) ростовщик
В1. Определите способ образования существительных в данном предложении, характерный для русской народной песни.
Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
С1. Напишите, какие художественные особенности характерны для русской народной лирической песни. (Ответ должен быть полным.)
Тест 2. Повторение пройденного в 5–7 классах: морфемика и словообразование Вариант 2
А1. Каков способ образования слова «физкультура»?
□ 1) приставочный
□ 2) суффиксальный
□ 3) сложение
□ 4) приставочно-суффиксальный
А2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
□ 1) уг..релый, сл..гаемое
□ 2) небез..звестный, ножниц..
□ 3) пр..землиться, пр..творить в жизнь
□ 4) бл..стательный, разв..ваться на ветру
А3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ь?
□ 1) стало невтерпёж.., медвеж..и следы
□ 2) пробежат..ся, он везуч..
□ 3) съеш..те булоч..ку
□ 4) пела лиш.. молодёж..
А4. В каком слове есть приставка ИС-?
□ 1) истратить
□ 2) истина
□ 3) искатель
□ 4) исторический
В1. Из данного фрагмента русской народной песни выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением.
Ещё станет государь-царь меня спрашивать:
Ты скажи, скажи, детинушка крестьянский сын,
Уж как с кем ты воровал, с кем разбой держал,
Ещё много ли с тобой было товарищей?
С1. Напишите, какие черты характерны для русской народной исторической песни. (Ответ должен быть полным.)
Тест 3. Повторение изученного в 5–7 классах: лексика, фразеология, культура речи Вариант 1
А1. Какое словосочетание содержит неологизм?
□ 1) проявить фотоплёнку
□ 2) нарядный кафтан
□ 3) саммит глав государств
□ 4) система знаний
А2. В каком предложении есть синонимы?
□ 1) Гиппопотам — это бегемот.
□ 2) Костёр то почти затухал, то снова разгорался.
□ 3) Гулливер побывал и в стране великанов, и в стране лилипутов.
□ 4) Какой-то ты сегодня несерьёзный, легкомысленный.
А3. В каком предложении выделенное слово входит в состав фразеологического оборота?
□ 1) Балкон ДЕРЖАЛИ четыре колонны.
□ 2) Корабль ДЕРЖАЛ курс на юго-запад.
□ 3) Около входа в подвал мы заметили кошку, которая ДЕРЖАЛА в зубах котёнка.
□ 4) Сено в стогах ДЕРЖИТ тепло всю зиму.
А4. В каком предложении нет речевых ошибок?
□ 1) Не надоело тебе целый день бить баклушу?
□ 2) Большую роль в промышленности имеет добыча полезных ископаемых.
□ 3) Пришлось скрипя сердцем делать уроки.
□ 4) Стыдно в таком возрасте сидеть на шее у родителей.
В1. Из данного предложения выпишите устаревшее слово (архаизм).
И вот на поле грозной сечи ночная пала тень.
С1. Напишите, в чём заключается особенность фразеологических оборотов как членов предложения. Приведите примеры.
Тест 3. Повторение изученного в 5–7 классах: лексика, фразеология, культура речи Вариант 2
А1. Какое словосочетание содержит неологизм?
□ 1) приступить к сканированию
□ 2) спортивная команда
□ 3) крепостной мастер
□ 4) топка паровоза
А2. В каком предложении есть синонимы?
□ 1) Храбрец, как и трус, тоже боится, но умеет преодолевать свой страх.
□ 2) Осколок волшебного зеркала, попавший в глаз Каю, сделал мир вокруг него безобразным, уродливым.
□ 3) Старые яблони давали урожай, молодые же ещё набирались силы.
□ 4) В сказках добро всегда побеждает зло.
|