№ урока
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Виды учебной деятельности
| Домашнее задание
|
1
| Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык как развивающееся явление
| Урок усвоения новых знаний
| Русский язык – национальный язык русского народа, основное средство общения в национальном коллективе.
| Анализ текстов. Как вы понимаете слова К. Ушинского: «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ»?
| Стр. 5. Ответить на вопросы; упр.7 (1 гр. составить словосоче-тания, 2 гр. – пред-ложения).
|
2
| Повторение пройденного в 5 и 6 классах. Синтаксис. Синтаксический разбор предложений.
| Повторительно-обобщающий урок
| Синтаксис. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений. Синтаксический разбор предложения.
| Графический, объяснительный диктанты.
| Составить устное высказывание: 1 в. «Отличие словосо-четаний от предло-жений», 2 в. – «Характеристика предложений», упр. 9.
|
3
| Пунктуация. Пунктуационный разбор предложений.
| Повторительно-обобщающий урок
| Завершающие знаки препинания. Знаки препинания при однородных членах предложения, при диалоге и в предложениях с прямой речью. Пунктуационный разбор предложений.
| Графический диктант, составление схем, конструирование предложений по схемам.
| Знать порядок разбора; упр.12
|
4
| Лексикология. Лексический состав языка. Лексические нормы.
| Повторительно-обобщающий урок
| Лексический состав языка. Лексические нормы.
| Анализ художественного текста. Сочинение-миниатюра.
| Работа с толковым словарем по заданию учителя; упр.15
|
5
| Фразеология.
| Повторительно-обобщающий урок
| Отличие фразеологизмов от словосочетаний. Значение фразеологизмов. Их происхождение. Нормы употребления.
| Работа со словарем. Составление связного ответа.
| Подготовить устное высказывание «Значения фразео-логизмов» ; упр.16
|
6
| Фонетика. Орфоэпия.
| Повторительно-обобщающий урок
| Характеристика звуков речи. Оглушение. Озвончение. Чередование звуков. Правописание слов с чередованием. Нормы ударения.
| Фонетический разбор. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
| Знать фонетическую характеристику звуков, порядок фонетического разбора; упр.18
|
7
| Словообразование. Морфемика. Морфемный и словообразовательный разборы.
| Повторительно-обобщающий урок
| Способы образования слов в русском языке. Морфемы. Варианты морфем. Морфемные модели слов. Анализ словообразовательных гнезд.
| Работа со школьным этимологическим словарем. Составление графических схем слов
| Знать способы образования слов в русском языке. Знать порядок разбора, упр.26
|
8
| Морфология. Морфологи-ческий разбор слова.
| Повторительно-обобщающий урок
| Система частей речи. Принципы выделения:общее граммати-ческое значение, морфоло-гические признаки, синтак-сическая роль. Соблюдение основных морфологических норм русского языка.
| Предупредительный диктант.
| Знать порядок морфологического разбора; Повторить время глагола; упр 37
|
9
| Орфография, правописание окончаний
| Повторительно-обобщающий урок
| Правописание окончаний разных частей речи.
| Объяснительный диктант.
| Повторить «Правописание ь после шипящих»; упр.32
|
10
| Орфография. Правописание суффиксов и приставок.
| Повторительно-обобщающий урок
| Правописание приставок и суффиксов. Определение по суффиксам к какой части речи относится слово.
| Составление устных высказываний «Правописание приставок», «Правописание суффиксов», предупредительный диктант
| Повторить наклонение и вид глагола. Упр. 38
|
11
| Р.р. Текст
| Урок развития речи
| Текст. Признаки теста. Средства связи предложений в тексте.
| Сочинение-миниатюра
| Стр.20 (вопросы), упр.45
|
12
| Р.р. Стили русского литературного языка.
| Урок развития речи
| Стили русского литературного языка. Стилевые признаки.
| Работа с текстом
| Знать признаки публицистического стиля; упр.58
|
13
| Контрольный диктант.
| Урок контроля
| Правописание частей речи. Члены предложения.
| Диктант с грамматическим заданием
| Повторить спряжение глагола; упр.34
|
14
| Анализ контрольных работ.
| Урок коррекции знаний.
| Классификация и исправление допущенных ошибок
| Работа над ошибками
| Повторить переходность, возвратность глагола. Упр.35
|
15
| Морфология. Причастие как часть речи. Морфологические признаки причастия.
| Урок усвоения новых знаний
| Вопрос о причастии в системе частей речи. Грамматические признаки причастия. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль.
| Подбор существи-тельных к прила-гательным и причастиям,сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи.
| &9. Определение и признаки причастия. Упр.56,57
Инд.сообщ. по ис-пользованию причастий в речи.
|
16
| Склонение причастий.
| Урок усвоения новых знаний
| Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
| Осложненное списывание.
| &11, орф.19, упр.67. привести примеры предложений с причастиями из учебника физики.
|
17
| Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми.
| Урок усвоения новых знаний
| Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота.
| Объяснительный диктант
| &12, опред на стр. 31, пунктогр.6, упр.70
|
18
| Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми.
| Урок закрепления изученного
| Текстообразующая роль причастий. Синтаксическая синонимия. Правильное построение предложений с причастным оборотом.
| Работа по карточкам. Редактирование текста.
| &12, упр73
|
19
| Морфологический разбор причастий. Роль причастий в речи.
| Урок усвоения новых знаний
| Общее значение причастия, морфологические признаки, синтаксическая роль.
| Комплексный анализ текста.
| & 23. Знать прядок разбора.
|
20
| Слитное и раздельное написание не с причастиями.
| Урок усвоения новых знаний
| Слитное и раздельное написание не с причастиями.
| Составление таблицы «Не с причастиями»
| Орф. 54, упр. 136( указать стиль, признаки стиля, списать, раскрывая скобки)
|
21
| Слитное и раздельное написание не с причастиями
| Урок закрепления изученного
| Слитное и раздельное написание не с причастиями.
| Орфографический диктант
| Упр. 138 ( списать, исправляя предложения)
|
22
| Действительные и страдательные причастия
| Урок усвоения новых знаний
| Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления.
| Распределительный диктант
| &16. Стр.38 знать теорию; упр.83
|
23
| Р.р. Изложение.
| Урок развития речи
|
|
|
|
24
| Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
| Урок усвоения новых знаний
| Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени
| Составление таблицы «Суффиксы причастий»
| &16, выучить таблицу, упр. 90
|
25
| Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
| Урок закрепления изученного
| Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени
| Объяснительный диктант.
| &16, орф. 49, упр.94 (указать стиль, признаки стиля)
|
26
| Действительные причастия прошедшего времени.
| Урок усвоения новых знаний
| Образование действительных причастий прошедшего времени. Орфоэпические нормы.
| Творческое списывание
| &17, упр.99 (заменит глаголы причастиями), составить предл. с причастным оборотом
|
27
| Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
| Урок усвоения новых знаний
| Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Синтаксическая синонимия.
| Дополнение таблицы «Суффиксы причастий»
| &18, упр.101; упр.100 (составить вопросный план)
|
28
| Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
| Урок закрепления изученного
| Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Синтаксическая синонимия.
| Объяснительный диктант.
| &18, упр. 104 (заменит сложное предложение простым с прич.оборотом)
|
29
| Страдательные причастия прошедшего времени
| Урок усвоения новых знаний
| Образование страдательных причастий прошедшего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени
|
| &19, упр.108
|
30
| Краткие страдательные причастия.
| Урок усвоения новых знаний
| Краткие страдательные причастия. Их синтаксическая роль в предложении.
|
| &15, упр.89 (подчеркнуть кр.причастия как члены предложения)
|
31
| Р.р. Описание внешности человека
| Урок развития речи
| Составление текста – описания внешности человека. Деловое описание. Художественное описание. Использование средств художественной выразительности.
| Работа с текстом. Сочинение – миниатюра.
|
|
32
| Слитное и раздельное написание не с полными и краткими причастиями.
| Урок закрепления изученного
| Слитное и раздельное написание не с полными и краткими причастиями.
| Работа по карточкам.
| &24 упр. 137. Сильн.: составить орфографический диктант
|
33
| Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
| Урок усвоения новых знаний
| Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Отличительные признаки причастий.
| Объяснительный диктант.
| &21, упр. 118, знать орфограмму
|
34
| Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
| Урок закрепления изученного
| Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
| Распределительный диктант.
| &22, упр.120, знать орфограмму
|
35
| Р.р. Портрет. Сочинение – описание внешности человека.
| Урок развития речи
| Составление портретной характеристики. Деловое описание. Художественное описание. Сочинение – описание внешности человека
| Работа с текстом. Сочинение.
| Выписать портретную характеристику Остапа и Андрия из повести Гоголя
|
36
| Гласные перед одной и двумя Н в страдательных причастиях и отглагольных прила-гательных.
| Урок усвоения новых знаний
| Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов
| Диктант «Проверь себя»
| &20, упр. 112 ( составить словосочетания и предложения с причастиями)
|
37
| Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
| Урок усвоения новых знаний
| Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий
| Выборочный диктант. Составление таблицы «О-Ё/Е после шипя-щих в суффиксах разных частей речи».
| &25, знать орфограмму, упр.142
|
38
| Повторение и обобщение по теме «Причастие»
| Урок закрепления изученного
| Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль причастий. Правописание причастий.
| Работа с текстами.
| & 9 – 25, упр. 156
|
39
| Контрольный диктант по теме «Причастие. Правописание причастий»
| Урок контроля
| Правописание причастий, графическое объяснение орфограмм, синтаксический разбор, морфологический разбор.
| Диктант с грамматическим заданием
| Стр.70, вопр. 1 – 9.
|
40
| Анализ контрольных работ
| Урок коррекции знаний.
| Классификация и исправление допущенных ошибок
| Работа над ошибками
| Упр. 157 ( устно), составить орф.диктант по правописанию причастий
|
41
| Понятие о деепричастии
| Урок усвоения новых знаний
| Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Грамматические признаки деепричастия. Синтаксическая и тексто-образующая роль.
| Объяснительный диктант.
| & 26, выучить определение деепричастия. Упр. 161 (исправить ошибки)
|
42
| Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
| Урок усвоения новых знаний
| Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми.
| Комментированное письмо.
| & 27, пунктогр. 7, упр. 166; инд.: найти предложения с дееприч. оборотом
|
43
| Раздельное написание НЕ с деепричастиями.
| Урок усвоения новых знаний
| Раздельное написание НЕ с деепричастиями
| Комментированное письмо.
| & 28, упр. 173
|
44
| Р.р. Описание действий как вид текста. Языковые особенности текста – описания действий человека
| Урок развития речи
| Описание действий как вид текста: структура, языковые особенности.
| Работа с текстами. Сочинение-миниатюра
| Упр. 239, составить текст по своим наблюдениям
|
45
| Деепричастия несовершенного и совершенного вида.
| Урок усвоения новых знаний
| Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Суффиксы деепричастий
| Образование деепричастий.
| &29 , упр. 192; Инд.: Глагольные признаки в при-частии и деепричас-тии.
|
46
| Деепричастия несовершенного и совершенного вида.
| Урок закрепления изученного
| Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Суффиксы деепричастий
| Диктант «Проверь себя»
| &29, упр. 195, составить рассказ о деепричастии по плану.
|
47
| Морфологический разбор деепричастий. Употребление деепричастий в речи.
| Урок усвоения новых знаний
| Морфологический разбор деепричастий. Употребление деепричастий в речи. Использование свойств деепричастий «дорисовывать» действия в текстах разных стилей и типов речи.
| Комплексная работа с текстом.
| & 31, знать порядок разбора; упр. 185
|
48
| Обобщение по теме «Деепричастие»
| Повторительно-обобщающий урок
| Способы образования деепричастий. Правописание деепричастий Знаки препинания при деепричастном обороте.
| Осложненное списывание.
| Стр. 89, вопросы 1- 6 упр 194
|
49
| Контрольный диктант по теме «Деепричастие» с грамма-тическим заданием.
| Урок контроля
| Способы образования деепричастий. Правописание деепричастий Знаки препинания при деепричастном обороте.
| Диктант с грамматическим заданием
| Составить ответы: 1в.: Признаки гла-гола и наречия в деепричастии; 2 в.: Признаки прилага-тельного и глагола в причастии
|
50
| Анализ контрольных работ.
| Урок коррекции знаний.
| Классификация и исправление допущенных ошибок
| Работа над ошибками
| Составить словарный диктант по правилам своих ошибок.
|
51
| Понятие о наречии. Группы наречий.
| Урок усвоения новых знаний
| Наречие как часть речи. Грамматические признаки. Синтаксическая роль. Группы наречий по значению.
| Распределительный диктант.
| &32, 33, выучить таблицу в тетради; упр. 199 ( по заданию, выписать словосоч.: глагол + наречие
|
52
| Степени сравнения наречий
| Урок усвоения новых знаний
| Образование форм сравнительной и превосходной степеней сравнения.
| Осложненное списывание.
| &34, знать теорию на стр. 98, упр. 212
|
53
| Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на - О, - Е.
| Урок усвоения новых знаний
| Правописание НЕ с наречиями.
| Составление таблицы «Не с именами существительными, прилагательными, наречиями»
| &36, орф.57, упр. 222
|
54
| Правописание отрицательных наречий. Буквы Е, И в приставках НЕ- и НИ-.
| Урок усвоения новых знаний
| Слитное написание отрица-тельных наречий. Е, И в приставках отрицательных наречий.
| Распределительный диктант.
| & 37, орф. 58, упр. 229
|
55
| Одна и две буквы Н в наречиях на - О, - Е.
| Урок усвоения новых знаний
| Правописание одной и двух Н в наречиях на –о, -е.
| Диктант «Проверяю себя»
| & 38, орф. 59, упр. 235
|
56
| Буквы О и Е после шипящих на конце наречий
| Урок усвоения новых знаний
| Буквы О и Е после шипящих на конце наречий
| Распределительный диктант.
| &40, орф. 60, упр 243
|
57
| Буквы О и А на конце наречий, образованных от бесприставочных прилагательных.
| Урок усвоения новых знаний
| Буквы О и А на конце наречий, образованных от бесприс-тавочных прилагательных.
| Графическое объяснение орфограммы
| & 41, орф. 61, упр. 246
|
58
| Дефисное написание наречий
| Урок усвоения новых знаний
| Условия дефисного написания наречий
| Объяснительный диктант.
| &42, стр. 115 (орфогр), упр. 251
|
59
| Дефисное написание наречий
| Урок закрепления изученного
| Условия дефисного написания наречий
| Орфографический диктант
| & 42, орф. 62, упр 254
|
60
| Р.р. Составление рассказа с элементами описания действий. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь»
| Урок развития речи
| Рассказ как вид повест-вовательного текста: структура, языковые особенности. Рассказ по картине
| Работа с текстом. Составление плана. Сочинение .
|
|
61
| Слитное и раздельное написание наречий, образованных от наречий, существительных, прила-гательных, порядковых числительных
| Урок усвоения новых знаний
| Слитное и раздельное написание наречий, образованных от наречий, существительных, прилагательных, порядковых числительных
| Объяснительный диктант.
| Выучить лекционный материал, упр. 258
|
62
| Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
| Урок усвоения новых знаний
| Правописание Ь после шипящих на конце наречий.
| Составление таблицы «Ь после шипящих на конце слов»
| & 44, орф. 63, упр. 265, составить 3 предложения с использованием на-речий на шипящую.
|
63
| Морфологический разбор наречий. Обобщение по теме «Наречие»
| Урок усвоения новых знаний
| Морфологический разбор наречий. Значение, морфоло-гические признаки, синтак-сическая роль наречий. Правописание наречий.
| Работа с текстом.
| & 35, упр. 216 ( морфологич.разбор выделенных наречий)
|
64
| Контрольный диктант по теме «Наречие. Правописание наречий»
| Урок контроля
| Морфологический разбор наречий. Значение, морфоло-гические признаки, синтак-сическая роль наречий. Правописание наречий.
| Диктант с грамматическим заданием
| стр.121, вопр.1-10
|
65
| Анализ контрольных работ. Использование наречий в речи.
| Урок коррекции знаний.
| Классификация и исправление допущенных ошибок. Использование наречий в речи.
| Работа над ошибками
| Составить орфографич.диктант по теме «Наречие»
|
66
| Слова категории состояния
| Урок усвоения новых знаний
| Слова категории состояния как часть речи. Грамматические признаки. Синтаксическая роль.
| Работа с текстом. Составление предложений.
| &45, теория на стр.124-125, упр. 276, & 46, упр. 280
|
67
| Самостоятельные и служеб-ные части речи.
| Урок усвоения новых знаний
| Служебные части речи. Их отличие от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи.
| Работа с текстом. Составление таблицы «Самостоятельные и служебные части речи»
| & 47, составить таблицу «Самостоятельные и служебные части речи»
|
68
| Р.р. Изложение с элементами сочинения.
| Урок развития речи
| Изложение с элементами сочинения.
| Изложение
|
|
69
| Предлог как служебная часть речи
| Урок усвоения новых знаний
| Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении.
| Определить роль предлогов в предложении. Сгруппировать словосочетания по значению предлога.
| & 48, знать определение, упр. 288
|
70
| Употребление предлогов. Предлоги однозначные и многозначные.
| Урок усвоения новых знаний
| Предлоги однозначные и многозначные. Употребление предлогов с существительными, числительными, местоимениями. Предлог перед прилагательными, порядковыми числительными, причастиями.
| Предупредительный диктант. Редактирование текста.
| & 49, упр. 293
|
71
| Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги
| Урок усвоения новых знаний
| Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги
| Замена производных предлогов непроизводными
| & 50, упр.299, & 51, упр. 304
|
72
| Морфологический разбор предлога.
| Урок усвоения новых знаний
| Морфологический разбор предлога.
| Работа с текстом.
| & 52, упр. 305
|
73
| Слитное и раздельное написание производных предлогов
| Урок усвоения новых знаний
| Слитное и раздельное написание производных предлогов ( в течение, ввиду, вследствие и др). Дефис в предлогах из-за, из-под.
| Объяснительный диктант.
| & 53, орф.64,65; упр. 297,308
|
74
| Правописание предлогов |