Скачать 203.68 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА» Факультет послевузовского профессионального образования ПРОГРАММА вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 38.06.01 Экономика Специальность 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (рекреация и туризм) Нальчик 2013 г. ВВЕДЕНИЕПрограмма адресована соискателям, ведущим исследования в рамках специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (рекреация и туризм), и раскрывает содержание формирующих ее научных дисциплин. Овладение предлагаемым теоретическим материалом закладывает методологию поиска в выбранной области экономики и создает условия для целенаправленной подготовки и успешной сдачи вступительного экзамена. Основные разделы программы структурированы таким образом, чтобы помочь соискателю освоить необходимый материал. Сдача вступительного экзамена позволяет соискателю принять участие в конкурсе для поступления в аспирантуру. Программа составлена в соответствии с паспортом научных специальностей Высшей аттестационной комиссии России.
Вступительный экзамен позволяет провести проверку базовых экономических знаний и творческих способностей соискателя к самостоятельному ведению научных исследований по выбранному направлению. Настоящая программа ориентирует на изучение экономической теории, конкретной области экономики и специальной темы будущего диссертационного исследования. Программа содержит рекомендуемую к изучению основную и дополнительную литературу, а также перечень контрольных вопросов, входящих в экзаменационные билеты. Перед сдачей вступительного экзамена соискатель выполняет и сдает на кафедру реферат по выбранной теме диссертационного исследования. Оценивание реферата проводится по пятибалльной системе. Как свидетельство признания отличного исполнения задания, оценка «5» присваивается лишь в случае полного и глубокого раскрытия темы реферата. Соискатель, имеющий научные труды представляет заверенный список научных трудов. Это освобождает его от сдачи вступительного реферата. Далее приводятся вопросы по разделам экономической теории и тематике исследований соискателя. Содержание этой области знаний для поступающего в аспирантру: анализ современных тенденций развития экономики рекреации, особо охраняемых природных территорий, туристско-рекреационных зон, санаторно-курортных комплексов, дестинаций различных видов туризма и туризма в целом; разработка и научное обоснование организационно-экономических форм деятельности предприятий, учреждений, организаций и комплексов сферы рекреации и туризма; совершенствование государственного регулирования и методов управления в сфере рекреации и туризма. Сфера знаний: предприятия и организации сферы рекреации и туризма всех организационно-правовых форм и форм собственности (коммерческие частные предприятия, некоммерческие государственные учреждения и негосударственные организации, союзы, ассоциации, международные организации и союзы и др.), федеральные, региональные и муниципальные органы управления, органы управления отраслями и комплексами, обеспечивающие деятельность в сфере рекреации и туризма, включая производственную и социальную инфраструктуру и подготовку кадров. Программы вступительных экзаменов по специальности можно получить в отделе аспирантуры. 2. РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫРаздел 1. Современное состояние и тенденции развития туризма, государственное регулирование в сфере туризма и рекреации Тема 1. Современное состояние и прогнозирование основных тенденций развития международного и внутреннего туристских рынков и их отдельных сегментов Современное состояние и тенденции развития туризма в мире. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации. Цель и задачи развития сферы туризма в Российской Федерации. Место туризма в системе международной торговли товарами и услугами. Основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма. Развитие туристской инфраструктуры. Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках. Статистика в сфере туризма. Тема 2. Государственное регулирование и поддержка деятельности предприятий, организаций и комплексов в сфере рекреации и туризма Законодательство в сфере туризма. Формирование национального туристского рынка, как составной части международного рынка. Определения туризма принятые в международно-правовых документах и рекомендациях Всемирной туристской организации. Основные составляющие понятия туристкой деятельности. Предмет законодательного регулирования Российской Федерации. Понятие законодательства о туристской деятельности. Свод законодательных актов федерального и регионального уровня регулирующий экономическую деятельность в сфере туризма. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». План мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. Типовая структура региональной (муниципальной) программы развития туризма Тема 3. Ресурсный потенциал сферы рекреации и туризма и эффективность его использования Понятия «туристский потенциал», «рекреационный потенциал» и «туристско-рекреационный потенциал», а также сферы их использования. Структура туристского потенциала региональной дестинации. Оценка величины туристского потенциала региональных дестинаций. Оценка эффективности использования туристского потенциала. Проблемы оценки величины туристского потенциала территории. Методики оценки эффективности использования туристского потенциала дестинации. Коэффициенты эффективности использования фактического туристского потенциала. Тема 4. Формирование механизмов инвестиционной привлекательности в сфере рекреации и туризма Туристская дестинация как экономическая система приоритетного инвестирования. Определение факторов и условий инвестиционной привлекательности в сфере рекреации и туризма. Инвестиционный потенциал, инвестиционные риски и конкурентоспособность. Методические подходы к формированию механизма управления инвестиционной привлекательностью в сфере рекреации и туризма. Система показателей оценки инвестиционной привлекательности рекреационного района. Система мониторинга инвестиционной привлекательности в сфере рекреации и туризма. Задачи повышения инвестиционной привлекательности в рекреационных районах. Тема 5. Факторы развития внутреннего, въездного и выездного туризма Социально-экономическое значение туризма (внутреннего, въездного, выездного). Технологии выездного туризма. Становление и современное состояние рынка выездного туризма в России. Технологии внутреннего туризма. Особенности развития рынка внутренних путешествий на современном этапе. Технологии въездного туризма. Распределение въездного потока по целям поездки.РАЗДЕЛ 2. Управление конкурентоспособностью и продажами в сфере туризма и рекреации Тема 6. Обеспечение конкурентоспособности предприятий туристско-рекреационной сферы Определение понятия конкурентоспособности. Особенности конкурентоспособности в сфере туризма и рекреации. Систему факторов конкурентоспособности. Внутренние факторы конкурентоспособности. Факторы, повышающие конкурентоспособность туристской организации. Критерии конкурентоспособности: конкурентоспособность турпродукта, эффективность маркетинговой деятельности, имидж турфирмы, ее эффективность, месторасположение офиса. Оценка конкурентоспособности туристских организаций. Тема 7. Методы продвижения туристского продукта Маркетинговые технологии в туризме. Понятие и роль маркетинга в туризме. Туристский спрос, его особенности и прогнозирование. Рыночный риск и проблемы в туризме. Сегментация туристских рынков. Прогнозирование спроса на туристские услуги. Методы продвижения туристического продукта. Стратегические решения по продвижению турпродукта. Методы планирования и продвижения турпродукта. Процесс планирования продвижения туристического продукта. Измерение эффективности продвижения и контроль. Тема 8. Стратегия развития и продвижения дестинации на рынке туристских услуг Место маркетинга дестинаций в туристском маркетинге. Продвижение туристских услуг и продвижение дестинаций. Природные и рекреационные ресурсы дестинаций. Анализ туристско-рекреационного потенциала дестинаций. Организация системы территориального маркетингового управления. Формирование информационной системы обеспечения территориального маркетинга. Совершенствование туристско-рекреационного потенциала дестинаций и разработка комплекса ее продвижения. Тема 9. Стратегический менеджмент в сфере рекреации и туризма Содержание стратегического менеджмента в сфере рекреации и туризма. Процесс стратегического менеджмента в сфере рекреации и туризма. Внутренняя и внешняя среда туристской организации. Стратегический анализ внутренней и внешней среды предприятий рекреации и туризма. Специфические инструменты стратегического анализа. Конкуренция и конкурентные стратегии предприятий рекреации и туризма. Стратегические альтернативы и разработка стратегии предприятий рекреации и туризма. Реализация стратегий и стратегический контроль на предприятиях рекреации и туризма. Тема 10. Электронный бизнес в туризме Понятие электронной коммерции в сфере туризма. Составляющие электронной коммерции. Системы электронной коммерции в сфере туризма. Преимущества электронных продаж в туризме для потребителей (быстрый доступ к разнообразной информации, возможность сравнить цены и условия различных компаний, получение дополнительных скидок, бонусов за он-лайн бронирование, получение объективной информации о турпродукте от других потребителей на форумах). Преимущества электронной коммерции для туристских компаний (освоение бизнесом новых каналов реализации продукта и приобретение новых клиентов, повышение эффективности работы за счет более мобильного и технологичного обмена информацией с клиентами и партнерами, улучшение уровня обслуживания и взаимоотношений с клиентом). Виды туристских Интернет-ресурсов: сайты органов государственной власти в сфере туризма. Виды туристских Интернет-ресурсов: туристские порталы региона/города/страны. Виды туристских Интернет-ресурсов: туристские порталы региона/города/страны. Виды туристских Интернет-ресурсов: профессиональные туристические порталы. Виды туристских Интернет-ресурсов: сайты поставщиков туруслуг. Виды туристских Интернет-ресурсов: сайты систем поиска и бронирования туров и их составляющих. Виды туристских Интернет-ресурсов: сайты туроператоров. Виды туристских Интернет-ресурсов: сайты турагентств. Виды туристских Интернет-ресурсов: туристские форумы и сообщества. 3. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРАОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ При подготовке к вступительному экзамену рекомендуется использовать следующие базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
ЭЛЕКТРОННЫЕ ЖУРНАЛЫ
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ
|
Отчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта №14. 740. 11.... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет... | Отчет о выполнении 2 этапа Государственного контракта № П782 от 24... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет... | ||
Отчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта № п 716 от... Исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный... | Отчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта № П710 от 12... Исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный... | ||
Отчет о выполнении 2 этапа Государственного контракта № П371 от 07... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет... | Отчет о выполнении 2 этапа Государственного контракта №16. 740. 11.... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет... | ||
Отчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта № П869 от 18... Исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный... | Отчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта № П1084 от... Исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный... | ||
Отчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта № П1676 от... Исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный... | Отчет о проделанной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «иммунология» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный... | Рабочая программа учебной дисциплины «лечебная физическая культура и массаж» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «лечебная физическая культура и массаж» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный... | Программа (мероприятие): Федеральная целевая программ «Научные и... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский государственный университет... | ||
Программа (мероприятие): Федеральная целевая программ «Научные и... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский государственный университет... | Программа (мероприятие): Федеральная целевая программ «Научные и... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский государственный университет... |