Скачать 216.55 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО НИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Международный факультет управления Кафедра системного анализа и информационных технологий __________________________________________________________________ УТВЕРЖДАЮ Декан МФУ ____________Тарасенко П.Ф. ‘‘___’’__________2013 г. Рабочая программа учебной дисциплины экономическая и социальная география Направление подготовки 080100 Экономика Профили подготовки Мировая экономика Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2013 1. Цели освоения дисциплины Главная цель освоения дисциплины «Экономическая и социальная география»: подготовка студентов для решения территориально-организационных задач в сфере мировой экономики, формирование у студентов знаний об основных закономерностях территориальной организации общества, а также развитие у них пространственного мышления на глобальном уровне. Задачи дисциплины: – охарактеризовать основные закономерности территориальной организации общества; – раскрыть причины территориальных различий в системе мирового и национальных хозяйств; – изучить пространственное размещение и динамику всех отраслей мировой экономики. 2. Место дисциплины в структуре бакалаврской программы Дисциплина «Экономическая и социальная география» относится к базовой части общерофессионального цикла ООП и читается в 1-м семестре бакалавриата. Логически и содержательно данная дисциплина взаимосвязана с модулями географических дисциплин ООП бакалавриата по направлению подготовки «Мировая экономика». При освоении данной дисциплины необходимы знания, приобретенные обучающимися в результате освоения основных курсов, формирующих фундаментальные и мировоззренческие знания об экономико-географических явлениях и процессах: «Геополитика», «Демография». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению «Экономика»: – владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); – уметь анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); – собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); – быть способным осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); – быть способным анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8); – быть способным, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9). В результате освоения дисциплины студент должен обладать знаниями: – о структуре мировой экономики; – о территориальной дифференциации природно-ресурсных, социальных и экономических процессов на глобальном уровне; – о факторах, влияющих на размещение отраслей мировой экономики; – о лидерах по отдельным направлениям мирового хозяйства; – о крупнейших районах и центрах различных отраслей мирового хозяйства; – об особенностях специализации различных стран в системе мировой экономики. умениями: – анализировать основные социально-экономические показатели и статистические данные; – давать обоснованную характеристику состояния отраслей мировой экономики; – анализировать особенности развития и размещения отраслей; – давать экономико-географическую характеристику стран и регионов, выявлять ключевые проблемы развития стран; – прогнозировать демографические, экономические и экологические процессы на основе полученных знаний. навыками: – свободно ориентироваться по политическим и экономическим картам мира; – выявлять и объяснять особенности экономической ситуации; – применять полученные знания в учебных и научно-исследовательских работах и дальнейшей практической деятельности. 4. Структура и содержание дисциплины «Экономическая и социальная география» Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы – 72 часа 4.1. Структура преподавания дисциплины
4.2.Содержание разделов дисциплины Введение. Общая постановка задач курса. Методологические основы экономической и социальной географии. Предмет социально-экономической географии. Связи с другими науками. Структура мировой экономики и типы национальных хозяйств. Структура мировой и национальной экономики. Ключевые показатели, используемые при определении типа страны. Типология стран мира по уровню социально-экономического развития. Отраслевая структура промышленности. Межотраслевые комплексы. География добывающей промышленности мира. Основные подотрасли топливной промышленности. Динамика цен на нефть, газ, уголь, уран. Тенденции в мировой добыче топлива. География добычи нефти, газа, угля и урана. Крупнейшие транснациональные корпорации в топливной промышленности. Их основные экономические показатели и география деятельности. Характеристика и главные категории нетопливных полезных ископаемых. Крупнейшие районы горнодобывающей промышленности в мире. География добычи железной, марганцевой, медной, оловянной руды, бокситов, хромитов, золота, платины и алмазов. География обрабатывающей промышленности мира. Электроэнергетика. Мировые лидеры по производству электроэнергии. Тепловые электростанции (ТЭС). Гидроэлектростанции (ГЭС). Атомные электростанции (АЭС). Альтернативные источники энергии. Чёрная металлургия. Факторы размещения в зависимости от способа выплавки стали. Мировые лидеры. Крупнейшие комбинаты. Крупнейшие транснациональные корпорации в чёрной металлургии. Их основные экономические показатели и география производства. Цветная металлургия. 4 категории цветных металлов. Зависимость факторов размещения от категории цветных металлов. География выплавки алюминия, меди, цинка, свинца, олова. Мировые лидеры. Крупнейшие комбинаты. Цены на цветные металлы. Структура химической промышленности. Основная химия. Химия органического синтеза. Фармацевтика. Бытовая химия. Факторы размещения. Мировые лидеры и центры. Крупнейшие транснациональные корпорации в химической промышленности. Их основные экономические показатели и география производства. Структура машиностроения. География тяжёлого машиностроения. Фактор размещения, лидеры, центры. Крупнейшие транснациональные корпорации. Их основные экономические показатели и география производства. География транспортного машиностроения (автомобилестроение, судостроение, авиакосмическая промышленность). Факторы размещения. Мировые лидеры и центры. Космодромы мира. Крупнейшие транснациональные корпорации в автомобилестроении и авиакосмической промышленности. Их экономические показатели и география производства. География точного машиностроения. Военно-промышленная и бытовая электроника. Факторы размещения. Мировые лидеры и центры. Крупнейшие транснациональные корпорации в электронной промышленности. Их экономические показатели и география производства. География лёгкой промышленности (текстильная, швейная, обувная, меховая, ювелирная, игрушечная, мебельная, бумажная, полиграфическая). Факторы размещения. Мировые лидеры и центры. Структура пищевой промышленности. Факторы размещения по отраслям пищевой промышленности. Мировые лидеры. Крупные центры. Крупнейшие транснациональные корпорации в пищевой промышленности. Их основные экономические показатели и география производства. География мирового сельского хозяйства. Формы землевладения в различных странах. Доля сельского хозяйства в занятости населения и в ВВП различных стран. Центры происхождения культурных растений. Зерновые, кормовые и технические культуры, их особенности. Основные районы разведения и мировые лидеры. География мирового наркобизнеса. Основные районы выращивания и производства наркотиков. География мирового животноводства. Разведение крупного рогатого скота, свиноводство, овцеводство, птицеводство. Факторы, влияющие на географию отраслей животноводства. Рыболовство. Мировые лидеры. География непроизводственной сферы. Структура мировой транспортной системы. Формы собственности транспорта в различных странах. Доля транспорта в занятости населения и в ВВП различных стран. Понятия грузооборота и грузонапряжённости. География железнодорожного, автомобильного, трубопроводного, электронного, морского, внутреннего водного, воздушного транспорта. Формы международных экономических связей. Внешняя торговля. Структура товарооборотов различных стран. Торговый баланс. Международное географическое разделение труда. Экономическая интеграция (региональные экономические союзы и группировки). География международного туризма. География мировой финансовой системы. Финансовые центры и их типы. Главные рынки золота, валюты, ценных бумаг, банковских кредитов, страховых операций. Крупнейшие банки, мировые валюты. География науки. Важнейшие научные центры, ведущие вузы. Технополисы (определение, причины создания). Крупнейшие технополисы мира. Наукограды и технико-внедренческие зоны в России. География населения. Крупнейшие страны мира по населению. Важнейшие демографические показатели: рождаемость, смертность, естественный прирост, миграции. Типы воспроизводства населения. Демографические политики. Возрастной состав населения, половой состав населения. Урбанизация. 5. Образовательные технологии Образовательная технология (технология в сфере образования) – это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования. Основной формой учебной деятельности в вузе является лекционно-семинарская система. В учебном процессе помимо чтения лекций широко используются активные и интерактивные формы (разбор конкретных ситуаций, обсуждение отдельных разделов дисциплины, деловые игры), т.е. используются модельный метод обучения и метод case-study (ключевых примеров). В сочетании с внеаудиторной работой это способствует формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся Для закрепления знаний студентов по отдельным разделам курса «Экономическая и социальная география» проводятся практические занятия, целью которых является формирование навыков самостоятельной работы со статистической информацией и экономико-географическими картами. Закрепление лекционного курса требует проведения семинарских занятий по наиболее важным разделам дисциплины. Самостоятельная работа студента очень разнообразна. Она предполагает изучение экономико-географической номенклатуры, работу с контурной картой, подготовку к контрольным работам или тестам, а также написание рефератов и курсовых работ. Контурные карты создаются студентами на основе статистических данных по странам мира (ВВП ППС на душу населения, ведущие торговые партнёры и т.п.). Тематика карт подробно разбирается на практических занятиях, а создание карт осуществляется студентами самостоятельно. Главной целью подобных работ является свободное ориентирование студента по политической карте мира. Сущность и назначение реферата заключается в кратком изложении материала, но с достаточной полнотой основного содержания текста-источника, передаче проблемной информации по заданной теме. Рефераты, в зависимости от выполняемых ими функций, могут быть различных видов (информационные, индикативные и др.). Реферат по экономической географии представляет собой «аналитический реферат-обзор». Примерный перечень тем практических занятий
Примерный перечень тем семинаров
Примерный перечень вопросов к самостоятельной работе
Примерная тематика курсовых работ
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Для текущей и промежуточной аттестации студентов выполняются работы по контурной карте (3 контрольные работы) и письменные контрольные по основным разделам дисциплины. Зачёт в 1-м семестре проводится путём письменного тестирования. Оценивание за все виды контроля знаний проводится по 5-балльной системе. Оценки за все контрольные и тестовые работы обязательно учитываются на зачёте. Примерный тест
Вопросы промежуточного контроля освоения дисциплины, учитывающие формируемые знания, умения и владения
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор).– М.: Гардарики, 2008.– 704 с. Липец Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства.– М.: Владос, 1999.– 400 с. Любимов И.М. Общая политическая, экономическая и социальная география.– М.: Гелиос АРВ, 2008.– 335 с. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. 1. Общая характеристика мира.– М.: Дрофа, 2006.– 495 с. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. 2. Региональная характеристика мира.– М.: Дрофа, 2005.– 480 с. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география.– М.: Московский лицей, 2008.– 664 с. Социально-экономическая география зарубежного мира / Под. ред. В.В. Вольского.– М.: Дрофа, 2007.– 560 с. Хаггетт П., Скопин А. Общая география: глобальный синтез.– Harlow: Pearson, 2005.– 813 с. б) дополнительная литература Агирречу А.А. Наукограды России: история формирования и развития.– М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.– 192 с. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь.– М.: Мысль, 1983.– 350 с. Баранский Н.Н. Географическое разделение труда // Избр. тр. Становление советской экономической географии.– М.: Мысль, 1980. Бугаев В.К. Социально-экономическая регионалистика. Учеб. пособ.– СПб: Изд-во "ВВМ", 2007.– 263 с. Бутов В.И. Демография.– М.: ИКЦ «МарТ», 2008.– 592 с. Витвер И.А. Историко-географическое введение в экономическую географию зарубежного мира.– М., 1963. Все страны и территории мира: новый географический справочник ЦРУ.– Екатеринбург: У-Фактория, 2009.– 768 с. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики.– СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2008.– 659 с. Грицай О.В., Иоффе Г.В., Трейвиш А.И. Центр и периферия в региональном развитии.– М.: Наука, 1991.– 167 с. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география.– М.: Аспект Пресс, 2009.– 479 с. Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира.– Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.– 347 с. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира.– М.: Дрофа, 2007.– 304 с. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география.- М., 2008.-352 с. Лаппо Г.М. География городов.– М.: Владос, 1997.– 479 с. Максаковский В.П. Географическая культура.– М.: Владос, 1998.– 415 с. Международное географическое разделение труда в капиталистическом мире / Под. ред. В.В. Вольского.– М.: Изд-во МГУ, 1981.– 264 с. Перцик Е.Н. Города мира: география мирового процесса урбанизации.– М., 2011.– 381 с. Перцик Е.Н. Районная планировка: территориальное планирование.– М.: Гардарики, 2006.– 398 с. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики.- М.: Владос, 1999.-232 с. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран.- СПб, 2000.-492 с. Пространственная организация хозяйства: ТПК или кластеры. Сб. трудов XXIII сессии экономико-географической секции МАРС. / Под ред. Ю.Г. Липеца.– М.: И-т географии РАН, 2006.– 305 с. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства.– М.: Кнорус, 2005.– 384 с. Скопин А.Ю. Введение в экономическую географию.– М.: Владос, 2008.– 272 с. Страны и народы. 20 томов.– М.: Мысль, 1978-1985. Тацуно Шеридан Стратегия: технополисы.– М.: Прогресс, 1989.– 344 с. Хаггет Питер География: синтез современных знаний.– М.: Прогресс, 1979.– 684 с. Щербанин Ю.А., Рожков К.Л., Рыбалкин В.Е., Фишер Г. Международные экономические отношения. Интеграция: Учебное пособие для вузов.– М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2008.– 126 с. Knox Paul, Agnew John The Geography of the World Economy.– New York: John Wiley & Sons, 2008.– 420 p. Журналы: Эксперт Мировая экономика и международные отношения География в школе Известия РАН (Серия география, экономика) Вестник МГУ (Серия география, экономика) Вестник РАН (Серия география, экономика) Business Week в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы www.worldbank.org/data – страница статистической информации официального сайта Мирового банка (официальная статистика ООН). www.gks.ru – официальный сайт Государственного комитета статистики РФ. www.lboro.ac.uk/gawc/ – официальный сайт исследовательской группы «Глобализация и мировые города». oica.net/category/production-statistics/ – портал статистической информации по промышленному производству в странах мира. geo.tsu.ru/faculty/structure/chair/geography/u-metodika/uresurs/vadim.php – базы данных и учебные материалы для самостоятельной работы студентов, разработанные автором данной программы (сайт кафедры географии ТГУ). 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины При освоении курса используются коллекции авторских слайд-презентаций по отдельным разделам дисциплины, атласы и настенные отраслевые карты, слайд-фильмы, видео- и DVD-фильмы о европейской экономике (Нидерланды, Великобритания, Франция, Германия), снятые автором курса, а также DVD-фильмы «ГЭС Итайпу», «Добыча золота в Канаде», «Железные дороги мира» (National Geographic, Discovery Channel, BBC). Необходима специально оборудованная аудитория (DVD-плеер, видеомагнитофон, компьютер и мультимедиа-проектор). 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Успешное овладение знаниями по «Экономической и социальной географии» предполагает постоянную и кропотливую работу студентов в аудиторное (лекции, семинары) и внеаудиторное время (самостоятельная работа). Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно, логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. Экономическая география как наука имеет свою терминологию, категориальный аппарат, статистические данные, которыми хорошо и сознательно должен овладеть студент, употребляя сокращения, логические схемы по ходу записи лекции. Последующая работа над текстом лекции воскрешает в памяти ее содержание, позволяет дополнить запись, подчеркнуть, текстуально выделить главное, творчески закрепить материал в памяти, развивать экономико-географическое мышление. Семинарское занятие по экономической географии – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, монографической и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность показать и проверить глубину усвоения учебного материала, знание категорий, умение пользоваться приобретенными знаниями для аргументированной и доказательной экономико-географической и региональной оценки процессов, происходящих в современном мире. Основной задачей высшего образования заключается не только передача знаний, но и формирование умений поиска, анализа и интерпретации научной информации. Поэтому важным этапом в изучении проблем экономической географии и региональной экономики является подготовка и написание реферата. Последовательность и методика работы над подготовкой реферата преподаватель определяет персонально для каждого студента. Это зависит от темы реферата, степени ее разработанности, наличия литературы и других факторов. Студенты могут предложить собственную тему (или уточнить редакцию предлагаемой темы) по согласованию с преподавателем, но только в рамках программ изучаемого курса. Для самостоятельной работы можно использовать ресурсы Научной библиотеки ТГУ. Имеется доступ к учебным материалам автора программы, созданным в электронном виде: geo.tsu.ru/faculty/structure/chair/geography/u-metodika/uresurs/vadim.php Рекомендуется для удобства изучения номенклатуры приобрести личные школьные атласы. Автор: Хромых Вадим Валерьевич – кандидат географических наук, доцент кафедры географии ТГУ Рецензент: Филандышева Лариса Борисовна – доцент кафедры краеведения и туризма, к.г.н. |
616. 831 005. 1 + 616. Работа выполнена в гоу впо «Пензенский государственный университет» и гоу впо «Московский государственный медико-стоматологический... | Изучение влияния скорости подъема ковша на долговечность рукояти... Работа выполнена в гоу впо «Уральский государственный горный университет» и в гоу впо «Магнитогорский государственный | ||
Фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В Гоу впо «Орловский государственный технический университет», студентка | Гоу впо «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет» Себряковский филиал гоу впо «Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета» | ||
Федеральное агентство по образованию Томский государственный педагогический университет Томский государственный педагогический университет совместно с Сибирским нии торфа со расхн, Институтом климатических и экологических... | Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Краева К. В. К вопросу о специфике экзаменационного стресса у студентов // Вестник Университета. Государственный университет управления... | ||
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Правила оформления выпускной квалификационной работы в гоу впо «Ярославский... Настоящие правила определяют требования к оформлению и структуре выпускных квалификационных работ, выполняемых выпускниками гоу впо... | ||
Гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет»... Наименование учреждения: гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет» | Гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет»... Наименование учреждения: гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет» | ||
Гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет»... Наименование учреждения: гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет» | Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» Информационное обеспечение и делопроизводство в государственном и муниципальном управлении | ||
Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» Информационное обеспечение и делопроизводство в государственном и муниципальном управлении | Гоу впо «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Актуальные вопросы организации работы с молодежью [Текст]: Материалы Всерос науч практ конф., Екатеринбург, 24 апр. 2009 г. / Гоу... | ||
Первый московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Работа выполнена в фгу «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Росмедтехнологий»... | Протокол №7 Декан Краева К. В. К вопросу о специфике экзаменационного стресса у студентов // Вестник Университета. Государственный университет управления... |