080100 «Экономика»





Название080100 «Экономика»
страница1/6
Дата публикации15.08.2013
Размер0.67 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский экономический университет

имени Г.В. Плеханова

Общеэкономический факультет
Кафедра национальной и региональной экономики


ПРОГРАММА
ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АТТЕСТАЦИИ
Направление подготовки

080100 «Экономика»
Профиль подготовки

Макроэкономическое планирование и прогнозирование
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Москва - 2011

Составитель: к.э.н., доцент Логинова Е.В.

к.э.н., доцент Седова Н.В.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика», Профиль подготовки «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»

Программа утверждена на заседании выпускающей кафедры национальной и региональной экономики Протокол №14 «8» февраля 2011 года

Заведующая кафедрой

Национальной и региональной экономики

к.э.н., проф. Г.Ю.Гагарина
Программа утверждена на Совете Общеэкономического Факультета Протокол № 7 «22» марта 2011 года.

Председатель В.Б. Бычин

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ: ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ТРЕБОВАНИЯ
Освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников, обучающихся по всем формам получения высшего профессионального образования.

Итоговая государственная аттестация проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направление подготовки 080100 «Экономика», профиль подготовки «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высшего профессионального учебного заведения по направлению «Экономика».

Целью итоговой государственной аттестации является установление соответствия между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 080100 «Экономика», профиль подготовки «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» и фактическими знаниями, навыками и умениями выпускников, полученными в процессе освоения образовательной программы в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова в период действия настоящего стандарта.

Целью итоговой государственной аттестации является установление степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических и практических междисциплинарных знаний, умений и навыков для решения профессиональных задач на требуемом настоящим стандартом уровне.

Задачи аттестации:

  • выявить уровень теоретической подготовки специалистов на междисциплинарном государственном экзамене по основным предметам Профессионального цикла;

  • определить в процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы степень профессионального применения теоретических знаний, умений и навыков выпускников в области макроэкономического планирования и прогнозирования.

  • выявить достигнутую степень подготовки выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве специалиста по макроэкономическому планирования и прогнозированию, уровень его адаптации к сфере или объекту профессиональной мультидисциплинарной деятельности.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате ИГА
- способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

- стремится к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- использует в профессиональной деятельности основные законы естественно-научных дисциплин, в том числе медицины, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

- готов к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1);

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе ОК-7;

- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность ОК-8;

- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности ОК-9;

- способен анализировать социальнозначимые проблемы и процессы ОК-13;

- владеет методами количественного анализа и моделирования, творческого и экспериментального исследования ОК-15;

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией ОК-17;

- способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проводить совещания, вести деловую переписку, осуществлять электронные коммуникации ОК-19;

- способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений ПК-8;

- способен планировать операционную (производственную) деятельность организаций ПК-19;

- способен оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления ПК-27;

- способен выбрать инструментальные средства для обработки социально-экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы ПК-5.1;

- способен анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса ПК-29;

- имеет знание экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и проводить анализ конкурентной среды отрасли ПК-30;

- имеет навыки анализа и интерпретации социально-экономической и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий разных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использования полученных сведений для принятия управленческих решений на различных региональных уровнях ПК-7.1;

- способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средств и информационные технологии –ПК-12;

- умеет собрать необходимые данные, используя отечественные и зарубежные источники информации, и на основе их анализа подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет ПК-9.1;

- имеет навыки использования для решения аналитических и исследовательских задач современных технических средств и информационных технологий, включая ГИС-технологии ПК-10.1;

- умеет использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и бенчмаркинга ПК-36;

- способен проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений ПК-42;

- способен проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений ПК-47;

- умеет находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею ПК-48;

- способен разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.п.) ПК-49.
Требования к уровню освоения содержания образовательной программы выпускника по направлению 080100 «Экономика», профиль подготовки «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» заключаются в том, что выпускник по направлению «Экономика», профиль подготовки «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» по окончании обучения должен:

  • получить системные знания, предусмотренные государственным образовательным стандартом;

  • уметь применять знания в практике планирования и прогнозирования, в различных организациях и подразделениях, региональных и муниципальных образований;

  • сформировать необходимые компетенции, позволяющие осуществлять эффективную самореализацию личности в профессиональной деятельности;

  • быть готовым к продолжению процесса обучения в магистратуре и аспирантуре;

  • и освоению различных образовательных программ дополнительного образования в области планирования и прогнозирования.

В соответствии с квалификационными требованиями ФГОС ВПО бакалавр должен знать:

- принципы развития и закономерности функционирования организации;

- типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;

- основные цели и задачи организации, правилами техники безопасности.

- структуру и функции подразделений организации, занимающихся проблемами экономики, планирования и прогнозирования;

- нормативную и методическую документации по вопросам экономического планирования и прогнозирования;

- теоретические основы планирования, понятийный аппарат, принципы и методологию планирования и прогнозирования на предприятии;

- основные функции логистики применительно к предприятиям различных отраслей экономики;

- базисные концепции, системы и технологии логистики и УЦП;

- методы стратегического, тактического и оперативного планирования и интеграции бизнес-процессов;

- методы и приемы контроллинга;

- методы оптимизации ресурсов;

- проблемы международной логистики и формирования глобальных логистических систем и цепей поставок

- формы и системы оплаты труда,

- способы исчисление средней заработной платы, ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы.

- систему оплаты труда руководителей организации, их заместителей, систему поощрения работников.

- формы реализации социального партнерства в организации (на предприятии).

- документы и материалы по обеспечению экономической безопасности организации, сохранению коммерческой тайны.

должен уметь:

- собирать и анализировать статистическую и иную информацию, данных специальных исследований по деятельности компаний и организаций, относящихся к различным секторам и отраслям национального хозяйства, необходимых для подготовки практической части дипломной работы, приобретение навыков по их обработке и анализу.

- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;

- анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

– на основе анализа структуры издержек производства, рассчитать себестоимость продукции и величину трудовых затрат.

- моделировать бизнес-процессы;

- проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений;

- использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и бенчмаркинга;

- оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат и принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета;

- ставить и решать задачи оптимизации ресурсов на макро- и микроуровнях;

должен владеть:

  • методами расчетов показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций;

  • методами изучения и анализа основных экономических показателей итогов деятельности компании (предприятия, организации);

  • системой бизнес-планирования, бизнес-стратегии развития фирмы;

  • методами оценки эффективности экономической деятельности предприятия, компании (организации): система показателей-индикаторов эффективности инвестиций, эффективности труда различных категорий персонала, используемые показатели, методы оценки, факторы, определяющие трудоемкость продукции и ее динамику;

  • методами оценки состояния организации и нормирования труда, использования рабочего времени;

  • методами планирования фонда оплаты труда на предприятии (компании);

  • методами расчета заработной платы, прогнозирования и разработки политики вознаграждения;

  • методами социального планирования и расчеты социального пакета работника;

  • методами разработки программ обеспечения безопасности и здоровья работников;

  • методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);

  • методами управления операциями;

  • методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы;

  • методами анализа финансовой отчетности и финансового прогнозирования;

  • навыками деловых коммуникаций.


К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав государственной аттестации, допускаются лица, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению 080100 «Экономика», профиль подготовки «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»

Итоговая аттестация по направлению 080100 «Экономика», профиль подготовки «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» предусматривает сдачу государственного междисциплинарного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы.

При условии успешного прохождения всех видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику присваивается квалификация «бакалавр экономики» общего профиля, и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании. Программа итоговой государственной аттестации устанавливает:

  • равные возможности и требования для выпускников всех форм обучения;

  • соответствие государственным требованиям к содержанию и уровню подготовки выпускников по направлению 080100 «Экономика», профиль подготовки «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»;

  • четкую ориентацию на оценку уровня усвоения материала по всем циклам дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта;

  • технологию и организацию государственной итоговой аттестации по указанному направлению.



Цель государственного междисциплинарного экзамена
Государственный экзамен представляет собой первый этап итоговой государственной аттестации выпускника направления.

Целью государственного междисциплинарного экзамена является установление степени профессиональной готовности выпускника к использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования уровне. В соответствии с этим программа составлена на базе программ общепрофессиональных и профессиональных дисциплин, определяющих в совокупности формирование профессионального облика выпускника.

На междисциплинарный комплексный экзамен по профессиональным дисциплинам выносятся такие группы проблем, ответ по которым позволил бы выявить степень:

  1. полноты, фундаментальности и свободного оперирования знаниями в области планирования и прогнозирования экономической деятельности, включая планирование и прогнозирование социального развития и внешнеэкономической деятельности, системы стратегического управления национальной экономикой,

  2. изучения опыта осуществления планирования и прогнозирования в организациях, на предприятиях и в компаниях различных организационно-правовых форм хозяйствования, работающих в различных сферах и отраслях национального хозяйства;

  3. овладения основными методами, технологиями и методиками планирования и прогнозирования деятельности различных предприятий, организаций и компаний, корпораций, а также объединений и комплексов отраслей национальной экономики.

Цикл профессиональных дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта включает в себя следующие дисциплины: «Планирование и прогнозирование в экономике», «Экономика фирмы», «Введение в основы профессиональной деятельности, организация научно-исследовательской работы», «Региональная экономика», «Государственное регулирование экономики», «Система стратегического управления национальной экономикой», «Система национального счетоводства», «Планирование и прогнозирование инновационного развития», «Новые методы прогнозирования.

Профессиональный цикл дисциплин по выбору Федерального государственного образовательного стандарта включает в себя следующие дисциплины: «Планирование и прогнозирование внешнеэкономической деятельности», «Экономическая интеграция национальных хозяйственных систем», «Система федеральных и региональных программ», «Проектное управление», «Экономическая компаративистика», «Сравнение национальных моделей экономики», «Планирование и прогнозирование природопользования», «Экономическая безопасность» и «Муниципальная экономика», «Экономика городов и агломераций», «Территориальное планирование», «Региональный маркетинг», «Экономика развития», «Экономическая социология», «Основы демографии», «Макроэкономическая стабилизация», «Экономические циклы и кризисы».

Самостоятельная подготовка к государственному междисциплинарному экзамену включает в себя как повторение на более высоком уровне полученных в процессе профессиональной подготовки блоков и разделов государственной образовательной программы, вынесенных на экзамен, так и закрепление, углубление и самопроверку приобретенных знаний.

Целесообразно начать подготовку со структурирования каждой из проблем, что впоследствии станет основой ответа на поставленный в экзаменационном билете вопрос. В структуре проблемы необходимо выделить и уяснить:

  • сущность феномена, лежащего в основе проблемы;

  • место и роль феномена в жизнедеятельности общества, системе социальной работы, его взаимосвязь с другими феноменами;

  • основные характеристики феномена (детерминанты, статистические и другие данные), характеризующие его масштабность и значимость;

  • исторические, правовые, экономические, психологические и другие аспекты феномена;

  • категориальный аппарат, используемый при изучении феномена;

  • наиболее значимые подходы к определению и изучению феномена, важные исследования и достижения в данной области;

  • основные способы и направления разрешения проблем макроэкономического планирования и прогнозирования, вызванной наличием данного феномена, с учетом исторического отечественного и зарубежного опыта;

  • перспективы развития феномена.


Изучение проблемы целесообразно начать с изучения базовой литературы по учебной дисциплине, к которой отнесена данная проблема. Как правило, базовые учебники (учебные пособия), имеющие гриф Министерства образования и науки РФ или рекомендацию УМО вузов России по образованию в области социальной работы, могут дать общее представление о проблеме, но этих сведений может оказаться недостаточно для исчерпывающего ответа на экзаменационный вопрос. Поэтому следует, не ограничиваясь базовым учебным изданием, изучить некоторые специальные издания, которые дадут возможность более подробно рассмотреть некоторые специфические аспекты изучаемого феномена, глубже изучить специальные методы разрешения проблем, проанализировать накопленный в этом отношении отечественный и зарубежный опыт.

Особо следует подчеркнуть, что в процессе подготовки к экзамену следует реализовать интегративно-комплексный подход в изучении различных феноменов, а значит уметь анализировать и оценивать его исторические, правовые, этические, политические и прочие аспекты и компоненты, выявлять их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Значительное место в структуре подготовки к экзамену занимает изучение нормативно-правовых актов и периодической литературы, которые, с одной стороны, ограничивают правовое поле данного феномена, с другой - дают представление о традиционности и инновационности в практической работе с ним. Оценочные суждения выпускника в отношении приведенных в периодических изданиях примеров конкретной деятельности специалистов могут стать доказательством его профессиональной компетентности.

Сдача междисциплинарного экзамена проводится в устной форме по экзаменационному билету. Один экзаменационный билет содержит два теоретических вопроса из разных разделов учебной программы и один практический вопрос, касающийся предназначения, целей, решаемых задач и примерной структуры организации в рамках макроэкономического планирования и прогнозирования.

При ответе на каждый вопрос, поставленный в экзаменационном билете, выпускник должен продемонстрировать свои знания комплекса учебных дисциплин, что позволит вынести заключение об уровне его подготовленности к самостоятельной практической деятельности.

По результатам экзамена студентам выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

При оценке знаний студента учитывается степень усвоения им программных вопросов, глубина теоретических знаний и практических навыков, а также умение студента использовать в ответе нормативный и практический материал.

Оценка «отлично» выставляется за ответы, изложенные логично, систематизировано в полном объеме; основные понятия, выводы и обобщения сформулированы определенно и доказательно.

Оценка «хорошо» выставляется за ответы, содержащие незначительные пробелы в знаниях, отдельные недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности в выводах.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за ответы, содержащие значительные пробелы в усвоении материала, изложенные не систематизировано; выводы слабо аргументированы; в изложении материала и выводах допущены ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за ответы, в которых не раскрыто содержание основного материала, нет обобщений и выводов.

Студенты, завершившие освоение основной образовательной программы, но не подтвердившие соответствие подготовки требованиям ФГОС ВПО при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, отчисляются в установленном порядке. Восстановление отчисленных студентов производится на основании их личного заявления. Повторные итоговые аттестационные испытания назначаются студенту на основании соответствующего приказа о восстановлении в РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний проводится не ранее чем через три месяца и не более чем через пять лет после прохождения ИГА впервые. Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться более двух раз.

Студенты, успешно сдавшие государственный междисциплинарный экзамен, допускаются к защите выпускной квалификационной работы.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

080100 «Экономика» iconОсновная образовательная программа 080100. 62 Экономика. Мировая...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по ооп 080100. 62 Экономика. Мировая...
080100 «Экономика» iconРабочая программа по дисциплине «Маркетинг» для студентов экономического...
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления...
080100 «Экономика» iconРабочая программа по дисциплине «логистика» для студентов экономического...
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления...
080100 «Экономика» iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100...
080100 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Экономика окружающей среды» для направления 080100. 68 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, проводящих занятия, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки 080100....
080100 «Экономика» iconПрограмма «Экономика и политика Германии» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 080100....
080100 «Экономика» iconЕще экзаменационные вопросы
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления...
080100 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Российская экономика» для направления 080100. 62 «Экономика»
...
080100 «Экономика» icon080200 «Менеджмент», магистерская программа
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления...
080100 «Экономика» iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Международные валютно-финансовые и кредитные отношения» составлена в соответствии с требованиями...
080100 «Экономика» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 080100...
Программа предназначена для поступающих в магистратуру фгбоу впо «Бурятский государственный университет» по направлению 080100 «Экономика»...
080100 «Экономика» icon«Страхование» Методические рекомендации по проведению семинарских...
...
080100 «Экономика» iconПрограмма дисциплины Региональная экономика для направления 080100....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
080100 «Экономика» iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Организация делопроизводства и персональный менеджмент»
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления...
080100 «Экономика» iconПрограмма дисциплины Экономика общественного сектора для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
080100 «Экономика» iconПрограмма «Экономика и политика Испании» для направления 080100. 68 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 080100....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск