Рабочая программа дисциплины «Институциональная экономика»





НазваниеРабочая программа дисциплины «Институциональная экономика»
страница1/4
Дата публикации28.02.2015
Размер0.52 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3   4
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»




СОГЛАСОВАНО

Руководитель работ по направлению подготовки бакалавров 080100,
декан, профессор

____________ И.Б. Сергеев

«___» ___________ 2012 г.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ПЭ

профессор

____________ М.М. Хайкин

«___» ___________ 2012 г.

Рабочая программа дисциплины

«Институциональная экономика»

Направления подготовки: 080200 Менеджмент

Профиль подготовки: «Управление проектами»

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Форма обучения: Очная

Санкт-Петербург

2012
1. Цели и задачи дисциплины:

Цель учебного курса «Институциональной экономики»  ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональной культуры экономиста. Познакомить студента с историей становления и современным состоянием новой институциональной теории, ввести его в круг основных понятий и категорий институциональной экономики, познакомить студента с основными направлениями и теориями, развивающимися в рамках новой институциональной экономики и объяснить ему сравнительные возможности этих теорий и решаемые ими задачи; а также выработать у него навыки институционального анализа современной экономики. Усвоение институциональной экономики необходимо для дальнейшего углубленного изучения отраслевых экономических дисциплин профессионального цикла.

Задачи курса: Студенты в процессе изучения дисциплины должны усвоить содержание и категориальный аппарат институциональной экономики; познакомиться с ведущими авторами и основополагающими работами в данной области; понимать общую логику становления и развития современных научных направлений институциональной экономики; уметь определить их вклад в развитие экономической науки; знать методологические основы институциональной экономики; усвоить метод институциональной экономики и инструменты анализа; уметь применять институциональный подход к исследованию экономических процессов; развивать общую эрудицию и экономическое мышление; показать знания, умения, навыки в процессе текущего и итогового контроля знаний.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Программа дисциплины «Институциональная экономика» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра согласно ФГОС–3 и относится к базовой (вариативной) части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1). Курс институциональной экономики – неотъемлемая составная часть профессионального цикла образовательной программы экономиста. Согласно Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями экономической теории, истории экономических учений, аналитическим аппаратом математического анализа.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

  • владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–5);

  • умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК–6);

  • готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК–7);

  • способностью находить организационно–управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК–8);

  • умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК–9);

  • стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК–10);

  • умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК–11);

  • осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК–12);

  • способностью анализировать социальнозначимые проблемы и процессы (ОК–13);

  • владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК–15);

  • способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК–19);

  • способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК–20);

организационно–управленческая деятельность:

  • знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК–1);

информационно–аналитическая деятельность:

  • способностью к экономическому образу мышления (ПК–26);

  • способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК–27);

  • пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования (ПК–28);

  • способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК–29);

  • знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК–30);

  • владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК–34);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • историю формирования и основные идеи современного институционализма как ведущего направления в институциональной мысли;

  • сравнительные возможности различных направлений современного институционализма и решаемые ими задачи;

  • основные понятия, концепции институциональной экономики а, а также методы экономического анализа институтов;

  • основные понятия и модели неоклассической и институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики;

  • основные сферы применения современного институционального анализа – индивидуальное поведение, рынки и права собственности, организации, государство, право.

Уметь:

  • применять понятийно–категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

  • ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

  • применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

  • использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности;

  • ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности;

  • использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности;

  • проводить анализ отрасли (рынка), используя экономические модели;

  • использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации);

Владеть:

  • понятийным аппаратом современной институциональной теории и важнейшими категориями современного институционализма;

  • навыками работы с оригинальными научными публикациями по институциональной экономике;

  • навыками поиска и использования информации, необходимой для осуществления институционального анализа современной экономики;

  • навыками самостоятельного анализа формальных и качественных моделей институциональной тематики.

  • экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)

57




57







В том числе:












Лекции

38




38







Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)

19




19







Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

51




51







В том числе:












Курсовой проект (работа)
















Расчетно–графические работы
















Реферат

20




20







Другие виды самостоятельной работы

21




21

























Вид промежуточной аттестации (зачет)

зачет




зачет







Общая трудоемкость 108 час

3 зач. ед.

108




108







108














5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

1.Введение в институциональный анализ

1.1. Неоклассическая экономическая теория: базовые предпосылки и их критика институционалистами. Традиционный (старый) и новый институционализм. Исследовательская программа новой институциональной теории. Поведенческие предпосылки новой институциональной теории. Ограниченная и органическая рациональность. Оппортунистическое поведение: сущность и основные проявления.

1.2. Определение понятия института. Функции институтов. Ситуации, в которых возникают институты: «дилемма заключенных»; координации; неравенства. Институциональная структура общества. Институты формальные и неформальные. Взаимодействие формальных и неформальных институтов. Механизмы принуждения к соблюдению правил.

2. Трансакционные издержки

2.1. Понятие трансакции. Определение трансакционных издержек. Виды рыночных трансакционных издержек и средства их минимизации. Издержки до заключения контракта: издержки поиска информации об альтернативах сделки, издержки измерения, издержки проведения переговоров и заключения контракта. Издержки после заключения контракта: издержки контроля за соблюдением контракта. Альтернативные способы защиты контракта: частные способы защиты контракта, репутация и правовая система. Издержки защиты контракта от третьих лиц.

2.2. Измерение трансакционных издержек. Объяснение сложностей измерения. Измерение трансакционных издержек в экономике США Нортом и Дугласом.

3. Экономическая теория прав собственности

3.1. Определение прав собственности и основных понятий: спецификация прав собственности, расщепление прав собственности и пучок прав собственности, размывание прав собственности. Внешние эффекты и несостоятельность рынка. Альтернативные способы интернализации внешних эффектов. Теорема Коуза.

3.2. Альтернативные режимы прав собственности: общедоступная собственность, коллективная собственность, частная и государственная собственность.

Теории возникновения и изменения прав собственности: наивная теория, теория групп давления, теория рентоориентированного поведения.

4. Экономический анализ контрактов

4.1. Теория контрактов: классификация основных направлений. Понятие совершенного контракта. Причины неполноты контрактов. Типы асимметрии информации и виды оппортунистического поведения. Неблагоприятный отбор и институциональные способы его предотвращения. Моральный риск и институциональные способы его предотвращения.

4.2. Классификация контрактов: классический. неоклассический и отношенческий. Факторы, влияющие на выбор типа контракта. Специфичность ресурсов и вымогательство. Альтернативные способы организации сделки: рынок, гибридные формы и иерархия.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Институциональная экономика» iconУчебной дисциплины (модуля) «Институциональная экономика» по направлению...
Цель освоения дисциплины «Институциональная экономика» сформировать следующие компетенции
Рабочая программа дисциплины «Институциональная экономика» iconПрограмма дисциплины Институциональная экономика 2 для направления...
Курс институциональная экономика предназначен для студентов магистратуры направления «Экономика» магистерской программы «Прикладная...
Рабочая программа дисциплины «Институциональная экономика» iconРабочая программа учебной дисциплины «институциональная экономика»
«Институциональная экономика» – сформировать у студентов навыки институционального анализа ситуаций хозяйственной жизни, а также...
Рабочая программа дисциплины «Институциональная экономика» iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Институциональная экономика»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «институциональная экономика» 3
Рабочая программа дисциплины «Институциональная экономика» iconИнституциональная экономика
Дисциплина «Институциональная экономика» относится к учебным дисциплинам базовой части профессионального цикла ооп направления 080100...
Рабочая программа дисциплины «Институциональная экономика» iconРабочая программа дисциплины институциональная экономика направление...
Темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план)
Рабочая программа дисциплины «Институциональная экономика» iconПрограмма учебной дисциплины институциональная экономика
Институциональная структура экономики определяет стимулы участников экономической деятельности, их возможности и те трансакционные...
Рабочая программа дисциплины «Институциональная экономика» iconПланируемые результаты обучения Цель освоения дисциплины «Институциональная экономика»
«Институциональная экономика» – сформировать у студентов навыки институционального анализа ситуаций хозяйственной жизни, а также...
Рабочая программа дисциплины «Институциональная экономика» iconРабочая программа дисциплины (с дополнениями и изменениями) б в....
«Экономической теории», «Институциональная экономика», «Региональная экономика» и других. Программа данного курса тесно связана с...
Рабочая программа дисциплины «Институциональная экономика» iconПрограмма дисциплины «Институциональная экономика»  для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Рабочая программа дисциплины «Институциональная экономика» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины >10....
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Экономика и управление в туризме и гостиничной деятельности», протокол...
Рабочая программа дисциплины «Институциональная экономика» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Институциональная экономика»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа дисциплины «Институциональная экономика» iconИнституциональная экономика практикум
К. э н., доцент Кулешова Т. А. институциональная экономика: Практикум./ Сибгути. – Новосибирск, 2010 г., 21 с
Рабочая программа дисциплины «Институциональная экономика» iconПрограмма дисциплины «Институциональная экономика» для направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»...
Рабочая программа дисциплины «Институциональная экономика» iconПрограмма дисциплины «Институциональная экономика» для направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»...
Рабочая программа дисциплины «Институциональная экономика» iconМосковский гуманитарно-экономический институт
Рабочая программа учебной дисциплины «Институциональная экономика». – Новороссийск : нф мгэи, 2015. 70 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск