Программа учебной дисциплинЫ «сОциология»





Скачать 204.56 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплинЫ «сОциология»
Дата публикации08.03.2015
Размер204.56 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано

Утверждаю


___________________

Руководитель ООП

по направлению 200100

Зав. кафедрой ПС

профессор А.И. Потапов



_______________________

Зав. кафедрой

Социологии и психологии

доцент Завражин В.Н.


ПРОГРАММА учебной дисциплинЫ
«сОцИОЛОГИЯ»



Направление подготовки:

200100.62 «ПРИБОРОСТРОЕНИЕ»


Профиль подготовки:

«ПРИБОРЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И ДИАГНОСТИКИ»


Квалификация выпускника:

БАКАЛАВР


Форма обучения:

ОЧНАЯ



Составитель: доцент

доцент

НОВИКОВА Е.С.

САЗОНОВА Н.Н.



Программа является приложением к ООП в соответствии с

ФГОС-2009

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

1. Цели и задачи дисциплины.

Целью курса является формирование у студентов целостного представления об общественной жизни и роли в ней человека, о регулирующей роли социальных институтов, о закономерностях социальной сплочённости.

Задачи курса: развитие у студентов личностных качеств; формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки; формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности; формирование навыков проведения исследований, направленных на совершенствование социально-экономических процессов и явлений на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом; формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, способствующих социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Социология» входит в «Гуманитарный, социальный и экономический» цикл: «Вариативную часть, включая дисциплины по выбору студента» (Б1.ДВ.1).

Для эффективного изучения дисциплины студент должен владеть знаниями в объёме средней школы, знать историю российской государственности. Владеть свободно устной и письменной речью на русском языке.

Сформированные при изучении данной дисциплины компетенции будут полезны для учебных дисциплин профессионального цикла, так как при изучении социологии студенты учатся работать с большим количеством источников информации, документами, справочной литературой, что развивает способность к восприятию, обобщению, сравнению, анализу информации, определению приоритетов и планированию.

Социальное знание способствует развитию личности, показывает важность профессиональной деятельности в структуре общественного разделения труда, обосновывает высокий статус высшего образования, формируя ответственное отношению к получаемым в вузе знаниям.

«Социологию» можно считать предшествующей дисциплиной для курса «Политология».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- обладать способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, создавать тексты профессионального назначения (ОК-2);

- уметь работать в коллективе и кооперироваться с коллегами (ОК-3);

- уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные развития (ОК-4);

- способность находить организационно-управленческие решения в стандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-5);

- способность личностно развиваться и повышать профессиональное мастерство (ОК-7);

- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-8);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, при решении социальных и профессиональных задач, а также анализировать социально- значимые процессы и явления (ОК-10);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11).

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:

- содержание понятия общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;

- о значении культуры как важнейшего социообразующего института и критерия сравнения общностей;

- содержание понятия «личность» как субъекта социального действия и взаимодействий, сущность процессов социализации и социального контроля;

- особенности межличностных отношений в таких группах, как семья, молодежь, трудовой коллектив;

- исторические типы социальной стратификации, особенности и проблемы стратификации современного российского общества;

- механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов, в том числе между этническими общностями и нациями;

- о значении социальной мобильности, об основных составляющих общественной динамики и различных путях социального прогресса.

    Уметь:

  • сравнивать различные социальные модели по их целям и средствам достижения;

  • различать конформное и девиантное поведение индивидов;

  • выделять причины межличностных и социальных конфликтов;

различать социальные общности на основе анализа их культур.



    Владеть:

  • владеть навыками самостоятельно и рационально решать социально-значимые проблемы в профессиональной среде;

  • технологиями командной работы.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ____2______ зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры










4

Аудиторные занятия (всего)

34










34

В том числе:

-

-

-




-

Лекции

17










17

Практические занятия (ПЗ)

17










17

Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

38










38

В том числе:

-

-

-




-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат

10










10

Другие виды самостоятельной работы
















домашняя подготовка к занятиям, чтение учебной литературы

28










28

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачёт










зачёт

Общая трудоемкость час

зач. ед.

72










72

2










2

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Введение в социологию.

Тема 1. Предмет и метод социологии. Социология как наука. Место социологии среди наук об обществе.

Структура науки. Функции социологии. Цели и задачи изучения социологии в техническом университете.

Социологические дилеммы современности.

Прикладные социологические исследования. Методы сбора и анализа информации.
Тема 2. История и основные направления развития социологии.

О. Конт – основоположник современной науки об обществе. Органицизм и эволюционизм Г. Спенсера. Э. Дюркгейм об обществе как особой духовной реальности. Марксизм об основных принципах и методологических подходах к анализу общественных структур и отношений. Роль М. Вебера в развитии социологии религии, власти, государства, бюрократии.

Особенности социологии дореволюционной России. Вклад М.М. Ковалевского в развитие отечественной социологии.

Социологическая система П.А. Сорокина. Теории социальной стратификации и мобильности. Интегральная теория развития общества.

Современные социологические школы и направления; структурный функционализм и теория конфликта; символический интеракционизм; структуралистский и деятельностный подходы; гендерный анализ и др.
Раздел 2. Социология личности.

Тема 3. Личность как субъект и объект социологии. Социальное взаимодействие.

Основные понятия социологии личности.

Потребности, интересы и ценности как механизмы детерминации поведения. Личность как субъект и объект социальной жизни.

Сущность и типы социального взаимодействия. Теории взаимодействия.

Конфликт как тип взаимодействия. Дилемма консенсуса и конфликта в социологии.

Тема 4. Культура: функции и значение. Ценности и нормы. Социализация личности. Девиантное поведение.

Культура: понятие, функции и значение в обществе.

Культурные этноцентризм и релятивизм. Ценности и нормы в культуре общества. Субкультуры и контркультура.

Ценностные ориентации и социальные установки индивида. Теории развития личности. Социализация личности.

Социальный контроль. Виды норм и санкций. Конформизм и девиантное (отклоняющееся) поведение личности. Аномия.
Раздел 3. Социологический анализ общества.

Тема 5. Структура общества. Концепции строения общества.

Общество как система.

Строение общества. Статус как статическая характеристика; виды статусов. Социальная роль как динамическая характеристика.

Социальные общности и группы. Стратификация общества. Исторические типы страт. Марксизм о классовой структуре общества. Социальные институты и организации.

Тема 6. Социальная динамика и пути социального развития. Типы современных обществ.

Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.

Демографический рост, миграция, урбанизация как факторы социальной динамики. Социальная мобильность и ее формы.

Эволюционный и революционный пути развития общества. Глобальные революции и социальный прогресс. Концепция глобализации. Глобальные проблемы современности. Механизм их разрешения.

Техногенный подход к развитию общества. Аграрное, доиндустриальное общество. Индустриальное и постиндустриальное общества. Типы модернизации.

Тема 7. Проблемы управления обществом как системой. Промышленная социология. Социальная политика государства.

Социальная сфера общества. Социальная инфраструктура.

Социальная политика государства. Социология труда. Социология политики и права.

Этносоциология как институт анализа и управления межнациональными отношениями.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7


















Политология

+

+

+

+

+

+

+
















5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Всего

час.



Введение в социологию

4

4







8

16



Социология личности

6

6







10

22



Социологический анализ общества

7

7







10

24




Реферат













10

10




Всего:

17

17







38

72

6. Лабораторный практикум – не предусмотрен

7. Практические занятия (семинары)

п/п

раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

  1. 1

1.

Предмет и метод социологии.

2



1.

История и основные направления развития социологии.

2



2.

Личность как субъект и объект социологии. Социальное взаимодействие.

2



2.

Культура: понятие, функции, виды. Социализация личности.

2



2.

Социальный контроль. Девиантное поведение.

2



3.

Понятие и структура общества. Концепции строения общества.

2



3.

Социальная динамика и пути социального развития.

2



3.

Проблемы управления обществом.

3

8. Примерная тематика рефератов по дисциплине «Социология».

  1. О. Конт как родоначальник социологии.

  2. Органицизм и эволюционизм Г. Спенсера: современное значение.

  3. Сущность формационного подхода К. Маркса к анализу общественного прогресса.

  4. Значение книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» для современной социологии.

  5. Роль разделения труда и религии в концепции социальной солидарности Э. Дюркгейма.

  6. Взгляд М. Вебера на роль религии в социальном развитии.

  7. Политическая социология М. Вебера.

  8. Основные направления социологии в дореволюционной России.

  9. Проблема социального прогресса в творчестве П. Лаврова и Н. Михайловского.

  10. Культурно-историческая концепция Н. Данилевского как этап в формировании цивилизационного подхода к социальному развитию.

  11. Теории социальной стратификации и мобильности П. Сорокина.

  12. Теория структурного функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона.

  13. Теория конфликта в трудах К. Маркса, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Коузера.

  14. Взгляд на общественно-историческое развитие современной России через призму теорий эволюции, революции и реформ.

  15. Гражданское общество в России: реальность и перспективы.

  16. Теории социального взаимодействия.

  17. Социальный конфликт: сущность, этапы развития, возможности разрешения.

  18. Культурный этноцентризм как предпосылка национализма и межэтнических столкновений.

  19. Потребности, интересы, ценности как источники конфликтов.

  20. Концепции личности в современной социологии.

  21. Молодежь как особая социальная группа.

  22. Воспитание и образование как факторы социализации.

  23. Девиантное (отклоняющееся) поведение.

  24. Социальные регуляторы поведения: нормы и санкции.

  25. Концепция аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон) и современное российское общество.

  26. Социальная структура современного российского общества.

  27. Социальные группы – важнейший элемент социальной структуры общества.

  28. Социальная стратификация и социальная мобильность в современной России.

  29. Место и роль социальных институтов и организаций в жизни общества.

  30. Семья как социальный институт и социальная группа.

  31. Социальная политика государства.

  32. Социальная динамика общества.

  33. Миграция как проблема современного общества.

  34. Эволюционный и революционный пути развития общества.

  35. Аграрное общество: характерные черты, современное состояние.

  36. Индустриальное общество: общие черты и национальные особенности.

  37. Постиндустриальное (информационное) общество: настоящее и будущее.

  38. Этносоциология о причинах межэтнических конфликтов.

  39. Национализм и сепаратизм: сущность, происхождение, проявления в современной России.

  40. Общественное мнение и способы его изучения.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Волков, Ю. Г. Социология. / Под общ. ред. проф. В. И. Добренькова.  Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 572 с.

  2. Волков, Ю. Г. Социология: учебник для студентов технических высших учебных заведений. / Ю. Г. Волков.  М. : КноРус, 2009. 320 с.

  3. Горелов, А.А. Социология: Учебник / А.А. Горелов. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 496 с.

  4. Добреньков, В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник.  М.: ИНФРА-М, 2008. –

624 с.

  1. Исаев, Б.А. Социология в схемах и комментариях: Учебное пособие. - СПб.: Питер, - 2009. – 224 с.

  2. Исаев, Б.А. Социология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2007.- 224 с.

  3. История социологии: учебник / Отв. ред. Г. В. Осипов.  М. : Норма, 2009.  489 с.

  4. История социологии: учебник. / Г. С. Батыгин, Д. Г. Подвойский.  М. : Высшее образование и наука, 2007.  442 c.

  5. Немировский, В.Г. Социология: учебник. – М.: Проспект, 2010. – 544 с.

  6. Общая социология: учеб. пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. М. : ИНФРА-М, 2008.  654 с.

б) дополнительная литература

  1. Бабосов Е. М. Социология: Энциклопедический словарь. / Е. М. Бабосов.  М. : URSS : Либроком, 2009.  473 с.

  2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. / Д. Белл; Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева.  2-е изд., испр. и доп.  М. : Academia, 2004.  783 с.

  3. Гараджа В. И. Социология религии: учеб. пособие для студентов / В. И. Гараджа.  3-е изд. перераб. и доп.  М. : ИНФРА-М., 2007.  344 с.

  4. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. / Я. И. Гилинский.  СПб. : Юридический центр Пресс, 2004.  525 с.

5. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004.

6. Парсонс Т. О социальных системах. / Парсонс Т. Под общ. ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского; Пер. с англ.  М. : Акад. проект, 2002.  831 с.

7.Семья и семейное воспитание : кросс-куль турный анализ на материале России и США. / Под ред. академика РАН В.И. Жукова. – М. : РГСУ, 2009. – 420 с.

8.Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М.: Феникс, 1998.

9.Уэбстер Ф. Теория информационного общества. / Ф. Уэбстер; Пер. с англ.  М. : Аспект-Пресс, 2004.  467 с.

10.Энциклопедия: российская семья. / Под ред. В. И. Жукова. – М. : РГСУ, 2008. – 624 с.

в) программное обеспечение

Microsoft Office Word; Microsoft Office Excel; Adobe Acrobat Reader, web-браузер (SeaMonkey, Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera и др.).

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. База данных ФОМ [сайт] : Фонд «Общественное мнение». – URL: http:// www.fom.ru.

  2. ВЦИОМ [сайт] : Всероссийский центр изучения общественного мнения. – URL: http://wciom.ru/.

  3. Организация Объединенных Наций [сайт] : - URL: http://www.un.org/ru/.

  4. Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации. [сайт] : – URL: http://www.gov.ru/.

  5. Социология, экономика, менеджмент [сайт] : Федеральный образовательный портал. – URL: http://www.ecsocman.edu.ru.

  6. Центральная База Статистических Данных [сайт] : Федеральная служба государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru/.

  7. ЦНСИ [сайт] : Центр независимых социологических исследований. – URL: http://www.cisr.ru/.

  8. http://gumer.ru (Библиотека Гумер (сайт). Большая коллекция книг по гуманитарным и естественным наукам.)

10. Материальнотехническое обеспечение дисциплины:

Учебные аудитории с демонстрационными стендами.

Лекционные аудитории с мультимедийным оборудованием.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Изучение дисциплины производится в тематической последовательности. Для студентов очной формы обучения практическому занятию и самостоятельной изучению материала, как правило, предшествует лекция. На лекции даются указания по организации самостоятельной работы и срокам сдачи занятий или прохождения тестирования.

Программа учебной дисциплины составлена с учётом того, чтобы способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и адаптации их в современном общественном устройстве.

Текущий контроль включает методы, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретаемых компетенций: аттестацию по результатам выполненных заданий, контрольные работы, проверочные тесты.

Самостоятельная работа предусматривает чтение основной и дополнительной литературы к занятиям, выполнение заданий, подготовку докладов и выступлений на аудиторных занятиях, подготовку к дискуссиям на семинарских занятиях.

По учебной дисциплине выполняется реферат (трудоёмкость - 10 часов самостоятельной работы).

Итоговый контроль: зачёт.
Разработчики:
кафедра социологии и психологии доцент Новикова Е.С.

кафедра социологии и психологии доцент Сазонова Н.Н.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплинЫ «сОциология» iconПрограмма учебной дисциплины «социология»
Дисциплина «Социология» входит в «Гуманитарный, социальный и экономический» цикл, базовая часть ( В. 2)
Программа учебной дисциплинЫ «сОциология» iconПрограмма дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано...
Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»...
Программа учебной дисциплинЫ «сОциология» iconПримерной программы наименование дисциплины: Современные социологические...
«Историческая социология», «Социология культуры», «Этносоциология», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования»,...
Программа учебной дисциплинЫ «сОциология» iconРабочая программа дисциплины «социология коммуникаций»
«Социология». Теоретической базой для основания дисциплины являются знания студентов, полученные в результате изучения дисциплин:...
Программа учебной дисциплинЫ «сОциология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа учебной дисциплинЫ «сОциология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа учебной дисциплинЫ «сОциология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа учебной дисциплинЫ «сОциология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа учебной дисциплинЫ «сОциология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа учебной дисциплинЫ «сОциология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа учебной дисциплинЫ «сОциология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа учебной дисциплинЫ «сОциология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа учебной дисциплинЫ «сОциология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология потребления» по специальности 040201 «Социология»
Программа учебной дисциплинЫ «сОциология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология образования» по специальности 040201 «Социология»
Программа учебной дисциплинЫ «сОциология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология моды» по специальности 040201 «Социология»
Программа учебной дисциплинЫ «сОциология» iconРабочая программа Социология Направление подготовки: 03200 «Зарубежное регионоведение»
Рабочая программа учебной дисциплины «Социология» составлена с учётом требований фгос 3-го поколения и специфики профессиональной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск