Институциональная экономика





Скачать 490.92 Kb.
НазваниеИнституциональная экономика
страница1/3
Дата публикации05.05.2015
Размер490.92 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Экономика > Основная образовательная программа
  1   2   3






МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


Кафедра экономики

Учебно-методический комплекс по дисциплине


Институциональная экономика


Основная образовательная программа 080100 «Экономика»



Утверждено на заседании

кафедры:

Протокол №____

«___» ___________ 20__ г.

Зав. кафедрой _________

Автор-составитель:

Зыкова Н.В., к.э.н.

доцент кафедры экономики





МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________

«___»_______________200 г. «___»_______________200 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине Институциональная экономика

По направлению подготовки 080100 «Экономика»

Курс 2

Вид промежуточной аттестации экзамен

Кафедра Экономики

Архангельск, 2012

1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины:


формирование систематизированных знаний о структуре экономических институтов, их взаимосвязи, институциональных соглашениях, типов контрактов и роли государства в экономике.

Основные задачи дисциплины:


  • изучить понятийный аппарат и основные категории институциональной экономики;

  • исследовать характер экономических процессов и структуру институциональной экономики в РФ и ведущих зарубежных странах;

  • освоить методологию и инструментарий институциональной экономики;

  • сформировать у студентов способность к анализу нестандартных ситуаций, возникающих в ходе трансформации общественной структуры, а также практических умений моделировать и прогнозировать поведение экономических субъектов в определенных институциональных рамках.


2.Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Институциональная экономика» относится к учебным дисциплинам базовой части профессионального цикла ООП направления 080100 «Экономика».
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

Общекультурные компетенции

Коды формируемых компетенций

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

ОК-№4

Профессиональные компетенции




способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач

ПК -№4

способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

ПК -№8

способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы

ПК -№14


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать

  1. закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

  2. основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;

  3. основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

  4. основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства.

Уметь

  1. анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макро- и микроуровне;

  2. разрабатывать проекты в сфере экономики и бизнеса с учетом нормативно-правовых, ресурсных, административных и иных ограничений;

  3. применять инструментарий институциональной экономики.


Владеть

  1. терминологией институциональной экономики;

  2. методологией и методикой институциональной экономики.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

57




В том числе:







Лекции (Л)

28




Практические занятия (ПЗ)

29




Семинары (С)







Лабораторные практикумы (ЛП)







Клинические практические занятия (КПЗ)







Самостоятельная работа (всего)

123




Экзамен







Общая трудоемкость (час.)


180





5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1.

Введение в институциональный анализ

1.1. Предпосылки возникновения институциональной экономики: Неоклассическая экономическая теория: базовые предпосылки и их критика институционалистами. Традиционный (старый) и новый институционализм. Исследовательская программа новой институциональной теории.

1.2.Модели поведения человека в институциональной экономике. Поведенческие предпосылки новой институциональной теории. Ограниченная и органическая рациональность. Оппортунистическое поведение: сущность и основные проявления.

1.3. Основные понятия и инструменты анализа институциональной экономики. Определение понятия института. Функции институтов. Ситуации, в которых возникают институты: «дилемма заключенных»; координации; неравенства. Институциональная структура общества. Институты формальные и неформальные. Взаимодействие формальных и неформальных институтов. Механизмы принуждения к соблюдению правил.

2.

Трансакционные издержки

2.1: Понятие трансакции. Определение трансакционных издержек. Виды рыночных трансакционных издержек и средства их минимизации. Издержки до заключения контракта: издержки поиска информации об альтернативах сделки, издержки измерения, издержки проведения переговоров и заключения контракта. Издержки после заключения контракта: издержки контроля за соблюдением контракта. Альтернативные способы защиты контракта: частные способы защиты контракта, репутация и правовая система. Издержки защиты контракта от третьих лиц.

3

Экономическая теория прав собственности

3.1: Определение прав собственности и основных понятий: спецификация прав собственности, расщепление прав собственности и пучок прав собственности, размывание прав собственности. Внешние эффекты и несостоятельность рынка. Альтернативные способы интернализации внешних эффектов. Теорема Коуза.

4.

Теория и организация групп

4.1. Организация и теория групп. Малые группы. Закрытые и открытые группы. Первичные и вторичные группы. Согласованность и эффективность малых групп. Большие группы. Эффект безбилетника. Производство коллективных благ. Институты как коллективное благо. Группы специальных интересов. Оптимум обеспечения коллективного блага для малой группы (Модель М. Олсона). Избирательные стимулы. Институциональные инновации как фактор рентоориентированного поведения групп специальных интересов.

5.

Институциональные теории фирмы

5.1 Сравнительный анализ форм экономических организаций. Частнопредпринимательская фирма, товарищества, открытая корпорация, регулируемое предприятие, государственные фирмы, некоммерческие организации и фирмы с рабочим самоуправлением.

6.

Теория институциональных изменений

6.1 Понятия институционализации деинституционализаци. Причины изменения социальных, экономических и политических институтов. Институциональные изменения. Институциональный рынок. Отбор неэффективных институтов. Институциональные ловушки. Гистерезис. Инкрементный характер институциональных изменений. Модели институциональных изменений: Д. Норта, Г. Лайбкепа, Дж. Найта. Институциональное равновесие и институциональные изменения. Обеспечение необратимости экономического развития. Институциональные трансформации в переходной экономике.


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов




Семестр 2

28

29










123

180

1.

Введение в институциональный анализ

5

5










28

38

2.

Трансакционные издержки

5

5










24

34

3.

Экономическая теория прав собственности

5

5










24

34

4.

Теория и организация групп

6

7










21

34

5.

Институциональные теории фирмы

4

4










22

30

6.

Теории институциональных изменений

3

3










12

18



  1. Интерактивные формы проведения занятий


Используемые формы и методы обучения: лекции, практические и семинарские занятия, самостоятельная работа студентов, деловые игры, игровое проектирование, мозговые атаки, кейсы, кейс-анализ, тренинг, living-case, проблемные дискуссии, анализ деловых ситуаций, письменные эссе.

В процессе преподавания дисциплины «Институциональная экономика» преподаватель использует как классические формы и методы обучения (прежде всего лекции, практические и семинарские занятия), так и активные методы обучения (деловые игры, различные виды кейсов, мозговые атаки, игровое проектирование и др.) - применение любой формы (метода) обучения предполагает также использование новейших IT-обучающих технологий, включая виртуальный класс преподавателя по данной дисциплине.

При проведении лекционных занятий по дисциплине «Институциональная экономика» преподаватель использует аудиовизуальные, компьютерные и мультимедийные средства обучения Института, а также демонстрационные и наглядно-иллюстрационные (в том числе раздаточные) материалы.

Семинарские и практические занятия по данной дисциплине проводятся с использованием компьютерного и мультимедийного оборудования Института, при необходимости — с привлечением полезных Интернет-ресурсов и пакетов прикладных программ.



п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1.

Введение в институциональный анализ

Творческое задание – парная работа, идет работа с различными источниками информации

3

2.

Трансакционные издержки

Интерактивная лекция – использование видеоматериалов

2

3.

Экономическая теория прав собственности

Творческое задание – парная работа, идет работа с различными источниками информации

2

4.

Теория и организация групп

Интерактивная лекция – использование видеоматериалов

2

5.

Институциональные теории фирмы

Творческое задание – парная работа, идет работа с различными источниками информации

2

6.

Теории институциональных изменений

Творческое задание – парная работа, идет работа с различными источниками информации

1

Итого (час.)

12

Итого (% от аудиторных занятий)

21,0%


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1.

Введение в институциональный анализ

Подготовка к лекционным и практическим занятиям

Собеседование,

тестирование

2.

Трансакционные издержки

Выполнение тестов, решение ситуационных задач по теме раздела

Собеседование,

тестирование

3.

Экономическая теория прав собственности

Выполнение тестов, решение ситуационных задач по теме раздела

Собеседование,

тестирование

4.

Теория и организация групп

Выполнение тестов, решение ситуационных задач по теме раздела

Собеседование,

тестирование

5.

Институциональные теории фирмы

Выполнение тестов, решение ситуационных задач по теме раздела

Доклад

6.

Теории институциональных изменений

Выполнение тестов, решение ситуационных задач по теме раздела

Доклад



8. Формы контроля

8.1. Текущий контроль успеваемости студентов по дисциплине «Институциональная экономика» включает тестирование, деловые игры, игровое проектирование, решение кейсов, подготовку письменных и электронных эссе, рефератов, разработку исследовательских минипроектов и документов portfolio в виртуальном классе и/или в ходе аудиторных занятий.

8.2. Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) студентов проводится после прочтения 50 % объема учебных аудиторных часов по данной дисциплине и проводится в виде зачета в письменной форме и/или в форме решения тестовых заданий в компьютерном классе.

Итоговый контроль проводится в виде экзамена. Вопросы к экзамену приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

  1. Кузьминов Я.И., Бендукидзе К.А., Юдкевич М.М. Курс институциональной экономики: Институты, Сети, Трансакционные издержки, Контракты. М.: ГУ-ВШЭ, 2005.

  2. Юдкевич М.М., Подколзина Е.А., Рябинина А.Ю. Основы теории контрактов: модели и задачи. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

  3. Институциональная экономика : учеб. пособие для студентов вузов / М. И. Одинцова ; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. - 3-е изд. - М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. – 396 с.

9.2. Дополнительная литература

  1. Алчиан А., Демсец Х, Производство, информационные издержки и экономическая организация. //Истоки, М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004, стр. 166-207.

  2. Капелюшников Р. Экономическая теория прав собственности. М.: ИМЭМО, 1990

  3. Коуз Р. Фирма, рынок, право. М.: Дело, 1993.

  4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997.

  5. Олсон М. Логика коллективных действий. М.: Фонд экономической инициативы,1995.

  6. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы. //Экономика и математические методы. 1999. Т. 35. Вып.3, с. 3-20.

  7. Тамбовцев В.Л. Введение в экономическую теорию контрактов. М.: Инфра-М. 2004.

  8. Тамбовцев В.Л. Теории государственного регулирования экономики. М.:Инфра-М 2008.

  9. Тамбовцев В.Л. Теории институциональных изменений. М.: Инфра-М. 2008.

  10. Эггертсcон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001.

  11. Уильямсон О.Экономические институты капитализма, СпБ: Лениздат. 1996

  12. и экономическая теория: достижения новой институциональной экономической теории. Спб.: Из-во Спб. гос. ун-та, 2005.

  13. Шаститко А.Е. Экономическая теория институтов М.: ТЕИС. 1997.


9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

-Encyclopedia of Law and Economics – http://allserv.rug.ac.be/~gdegeest

-Международная организация по новой институциональной экономике

ISNIE http://www.isnie.org/

-Библиотечка Либертариума – http://www.libertarium.ru/library

- Электронный учебный курс: http://econline.edu.ru

  • Science Direct

  • JSTOR

  • ProQuest

  • EBSCO


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

- компьютеры с доступом в Интернет

- доступ к вышеуказанным поисковым системам

Календарно-тематический план лекций
Учебная дисциплина – Институциональная экономика

Направление подготовки – 080100 «Экономика»

Семестр – 2

Курс – 2

Место проведения занятий - ауд.

Преподаватель – Зыкова Н.В.


№ лекции

Тема лекции



Всего

часов

1.

Введение в институциональный анализ

5

2.

Трансакционные издержки

5

3.

Экономическая теория прав собственности

5

4.

Теория и организация групп

6

5.

Институциональные теории фирмы

4

6.

Теории институциональных изменений

3


Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________

"___"_____________ 20 г.

протокол № ____________

Зав. кафедрой ___________________________________________________________

(ФИО подпись)

Календарно-тематический план практических занятий
Учебная дисциплина – Институциональная экономика

Направление подготовки – 080100 «Экономика»

Семестр – 2

Сроки проведения курса, цикла – семестр

Количество часов, отведенное на курс, цикл – 29 час.

Курс – 2

Группа –

Место проведения занятий – ауд.

Преподаватель – Зыкова Н.В.


№ занятия

Тема занятия



Всего

часов

1.

Введение в институциональный анализ

5

2.

Трансакционные издержки

5

3.

Экономическая теория прав собственности

5

4.

Теория и организация групп

7

5.

Институциональные теории фирмы

4

6.

Теории институциональных изменений

3


Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________

"___"_____________ 20 г.

протокол № ____________

Зав. кафедрой ___________________________________________________________

(ФИО подпись)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

2012 г.
Раздел 1. Введение в институциональный анализ

Цель - оценить состояние и уровень экономических исследований по отдельным направлениям современной институциональной экономической теории

Задачи: - обучить основным понятиям, моделям и инструментам анализа институциональной экономики с учетом альтернативных исследовательских подходов.

Тема 1. Предпосылки возникновения институциональной экономики
1.2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Предпосылки возникновения институциональной экономики как научного направления. Старый (традиционный) институционализм: генезис, фундаментальные идеи, теории и модели. Новый институционализм: генезис, фундаментальные идеи, теории, модели и научные школы. Ведущие ученые представители неоинституциональной экономической теории.
1.3. Вопросы к занятию

1. Современная институциональная экономика как учебная дисциплина и научное направление

2. Истоки институционализма.

3. Старый институционализм в прошлом и настоящем.

4. Новая институциональная экономика и неоклассика.

5. Конвергенция подходов современных традиционной и новой институциональных экономических теорий
1.4. Вопросы для самоконтроля

1. Назвать основные научные направления и школы, которые повлияли на формирование институциональной школы в экономической теории.

2. Показать в чем состоят фундаментальные идеи старого институционализма и как они соотносятся с положениями неоклассики.

3. Сравнить исследовательские подходы старой и новой экономических теорий.

4. Показать современные направления развития новой институциональной экономической теории
1.5. Литература

1. Олейник А. Н. Институциональная экономика: Учебно-методическое пособие. М., 2005. Тема 1.

2. Кузьминов Я.И., Бендукидзе К.А., Юдкевич М.М. Курс институциональной экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. Гл. 1.

3. История экономических учений. Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М., 2000. Гл. 19, 38.

4. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. Лекция 1.

5. Розмаинский И.В., Холодилин К.А. История экономического анализа на Западе. СПб., 2000. Гл. 3, 8.

6. Сэмюэлс У. Институциональная экономическая теория // Панорама экономической мысли XX столетия. Под ред. Д. Гринуэя, М. Блини, И. Стюарта. СПб: "Экономическая школа", 2002. Т. 1.
1.6. Задания для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Введение в институциональный анализ

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях,

поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации,

- написание рефератов (эссе);



Тема 2. Модели поведения человека в институциональной экономике
2.1. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Модель экономического человека в ортодоксальном экономиксе. Альтернативные модели экономического человека. Экономический и социологический человек. Понятие рациональности. Рациональное поведение. Принцип максимизации. Максимизация удовлетворенность. Теория рационального выбора и ее характеристики. Теория принятия решений в экономической теории. Формы рациональности. Социальная мотивация и рациональное поведение. Поведенческие предпосылки институционального анализа. Ограниченная рациональность и оппортунизм.
2.3. Вопросы к занятию

1. Модель экономического и социологического человека.

2. Типологии рациональности и следования своим интересам.

3. Поведенческие предпосылки, принятые в современном институционализме.
2.4. Вопросы для самоконтроля

1. Какова трактовка рационального поведения в современной экономической теории (условия и предпосылки модели REMM)?

2. Сравните модели экономического и социологического человека?

3. В чем заключается принцип удовлетворительности Г. Саймона?

4. Рациональность и следование своим интересом в трактовке О. Уильямсона

5. Основные поведенческие предпосылки в неоинституционального анализа.
2.5. Литература

  1. Кузьминов Я.И., Бендукидзе К.А., Юдкевич М.М. Курс институциональной экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.

  2. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000.

  3. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб., 1996.

  4. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1994.


2.6. Задания для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Модели поведения человека в институциональной экономике

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- решите задачу:

Вы пытаетесь осуществить инвестиции в страну N. Выгоды от осуществления проекта составляют - 35 млн. у.е., а потери в случае оппортунистического поведения - 5 млн. у.е. Социологические исследования позволили вам оценить уровень доверия в этой стране. Какие показатели вероятности того, что людям можно доверять будут приемлемыми для осуществления инвестиционного проекта, а какие нет. Какие инвестиционные проекты будут Вам доступны? Приведите примеры. На существование каких неформальных институтов Вы обратили бы внимание при осуществлении проекта. Обоснуйте свой ответ.




Тема 3. Основные понятия и инструменты анализа институциональной экономики
3.2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Методология старого (традиционного) институционализма. Синтез методов социологии, культурологи, истории, социальной антропологии, политологии. Подход к экономике с позиций холизма и эволюционизма. Методы новой институциональной экономики: эмпирические методы (описание и выявление релевантных институтов); методы классической и эволюционной теории игр; микроэкономическое моделирование в духе неоклассической экономики (методы равновесного анализа); компаративистский (сравнительный, то есть опирающийся при анализе на сравнительное изучение пространственно-временных взаимодействий) метод; исторический метод (исследование роли истории в формировании, сохранении и изменении институтов). Понятие экономического института по Веблену, Коммонсу, Митчеллу, Гэлбрэйту, Ходжсону. Дихотомия Веблена-Айрса. Концепция технологического детерминизма. Понятие экономического института по Коузу, Норту, Уильямсону, Грифу, Менару. Институты и правила, типология правил. Типология институтов. Формальные и неформальные институты.
3.3. Вопросы к занятию

1. Методология старого институционализма.

2. Методология новой институциональной экономики.

3. Возможности и пределы институциональной экономики.

4. Институт как базовое понятие.

5. Институты и правила.

6. Типология институтов.
3.4. Вопросы для самоконтроля

1. Назовите особенности методологии старого институционализма?

2. Какой архетип используется для экономической науки в неоклассике и традиционном институционализме?

3. Имеет ли история значение в рамках нового и старого институционализма?

4. Применимы основные методы неоклассики в рамках нового институционализма?

5. Место компаративистского метода в старом и новом институционализме.

6. В чем различаются трактовки институтов в старом и новом институционализме?

7. На чем основывается классификация правил на конституционные, экономические и контракты?

8. В чем различия между правилами и институтами?

9.Формальные и неформальные институты. Институты и правила.
3.5. Литература

  1. Олейник А. Н. Институциональная экономика: Учебно-методическое пособие. М., 2005

  2. Сэмюэлс У. Институциональная экономическая теория // Панорама экономической мысли XX столетия. Под ред. Д. Гринуэя, М. Блини, И. Стюарта. СПб: "Экономическая школа", 2002.

  3. История экономических учений. Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М., 2000

  4. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

  5. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М., 2003.


3.6. Задания для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Введение в институциональный анализ

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях,

поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации,

- написание рефератов (эссе)


Раздел 2. Трансакционные издержки
1. Трансакционные издержки
Цель - формирование у студентов собственных исследовательских навыков при исследовании различных организационных форм хозяйствования с учетом особенностей институциональной структуры экономики.

Задачи: изложение современных научных подходов к анализу трансакционных издержек, спецификации и размывания прав собственности, контроля и экономической власти внутри организации,
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Понятие трансакционных издержек. Трансакционные и трансформационные издержки. Типологии трансакционных издержек. Влияние формальных и неформальных правил на динамику трансакционных издержек О. Уильямсона, К. Менара, Р. Капелюшникова. Трансакционные издержки и институты, институциональное равновесие.
3. Вопросы к занятию

1. Экономическая природа трансакционных издержек.

2. Классификации трансакционных издержек.

3. Трансакционные издержки и институты.
4. Вопросы для самоконтроля

1. Понятие трансакционных издержек в трактовках Коуза, Эрроу, Норта.

2. Трансформационные, организационные издержки.

3. Типологии трансакционных издержек.
5. Литература

    1. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М., 2002.

    2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.

    3. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000.

    4. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001.

    5. Менар К. Экономика организаций. - М.: ИНФРА-М, 1996.

    6. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб., 1996.


6. Задания для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Трансакционные издержки

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях,

поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации,

- написание рефератов (эссе)



Раздел 3. Экономическая теория прав собственности

1. Экономическая теория прав собственности

Цель – раскрыть основные экономические теории прав собственности.

Задачи: дать определение прав собственности, охарактеризовать различные виды прав собственности, выделить их сравнительные преимущества.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Определение права собственности. Собственность как набор правомочий по А. Оноре. Свободный доступ к ресурсам и благам: проблема сверхиспользования ресурсов. Коммунальная собственность. Неустойчивый характер коммунальной собственности. Сравнительные преимущества системы коммунальной собственности. Частная собственность. Сравнительные преимущества и ограничения системы частной собственности. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Издержки оппортунистического поведения. Моральный риск. Спецификация прав собственности. Размывание и расщепление прав собственности. Теорема Р. Коуза. Государственная собственность. Условия возникновения государственной собственности и ее отличительные признаки. Государственная собственность де-юре и де-факто. Формальная и спонтанная приватизация. Сравнительные преимущества системы государственной собственности.
3. Вопросы к занятию

1. Возникновение и основные проблемы теории прав собственности.

2. Спецификация и размывание прав собственности.

3. Теорема Коуза. Трактовки теоремы Коуза Дж. Стиглером и Р. Познером.

4. Системы прав собственности.

5. Проблема хозяйственной обособленности и контракты.
4. Вопросы для самоконтроля

1. Определение права собственности: различные трактовки

2.Сравнительные преимущества и ограничения системы частной собственности.

3. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Издержки оппортунистического поведения. Моральный риск.

4.Спецификация прав собственности. Размывание и расщепление прав собственности.

5. Условия возникновения государственной собственности и ее отличительные признаки. Формальная и спонтанная приватизация. Сравнительные преимущества системы государственной собственности.
5. Литература

1. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М., 1990.

2. Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент. СПб., 1999. Т.1. С. 67-72, 412-455.

3. Олейник А. Н. Институциональная экономика: Учебно-методическое пособие.// Вопросы экономики. 1999. №5. С.139-152.

4. Шаститко А. Е. Неоинституциональная экономическая теория. М., 1999. С.228-275.

5. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. Лекция 3.

6. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб., 1996.

7. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001.
6. Задания для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Экономическая теория прав собственности

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях,

поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации,

- написание рефератов (эссе)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Институциональная экономика iconПрограмма дисциплины Институциональная экономика 2 для направления...
Курс институциональная экономика предназначен для студентов магистратуры направления «Экономика» магистерской программы «Прикладная...
Институциональная экономика iconУчебной дисциплины (модуля) «Институциональная экономика» по направлению...
Цель освоения дисциплины «Институциональная экономика» сформировать следующие компетенции
Институциональная экономика iconИнституциональная экономика практикум
К. э н., доцент Кулешова Т. А. институциональная экономика: Практикум./ Сибгути. – Новосибирск, 2010 г., 21 с
Институциональная экономика iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Институциональная экономика»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «институциональная экономика» 3
Институциональная экономика iconРабочая программа учебной дисциплины «институциональная экономика»
«Институциональная экономика» – сформировать у студентов навыки институционального анализа ситуаций хозяйственной жизни, а также...
Институциональная экономика iconПланируемые результаты обучения Цель освоения дисциплины «Институциональная экономика»
«Институциональная экономика» – сформировать у студентов навыки институционального анализа ситуаций хозяйственной жизни, а также...
Институциональная экономика iconПрограмма учебной дисциплины институциональная экономика
Институциональная структура экономики определяет стимулы участников экономической деятельности, их возможности и те трансакционные...
Институциональная экономика iconПрограмма дисциплины «Институциональная экономика»  для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Институциональная экономика iconПрофессиональная этика и этикет учебно-методический комплекс
«Экономика», магистерских программ «Экономическая теория и финансово-кредитные отношения», «Экономика фирмы и отраслевых рынков»,...
Институциональная экономика iconПрограмма дисциплины «Институциональная экономика» для направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»...
Институциональная экономика iconПрограмма дисциплины «Институциональная экономика» для направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»...
Институциональная экономика iconПрограмма дисциплины Государственное регулирование рынка труда для...
«Институциональная экономика», «Социоэкономический анализ хозяйственных систем», «Эволюционный анализ в экономике инноваций и экономической...
Институциональная экономика iconРабочая программа дисциплины (с дополнениями и изменениями) б в....
«Экономической теории», «Институциональная экономика», «Региональная экономика» и других. Программа данного курса тесно связана с...
Институциональная экономика iconПрограмма дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Институциональная экономика iconПрограмма «Фонд образовательных инноваций» Методика проведения семинарских...
Методика проведения семинарских занятий по курсу «Институциональная экономика» на факультете Экономики (бакалавриат, 3 курс) 1
Институциональная экономика iconРабочая программа дисциплины институциональная экономика направление...
Темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск