Рабочая программа дисциплины «Иммунология»





Скачать 397.57 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Иммунология»
страница1/2
Дата публикации28.04.2015
Размер397.57 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_______________ Т.И. Гуляева

«___» _____________ 2013г.



Рабочая программа дисциплины

«Иммунология»

на основе модульной технологии обучения

Специальность: 111801.65- ВЕТЕРИНАРИЯ
Квалификация: СПЕЦИАЛИСТ
Форма обучения: ОЧНАЯ

Орел 2013 год

Составитель: кандидат биологических наук, доцент кафедры эпизоотологии и терапии Михеева Елена Александровна

________________ «___» __________________ 2013 г.


Рецензент: профессор кафедры анатомии, физиологии и хирургии, доктор ветеринарных наук Белкин Борис Леонидович,

________________ «___» __________________ 2013 г.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 111801.65-Ветеринария и примерной учебной программой дисциплины «Иммунология».

Программа обсуждена на заседании кафедры эпизоотологии и терапии

протокол № 12 « 27» мая 2013 г.

Зав. кафедрой эпизоотологии и терапии: Сахно Николай Владимирович, доктор ветеринарных наук, доцент

________________ «_____» __________________ 2013 г.

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Декан факультета биотехнологии и ветеринарной медицины:

Масалов Владимир Николаевич, доктор биологических наук, профессор

________________ «_____» __________________ 2013 г.

Программа обсуждена на заседании Ученого совета факультета биотехнологии и ветеринарной медицины

Протокол № 10 «31» мая 2013 г.

Секретарь Учёного совета факультета Попкова Татьяна Владимировна, кандидат биологических наук, доцент

________________ «_____» __________________ 2013 г.

Программа принята учебно- методической комиссией по специальности Ветеринария

Протокол № 9 «30» мая 2013 г.

Председатель учебно-методической комиссии: Сазонова Виктория Владимировна, доктор ветеринарных наук, профессор

________________ «_____» _________________ 2013 г.

Зав. кафедрой эпизоотологии и терапии: Сахно Николай Владимирович доктор ветеринарных наук, доцент

________________ «_____» __________________ 2013 г.
Отдел комплектования: Ишханова Евгения Владимировна

________________ «_____» __________________ 2013 г.


Оглавление
Введение……………………………………………………………………………..5

1.Цели освоения дисциплины…………………………………………………..…..6

2.Место дисциплины в структуре ООП специалитета ……………………………6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины…………………………………………………………………..............8

4. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………….………….....10

5.Содержание дисциплины………………………………………...........................11

5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины…………………………11

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий………………………….…….......14

5.3. Лабораторные занятия …………...…………………………………..….15

5.4. Самостоятельная работа студентов…………………………….…...…..16

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………………………...…...16

6.1. Рейтинговая оценка успеваемости обучающихся…………………..….16

6.2. Темы рефератов………………………………………...………………...17

6.3. Контрольные вопросы и задания для текущего контроля……………..18
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины модуля)………………………………………….…………..……………………....20

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)……………...21


Введение
Учебная дисциплина «Иммунология» относится к базовой части общепрофессионального ветеринарно-биологического цикла и направлена на формирование научного мировоззрения и компетенций студентов в области приемов и методов диагностики и профилактики болезней иммунной системы животных, способствует освоению классических и новейших методов диагностики. А так же учит анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, используя знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования.

Изучение данной дисциплины предусматривает модульную технологию с рейтинговой оценкой знаний и построена в соответствии со следующими принципами:

  • целевое назначение информационного материала в каждом модуле;

  • сочетание комплексных и частных образовательных целей;

  • полнота учебного материала в каждом разделе;

  • относительной самостоятельности элементов модуля;

  • реализация обратной связи;

  • оптимальной передачи информационного и методического материала.

Материал учебной дисциплины разделен на два модуля. Аттестация студен­тов по модулям производится строго периодично и в порядке располо­жения их в рабочей программе.

1. Цель освоения дисциплины:

Основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» - дать студентам современные знания о фундаментальной иммунологии, привить практические навыки по использованию достижений иммунологии в клинической практике и исследовательской работе.

Основными задачами курса «Иммунология» являются:

- дать полное представление об иммунологии, как дисциплине в целом, так и об основополагающих разделах общей (фундаментальной) и частной (клинической) иммунологии;

-показать роль врожденного и приобретенного (адаптивного) иммунитета в поддержании генетической целостности организма в процесс онтогенеза и роль их нарушений в формировании иммунозависимых патологических состояний;

- дать современные представления о стволовых клетках, их биологической роли, дифференцировке и пластичности; изучить структурно-функциональное строение системы иммунитета;

- изучить формы реакций клеточных субпопуляций иммунной системы на антигенное раздражение, значение их взаимодействий и продуцируемых продуктов в реакциях гуморального и клеточного иммунитета;

- рассмотреть генетические структуры, контролирующие функции иммунной системы, и биологическую роль главного комплекса гистосовместимости;

- рассмотреть основные этапы формирования системы иммунитета (антигеннезависимая дифференцировка иммуноцитов) и ее перестройки при антигеном раздражении (антигензависимая дифференцировка клеток иммунной системы);

- научить студентов основным методам экспериментальной иммунологии на организменном, клеточном и молекулярном уровнях с использованием современного лабораторного оборудования;

- дать современные представления об иммунной биотехнологии и ее достижениях;

- обучить студентов моделированию нормальных и патологических процессов, количественного учета численности кроветворных клеток и клеток разных субпопуляций иммунной системы; различных реакций гуморального и клеточного иммунитета культурах in vitro и in vivo;
2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета
Дисциплина относится к базовой части общепрофессиональных дисциплин.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необхо­димые для изучения дисциплины «Иммунология»:

1. Знание основных учений в области гуманитарных и социально-экономиче­ских наук.

2. Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и про­цессы, уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

3. Знание этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке эко­логических и социальных проектов.

4. Иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе.

5. Иметь представление о возможностях современных научных методов по­знания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имею­щих естественно-научное содержание и возникающих при выполнении профес­сиональных функций.

6. Владеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и куль­туре, знаниями проблем рыночной экономики, экономическими методами анализа сельскохозяйственного труда в рамках своей профессиональной деятельности, ве­теринарной информационной и вычислительной техникой.

7. Владеть культурой мышления, знать его общие законы.

8. Уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяе­мыми в сфере его профессиональной деятельности.

9. Уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии.

10. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятель­ности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний.

11. Способность к проектной деятельности в профессиональной сфере на ос­нове системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количест­венный анализ.

12. Способность поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реали­зацией профессиональных функций, уметь использовать для их решения методы изученных им наук.

13. Быть готовым методически и психологически к работе над междисципли­нарными проектами.

14. Иметь основополагающие знания по органической, неорганической, ана­литической и физкол­лоидной химии, физики с основами биофизики, молекулярной биологии, генетики, физиологии и анатомии живот­ных, патфизиологии и патана­томии и клинической диагностике.
Иммунология является предшествующей для следующих дисциплин: внутренние незаразные болезни, общая и частная хирургия, акушерство и гинекология, паразитология и инвазионные болезни, эпизоотология и инфекционные болезни, ветеринарно-санитарная экспертиза, клиническая диагностика, патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза, ветеринарная фармакология. Токсикология, вирусология и биотехнология и ветеринарная радиобиология.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Иммунология» направлен на формирование у выпускника по направлению подготовки 111800 – «Ветеринария», специальности 111801 – «Ветеринария», с квалификацией «Ветеринар­ный врач» следующих компетенций:

а) общекультурные:

-владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

-умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

-умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3);

-осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4);

-использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-5);

-осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-6);

-владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-7);

-использованием знаний иностранного и латинского языков для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников (ОК-8);

-осуществлением экономического анализа и прогноза своей деятельности (ОК-9);

-стремлением к установлению международных контактов для повышения профессионального уровня и обмена опытом (ОК-10);

использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-11);

-готовностью к достижению уровня физической подготовленности, необходимых для освоения профессиональных умений и навыков (ОК-12).

б) профессиональные:

- умеет правильно пользоваться медико-технической и ветеринарной аппара­турой и инструментарием в лабораторных, диагностических и лечебных целях и владеет техникой обследования животных(ПК-4);

-способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, использовать знания морфо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического исследования и оценки функционального состояния организма животного для своевременной диагностики заболеваний (ПК-5);

- знает методы асептики и антисептики и их применение (ПК-6);

- умеет применять инновационные методы научных исследований в ветерина­рии (ПК-7).

Для изучения иммунологии как науки необходимо знать:

современные представления о иммунологии и органно-тканевой структуре системы иммунитета животных и птиц, иммунокомпетентные клетки и их рецепторы, механизмы регулирования иммунных процессов на организменном и клеточном уровнях, антигены и антитела их взаимодействие, главный комплекс гистосовместимости и его биологическая значимость, генетическое разнообразие и особенности формирования антиген распознающих рецепторов Т- и В-лимфоцитов, методические основы оценки иммунного статуса, имеет представление о иммунозависимых патологических состояний. Физические и химические основы жизнедеятельности организма; устройство персонального компьютера, методы сбора и обработки информации, методы математической и вариационной статистики в биологической и ветеринарной науке; основы систематики мира животных, особенности биологии отдельных видов диких животных, происхождение и развитие жизни, общие закономерности и видовые особенности строения животных в возрастном аспекте; микроструктуру клеток, тканей и органов животных, их эмбриональное развитие; закономерности осуществления иммунологических процессов и функций и их качественное и количественное своеобразие в организме разных видов животных, механизмы их регуляции, патогенез иммунопатологических процессов и особенности их проявления у различных видов животных.

Уметь оценивать иммунологические реакции; применять вычислительную технику в своей деятельности; определять видовую принадлежность по анатомическим признакам; грамотно объяснять процессы, происходящие в организме, с точки зрения общебиологической и экологической науки; использовать знания иммунологии при оценке состояния животного; проводить иммунологический анализ; отбирать материал для иммунологических исследований на организменном, клеточном и молекулярном уровнях с использованием современного лабораторного оборудования; моделировать нормальные и патологические процессы, оценивать иммунный статус животных и формулировать интерпретации иммунных нарушений.
Владеть знаниями об основных физических, химических и биологических законах и их использовании в ветеринарии; навыками работы на лабораторном оборудовании; методами оценки иммунного статуса организма; навыками по исследованию функций органов и систем иммунитета, методами наблюдения и эксперимента; знаниями по механизмам развития иммунных расстройств. основными методами экспериментальной иммуннологи, моделировать иммунные реакции на организменном и клеточном уровне, методами диагностики иммунопатологий и прогнозирования развития иммунозависимых заболеваний.

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.

Вид учебной работы

Семестр

6

Аудиторные занятия (всего)

36

В том числе:



Лекции

12

Практические занятия (ПЗ)

4

Семинары (С)

-

Лабораторные работы (ЛР)

20

Самостоятельная работа (всего)

36

В том числе:




Курсовой проект (работа)

-

Расчетно-графические работы

-

Реферат

+

Другие виды самостоятельной работы




Изготовление тематических макетов, стендов, презентаций

+

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

Общая трудоемкость часы


72


Зачетные единицы

2


5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

Модуль 1. Общая иммунология

Цель:

В результате усвоения данного модуля формируют компетенции ОК-2, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-10, ПК-5, ПК-7

1

Предмет и задачи иммунологии,

иммунология как наука


Введение. Предмет и задачи современной иммунологии. Определение понятия «иммунитет». История развития иммунологии.

2

ПОНЯТИЕ ОБ ИММУННОЙ СИСТЕМЕ


Иммунная система как совокупность органов, тканей и клеток, осуществляющих иммунологические функции. Центральные и периферические органы иммунной системы.

3

МЕХАНИЗМЫ ИММУНИТЕТА. АНТИГЕНЫ И ИММУНОГЛОБУЛИНЫ


Определение иммунитета. Врожденный и приобретенный иммунитет. Антигены, аллергены, изоантигены. Иммуноглобулины. Иммунологические феномены.

4

РЕГУЛЯТОРНЫЕ КЛЕТКИ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ПОВЕРХНОСТНЫЕ СТРУКТУРЫ


Определение феномена межклеточных взаимодействий. Трехклеточная схема взаимодействия клеток. Стадии иммунного ответа. Феномен розеткообразования в иммунологии.

5

ГОРМОНЫ И МЕДИАТОРЫ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ

Иммунологически активные факторы вилочковой железы, костного мозга, других органов иммунной системы. История вопроса. Принципы получения иммуноцитомединов, основные физико-химические свойства, механизмы действия, тестирование. Лекарственные препараты на основе экстрактов из иммунных органов.

Модуль 2. Иммунобиология

Цель:

В результате усвоения данного модуля формируют компетенции ОК -1; ОК-2,ОК-3; ОК-4; ОК-5, ОК-8, ОК-9, ОК-11, ОК-12, ПК-4, ПК-6

6

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ИММУННОГО ОТВЕТА. АПОПТОЗ. ГЛАВНЫЙ КОМПЛЕКС ГИСТОСОВМЕСТИМОСТИ

Генетические основы несовместимости тканей. Понятие о генах и антигенах гистосовместимости. Система главного комплекса гистосовместимости (ГКГ) человека и животных. Трансплантационный иммунитет.

7

ИММУННЫЙ ОТВЕТ. АФФЕРЕНТНАЯ, ЦЕНТРНАЛЬНАЯ, ЭФФЕКТОРНАЯ ФАЗЫ ИММУНИТЕТА


Основные типы клеточно-опосредованной цитотоксичности: цитотоксические Т-лимфоциты (Т-киллеры), К-клетки (антителозависимая клеточная цитотоксичность), NК-клетки (естественные киллеры), LAK-клетки (лимфокин-активированные киллеры). Природа эффекторных клеток,

8

ИММУНОЛОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ


Определение, история открытия, систематизация. Работы П.Медавара и Я. Гашека. Индукция толерантности в неонатальном и взрослом состоянии. Т- и В-толерантность. Условия формирования и поддержания естественной толерантности

9

ТЕОРИИ ИММУНИТЕТА

Исторические аспекты. Роль отечественных ученых, вклад И.И. Мечникова. Инструктивные и селективные теории иммунитета, обоснование. Теория "боковых цепей" П.Эрлиха. Селективная теория Н. Ерне. Клонально-селекционная теория М.Бернета, ее значение для современной иммунологии. Теория иммунологической сети, идио­тип-антиидиотипическое взаимодействие. Критический анализ теорий иммунитета.

10

Фило - и онтогенез системы иммунитета.


Филогенез иммунитета. Иммунитет у беспозвоночных. Эволюция системы иммунитета у позвоночных. Онтогенез системы иммунитета. Иммунные процессы в перинатальном периоде

11

Модельные системы в фундаментальной и прикладной иммунологии.


Чистолинейные животные, получение, характеристика. Трансгенные животные и животные с генетическим нокаутом. Модельные системы для изучения реакций врожденного иммунитета.




п/п


Наименование обеспе­чиваемых (последую­щих) дисциплин


разделов данной дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

клиническая диагностика


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+




2.

внутренние незаразные болезни




+

+

+




+

+

+

+

+




3.

общая и частная хирургия




+

+







+

+

+

+

+

+

4.

акушерство и гинекология




+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5.

паразитология и инвазионные болезни,




+

+

+







+

+

+

+

+

6.

эпизоотология и инфекционные болезни

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

7.

ветеринарно-санитарная экспертиза







+







+
















8.

патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза




+

+

+




+

+







+




9.

ветеринарная фармакология. Токсикология







+

+

+

+

+

+

+

+

+

10.

Вирусология и биотехнология




+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11.

Ветеринарная радиобиология.




+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
Междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий

Модуль

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ. зан.

Лаб. зан.

Семин

СРС

Все­го

1.


1.Предмет и задачи иммунологии, иммунология как наука


1

2







2

5

2.ПОНЯТИЕ ОБ ИММУННОЙ СИСТЕМЕ

1




2




4

7

3.МЕХАНИЗМЫ ИММУНИТЕТА. АНТИГЕНЫ И ИММУНОГЛОБУЛИНЫ

1




2




6

9

4.РЕГУЛЯТОРНЫЕ КЛЕТКИ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ПОВЕРХНОСТНЫЕ СТРУКТУРЫ (рецепторы, маркеры и др).

1




2




4

9

5.ГОРМОНЫ И МЕДИАТОРЫ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ

1




2




4

7

2.


6.ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ИММУННОГО ОТВЕТА. АПОПТОЗ. ГЛАВНЫЙ КОМПЛЕКС ГИСТОСОВМЕСТИМОСТИ


2




2




4

8

7.ИММУННЫЙ ОТВЕТ. АФФЕРЕНТНАЯ, ЦЕНТРНАЛЬНАЯ, ЭФФЕКТОРНАЯ ФАЗЫ ИММУНИТЕТА

1




2




2

5

8.ИММУНОЛОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

1










4

5

9.ТЕОРИИ ИММУНИТЕТА

1

2







2

5

10.Фило - и онтогенез системы иммунитета


1










2

3

11.Модельные системы в фундаментальной и прикладной иммунологии

в фундаментальной и прикладной иммунологии в фундаментальной и прикладной иммунологии.

1




2




2

5




Всего:

12

4

20




36

72
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Иммунология» iconПримерная программа наименование дисциплины «иммунология»
Основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» дать студентам современные знания о фундаментальной иммунологии, привить практические...
Рабочая программа дисциплины «Иммунология» iconРабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и иммунология»

Рабочая программа дисциплины «Иммунология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Иммунология»
Рабочая программа предназначена для преподавания базовой части дисциплины профессионального цикла студентам (полного и сокращенного...
Рабочая программа дисциплины «Иммунология» iconРабочая программа дисциплины иммунология
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «Иммунология» iconИммунология
Иммунология: Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы / А. А. Савченко. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. – 14 с
Рабочая программа дисциплины «Иммунология» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины 62 Протокол...
«Иммунология – клиническая иммунология» состоит в овладении знаниями по изучению иммунной системы организма человека, форм иммунного...
Рабочая программа дисциплины «Иммунология» iconРабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «Иммунология» iconРабочая программа дисциплины «микробиология и иммунология»
Охватывает семь этапов: · выяснение содержания понятий и терминов
Рабочая программа дисциплины «Иммунология» iconРабочая программа дисциплины дисциплина сд. Р «Клиническая иммунология»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «Иммунология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Эпидемиология»
Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в результате освоения следующих дисциплин ооп: «Физиология с основами анатомии»,...
Рабочая программа дисциплины «Иммунология» iconКлиническая иммунология
Клиническая иммунология: Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы / А. А. Савченко. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011....
Рабочая программа дисциплины «Иммунология» iconРабочая программа учебной дисциплины «иммунология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный...
Рабочая программа дисциплины «Иммунология» iconИммунология клиническая иммунология
Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений...
Рабочая программа дисциплины «Иммунология» iconИммунология клиническая иммунология
Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений...
Рабочая программа дисциплины «Иммунология» iconРабочая учебная программа иммунология

Рабочая программа дисциплины «Иммунология» iconПримерная программа наименование дисциплины «Микробиология и иммунология»
Охватывает семь этапов: · выяснение содержания понятий и терминов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск