Скачать 471.42 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Рабочая программа дисциплины «ВЕТЕРИНАРНАЯ ЭКОЛОГИЯ» на основе модульной технологии обучения Специальность: 111801.65 ВЕТЕРИНАРИЯ Квалификация: специалист Форма обучения: очная Орел 2013 год Составители: Сахно Н.В., доктор ветеринарных наук, доцент кафедры эпизоотологии и терапии ________________ «21» мая 2013 г. Рецензент: Белкин Б.Л., Заслуженный деятель науки РФ, доктор ветеринарных наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и хирургии ________________ «24» мая 2013 г. Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 111801.65 Ветеринария Программа принята методической комиссией факультета биотехнологии и ветеринарной медицины, протокол № _9_ Председатель методической комиссии факультета биотехнологии и ветеринарной медицины: Сазонова В.В., доктор ветеринарных наук, профессор ________________ «30» мая 2013 г. Программа обсуждена на заседании кафедры эпизоотологии и терапии, протокол № 12 Зав. кафедрой: Сахно Н.В., доктор ветеринарных наук, доцент ________________ «27» мая 2013 г. Лист согласования рабочей программы Декан факультета биотехнологии и ветеринарной медицины: Масалов В.Н., доктор биологических наук, профессор ________________ «9» июля 2013 г. Программа обсуждена на заседании Ученого совета факультета биотехнологии и ветеринарной медицины, протокол № 10 Секретарь Ученого совета факультета: Попкова Т.В., кандидат биологических наук, доцент ________________ «31» мая 2013 г. Программа принята учебно-методической комиссией по специальности 111801.65 Ветеринария, протокол № _9_ Председатель учебно-методической комиссии по специальности 111801.65 Ветеринария: Сазонова В.В., доктор ветеринарных наук, профессор ________________ «30» мая 2013 г. Заведующий выпускающей кафедрой: эпизоотологии и терапии Сахно Н.В., доктор ветеринарных наук, доцент ________________ «27» мая 2013 г. Директор научной библиотеки: Ишханова Е.В. ________________ «___» _________ 2013 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 5
освоения дисциплины 6
обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами 11
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации 16 6.1. Перечень тем рефератов 16 6.2. Вопросы к модулям 17 6.3. Вопросы к зачету 19 6.4. Формирование рейтинговой оценки. Критерии и методы оценки качества знаний студентов по дисциплине 21 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 22 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 23 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 24 Введение Ветеринарная экология - дисциплина, изучающая закономерности о возникновении живых организмов, уровне организации живой материи, о благоприятных и неблагоприятных факторах, влияющих на организм. Для будущих ветеринарных врачей небезынтересными будут вопросы экологии популяций, сообществ и экосистем. Изучая экологию микроорганизмов, необходимо иметь в виду, что они не только обитатели, но и созидатели современной биосферы, и сами служат экологическим фактором практически для всех живых организмов, с которыми они взаимодействуют как косвенно, через процессы круговорота элементов, так и непосредственно, являясь комменсалами, симбионтами или паразитами. При изучении экологии патогенных микроорганизмов внимание ученых привлечено к вопросу о возможности их размножения, а следовательно, и обитания в окружающей среде. Построенные на новых данных обобщения способствовали возврату в эпизоотологию и эпидемиологию представлений об особой группе инфекций. Предназначение дисциплины «Ветеринарная экология» в учебном плане обосновано необходимостью сохранения экологического благополучия на Земле, которое всецело зависит, прежде всего, от уровня экологических знаний. Человек в конкурентной борьбе за выживание в природной окружающей среде начал строить свои искусственные антропогенные экосистемы. На современном этапе он для удовлетворения своих все возрастающих потребностей вынужден изменять природные экосистемы и даже разрушать их, возможно, и не желая этого. Дисциплина призвана сформировать у обучающихся экологическую позицию, активизировать творческую деятельность студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций и содействовать в овладении навыками проведения самостоятельных научных исследований.
Цель: Основная цель в подготовке ветеринарного врача по дисциплине «Ветеринарная экология» состоит в том, чтобы дать студентам теоретические и практические знания по получению экологически чистой продукции животноводства и растениеводства. Задачи: Научить студентов предвидеть результаты антропогенного воздействия на окружающую среду, разрабатывать мероприятия, предотвращающие загрязнение окружающей среды объектами сельскохозяйственного производства, прогнозировать и определять экономический ущерб от загрязнения окружающей среды, планировать различные процессы производства сельскохозяйственной продукции, управлять ими и обеспечивать при этом экологическую безопасность окружающей среды и производимой продукции, пользоваться нормативными актами по экологическому праву. Основные умения и навыки, приобретаемые студентами при изучении дисциплины: - разработка и осуществление комплекса экологически безопасных профилактических и оздоровительных мероприятий в животноводстве; - проведение противоэпизоотической защиты хозяйств промышленного типа. 2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета Дисциплина «Ветеринарная экология» относится к обязательным дисциплина вариативной части общепрофессионального ветеринарно-биологического цикла рабочего учебного плана по специальности 111801.65 Ветеринария, изучается на 1-ом курсе (1-й семестр). Дисциплина «Ветеринарная экология» базируется на теоретических знаниях и практических навыках, приобретенных при изучении дисциплин: правоведение и ветеринарное законодательство РФ, биологическая физика, биология с основами экологии, физиология и этология животных, неорганическая химия, аналитическая химия, органическая и физколлоидная химия, биологическая химия, анатомия животных, ветеринарная микробиология и микология. Знания и умения, полученные при освоении дисциплины «Ветеринарная экология» лежат в основе изучения дисциплин: внутренние незаразные болезни, эпизоотология и инфекционные болезни, патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза, ветеринарно-санитарная экспертиза, организация ветеринарного дела. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) Общекультурные компетенции (ОК): - владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); - уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3); - осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 4); - использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-5); - осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-6); - владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 7); - использовать знание иностранного и латинского языков для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников (ОК-8); - осуществлять экономический анализ и прогноз своей деятельности (ОК-9); - стремится к установлению международных контактов для повышения профессионального уровня и обмена опытом (ОК-10); - использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-11); - быть готовым к достижению уровня физической подготовленности, необходимых для освоения профессиональных умений и навыков (ОК-12). б) Профессиональные компетенции (ПК): - быть способным и готовым использовать методы оценки природных и социально-хозяйственных факторов в развитии болезней животных, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных патологий (ПК-1); - быть способным и готовым проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее опасных и значимых заболеваний; осуществлять обще-оздоровительные мероприятия по формированию здорового поголовья животных, давать рекомендации по содержанию и кормлению, оценивать эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и больными животными (ПК-2); - осуществлять профилактику, диагностику и лечение животных при инфекционных и инвазионных болезнях, при отравлениях и радиационных поражениях, владеть методами ветеринарной санитарии и оздоровления хозяйств (ПК-4); - быть способным и готовым анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, использовать знания морфо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического исследования и оценки функционального состояния организма животного для своевременной диагностики заболеваний (ПК-5); - быть способным и готовым осуществлять экспертизу и контроль мероприятий по охране населения от болезней, общих для человека и животных, охране территорий Российской Федерации от заноса заразных болезней из других государств (ПК-15). - быть способным и готовым проводить ветеринарно-санитарно-просветительскую работу среди населения; осуществлять социокультурное и гигиеническое образование владельцев животных (ПК-26); - быть способным и готовым осуществлять распространение и популяризацию профессиональных знаний, воспитательную работу с обучающимися, анализ состояния и динамики объектов деятельности (ПК-27); - быть способным и готовым проводить подготовку и переподготовку специалистов ветеринарного, зоотехнического и биологического профилей (ПК-28). - быть способным и готовым осуществлять сбор научной информации, подготовку обзоров, аннотаций, составление рефератов и отчетов, библиографий, участвовать в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня, выступать с докладами и сообщениями по тематике проводимых исследований, анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, разрабатывать планы, программы и методики проведения научных исследований, проводить научные исследования и эксперименты (ПК-29); - быть способным и готовым к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований; уметь применять инновационные методы научных исследований в ветеринарии и биологии (ПК-30). в) В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: виды инструктажа, законодательную базу в области охраны труда; - взаимоотношения живых организмов между собой и со средой их обитания; - процессы саморегуляции популяций, биогеоценозов и биосферы; - влияние различных факторов обитания на жизнедеятельность отдельных организмов, популяций, сообществ и экосистем; - влияние изменяющихся экологических факторов на адаптацию живых организмов; - пути получения экологически чистой продукции животноводства и растениеводства; - экологические аспекты производства и использования ветеринарных препаратов; - экологические аспекты в профилактике и лечении заболеваний инфекционной, инвазионной и незаразной этиологии; - системы рационального использования природных ресурсов; - эколого-правовую ответственность в сельскохозяйственном производстве. - классификацию, симптоматику и синдроматику болезней, их этиологию, патогенез; - основные инструменты и экологически безопасное оборудование, включая новейшее (оборудование ИНИИЦ), необходимое для проведения обследования животного и лабораторных исследований. Уметь: применять полученные знания на практике; - предвидеть результаты антропогенного воздействия на окружающую среду; - разрабатывать мероприятия, предотвращающие загрязнение окружающей среды объектами сельскохозяйственного производства; - прогнозировать и определять экономический ущерб от загрязнения окружающей среды; - планировать различные процессы производства сельскохозяйственной продукции, управлять ими и обеспечивать при этом экологическую безопасность окружающей среды и производимой продукции; - обеспечивать экологическую безопасность при лечении и профилактике болезней различной этиологии; - пользоваться нормативными актами по экологическому праву. - владеть современным инновационным диагностическим и лабораторным оборудованием ИНИИЦ: гематологический и биохимический анализаторы, электронный микроскоп и др. Владеть: врачебным мышлением, основными принципами охраны труда и безопасности работы с биологическим материалом; - методикой поиска и применения правовой и нормативно-технической документации по вопросам охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы:
|
Рабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по... Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций | Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и иммунология» | ||
Рабочая программа по экологии Вологодской области (Далее рабочая... Вологда: издательский центр виро, 2008. – 60с.) и Региональным образовательным стандартом дисциплины «Экология Вологодской области»... | Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Общая экология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"... | Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Экология животных» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 (05. 03. 06) Экология... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование» Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов: «Прикладная экология», «Промышленная экология и... | Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» Рабочая программа учебной дисциплины гигиена и экология человека разработана на основе государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа дисциплины ветеринарная генетика Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный... | ||
Рабочая программа дисциплины «Экология» Дисциплина «Экология» относится к основной вариативной части цикла б 6 Дисциплина обеспечивает логическую взаимосвязь между естественнонаучными... | Рабочая программа учебной дисциплины оп 05. «Ветеринарная фармакология»... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства... | ||
Ветеринарно-санитарная оценка качества и безопасности мяса цыплят-бройлеров... Методические указания предназначены для студентов специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена структура дисциплины,... | Методическое обеспечение образовательного процесса оп ветеринарная фармакология Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии... | ||
Методическое обеспечение образовательного процесса оп ветеринарная фармакология Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии... | Рабочая программа Социальная экология Код дисциплины по учебному... Обеспечиваемые компетенции. В результате обучения студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями |