МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
_______________ Т.И. Гуляева
«___» _____________ 2010г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Ветеринарная микробиология и иммунология» Специальность 111201.65 - Ветеринария
Квалификация: ветеринарный врач
ОРЕЛ, 2010 Автор: доцент кафедры эпизоотологии и терапии___________Михеева Е.А.
Рецензент: Доктор ветеринарных наук, профессор кафедры анатомии и физиологии ________________ Белкин Б.Л.
Утверждено
|
| Согласовано
|
|
|
| Декан факультета биотехнологии и ветеринарной медицины, д.б.н., профессор
|
| Декан факультета биотехнологии и ветеринарной медицины, д.б.н., профессор
|
|
|
| Масалов В.Н.______________
|
| Масалов В.Н._______________
|
|
|
|
РП рассмотрена и одобрена на заседании учебно-методической комиссии факультета биотехнологии и ветеринарной медицины Протокол №1 от 23.09.10 Председатель УМК факультета биотехнологии и ветеринарной медицины, к.х.н., доцент __________________Маркина В.М. Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры эпизоотологии и терапии
Протокол № 1 от 6. 09.10
Зав. кафедрой эпизоотологии и терапии, к.в.н., доцент_________Сахно Н.В.
Содержание
1.Цели и задачи дисциплины; требования к уровню освоения содержания дисциплины
| 5
| 2. Взаимосвязь с другими дисциплинами
| 6
| 3.Трудоёмкость дисциплины, виды учебной работы по семестрам
| 7
| 4. Содержание дисциплины: темы дисциплины; виды занятий и количество часов по теме, содержание тем
| 7
| 5. Рабочие планы аудиторных занятий
| 9
| 5.1.Рабочий план лекций
| 9
| 5.2.Рабочий план лабораторного практикума
| 11
| 6. Самостоятельная работа студентов
| 18
| 6.1.Распределение часов по формам работы
| 18
| 6.2.Перечень тем рефератов
| 19
| 6.3.Темы для самостоятельного изучения
| 21
| 7.Научно-исследовательская работа студентов
| 24
| 8.Рекомендуемый график выдачи заданий
| 24
| 9.Вопросы для самоконтроля
| 25
| 10.Перечень испытательных материалов
| 28
| 11. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
| 28
| 11.1. Перечень демонстрационных материалов
| 28
| 11.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины
| 29
| 12.Рекомендуемая литература
| 30
| Приложение
|
|
Введение В рабочей программе по курсу "Ветеринарная микробиология и иммунология" представлены цели, задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины; показана связь с другими дисциплинами, трудоемкость курса и виды учебной работы, а также содержание дисциплины, рабочий план лабораторного практикума и практических занятий. Программа содержит вопросы для контроля, перечень испытательных материалов, сведения об учебно-методическом обеспечении дисциплины и демонстрационного материала. В заключение рабочей программы указано материально-техническое обеспечение дисциплины, а также представлена рекомендуемая литература.
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта по специальности «Ветеринария»
Рабочая программа составлена на основании типовой программы по курсу «Ветеринарная микробиология и иммунология», утвержденной руководителем Департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования и Государственного образовательного стандарта по специальности «Ветеринария».
1.Цель и задачи дисциплины, требования к уровню освоения содержания дисциплины Основная цель преподавания дисциплины «Ветеринарная микробиология и иммунология»-формирование у будущего ветеринарного врача научного мировоззрения о многообразии микроорганизмов, об их роли в общебиологических процессах и особенно в возникновении инфекционных болезней; освоение теоретических основ диагностики инфекционных болезней, принципов иммунологических исследований, изготовления и контроля биопрепаратов.
Задачами дисциплины является изучение:
- применения микроскопических, бактериологических и иммунологических методов изучения возбудителей инфекционных болезней;
- основ иммунодиагностики и иммунотерапии;
- основ получения биопрепаратов для диагностики, лечения и профилактики болезней животных;
Данная дисциплина базируется на знаниях студентов, полученных в процессе изучения биологии, органической химии, генетики, и др., представляет основу для дальнейшего изучения эпизоотологии. Специалист должен знать:
-устройство и назначение микробиологической лаборатории;
-основы санитарной микробиологии;
-строение и свойства основных групп микроорганизмов;
-методы обнаружения, изоляции микробов, а также методы их идентификации;
- способы борьбы и профилактики с патогенными микроорганизмами;
-основы жизнедеятельности микроорганизмов, их взаимодействие друг с другом и организмом животных;
и уметь:
-отобрать материал для бактериологического и микологического исследования, правильно упаковать и пересылать биоматериал в лабораторию;
- написать сопроводительное письмо на биоматериал.
-провести бактериологическое исследование воды, воздуха, почвы, молока, кормов и т.д.;
-приготовить и окрасить для микроскопии препараты;
- сделать посев и пересев культур
-поставить и провести учет серологических реакций (РП, РА, РСК,ОФР, МФА и др.)
Полученные знания по биологии и экологии возбудителей инфекционных болезней и иммунитету должны помочь будущим специалистам правильно организовывать и проводить бактериологические и серологические исследования, специфическую профилактику заразных заболеваний.
Виды и формы контроля
Система контроля качества усвоения студентами содержания данной дисциплины включает следующие виды:
Текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебным материалом. В течение семестра в соответствии с рабочим учебным планом выполняются лабораторно-практические работы и контрольные задания к ним. Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления оценок текущего контроля.
Итоговый контроль – для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачёт и экзамен. Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложении к диплому на основании выписки из зачетной книжки. Экзамен проводится в устной форме.
Промежуточный контроль (остаточных знаний) – проводится с целью установления остаточных знаний по дисциплине при самоаттестации университета (контрольные вопросы).
2. Взаимосвязь с другими дисциплинами Таблица 1
Взаимосвязь дисциплины «Микробиология и иммунология» с другими учебными дисциплинами
Предшествующие дисциплины
| Дисциплина
| Последующие
дисциплины
| Биология, химия, физика, латинский язык, анатомия животных, физиология.
| Ветеринарная микробиология и иммунология
| Эпизоотология, ветеринарно-санитарная экспертиза, зоогигиена, акушерство, гинекология
|
3. Трудоемкость дисциплины,
виды учебной работы по семестрам Таблица 2 Структура дисциплины и распределение часов по семестрам
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| 4
| 5
| Объем трудоемкости дисциплины
| 210
|
|
| 1. Аудиторные занятия
| 126
| 66
| 60
| 1.1. Лекции
| 52
| 24
| 28
| 1.2. Лабораторно - практические
| 74
| 42
| 32
| 2. Самостоятельная работа студентов
| 84
| 41
| 43
| 2.1.Подготовка к ЛПЗ
коллоквиумам, к текущей аттестации,
к выполнению УНИРС
| 20
| 10
| 10
| 2.2.Самостоятельное изучение
теоретического материала.
| 62
| 30
| 32
| 2.3.Рефераты по самостоятельной работе
| 2
| 1
| 1
| Вид итогового контроля
| зачет
экзамен
| зачет
| экзамен
|
4.Содержание дисциплины Таблица 3
Виды и трудоемкость занятий по темам (разделам) дисциплины
Тема
| Количество часов
| Всего
| Л
| ЛПЗ
| СРС
| 1 модуль
| 1. История развития микробиологии. Систематика и морфология микроорганизмов. Морфология микроскопических грибов.
| 12
| 4
| 4
| 4
| 2.Физиология микроорганизмов.
| 12
| 2
| 4
| 6
| 3. Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы.
| 12
| 2
| 6
| 4
| 4.Генетика микроорганизмов.
| 4
| -
| -
| 4
| 5.Экология микроорганизмов
| 16
| 2
| 8
| 6
| 6.Превращение микроорганизмами соединений углерода.
| 6
| 2
| -
| 4
| 7.Превращение микроорганизмами соединений азота, фосфора и железа.
| 6
| 2
| -
| 4
| 2 модуль
| 8. Учение об инфекции.
| 8
| 2
| 4
| 2
| 9. Предмет и задачи иммунологии.
| 8
| 2
| 2
| 4
| 10. Иммунная система. Виды иммунитета.
| 10
| 2
| 4
| 4
| 11.Динамика иммуногенеза.
| 6
| 2
| -
| 4
| 12.Практическое использование достижений иммунологии
| 12
| 2
| 4
| 6
| 3 модуль
| 13.Возбудители кокковых инфекций. Стафилококки, стрептококки, диплококки
| 12
| 4
| 6
| 2
| 14.Палочковидные неспорообразующие бактерии (эшерихии, сальмонеллы, возбудитель рожи свиней, листериоза, пастереллеза, гемофилезов, иерсиниозов, псевдотуберкулеза, туляремии, бруцеллеза, сапа, мелиоидоза).
| 18
| 8
| 6
| 4
| 15.Патогенные бациллы и клостридии (возбудитель сиб.язвы, ЭМКАРа, столбняка, ботулизма, злокачественного отека, брадзота, энтеротоксемии)
| 18
| 6
| 8
| 4
| 16.Возбудители некробактериоза и копытной гнили. Патогенные актиномицеты
| 8
| -
| 2
| 6
| 4 модуль
| 17.Патогенные микобактерии (возбудители туберкулеза, паратуберкулеза)
| 8
| 2
| 4
| 2
| 18.Патогенные вибрионы и спирохеты (возбудители кампилобактериоза, лептоспироза, дизентерии свиней)
| 10
| 2
| 4
| 4
| 19.Патогенные микоплазмы(возбудители плевропневмонии КРС, инфекционной агалактии овец и коз, респираторный микоплазмоз птиц)
| 12
| 4
| 4
| 4
| 20.Патогенные грибы-возбудители микозов и микотоксикозов (мукор, пенициллиум, аспергиллюс, трихофитон, микроспорум, фузариум, стахиботриум, дендродохиум)
| 14
| 4
| 4
| 6
| итого
| 210
| 52
| 74
| 84
|
5. Рабочие планы аудиторных занятий
5.1 Рабочий план лекций Таблица 3а
Темы лекций
№п/п
| Наименование темы
| Количество часов
|
| История развития микробиологии. Систематика и морфология микроорганизмов.
| 4
|
| Физиология микроорганизмов.
| 2
|
| Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы.
| 2
|
| Экология микроорганизмов
| 4
|
| Превращение микроорганизмами соединений углерода, азота, фосфора и железа.
| 2
|
| Учение об инфекции.
| 4
|
| Предмет и задачи иммунологии.
| 2
|
| Иммунная система и её функции.
| 2
|
| Практическое использование достижений иммунологии
| 2
|
| Возбудители кокковых инфекций. Стафилококки, стрептококки, диплококки
| 4
|
| Палочковидные неспорообразующие бактерии (эшерихии, сальмонеллы, возбудитель рожи свиней, листериоза, пастереллеза, гемофилезов, иерсиниозов, псевдотуберкулеза, туляремии, бруцеллеза, сапа, мелиоидоза).
| 8
|
| Патогенные бациллы и клостридии (возбудитель сиб.язвы, ЭМКАРа, столбняка, ботулизма, злокачественного отека, брадзота, энтеротоксемии)
| 6
|
| Патогенные микобактерии (возбудители туберкулеза, паратуберкулеза)
| 2
|
| Патогенные вибрионы и спирохеты (возбудители кампилобактериоза, лептоспироза, дизентерии свиней)
| 2
|
| Патогенные микоплазмы(возбудители плевропневмонии КРС, инфекционной агалактии овец и коз, респираторный микоплазмоз птиц)
| 4
|
| Патогенные грибы-возбудители микозов и микотоксикозов (мукор, пенициллиум, аспергиллюс, трихофитон, микроспорум, фузариум, стахиботриум, дендродохиум)
| 4
|
| итого
| 52
| |