МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТ МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
| «Утверждаю»
Проректор по учебной работе
_______________ Т.И. Гуляева
«___» _____________ 2013г.
|
Рабочая программа дисциплины
«Ветеринарная микробиология и микология»
на основе модульной технологии обучения
Специальность: 111801.65- ВЕТЕРИНАРИЯ Квалификация: СПЕЦИАЛИСТ Форма обучения: ОЧНАЯ
Орел 2013 год
Составитель: кандидат биологических наук, доцент кафедры эпизоотологии и терапии Михеева Елена Александровна,
________________ «___» __________________ 2013 г.
Рецензент: профессор кафедры анатомии, физиологии и хирургии, доктор ветеринарных наук Белкин Борис Леонидович,
________________ «___» __________________ 2013 г.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 111801 Ветеринария и примерной учебной программой дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология».
Программа обсуждена на заседании кафедры эпизоотологии и терапии
протокол № 12 « 27» мая 2013 г.
Зав. кафедрой эпизоотологии и терапии: Сахно Николай Владимирович, доктор ветеринарных наук, доцент
________________ «_____» __________________ 2013 г.
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Декан факультета биотехнологии и ветеринарной медицины:
Масалов Владимир Николаевич, доктор биологических наук, профессор
________________ «_____» __________________ 2013 г.
Программа обсуждена на заседании Ученого совета факультета биотехнологии и ветеринарной медицины
Протокол № 10 «31» мая 2013 г.
Секретарь Учёного совета факультета Попкова Татьяна Владимировна, кандидат биологических наук, доцент
________________ «_____» __________________ 2013 г.
Программа принята учебно- методической комиссией по специальности Ветеринария
Протокол № 9 «30» мая 2013 г.
Председатель учебно-методической комиссии: Сазонова Виктория Владимировна, доктор ветеринарных наук, профессор
________________ «_____» _________________ 2013 г.
Зав. кафедрой эпизоотологии и терапии: Сахно Николай Владимирович доктор ветеринарных наук, доцент
________________ «_____» __________________ 2013 г. Отдел комплектования: Ишханова Евгения Владимировна
________________ «_____» __________________ 2013 г.
Оглавление Введение…………………………………………………………………………............5
1. Цели освоения дисциплины……………………………………………...……….....6
2.Место дисциплины в структуре ООП специалитета ………………………………6
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины……………………………………………………………………………………......8
4. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………….……….……….11
5.Содержание дисциплины……………………………………………………............12
5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины…………………………….12
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий………………………….…...………..16
5.3. Лабораторные занятия …………...………………………………….............18
5.4. Самостоятельная работа студентов………………………………..………..21
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………………………..……………………………21
6.1. Рейтинговая оценка успеваемости обучающихся………………….............21
6.2. Темы рефератов……………………………………………………………...22
6.3. Контрольные вопросы и задания для текущего контроля…….…………..25 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины модуля)………………………………………………………….…………..………………..36
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)……….…………38
Введение Учебная дисциплина «Ветеринарная микробиология и микология» относится к базовой части общепрофессионального ветеринарно-биологического цикла и направлена на формирование научного мировоззрения и компетенций студентов в области приемов и методов диагностики и профилактики инфекционных болезней животных, способствует освоению классических и новейших методов диагностики.
Изучение данной дисциплины предусматривает модульную технологию с рейтинговой оценкой знаний и построена в соответствии со следующими принципами:
целевое назначение информационного материала в каждом модуле;
сочетание комплексных и частных образовательных целей;
полнота учебного материала в каждом разделе;
относительной самостоятельности элементов модуля;
реализация обратной связи;
оптимальной передачи информационного и методического материала.
Материал учебной дисциплины разделен на шесть модулей. Аттестация студентов по модулям производится строго периодично и в порядке расположения их в рабочей программе.
1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели и задачи дисциплины
Основная цель в подготовке ветеринарного врача по дисциплине «Ветеринарная микробиология и микология» состоит в том, чтобы сформировать у студентов научное мировоззрение о многообразии биологических объектов, микробиологических приемов и методов диагностики инфекционных болезней животных, конструирования рекомбинантных бактерий - вакцинных штаммов и продуцентов биологически активных веществ, создания новых видов диагностикумов, вакцин и сывороток, а также дать студентам теоретические и практические знания по общей и частной ветеринарной микробиологии и микологии.
В задачи курса «Ветеринарная микробиология и микология» входят:
1. Изучение объектов ветеринарной микробиологии, их морфологии, физиологии, экологии, эволюции.
2. Приобретение практических навыков для изучения строения бактерий и микроскопических грибов, генетики микроорганизмов, тинкториальных, культуральных, биохимических, патогенных свойств, антигенной структуры.
3. Изучение возбудителей инфекционных болезней животных.
4. Изучение методов современной микробиологии, ее возможностей, достижений и перспектив развития.
5. Приобретение навыков при использовании классических и генотипических методов лабораторной диагностики инфекционных болезней животных.
6. Изучение основ санитарной микробиологии.
7. Изучение основ инфекционного процесса и факторов патогенности микроорганизмов.
8. Изучение факторов иммунного ответа организма животных на возбудителей инфекционных болезней.
9. Ознакомление с технологией производства диагностикумов и перспективных путей их совершенствования с использованием достижений молекулярной биологии, иммунологии, генной и клеточной инженерии.
10. Изучение перспективных и экологически безопасных технологических процессов, основанных на использовании микроорганизмов.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИТЕТА Дисциплина «Ветеринарная микробиология и микология» относится к базовой части общепрофессионального ветеринарно-биологического цикла.
Знания по ветеринарной микробиологии и микологии базируются на принципах материалистической методологии, на знаниях по органической, неорганической, аналитической и физколлоидной химии, физики с основами биофизики, молекулярной биологии, генетики, физиологии и анатомии животных, патфизиологии и патанатомии, клинической диагностике.
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимые для изучения дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология»:
1. Знание основных учений в области гуманитарных и социально-экономических наук.
2. Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
3. Знание этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов.
4. Иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе.
5. Иметь представление о возможностях современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественно-научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций.
6. Владеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, знаниями проблем рыночной экономики, экономическими методами анализа сельскохозяйственного труда в рамках своей профессиональной деятельности, ветеринарной информационной и вычислительной техникой.
7. Владеть культурой мышления, знать его общие законы.
8. Уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности.
9. Уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии.
10. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний.
11. Способность к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ.
12. Способность поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, уметь использовать для их решения методы изученных им наук.
13. Быть готовым методически и психологически к работе над междисциплинарными проектами.
14. Иметь основополагающие знания по органической, неорганической, аналитической и физколлоидной химии, физики с основами биофизики, молекулярной биологии, генетики, физиологии и анатомии животных, патфизиологии и патанатомии и клинической диагностике.
Дисциплины, для которых дисциплина «Ветеринарная микробиология и микология» является предшествующей:
Клиническая диагностика.
Иммунология.
Патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза.
Общая и частная хирургия.
Акушерство и гинекология.
Ветеринарно-санитарная экспертиза.
Эпизоотология и инфекционные болезни.
Вирусология и биотехнология
К изучению дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» может быть допущен студент, обладающий аналитическим мышлением, имеющий навыки самостоятельной работы и способный перейти от информационного обучения к методологическому.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» направлен на формирование у выпускника по специальности 111801 – «Ветеринария», с квалификацией «Ветеринарный врач» следующих компетенций:
а) общекультурные (ОК):
-владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
-умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
-умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3);
-осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4);
-использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-5);
-осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-6);
-владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-7);
-использованием знаний иностранного и латинского языков для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников (ОК-8);
-осуществлением экономического анализа и прогноза своей деятельности (ОК-9);
-стремлением к установлению международных контактов для повышения профессионального уровня и обмена опытом (ОК-10);
использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-11);
-готовностью к достижению уровня физической подготовленности, необходимых для освоения профессиональных умений и навыков (ОК-12).
б) профессиональные (ПК):
- умением правильно пользоваться медико-технической и ветеринарной аппаратурой, инструментарием и оборудованием в лабораторных, диагностических и лечебных целях и владением техникой клинического исследования животных, назначением необходимого лечения в соответствии с поставленным диагнозом (ПК-3);
-способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, использовать знания морфофизиологических основ, основные методики клинико-иммунологического исследования и оценки функционального состояния организма животного для своевременной диагностики заболеваний (ПК-5);
-способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей для успешной лечебно-профилактической деятельности (ПК-6);
-осуществлением необходимых диагностических, терапевтических, хирургических и акушерско-гинекологических мероприятий; знанием методов асептики и антисептики и их применение (ПК-8);
-способностью и готовностью организовать и контролировать проведение массовых диагностических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на раннее выявление,недопущение и оперативное лечение опасных заболеваний, в том числе зооантропонозов (ПК-20);
В результате изучения дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» студент должен знать:
физические и химические основы жизнедеятельности организма;
микроструктуру клеток, тканей и органов животных;
понятия о нозологии и этиологии болезней, патогенез типовых патологических процессов и особенности их проявления у различных видов животных;
- основы современных достижений по дисциплине «Ветеринарная микробиология и микология»;
- методы микроскопии, используемые в микробиологии;
- основные виды болезнетворных бактерий и грибов, их классификация и особенности жизнедеятельности;
- влияние окружающей среды на бактерии и грибы;
- методы выделения и идентификации микроорганизмов;
- роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе, использование бактерий и микроскопических грибов в промышленности и сельском хозяйстве;
- состав микрофлоры организма животных и ее значение;
- учение о наследственности и изменчивости микроорганизмов;
- виды генетических рекомбинаций и использование генетических рекомби-нантов в получении вакцинных штаммов, продуцентов антибиотиков и фермен-тов;
- внехромосомные факторы наследственности и их роль в формировании лекарственной устойчивости бактерий и грибов;
- роль микроорганизмов в развитии инфекционного процесса и условия воз-никновения инфекционного процесса, значение свойств бактерий и грибов и состояния макроорганизма в развитии инфекционного процесса;
понятие об иммунитете и механизме иммунного ответа у животных;
- история создания диагностических препаратов и вакцин;
- современная классификация биопрепаратов, принципы их получения и применения;
- лечебно-профилактические и диагностические сыворотки, иммуноглобу-лины, их получение.
таксономия, морфологические и биологические свойства возбулителей инфекционных болезней;
патогенез, основные клинические проявления и иммунитет при инфекци-онных заболеваниях;
основные методы диагностики, специфической профилактики и лечения инфекционных болезней животных;
гигиенические параметры содержания животных.
Студент должен уметь:
- грамотно объяснять процессы, происходящие в организме, с биофизичес-кой точки зрения;
- оценивать химические реакции;
- применять вычислительную технику в своей деятельности;
- грамотно объяснять процессы, происходящие в организме, с точки зрения общебиологической и экологической науки;
- использовать знания физиологии при оценке состояния животного;
- отбирать материал для микробиологических исследований;
- проводить бактериоскопию;
- делать посев микроорганизмов на питательные среды для получения чис-тых культур бактерий и грибов, идентифицировать выделенную культуру по морфологическим, культуральным, тинкториальным, биохимическим, серологи-ческим, иммунологическим и геннотипическим методами.
- определять антибиотикочувствительность микроорганизмов;
- определять общее микробное число, коли-титр и коли-индекс воды, мик-робную обсемененность почвы, воздуха, а также объектов ветнадзора;
- проводить заражение и вскрытие лабораторных животных и определять факторы патогенности и вирулентность микроорганизмов;
- проводить отбор патматериала от павших животных, проб кормов, воды, воздуха, навоза, почвы для лабораторных исследований;
- выделять и идентифицировать патогенные микроорганизмы;
- использовать основные реакции иммунитета для идентификации выделен-ной микробной культуры и обнаруживать с помощью различных серологичес-ких реакций антитела в сыворотке крови больных животных при инфекцион-ных болезнях; ставить и учитывать серологические реакции;
- проводить геннотипическую идентификацию микроорганизмов;
- интерпретировать результаты микробиологических, микологических, серо- логических и геннотипических исследований.
Студент должен владеть:
- знаниями об основных физических, химических и биологических законах и их использовании в ветеринарии;
- навыками работы на лабораторном оборудовании;
- навыками по исследованию физиологических констант функций, методами наблюдения и эксперимента;
- знаниями по механизмам развития болезни;
- методами бактериологического, микологического и микотоксикологического анализа кормов;
- классическими и геннотипическими методами лабораторной диагностики инфекционных болезней животных;
- современными методами обнаружения и изоляции микроорганизмов из патологического материала;
- методами идентификации бактерий и микроскопичесих грибов;
- методами получения различных компонентов серологических реакций (диагностических сывороток, антигенов, эритроцитов и др.).
- методами постановки биопробы на разных видах лабораторных животных;
- методами вскрытия трупов лабораторных животных и патоморфологической диагностикой заболеваний;
- методами клинического обследования животных на инфекционные болезни с целью прижизненного отбора патматериала и отправки его в лаборато-рию;
- методами интерпретации результатов лабораторной диагностики с целью постановки своевременного диагноза на инфекционные болезни животных;
- методами составления планов лабораторных исследований при заразной патологии и оформления соответствующей необходимой документации;
- методами оценки качества биопрепаратов и определения их пригодности к использованию. 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины 6 зачетных единиц
|