ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МЕДНОГОРСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения
Дисциплины: «Менеджмент» Для специальности:
080114 « Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
2010 Пояснительная записка. Учебная дисциплина «Менеджмент» - обязательная общепрофессиональная дисциплина учебного плана специальности080114 « Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».В соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника дисциплина «Менеджмент» раскрывает вопросы практического содержания управления во всех его проявлениях.
В условиях становления современных рыночных отношений меняется характер экономической деятельности организации, методы управления ими, поэтому в результате изучения дисциплины
Студент должен:
иметь представление:
- о характерных чертах современного менеджмента;
знать:
- цикл менеджмента;
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- формы делового и управленческого общения в коллективе;
уметь:
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения.
- изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.
Дисциплина «Менеджмент» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, раскрывает практику управления во всех ее проявлениях, рассматривает способы добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей.
При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер; показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов, соблюдать единство терминологии в соответствии с действующими государственными стандартами.
Для процесса обучения используются лекционно-семинарские занятия, организационно-деятельностные и деловые игры, разбор производственных ситуаций, дискуссии по актуальным проблемам управления, работ с методическими и справочными материалами, применение технических средств обучения, организация экскурсии на предприятия и в организации.
При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам следует использовать законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы министерств и ведомств.
Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение ими самостоятельных творческих работ по проблемам менеджмента.
Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях. Предусмотренная программой тематика практических занятий носит рекомендательный характер и может быть изменена в зависимости от специфики образовательного учреждения. В рабочей программе дисциплины наряду с практическими занятиями планируется самостоятельная работа студентов и указывается ее тематика.
В процессе изучения дисциплины «Менеджмент» рекомендуется проведение одной контрольной работы, задание для которой разрабатывается преподавателем учебного заведения и утверждаются предметной (цикловой) комиссией.
Содержание учебной дисциплины.
Введение Студент должен
Знать:
задачи курса;
цели курса;
содержание менеджмента
Уметь:
- добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей. Понятие менеджмента (М), его содержание и место в системе социально-экономических категорий. Практические предпосылки возникновения М., его роль в развитии современного производства. М, как наука и искусство. М., как человеческий фактор, специальность и система. Самостоятельная работа студентов.
Подготовить сообщение, рефераты: Основные этапы развития менеджмента. Тема1. Сущность и характерные черты
современного менеджмента.
Студент должен:
Знать:
сущность современных подходов к М.;
национальные особенности М.
Уметь:
- выделить отличительные отличия современных подходов в менеджменте;
Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия.
Национальные особенности менеджмента. Проблемы менеджмента в условиях переходной экономики России. Самостоятельная работа студентов.
Подготовить рефераты по следующим темам:
Проблемы менеджмента в условиях переходной экономики России.
Японская школа М. Особенности развития.
Американская школа М. Особенности развития.
Тема 2. Структура организации.
Высшаяивнутренняя среда организации.
Студент должен:
Знать:
основные типы структур организации;
органы управления;
основные функции управления;
внешнюю и внутреннюю среды организации;
Уметь:
составлять заданную структуру организации;
определять преимущества и недостатки каждого типа структур.
Организация как объект менеджмента.
Органы управления. Основные принципы построения организационных структур. Типы структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-масштабная и др. Внутренняя среда организации. Внешняя среда организации: факторы внешней среды прямого действия: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, государственные органы; факторы внешней среды организации косвенного воздействия: состояние экономики, политические и социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс. Практическое занятие.
Упражнения по составлению заданной структуры управления.
Самостоятельная работа студентов.
Построение структуры управления конкретной организации. Варианты предлагаются учащимся. Тема 3. Цикл менеджмента.
Студент должен:
Знать:
- основные составляющие цикла менеджмента, их характеристику. Уметь:
- дать характеристику основных функций менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль, координация.
Цикл менеджменте (планирование, организация, мотивация и контроль) - основа управленческой деятельности. Основные составляющие цикла менеджмента. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.
Тема 4. Планирование в системе менеджмента.
Студент должен:
Знать:
сущность стратегического и тактического планирования; Уметь:
определить главную цель деятельности фирмы (миссию)
Роль планирования в организации. Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования.
Стратегическое (перспективное) планирование. Процесс
стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ ильных и слабых сторон, анализ альтернативных и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.
Тактическое (текущее) планирование. Основные этапы текущего планирования. Реализация текущих планов. Практическое занятие.
Анализ основных функций менеджмента на примере конкретной организации. Тема 5. Мотивация и потребности.
Студент должен:
Знать:
критерии мотивации;
первичные и вторичные потребности.
Уметь:
- правильно применять тот или иной мотив поведения для побуждениялюдей работать. Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Мотивация и иерархия потребностей. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования, правила и принципы делегирования. Тема 6. Система методов управления. Самоменеджмент.
Студент должен:
Знать:
методы управления;
технику личной работы руководителя.
Уметь:
дать определение методам управления;
применять методы управления в конкретной ситуации.
Основные методы управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические; их достоинства и недостатки; характер воздействия.
Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические и социальные измерения и др.
Самоменеджмент. Планирование и организация работы менеджера. Улучшение условий и режима. Анализ участия коллектива в управлении. Практическое занятие.
Разработка системы организационно-административного и социально-психологического воздействия в конкретной организации.
Самостоятельная работа студентов.:
1. Разработать систему социально-психологических методов конкретной (вашей) группы. Разработать мероприятия по улучшению психологического климата в коллективе.
2. Работа со словарем:
Понятия: ортобиоз, релаксация, рекреация, катарсис
Тема 7. Деловое общение.
Студент должен:
Знать:
правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний;
условия эффективного общения;
Уметь:
- составить план беседы, совещания, переговоров. Правила ведения бесед, совещаний. Планирование проведения данных мероприятий. Абстрактные типы собеседников. Факторы повышения эффективности делового общения. Техника телефонных переговоров. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения. Практическое занятие.
Проведение делового совещания.
Подготовка и проведение переговоров.
Самостоятельная работа студентов.
Подготовка рефератов, сообщений по темам:
Абстрактные типы собеседников.
Техника телефонных переговоров.
Тема 8. Процесс принятия решения.
Студент должен:
Знать:
типы решений;
требования к решениям;
методику принятия эффективного решения;
Уметь:
- принимать эффективное решение. Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрица принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решений. Практическое занятие.
1. Упражнения по рассмотрению вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях.
2. Рассмотрение ситуации «Кого уволить?» Тема 9. Контроль и его виды.
Студент должен:
Знать:
виды и правила контроля;
этапы контроля;
Уметь:
- составлять план-схему организации контроля. Контроль, понятие и сущность; этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопротивление с реальными результатами, коррекция.
Правила контроля и виды: предварительный, текущий, заключительный. Итоговая документация по контролю. Практическое занятие.
Составление плана схемы проведения контроля.
Тема 10. Управление конфликтами и стрессами.
Студент должен:
Знать:
виды конфликтов;
методы управления конфликтами;
сущность и природа стрессов;
методы снятия стресса.
Уметь:
разрешать конфликтные ситуации;
находить пути предупреждения стрессовых ситуаций.
Конфликт как органическая составляющая жизни общества и организации.
Сущность и классификация конфликтов.
Конфликты в коллективе и пути их преодоления. Причины и виды конфликтов. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов.
Природа и причины стрессов. Взаимосвязь конфликта и стресса. Позитивные и негативные стрессы. Методы снятия стресса. Практическое занятие.
Решение заданной конфликтной ситуации «Кто виноват?»
Самостоятельная работа студентов.
Подготовить рефераты, тесты по следующим темам:
Природа и причина стресса.
Взаимосвязь конфликта и стресса.
Позитивные и негативные стрессы.
Методы снятия стресса.
Тема 11. Руководство: власть и партнерство.
Студент должен:
Знать: формы построения взаимоотношений с партнерами; основные стили руководства в управлении;
Уметь:
- увязывать интересы работников с интересами фирмы. Власть и влияние. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; законная власть (влияние через традиции); власть примера (влияние с помощью харизмы); экспертная власть. Методы влияния, их содержание. Лидерство и власть.
Стили руководства в управлении. Двухмерная трактовка стилей. Управленческая решетка.
Имидж менеджера. Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной остановки в организации. Практическое занятие:
Определение стиля управления по «Решетке менеджмента» в заданной ситуации.
Самостоятельная работа студентов.
Подготовка рефератов, стенных газет по темам:
Имидж менеджера.
Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации.
Я бы в менеджеры пошел...
Условия выполнения контрольной работы В соответствии с учебным планом по дисциплине «Менеджмент» каждый студент заочного отделения должен выполнить контрольную работу в сроки, установленные графиком учебного процесса. Для того чтобы работа была своевременно прорецензирована, при необходимости доработана и сдана повторно, ее надлежит предоставить на заочное отделение за две недели до начала сессии.
Контрольная работа выполняется по вариантам. Вариант определяется согласно шифра, присвоенного учебной частью.
Работа выполняется в тетради в клетку, либо в печатном варианте на формате А4, используя гарнитуру TimesRoman, шифр 14.
На титульном листе обязательно указывается дисциплина, по которой выполняется работа, номер варианта, группа и ФИО студента, выполнившего работу.
Каждая страница текста нумеруется по порядку, без пропусков. Выполнять контрольную работу следует в следующей последовательности: пишется вопрос, затем дается на него ответ. Каждое задание выполняется на отдельном листе, оставляя поля для поправок. Писать разборчиво, четко и аккуратно при необходимости делать ссылки на используемый источник информации. Использованную в работе литературу указать на отдельной странице после выполнения всех заданий (не менее трех источников).
Варианты контрольных работ по дисциплине «Менеджмент» Вариант 1
1. Характеристика управления как общественной межотраслевой науки.
2. Понятие имиджа руководителя и его характерные особенности. Вариант 2
Классификация и характеристика основных функций руководства.
Характерные особенности факторов внешней среды организации (схема).
Вариант 3
Понятие управленческого решения и его роль в системе управления. Классификация управленческих решений.
Делегирование полномочий как основное средство установления формальных взаимоотношений в организации.
Вариант 4
Основные этапы принятия управленческого решения.
Иерархический тип структуры управления организацией. Штабная, линейно- штабная структура управления (схнма).
Вариант 5
Понятие коммуникаций и их роль в системе управления.
Процессуальные теории мотивации.
Вариант 6
Содержание функции контроля. Виды контроля.
Решетка менеджмента.
Вариант 7
Формирование социально-психологического климата в коллективе. Качества руководителя, необходимые для формирования положительного климата в коллективе.
Причины возникновения конфликтов в коллективе. Последствия конфликтов.
Вариант 8
Понятие и природа конфликта в организации. Методы решения конфликтов.
Основные школы(теории) управления. Административная школа менеджмента.
Вариант 9
Понятие власти. Типы власти и их характеристика.
Методы управления. Экономические методы управления.
Вариант 10
Содержание теории мотивации.
Стиль руководства.Классификация стилей. Директивный стиль руководства.
Литература.
Основная
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. -М.: Банки и биржи, 1995.
Драчева Е.Л. ЮликовЛ.и. «Менеджмент», М. Академия, 2002
Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. - М.: Экономика,1990.
Мескон М.Х., Альберт М. Хелоури Ф. Основы менеджмента. - М: Дело, 1992.
Гребцова В.Е. Менеджмент для студентов колледжей. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2000.
Басовский Л.Е. Менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2000.
Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Менеджмент» (под ред. Уткина Э.А., д-р экон. наук, проф.; Е.Л. Драчевой, канд. Экон.Наук, доц.) - М.: Финансы и статистика, 1999.
Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. -М.: МГУ, 1995.
Уткин Э.А. Менеджмент. -М.: Зерцало, 19987.
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. -М.: Остожье, 1999
Дополнительная
Грабууров В.А. Информационные технологии для менеджеров. – М., Финансы и статистика, 2002.
Колесник М. Менеджмент. Конспект лекций. изд., Приор., 2001.
Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. – М., Юнити, 2003.
|