Математическое моделирование экономических систем





Скачать 142.7 Kb.
НазваниеМатематическое моделирование экономических систем
Дата публикации05.03.2015
Размер142.7 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________

«___»_______________200 г. «___»_______________200 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине Математическое моделирование экономических систем

По направлению подготовки 080100 Экономика

Курс II

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет

Кафедра Экономика

Архангельск, 2012

  1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины:

- обучение студентов методологии и методике построения и применения математических моделей для анализа состояния и оценки перспектив развития экономических и социальных систем.

Задачи дисциплины:

- изучение основных понятий и принципов экономико-математического моделирования, изучение наиболее типичных моделей и получение навыков практической работы с ними.

Изучение программного материала дисциплины «Основы математического моделирования экономических систем» должно способствовать развитию у студентов более глубокого понимания закономерностей социально-экономических процессов, развитию аналитических способностей и творческого подхода к решению практических задач.

2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 Экономика.

Дисциплина входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла профиля «Региональная экономика».

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-13

Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютерами как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ПК-2

Способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов

ПК-5

Способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

ПК-6

Способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

ПК-9

Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет

ПК-10

Способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии

ПК-13

Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • основные принципы экономико-математического моделирования, методы и модели, применяемые при анализе, расчетах и прогнозировании экономических показателей;

Уметь:

  • правильно интерпретировать результаты исследований и вырабатывать практические рекомендации по их применению.

Владеть:

  • навыками применения экономико-математических методов и моделей в сфере экономики, бизнеса и управления.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

51

3

В том числе:







Лекции (Л)

15

3

Практические занятия (ПЗ)

36

3

Самостоятельная работа (всего)

57

3

Зачет







Общая трудоемкость (час.)


108

3



5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины




Разделы

Лекции


Практ.

занятия

1

Моделирование социально-

экономических систем

4

2

2

Основы линейного программирования

6

18

3

Оптимальные математические модели


5

16




Итого:

15

36

РАЗДЕЛ I. Моделирование социально-экономических систем

ТЕМА 1. Исследование социально-экономических систем

Понятие социально-экономических систем. Исследование систем. Свойства сложных систем. Практические задачи математического моделирования. Адекватность модели.

ТЕМА 2. Классификация математических методов и моделей.

Этапы математического моделирования. Постановка проблемы и ее качественный анализ. Классификация математических методов. Классификация математических моделей.

РАЗДЕЛ II. Основы линейного программирования

ТЕМА 3. Общая задача оптимального программирования

Принцип оптимальности в планировании и управлении. Общая задача оптимального программирования. Классификация задач оптимального программирования.

ТЕМА 4. Линейное программирование

Общая задача линейного программирования. Формы записи задачи линейного программирования. Построение математической модели. Математический анализ модели. Анализ численных результатов и их применение. Графический способ решения задачи линейного программирования. Симплексный способ решения задачи линейного программирования.

РАЗДЕЛ III. Оптимальные экономико-математические модели

ТЕМА 5. Теория двойственности в анализе решений экономических задач

Математическая модель двойственной задачи. Объективно обусловленные оценки. Теоремы двойственности. Специальные способы решения двойственных задач.

ТЕМА 6. Оптимальные экономико-математические модели

Целочисленное программирование. Задачи многокритериальной оптимизации. Нелинейное программирование. Имитационное моделирование.
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий



Разделы

Лекции

Практические занятия

1

Моделирование

социально-

экономических

систем

1 Исследование социально-экономических систем

2 Классификация

математических

методов и моделей





2

Основы линейного программирования

1 Общая задача

оптимального

программирования

2 Линейное программирование

1 Анализ условия задачи линейного программирования. Составление

модели задачи. Экономическая интерпретация ЗЛП.

2 Решение ЗЛП графическим и симплексным методом


3

Оптимальные математические модели

1 Теория двойственности в анализе решений экономических задач

2 Оптимальные математические модели

1 Построение моделей взаимодвойственных задач.

Нахождение двойственных оценок задачи. Проверка правильности решения задачи по теории

двойственности

2 Применение специальных методов решения целочисленных задач




6. Интерактивные формы проведения занятий
Основным методом изучения тем, вынесенных в лекционный курс, является информационно-объяснительный метод с элементами проблемных ситуаций и заданий студентам. На практических занятиях основным является поисковый метод, связанный с решением различных типов задач.

Средствами обучения является базовый учебник, дополнительные пособия для организации самостоятельной работы студентов, демонстрационные материалы, компьютерные обучающие программы, сборники задач.

Приемами организации учебно-познавательной деятельности студентов являются приемы, направленные на осмысление и углубление предлагаемого содержания и приемы, направленные на развитие аналитико-поисковой и исследовательской деятельности.

Важно четко представлять структуру курса, уметь выделить в каждом разделе основные, базовые понятия, обозначенные минимумом содержания, определенного государственным образовательным стандартом.

Образовательные технологии
При реализации программы дисциплины «Математическое моделирование экономических систем» используются различные методы изложения лекционного материала в зависимости от конкретной темы – вводная, установочная, подготовительная лекции, лекции с применением техники обратной связи, лекция-беседа. С целью проверки усвоения студентами необходимого теоретического минимума, проводятся экспресс - тесты по лекционному материалу в письменной форме.

Практические занятия предназначены для освоения и закрепления теоретического материала, изложенного на лекциях. Практические занятия направлены на приобретение навыка решения конкретных задач, расчетов на основе имеющихся теоретических и фактических знаний.

На коллоквиумах обсуждаются теоретические вопросы изучаемого курса.

Консультации представляют собой своеобразную форму проведения лекционных занятий, основным содержанием которых является разъяснение отдельных, часто наиболее сложных или практически значимых вопросов изучаемой программы.

Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление полученных навыков и на приобретение новых теоретических и фактических знаний, выполняется в читальном зале библиотеки и в домашних условиях, подкрепляется учебно-методическим и информационным обеспечением (учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций). Практикуется самостоятельная работа по постановке и решению индивидуальных оригинальных прикладных задач.

Для активизации образовательной деятельности с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, используются формы проблемного, контекстного, индивидуального и междисциплинарного обучения.
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Применение математического моделирования для определения состава производственного заказа и планирования работы производственной системы

  2. Подходы к решению проблемы выбора. Проблема выбора в сложных ситуациях.

  3. Выбор оптимальной стратегии как задача динамического программирования

  4. Математическое моделирование нелинейных затрат на производстве

  5. Принципы построения и использования математических моделей

  6. Анализ социальных явлений

  7. Использование дифференциальных уравнений для описания социальных процессов

  8. Использование теории вероятностей для описания социальных процессов

  9. Применение моделирования для определения состава производственного заказа

  10. Применение моделирования для планирования работы производственной системы

  11. Выбор оптимальной стратегии как задача динамического программирования

  12. Подходы к решению проблемы выбора.

  13. Проблема выбора в сложных ситуациях

  14. Моделирование нелинейных затрат на производстве

  15. Анализ функционирования отдельного производителя



8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля
Примерная тематика рефератов согласуется с перечнем изучаемых вопросов внеаудиторной самостоятельной работы. Курсовые работы по данному курсу не предусмотрены.

Содержание контрольных мероприятий:

  1. Контрольная работа № 1 по теме «Графический способ решения задачи линейного программирования»

  2. Контрольная работа № 2 по теме «Симплексный метод решения ЗЛП с естественным и искусственным базисом»

  3. Контрольная работа № 3 по теме «Теория двойственности в анализе решений экономических задач»

  4. Устный опрос - семинар по теме «Целочисленное программирование».


8.2. Формы итоговой аттестации – Зачет

Зачет проводится в форме собеседования согласно перечню вопросов по всему курсу.
Вопросы к зачету:




  1. Понятие социально-экономических систем.

  2. Исследование социально-экономических систем.

  3. Свойства сложных систем в экономике

  4. Практические задачи математического моделирования.

  5. Адекватность модели.

  6. Общая схема процесса моделирования

  7. Этапы математического моделирования.

  8. Постановка проблемы и ее качественный анализ.

  9. Построение математической модели

  10. Математический анализ модели

  11. Подготовка исходной информации

  12. Численное решение как этап математического моделирования

  13. Анализ численных результатов и их применение

  14. Циклический характер процесса моделирования

  15. Классификация математических методов.

  16. Классификация математических моделей.

  17. Принцип оптимальности в планировании и управлении.

  18. Общая задача оптимального программирования.

  19. Классификация задач оптимального программирования.

  20. Общая задача линейного программирования.

  21. Формы записи задачи линейного программирования.

  22. Построение математической модели.

  23. Математический анализ модели.

  24. Анализ численных результатов и их применение.

  25. Графический способ решения задачи линейного программирования.

  26. Симплексный способ решения задачи линейного программирования.

  27. Математическая модель двойственной задачи.

  28. Теоремы двойственности.

  29. Теорема о дополняющей нежесткости

  30. Экономическая интерпретация первой теоремы двойственности

  31. Экономическая интерпретация второй теоремы двойственности

  32. Специальные способы решения двойственных задач.

  33. Целочисленное программирование.

  34. Задачи многокритериальной оптимизации.

  35. Нелинейное программирование.

  36. Имитационное моделирование.


9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература


  1. Исследование операций в экономике, под ред. проф. Н. Ш. Кремера, Москва, 2001.

  2. Математическое программирование, под ред. проф. Н.Ш.Кремера, М, Экономика,1999.

  3. Экономико-математические методы и прикладные модели, под ред. В.В.Федосеева, М., ЮНИТИ, 1999.


9.2. Дополнительная литература

  1. Математическое программирование в примерах и задачах, И.Л.Акулич, М., Высшая школа, 1986.

  2. Математические модели в экономике, С.А.Ашманов, Москва,1980.

  3. Математические методы и модели в планировании, А.И.Карасев, Н.Ш.Кремер, Т.И.Савельева, М., Экономика, 1987.

  4. Теория линейных экономических моделей, Д.Гейл, Москва, 1963

  5. Экономико-математический словарь, Л.И.Лопатников, М., Наука, 1987

  6. Экономико-математические методы и модели в маркетинге, В.В.Федосеев, Н.Д.Эриашвили, М., ЭНИТИ, 2001.


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Справочные и информационные издания

  1. Воеводин В.В., Воеводин Вл.В. Энциклопедия прикладной математики. Электронная система ЛИНЕАЛ – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. – 544 с.


Адреса ресурсов Интернет

  1. Манаенкова Н.И. Экономико-математические модели. / Манаенкова Н.И.

Учебно-методический комплекс [электронный ресурс] -2011-Режим доступа:

http://meu.rsuh.ru/manaenkova/manaenkova.disciplines.htm

11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Ст.преподаватель

Бабарыкина О.П.
























Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись





































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Математическое моделирование экономических систем iconФгбоу впо «сгэу» от 09. 11. 2012г. № Решение ученого совета Самарского...
«Математическое моделирование», «Математические модели в финансовых операциях», «Методы оптимизации», «Экономико-математические методы...
Математическое моделирование экономических систем iconМатематическое моделирование термически нагруженных конструкций котельных агрегатов
Специальность: 05. 13. 18 – Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Математическое моделирование экономических систем iconПояснительная записка рабочая программа дисциплины «Иностранный язык...
«Математика и компьютерные науки», 010500. 62 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», 230100. 62...
Математическое моделирование экономических систем iconМатематическое моделирование систем управления
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 080200 Менеджмент
Математическое моделирование экономических систем iconКонспект лекций математическое моделирование систем управления
Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция....
Математическое моделирование экономических систем iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: функциональный анализ, теория дифференциальных уравнений, теория управления,...
Математическое моделирование экономических систем iconРусская логика – индикатор интеллекта
Учебно-методический комплекс. Для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: Финансовая академия при Правительстве...
Математическое моделирование экономических систем iconУченое звание: Доцент Должность: Доцент кафедры “Математическое моделирование...
Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года
Математическое моделирование экономических систем iconТестовый метод контроля знаний учащихся на уроках технологии
Учебно-методический комплекс. Для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: Финансовая академия при Правительстве...
Математическое моделирование экономических систем icon«Основы логики» Наука, изучающая законы и формы мышления, называется
Учебно-методический комплекс. Для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: Финансовая академия при Правительстве...
Математическое моделирование экономических систем iconРабочая программа для студентов 010800. 62 специальности «Механика...
Мосягин В. Е. Теория вероятностей, математическая статистика, случайные процессы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа...
Математическое моделирование экономических систем iconРабочая программа учебной дисциплины современные технологии математического...
Специальность научных работников: 05. 13. 18 «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ»
Математическое моделирование экономических систем iconРабочая программа учебной дисциплины современные технологии программирования...
Специальность научных работников: 05. 13. 18 «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ»
Математическое моделирование экономических систем iconКурс по выбору (элективный курс) Применение процентов для решения прикладных задач
Учебно-методический комплекс. Для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: Финансовая академия при Правительстве...
Математическое моделирование экономических систем iconРабочая программа учебной дисциплины проектирование информационных...
Целью дисциплины является: изучение методологии структурного анализа, моделирование информационных систем в стандарте idef, проектирование...
Математическое моделирование экономических систем iconУчебно-методический комплекс для студентов не психологических специальностей...
Гидрология 010100. 62 Математика 010101. 65 Математика 010101. 65 Математика 010101. 65 Математика 010300. 62 Математика. Компьютерные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск