Рабочая программа учебной дисциплины «иммунология»





Скачать 137.21 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «иммунология»
Дата публикации26.04.2015
Размер137.21 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии



Согласовано Зав.кафедрой микробиологии,

Декан медицинского факультета вирусологии и иммунологии

_______________Захохов Р.М. __________ З.Ф.Хараева

____ _________________2013г. ______ _________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИММУНОЛОГИЯ»



Специальность

060101.65 Лечебное дело

(код и наименование специальности)

Квалификация выпускника

Специалист
Форма обучения

очная

Нальчик 2013


Цели и задачи изучения дисциплины:

Цель – подготовить студентов к самостоятельной работе по клинической диагностике синдромов, в основе которых лежат иммунопатологические механизмы.

Задачи:

  • дать студентам современные знания об иммунной системе человека и ее болезнях;

  • обучить навыкам проведения иммунологического обследования и чтения иммунограмм;

  • сформировать методологические и методические основы клинического мышления и рационального действия врача в тактике подбора и проведения иммунотропной терапии;

  • привлечь к участию в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач в области здравоохранения по исследованию этиологии и патогенеза, диагностике, лечению, реабилитации и профилактике заболеваний.

Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Иммунология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

  • в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе дисциплинами: философия, биоэтикаистория медицины, латинский язык;

  • в цикле математических, естественнонаучных дисциплин в том числе дисциплинами: физика, математика; биология; биохимия; анатомия, топографическая анатомия и оперативная хирургия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; микробиология, вирусология.

Является предшествующей для изучения цикла профессиональных дисциплин:

- Эпидемиология;

- Клиническая фармакология

- Дерматовенерология

- Пропедевтика внутренних болезней

- Факультетская терапия, профессиональны болезни

- Инфекционные болезни

- Фтизиатрия

- Поликлиническая терапия

- Общая хирургия, лучевая диагностика

- Факультетская хирургия, урология

- Госпитальная хирургия, детская хирургия

- Стоматология

- Онкология, лучевая терапия

- Акушерство и гинекология

- Педиатрия

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирования следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

б) профессиональных (ПК):

способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5);

способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп (ПК-6);

способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15);

способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);

способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17);

способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК-19);
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:

  • принципы организации службы аллергологии и иммунологии;

  • структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы, основные этапы, типы, генетический контроль иммунного ответа, методы иммунодиагностики;

  • виды иммунных патологий, их классификацию, диагностику и дифференциальную диагностику, этиологию и патогенез;

  • современные методы лечения и профилактики иммунопатологий, препараты, применяющиеся в иммунологической и аллергологической практике;

  • правила техники безопасности и работы в лабораториях с реактивами, приборами;

  • основные понятия и проблемы биосферы и экологии; феномен паразитизма и биоэкологические заболевания;

  • анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма.

Уметь:

  • собрать анамнез и назначить клиническое обследование больного с иммунной патологией;

  • провести физикальное обследование органов иммунной системы (состояние миндалин, кожи, слизистых, лимфатических узлов, селезенки);

  • интерпретировать результаты основных диагностических аллергологических проб;

  • обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования больного, интерпретировать результаты оценки иммунного статуса по тестам 1-го уровня;

  • охарактеризовать и оценить уровни организации иммунной системы человека, оценить медиаторную роль цитокинов;

  • обосновать необходимость применения иммунокорригирующей терапии;

  • проводить иммунологическую диагностику.


Владеть:

  • алгоритмом постановки предварительного иммунологического диагноза с последующим направлением к врачу аллергологу-иммунологу.


Тематика лекционных занятий



п/п

раздела

дисциплины

Тематика лекционных занятий


Трудоемкость

в часах

14 часов

(7 лекций)

1.

1

Иммуная система, основные понятия. Виды иммунитета. Врожденный иммунитет. классификация. Анатомо-физиологические барьеры. Сывороточные антимикробные факторы. Система комплемента. Клетки врожденного иммунитета. Макрофаги. Нейтрофилы. NK-клетки. NKT-клетки. Механизмы киллинга клетками врожденного иммунитета. Паттернраспознающие рецепторы врожденного иммунитета (Toll, NOD).

2

2

1

Структурно-функциональная организация иммунной системы. Клетки иммунной системы. Органы и ткани иммунной системы. Особенности дифференцировки Т-лимфоцитов. Т-хелперы (Th0, Th1, Th2, Th17). Цитотоксические Т-лимфоциты. Регуляторные Т-лифмоциты (Treg). Т-клетки памяти. Антигенраспознающий рецептор Т-клеток. Особенности дифференцировки В-клеток. В1, В2-лимфоциты. АОК. В-клетки памяти. В-клеточный рецептор.

Антигены. Главный комплекс гистосовместимости.

Антитела. Структура мономера. Классы иммуноглобулинов.

Fc-рецепторы для имуноглобулинов.

2

3

1-2

Механизмы иммунного ответа, регуляция иммунного ответа. Взаимодействие клеток в иммунном ответе. Цитокиновая сеть. Основные группы. Апоптоз. И его роль в иммунной защите.

Иммунный статус, основные понятия. Оценка иммунной системы человека.

2

4.

3

Аллергология. Аллергены. Аллергические реакции (5 типов). Атопический дерматит, аллергический ринит, бронхиальная астма, крапивница, отек Квинке – этиология, патогенез, классификация, диагностика, лечение и профилактика.

2

5

4

Врожденные иммунодефициты у детей и взрослых– проблемы диагностики и лечения. Комбинированные Т- и В-клеточные иммунодефициты. Преимущественные дефициты антител. Т-клеточные ИД. Врожденные дефекты фагоцитарной системы.

2

6.

4-5

Диагностика и лечение вторичной иммунологической недостаточности. СПИД. Аутоиммунная патология. Органоспецифические аутоиммунные заболевания. Аутоиммунные аспекты эндокринной патологии.

2

7

5-6

Органонеспецифические аутоиммунные заболевания. Принципы иммунотерапии и иммунопрофилактики.. Классификация иммунотропных препаратов.

2


Тематика практических занятий



занятия



раздела

Тема

Кол-во часов

1

2

3

4

1




Иммуная система, основные понятия. Виды иммунитета.

Врожденный иммунитет. классификация. Анатомо-физиологические барьеры. Сывороточные антимикробные факторы. Система комплемента.

Объекты исследования в иммунологии. Биологические материалы для исследований. Инбредные животные.

3

2

1

Клетки врожденного иммунитета. Макрофаги. Нейтрофилы. NK-клетки. NKT-клетки. Механизмы киллинга клетками врожденного иммунитета. Паттернраспознающие рецепторы врожденного иммунитета (Toll, NOD).

Методы разделения клеток периферической крови человека. Выделение лейкоцитов. Выделение мононуклеарных клеток. Выделение нейтрофилов. Цитофлуориметрия. Иммуномагнитная сепарация клеток. Методы изучения функциональной активности фагоцитов.

3

3

1

Структурно-функциональная организация иммунной системы. Клетки иммунной системы. Органы и ткани иммунной системы. Особенности дифференцировки Т-лимфоцитов. Т-хелперы (Th0, Th1, Th2, Th17). Цитотоксические Т-лимфоциты. Регуляторные Т-лимфоциты (Treg). Т-клетки памяти. Антигенраспознающий рецептор Т-клеток. Особенности дифференцировки В-клеток. В1, В2-лимфоциты. АОК. В-клетки памяти. В-клеточный рецептор.

Оценка клеточной цитотоксичности.

3

4

1

Антигены. Главный комплекс гистосовместимости.

Антитела. Структура мономера. Классы иммуноглобулинов.

Fc-рецепторы для иммуноглобулинов.

Реакции агглютинации и преципитации.

3

5

1

Механизмы иммунного ответа, регуляция иммунного ответа. Взаимодействие клеток в иммунном ответе. Апоптоз. И его роль в иммунной защите.

Реакции лизиса.

Цитокины. Методы оценки системы цитокинов. Решение ситуационных задач.

3

6

2

Иммунный статус, основные понятия. Оценка иммунной системы человека. Подходы к оценке иммунного статуса. Возрастные особенности иммунного статуса. Решение ситуационных задач.

Иммунограмма. Нормальные показатели иммунограммы.

3

7

2

Патогенетический и аналитический принципы оценки функциональной активности иммунной системы. Основные методы оценки. Тесты 1,2 уровней. Генетические методы в иммунологии. ПЦР. Исследование экпрессии генов методом микрочипов. Микро-РНК-в иммунологии. Решение ситуационных задач.

3

8

3

Аллергология. Аллергены. Аллергические реакции (5 типов). Аллергические пробы.

3

9

3

Атопический дерматит, аллергический ринит, бронхиальная астма, крапивница, отек Квинке – этиология, патогенез, классификация, диагностика, лечение и профилактика. Решение ситуационных задач.

3

10

4

Врожденные иммунодефициты у детей и взрослых– проблемы диагностики и лечения. Комбинированные Т- и В-клеточные иммунодефициты. Преимущественные дефициты антител. Т-клеточные ИД. Врожденные дефекты фагоцитарной системы. Решение ситуационных задач.

3

11

4

СПИД. Особенности иммунопатогенеза. Клиническая картина. Методы диагностики. Лечение ВИЧ-инфекции. Решение ситуационных задач.

3

12

5

Аутоиммунная патология. Органоспецифические аутоиммунные заболевания. Аутоиммунные аспекты эндокринной патологии. Решение ситуационных задач.

3

13

5

Органонеспецифические аутоиммунные заболевания. Решение ситуационных задач.

3

14

6

Принципы иммунотерапии. Классификация иммунотропных препаратов. Решение ситуационных задач.

3


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  • а) основная литература:

  • Коротяев А.И., Бабичев А.И. Медицинская микробиология, вирусологи и иммунология.-2010 (knigafund.ru)

  • б) дополнительная литература

  • Ковальчук Л.В., Ганковская Л.В., Мешкова Р.Я. Клиническая иммунология и аллрегология с основами общей иммунологии.-Геотар.-2011.-640с.

  • Иммунология. Практикум. Под редакцией Ковальчука Л.В. Геотар.-2010.-174с.

  • Хаитов Р.М. Иммунология, - М., «ГЭОТАР-МЕДИА», с. 320, 2006(с компакт-диском)

  • Ройт А. Основ иммунологии.-М.Мир.2001.-345с.

  • Аллергология и иммунология.Национальное руководство\под редакцией Р.М.Хаитова.-М.ГЭОТАР.-2009.-659с.

  • Иммунология и аллергология.Цветной атлас\под редакцией А.А.Воробьева.-М.Практическая медицина.-2006.-287с.

  • Кетлинский С.А., Симбирцев А.С. Цитокины.-СПб.-Фолиант.-2008.-552с.

  • Рабсон А., Ройт А., Девлз П.Основы медицинской иммунологии.-М.Мир.-2006.-320с.

  • Аронова Е.А.. Иммунитет. Теория. Философия и эксперимент. – М., с.157, 2006.

  • Кишкун А.А. Иммунологические и серологические исследования в клинической практике. - М.: МИА, с. 531, 2006.

  • Кудрин А.В., Громова О.А. Микроэлементы в иммунологии и онкологии. – М.: Геотар-Медиа, с. 542, 2007.

  • Хаитов Р.М., Ильина Н.И., Латышева Т.В., Лусс Л.В. Рациональная фармакотерапия аллергических заболеваний. – М.: Литтерра, с.502, 2007.

  • Шишина Ю.В. Клиническая иммунология. – М.: РИОР, с.301, 2006.

Периодические издания

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «иммунология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Иммунология»
Рабочая программа предназначена для преподавания базовой части дисциплины профессионального цикла студентам (полного и сокращенного...
Рабочая программа учебной дисциплины «иммунология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Эпидемиология»
Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в результате освоения следующих дисциплин ооп: «Физиология с основами анатомии»,...
Рабочая программа учебной дисциплины «иммунология» iconПримерная программа наименование дисциплины «иммунология»
Основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» дать студентам современные знания о фундаментальной иммунологии, привить практические...
Рабочая программа учебной дисциплины «иммунология» iconРабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и иммунология»

Рабочая программа учебной дисциплины «иммунология» iconРабочая программа дисциплины иммунология
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «иммунология» iconИммунология
Иммунология: Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы / А. А. Савченко. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. – 14 с
Рабочая программа учебной дисциплины «иммунология» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины 62 Протокол...
«Иммунология – клиническая иммунология» состоит в овладении знаниями по изучению иммунной системы организма человека, форм иммунного...
Рабочая программа учебной дисциплины «иммунология» iconРабочая программа дисциплины «Иммунология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «иммунология» iconРабочая программа дисциплины «микробиология и иммунология»
Охватывает семь этапов: · выяснение содержания понятий и терминов
Рабочая программа учебной дисциплины «иммунология» iconРабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «иммунология» iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины «иммунология» iconРабочая программа дисциплины дисциплина сд. Р «Клиническая иммунология»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «иммунология» iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «иммунология» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «иммунология» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «иммунология» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск