Скачать 204.56 Kb.
|
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
ПРОГРАММА учебной дисциплинЫ «сОцИОЛОГИЯ»
Программа является приложением к ООП в соответствии с ФГОС-2009 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2012 1. Цели и задачи дисциплины. Целью курса является формирование у студентов целостного представления об общественной жизни и роли в ней человека, о регулирующей роли социальных институтов, о закономерностях социальной сплочённости. Задачи курса: развитие у студентов личностных качеств; формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки; формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности; формирование навыков проведения исследований, направленных на совершенствование социально-экономических процессов и явлений на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом; формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, способствующих социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Социология» входит в «Гуманитарный, социальный и экономический» цикл: «Вариативную часть, включая дисциплины по выбору студента» (Б1.ДВ.1). Для эффективного изучения дисциплины студент должен владеть знаниями в объёме средней школы, знать историю российской государственности. Владеть свободно устной и письменной речью на русском языке. Сформированные при изучении данной дисциплины компетенции будут полезны для учебных дисциплин профессионального цикла, так как при изучении социологии студенты учатся работать с большим количеством источников информации, документами, справочной литературой, что развивает способность к восприятию, обобщению, сравнению, анализу информации, определению приоритетов и планированию. Социальное знание способствует развитию личности, показывает важность профессиональной деятельности в структуре общественного разделения труда, обосновывает высокий статус высшего образования, формируя ответственное отношению к получаемым в вузе знаниям. «Социологию» можно считать предшествующей дисциплиной для курса «Политология». 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - обладать способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, создавать тексты профессионального назначения (ОК-2); - уметь работать в коллективе и кооперироваться с коллегами (ОК-3); - уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные развития (ОК-4); - способность находить организационно-управленческие решения в стандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-5); - способность личностно развиваться и повышать профессиональное мастерство (ОК-7); - способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-8); - осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9); - способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, при решении социальных и профессиональных задач, а также анализировать социально- значимые процессы и явления (ОК-10); - способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - содержание понятия общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы; - о значении культуры как важнейшего социообразующего института и критерия сравнения общностей; - содержание понятия «личность» как субъекта социального действия и взаимодействий, сущность процессов социализации и социального контроля; - особенности межличностных отношений в таких группах, как семья, молодежь, трудовой коллектив; - исторические типы социальной стратификации, особенности и проблемы стратификации современного российского общества; - механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов, в том числе между этническими общностями и нациями; - о значении социальной мобильности, об основных составляющих общественной динамики и различных путях социального прогресса. Уметь:
различать социальные общности на основе анализа их культур. Владеть:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет ____2______ зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Введение в социологию. Тема 1. Предмет и метод социологии. Социология как наука. Место социологии среди наук об обществе. Структура науки. Функции социологии. Цели и задачи изучения социологии в техническом университете. Социологические дилеммы современности. Прикладные социологические исследования. Методы сбора и анализа информации. Тема 2. История и основные направления развития социологии. О. Конт – основоположник современной науки об обществе. Органицизм и эволюционизм Г. Спенсера. Э. Дюркгейм об обществе как особой духовной реальности. Марксизм об основных принципах и методологических подходах к анализу общественных структур и отношений. Роль М. Вебера в развитии социологии религии, власти, государства, бюрократии. Особенности социологии дореволюционной России. Вклад М.М. Ковалевского в развитие отечественной социологии. Социологическая система П.А. Сорокина. Теории социальной стратификации и мобильности. Интегральная теория развития общества. Современные социологические школы и направления; структурный функционализм и теория конфликта; символический интеракционизм; структуралистский и деятельностный подходы; гендерный анализ и др. Раздел 2. Социология личности. Тема 3. Личность как субъект и объект социологии. Социальное взаимодействие. Основные понятия социологии личности. Потребности, интересы и ценности как механизмы детерминации поведения. Личность как субъект и объект социальной жизни. Сущность и типы социального взаимодействия. Теории взаимодействия. Конфликт как тип взаимодействия. Дилемма консенсуса и конфликта в социологии. Тема 4. Культура: функции и значение. Ценности и нормы. Социализация личности. Девиантное поведение. Культура: понятие, функции и значение в обществе. Культурные этноцентризм и релятивизм. Ценности и нормы в культуре общества. Субкультуры и контркультура. Ценностные ориентации и социальные установки индивида. Теории развития личности. Социализация личности. Социальный контроль. Виды норм и санкций. Конформизм и девиантное (отклоняющееся) поведение личности. Аномия. Раздел 3. Социологический анализ общества. Тема 5. Структура общества. Концепции строения общества. Общество как система. Строение общества. Статус как статическая характеристика; виды статусов. Социальная роль как динамическая характеристика. Социальные общности и группы. Стратификация общества. Исторические типы страт. Марксизм о классовой структуре общества. Социальные институты и организации. Тема 6. Социальная динамика и пути социального развития. Типы современных обществ. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества. Демографический рост, миграция, урбанизация как факторы социальной динамики. Социальная мобильность и ее формы. Эволюционный и революционный пути развития общества. Глобальные революции и социальный прогресс. Концепция глобализации. Глобальные проблемы современности. Механизм их разрешения. Техногенный подход к развитию общества. Аграрное, доиндустриальное общество. Индустриальное и постиндустриальное общества. Типы модернизации. Тема 7. Проблемы управления обществом как системой. Промышленная социология. Социальная политика государства. Социальная сфера общества. Социальная инфраструктура. Социальная политика государства. Социология труда. Социология политики и права. Этносоциология как институт анализа и управления межнациональными отношениями. 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум – не предусмотрен 7. Практические занятия (семинары)
8. Примерная тематика рефератов по дисциплине «Социология».
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература
624 с.
б) дополнительная литература
5. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. 6. Парсонс Т. О социальных системах. / Парсонс Т. Под общ. ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского; Пер. с англ. М. : Акад. проект, 2002. 831 с. 7.Семья и семейное воспитание : кросс-куль турный анализ на материале России и США. / Под ред. академика РАН В.И. Жукова. – М. : РГСУ, 2009. – 420 с. 8.Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М.: Феникс, 1998. 9.Уэбстер Ф. Теория информационного общества. / Ф. Уэбстер; Пер. с англ. М. : Аспект-Пресс, 2004. 467 с. 10.Энциклопедия: российская семья. / Под ред. В. И. Жукова. – М. : РГСУ, 2008. – 624 с. в) программное обеспечение Microsoft Office Word; Microsoft Office Excel; Adobe Acrobat Reader, web-браузер (SeaMonkey, Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera и др.). г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
10. Материальнотехническое обеспечение дисциплины: Учебные аудитории с демонстрационными стендами. Лекционные аудитории с мультимедийным оборудованием. 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Изучение дисциплины производится в тематической последовательности. Для студентов очной формы обучения практическому занятию и самостоятельной изучению материала, как правило, предшествует лекция. На лекции даются указания по организации самостоятельной работы и срокам сдачи занятий или прохождения тестирования. Программа учебной дисциплины составлена с учётом того, чтобы способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и адаптации их в современном общественном устройстве. Текущий контроль включает методы, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретаемых компетенций: аттестацию по результатам выполненных заданий, контрольные работы, проверочные тесты. Самостоятельная работа предусматривает чтение основной и дополнительной литературы к занятиям, выполнение заданий, подготовку докладов и выступлений на аудиторных занятиях, подготовку к дискуссиям на семинарских занятиях. По учебной дисциплине выполняется реферат (трудоёмкость - 10 часов самостоятельной работы). Итоговый контроль: зачёт. Разработчики: кафедра социологии и психологии доцент Новикова Е.С. кафедра социологии и психологии доцент Сазонова Н.Н. |