Скачать 490.92 Kb.
|
Кафедра экономики Учебно-методический комплекс по дисциплинеИнституциональная экономика Основная образовательная программа 080100 «Экономика»Утверждено на заседании кафедры: Протокол №____ «___» ___________ 20__ г. Зав. кафедрой _________ Автор-составитель: Зыкова Н.В., к.э.н. доцент кафедры экономики
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________ ___________________________ _____________________________ «___»_______________200 г. «___»_______________200 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине Институциональная экономика По направлению подготовки 080100 «Экономика» Курс 2 Вид промежуточной аттестации экзамен Кафедра Экономики Архангельск, 2012 1. Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины:формирование систематизированных знаний о структуре экономических институтов, их взаимосвязи, институциональных соглашениях, типов контрактов и роли государства в экономике. Основные задачи дисциплины:
2.Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Институциональная экономика» относится к учебным дисциплинам базовой части профессионального цикла ООП направления 080100 «Экономика». 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать
Уметь
Владеть
4. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины: 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
Используемые формы и методы обучения: лекции, практические и семинарские занятия, самостоятельная работа студентов, деловые игры, игровое проектирование, мозговые атаки, кейсы, кейс-анализ, тренинг, living-case, проблемные дискуссии, анализ деловых ситуаций, письменные эссе. В процессе преподавания дисциплины «Институциональная экономика» преподаватель использует как классические формы и методы обучения (прежде всего лекции, практические и семинарские занятия), так и активные методы обучения (деловые игры, различные виды кейсов, мозговые атаки, игровое проектирование и др.) - применение любой формы (метода) обучения предполагает также использование новейших IT-обучающих технологий, включая виртуальный класс преподавателя по данной дисциплине. При проведении лекционных занятий по дисциплине «Институциональная экономика» преподаватель использует аудиовизуальные, компьютерные и мультимедийные средства обучения Института, а также демонстрационные и наглядно-иллюстрационные (в том числе раздаточные) материалы. Семинарские и практические занятия по данной дисциплине проводятся с использованием компьютерного и мультимедийного оборудования Института, при необходимости — с привлечением полезных Интернет-ресурсов и пакетов прикладных программ.
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
8. Формы контроля 8.1. Текущий контроль успеваемости студентов по дисциплине «Институциональная экономика» включает тестирование, деловые игры, игровое проектирование, решение кейсов, подготовку письменных и электронных эссе, рефератов, разработку исследовательских минипроектов и документов portfolio в виртуальном классе и/или в ходе аудиторных занятий. 8.2. Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) студентов проводится после прочтения 50 % объема учебных аудиторных часов по данной дисциплине и проводится в виде зачета в письменной форме и/или в форме решения тестовых заданий в компьютерном классе. Итоговый контроль проводится в виде экзамена. Вопросы к экзамену приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций». 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 9.1. Основная литература
9.2. Дополнительная литература
9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы -Encyclopedia of Law and Economics – http://allserv.rug.ac.be/~gdegeest -Международная организация по новой институциональной экономике ISNIE http://www.isnie.org/ -Библиотечка Либертариума – http://www.libertarium.ru/library - Электронный учебный курс: http://econline.edu.ru
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины - компьютеры с доступом в Интернет - доступ к вышеуказанным поисковым системам Календарно-тематический план лекций Учебная дисциплина – Институциональная экономика Направление подготовки – 080100 «Экономика» Семестр – 2 Курс – 2 Место проведения занятий - ауд. Преподаватель – Зыкова Н.В.
Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________ "___"_____________ 20 г. протокол № ____________ Зав. кафедрой ___________________________________________________________ (ФИО подпись) Календарно-тематический план практических занятий Учебная дисциплина – Институциональная экономика Направление подготовки – 080100 «Экономика» Семестр – 2 Сроки проведения курса, цикла – семестр Количество часов, отведенное на курс, цикл – 29 час. Курс – 2 Группа – Место проведения занятий – ауд. Преподаватель – Зыкова Н.В.
Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________ "___"_____________ 20 г. протокол № ____________ Зав. кафедрой ___________________________________________________________ (ФИО подпись) МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 2012 г. Раздел 1. Введение в институциональный анализ Цель - оценить состояние и уровень экономических исследований по отдельным направлениям современной институциональной экономической теории Задачи: - обучить основным понятиям, моделям и инструментам анализа институциональной экономики с учетом альтернативных исследовательских подходов. Тема 1. Предпосылки возникновения институциональной экономики 1.2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы Предпосылки возникновения институциональной экономики как научного направления. Старый (традиционный) институционализм: генезис, фундаментальные идеи, теории и модели. Новый институционализм: генезис, фундаментальные идеи, теории, модели и научные школы. Ведущие ученые представители неоинституциональной экономической теории. 1.3. Вопросы к занятию 1. Современная институциональная экономика как учебная дисциплина и научное направление 2. Истоки институционализма. 3. Старый институционализм в прошлом и настоящем. 4. Новая институциональная экономика и неоклассика. 5. Конвергенция подходов современных традиционной и новой институциональных экономических теорий 1.4. Вопросы для самоконтроля 1. Назвать основные научные направления и школы, которые повлияли на формирование институциональной школы в экономической теории. 2. Показать в чем состоят фундаментальные идеи старого институционализма и как они соотносятся с положениями неоклассики. 3. Сравнить исследовательские подходы старой и новой экономических теорий. 4. Показать современные направления развития новой институциональной экономической теории 1.5. Литература 1. Олейник А. Н. Институциональная экономика: Учебно-методическое пособие. М., 2005. Тема 1. 2. Кузьминов Я.И., Бендукидзе К.А., Юдкевич М.М. Курс институциональной экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. Гл. 1. 3. История экономических учений. Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М., 2000. Гл. 19, 38. 4. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. Лекция 1. 5. Розмаинский И.В., Холодилин К.А. История экономического анализа на Западе. СПб., 2000. Гл. 3, 8. 6. Сэмюэлс У. Институциональная экономическая теория // Панорама экономической мысли XX столетия. Под ред. Д. Гринуэя, М. Блини, И. Стюарта. СПб: "Экономическая школа", 2002. Т. 1. 1.6. Задания для самостоятельной работы
Тема 2. Модели поведения человека в институциональной экономике 2.1. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы Модель экономического человека в ортодоксальном экономиксе. Альтернативные модели экономического человека. Экономический и социологический человек. Понятие рациональности. Рациональное поведение. Принцип максимизации. Максимизация удовлетворенность. Теория рационального выбора и ее характеристики. Теория принятия решений в экономической теории. Формы рациональности. Социальная мотивация и рациональное поведение. Поведенческие предпосылки институционального анализа. Ограниченная рациональность и оппортунизм. 2.3. Вопросы к занятию 1. Модель экономического и социологического человека. 2. Типологии рациональности и следования своим интересам. 3. Поведенческие предпосылки, принятые в современном институционализме. 2.4. Вопросы для самоконтроля 1. Какова трактовка рационального поведения в современной экономической теории (условия и предпосылки модели REMM)? 2. Сравните модели экономического и социологического человека? 3. В чем заключается принцип удовлетворительности Г. Саймона? 4. Рациональность и следование своим интересом в трактовке О. Уильямсона 5. Основные поведенческие предпосылки в неоинституционального анализа. 2.5. Литература
2.6. Задания для самостоятельной работы
Тема 3. Основные понятия и инструменты анализа институциональной экономики 3.2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы Методология старого (традиционного) институционализма. Синтез методов социологии, культурологи, истории, социальной антропологии, политологии. Подход к экономике с позиций холизма и эволюционизма. Методы новой институциональной экономики: эмпирические методы (описание и выявление релевантных институтов); методы классической и эволюционной теории игр; микроэкономическое моделирование в духе неоклассической экономики (методы равновесного анализа); компаративистский (сравнительный, то есть опирающийся при анализе на сравнительное изучение пространственно-временных взаимодействий) метод; исторический метод (исследование роли истории в формировании, сохранении и изменении институтов). Понятие экономического института по Веблену, Коммонсу, Митчеллу, Гэлбрэйту, Ходжсону. Дихотомия Веблена-Айрса. Концепция технологического детерминизма. Понятие экономического института по Коузу, Норту, Уильямсону, Грифу, Менару. Институты и правила, типология правил. Типология институтов. Формальные и неформальные институты. 3.3. Вопросы к занятию 1. Методология старого институционализма. 2. Методология новой институциональной экономики. 3. Возможности и пределы институциональной экономики. 4. Институт как базовое понятие. 5. Институты и правила. 6. Типология институтов. 3.4. Вопросы для самоконтроля 1. Назовите особенности методологии старого институционализма? 2. Какой архетип используется для экономической науки в неоклассике и традиционном институционализме? 3. Имеет ли история значение в рамках нового и старого институционализма? 4. Применимы основные методы неоклассики в рамках нового институционализма? 5. Место компаративистского метода в старом и новом институционализме. 6. В чем различаются трактовки институтов в старом и новом институционализме? 7. На чем основывается классификация правил на конституционные, экономические и контракты? 8. В чем различия между правилами и институтами? 9.Формальные и неформальные институты. Институты и правила. 3.5. Литература
3.6. Задания для самостоятельной работы
Раздел 2. Трансакционные издержки 1. Трансакционные издержки Цель - формирование у студентов собственных исследовательских навыков при исследовании различных организационных форм хозяйствования с учетом особенностей институциональной структуры экономики. Задачи: изложение современных научных подходов к анализу трансакционных издержек, спецификации и размывания прав собственности, контроля и экономической власти внутри организации, 2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы Понятие трансакционных издержек. Трансакционные и трансформационные издержки. Типологии трансакционных издержек. Влияние формальных и неформальных правил на динамику трансакционных издержек О. Уильямсона, К. Менара, Р. Капелюшникова. Трансакционные издержки и институты, институциональное равновесие. 3. Вопросы к занятию 1. Экономическая природа трансакционных издержек. 2. Классификации трансакционных издержек. 3. Трансакционные издержки и институты. 4. Вопросы для самоконтроля 1. Понятие трансакционных издержек в трактовках Коуза, Эрроу, Норта. 2. Трансформационные, организационные издержки. 3. Типологии трансакционных издержек. 5. Литература
6. Задания для самостоятельной работы
Раздел 3. Экономическая теория прав собственности 1. Экономическая теория прав собственности Цель – раскрыть основные экономические теории прав собственности. Задачи: дать определение прав собственности, охарактеризовать различные виды прав собственности, выделить их сравнительные преимущества. 2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы Определение права собственности. Собственность как набор правомочий по А. Оноре. Свободный доступ к ресурсам и благам: проблема сверхиспользования ресурсов. Коммунальная собственность. Неустойчивый характер коммунальной собственности. Сравнительные преимущества системы коммунальной собственности. Частная собственность. Сравнительные преимущества и ограничения системы частной собственности. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Издержки оппортунистического поведения. Моральный риск. Спецификация прав собственности. Размывание и расщепление прав собственности. Теорема Р. Коуза. Государственная собственность. Условия возникновения государственной собственности и ее отличительные признаки. Государственная собственность де-юре и де-факто. Формальная и спонтанная приватизация. Сравнительные преимущества системы государственной собственности. 3. Вопросы к занятию 1. Возникновение и основные проблемы теории прав собственности. 2. Спецификация и размывание прав собственности. 3. Теорема Коуза. Трактовки теоремы Коуза Дж. Стиглером и Р. Познером. 4. Системы прав собственности. 5. Проблема хозяйственной обособленности и контракты. 4. Вопросы для самоконтроля 1. Определение права собственности: различные трактовки 2.Сравнительные преимущества и ограничения системы частной собственности. 3. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Издержки оппортунистического поведения. Моральный риск. 4.Спецификация прав собственности. Размывание и расщепление прав собственности. 5. Условия возникновения государственной собственности и ее отличительные признаки. Формальная и спонтанная приватизация. Сравнительные преимущества системы государственной собственности. 5. Литература 1. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М., 1990. 2. Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент. СПб., 1999. Т.1. С. 67-72, 412-455. 3. Олейник А. Н. Институциональная экономика: Учебно-методическое пособие.// Вопросы экономики. 1999. №5. С.139-152. 4. Шаститко А. Е. Неоинституциональная экономическая теория. М., 1999. С.228-275. 5. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. Лекция 3. 6. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб., 1996. 7. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001. 6. Задания для самостоятельной работы
|
Программа дисциплины Институциональная экономика 2 для направления... Курс институциональная экономика предназначен для студентов магистратуры направления «Экономика» магистерской программы «Прикладная... | Учебной дисциплины (модуля) «Институциональная экономика» по направлению... Цель освоения дисциплины «Институциональная экономика» сформировать следующие компетенции | ||
Институциональная экономика практикум К. э н., доцент Кулешова Т. А. институциональная экономика: Практикум./ Сибгути. – Новосибирск, 2010 г., 21 с | Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Институциональная экономика» Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «институциональная экономика» 3 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «институциональная экономика» «Институциональная экономика» – сформировать у студентов навыки институционального анализа ситуаций хозяйственной жизни, а также... | Планируемые результаты обучения Цель освоения дисциплины «Институциональная экономика» «Институциональная экономика» – сформировать у студентов навыки институционального анализа ситуаций хозяйственной жизни, а также... | ||
Программа учебной дисциплины институциональная экономика Институциональная структура экономики определяет стимулы участников экономической деятельности, их возможности и те трансакционные... | Программа дисциплины «Институциональная экономика» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200.... | ||
Профессиональная этика и этикет учебно-методический комплекс «Экономика», магистерских программ «Экономическая теория и финансово-кредитные отношения», «Экономика фирмы и отраслевых рынков»,... | Программа дисциплины «Институциональная экономика» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»... | ||
Программа дисциплины «Институциональная экономика» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»... | Программа дисциплины Государственное регулирование рынка труда для... «Институциональная экономика», «Социоэкономический анализ хозяйственных систем», «Эволюционный анализ в экономике инноваций и экономической... | ||
Рабочая программа дисциплины (с дополнениями и изменениями) б в.... «Экономической теории», «Институциональная экономика», «Региональная экономика» и других. Программа данного курса тесно связана с... | Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | ||
Программа «Фонд образовательных инноваций» Методика проведения семинарских... Методика проведения семинарских занятий по курсу «Институциональная экономика» на факультете Экономики (бакалавриат, 3 курс) 1 | Рабочая программа дисциплины институциональная экономика направление... Темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план) |