Скачать 397.57 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Рабочая программа дисциплины «Иммунология» на основе модульной технологии обучения Специальность: 111801.65- ВЕТЕРИНАРИЯ Квалификация: СПЕЦИАЛИСТ Форма обучения: ОЧНАЯ Орел 2013 год Составитель: кандидат биологических наук, доцент кафедры эпизоотологии и терапии Михеева Елена Александровна ________________ «___» __________________ 2013 г. Рецензент: профессор кафедры анатомии, физиологии и хирургии, доктор ветеринарных наук Белкин Борис Леонидович, ________________ «___» __________________ 2013 г. Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 111801.65-Ветеринария и примерной учебной программой дисциплины «Иммунология». Программа обсуждена на заседании кафедры эпизоотологии и терапии протокол № 12 « 27» мая 2013 г. Зав. кафедрой эпизоотологии и терапии: Сахно Николай Владимирович, доктор ветеринарных наук, доцент ________________ «_____» __________________ 2013 г. ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Декан факультета биотехнологии и ветеринарной медицины: Масалов Владимир Николаевич, доктор биологических наук, профессор ________________ «_____» __________________ 2013 г. Программа обсуждена на заседании Ученого совета факультета биотехнологии и ветеринарной медицины Протокол № 10 «31» мая 2013 г. Секретарь Учёного совета факультета Попкова Татьяна Владимировна, кандидат биологических наук, доцент ________________ «_____» __________________ 2013 г. Программа принята учебно- методической комиссией по специальности Ветеринария Протокол № 9 «30» мая 2013 г. Председатель учебно-методической комиссии: Сазонова Виктория Владимировна, доктор ветеринарных наук, профессор ________________ «_____» _________________ 2013 г. Зав. кафедрой эпизоотологии и терапии: Сахно Николай Владимирович доктор ветеринарных наук, доцент ________________ «_____» __________________ 2013 г. Отдел комплектования: Ишханова Евгения Владимировна ________________ «_____» __________________ 2013 г. Оглавление Введение……………………………………………………………………………..5 1.Цели освоения дисциплины…………………………………………………..…..6 2.Место дисциплины в структуре ООП специалитета ……………………………6 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины…………………………………………………………………..............8 4. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………….………….....10 5.Содержание дисциплины………………………………………...........................11 5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины…………………………11 5.2. Разделы дисциплин и виды занятий………………………….…….......14 5.3. Лабораторные занятия …………...…………………………………..….15 5.4. Самостоятельная работа студентов…………………………….…...…..16 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………………………...…...16 6.1. Рейтинговая оценка успеваемости обучающихся…………………..….16 6.2. Темы рефератов………………………………………...………………...17 6.3. Контрольные вопросы и задания для текущего контроля……………..18 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины модуля)………………………………………….…………..……………………....20 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)……………...21 Введение Учебная дисциплина «Иммунология» относится к базовой части общепрофессионального ветеринарно-биологического цикла и направлена на формирование научного мировоззрения и компетенций студентов в области приемов и методов диагностики и профилактики болезней иммунной системы животных, способствует освоению классических и новейших методов диагностики. А так же учит анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, используя знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования. Изучение данной дисциплины предусматривает модульную технологию с рейтинговой оценкой знаний и построена в соответствии со следующими принципами:
Материал учебной дисциплины разделен на два модуля. Аттестация студентов по модулям производится строго периодично и в порядке расположения их в рабочей программе. 1. Цель освоения дисциплины: Основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» - дать студентам современные знания о фундаментальной иммунологии, привить практические навыки по использованию достижений иммунологии в клинической практике и исследовательской работе. Основными задачами курса «Иммунология» являются: - дать полное представление об иммунологии, как дисциплине в целом, так и об основополагающих разделах общей (фундаментальной) и частной (клинической) иммунологии; -показать роль врожденного и приобретенного (адаптивного) иммунитета в поддержании генетической целостности организма в процесс онтогенеза и роль их нарушений в формировании иммунозависимых патологических состояний; - дать современные представления о стволовых клетках, их биологической роли, дифференцировке и пластичности; изучить структурно-функциональное строение системы иммунитета; - изучить формы реакций клеточных субпопуляций иммунной системы на антигенное раздражение, значение их взаимодействий и продуцируемых продуктов в реакциях гуморального и клеточного иммунитета; - рассмотреть генетические структуры, контролирующие функции иммунной системы, и биологическую роль главного комплекса гистосовместимости; - рассмотреть основные этапы формирования системы иммунитета (антигеннезависимая дифференцировка иммуноцитов) и ее перестройки при антигеном раздражении (антигензависимая дифференцировка клеток иммунной системы); - научить студентов основным методам экспериментальной иммунологии на организменном, клеточном и молекулярном уровнях с использованием современного лабораторного оборудования; - дать современные представления об иммунной биотехнологии и ее достижениях; - обучить студентов моделированию нормальных и патологических процессов, количественного учета численности кроветворных клеток и клеток разных субпопуляций иммунной системы; различных реакций гуморального и клеточного иммунитета культурах in vitro и in vivo; 2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета Дисциплина относится к базовой части общепрофессиональных дисциплин. Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимые для изучения дисциплины «Иммунология»: 1. Знание основных учений в области гуманитарных и социально-экономических наук. 2. Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. 3. Знание этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов. 4. Иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе. 5. Иметь представление о возможностях современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественно-научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций. 6. Владеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, знаниями проблем рыночной экономики, экономическими методами анализа сельскохозяйственного труда в рамках своей профессиональной деятельности, ветеринарной информационной и вычислительной техникой. 7. Владеть культурой мышления, знать его общие законы. 8. Уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности. 9. Уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии. 10. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний. 11. Способность к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ. 12. Способность поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, уметь использовать для их решения методы изученных им наук. 13. Быть готовым методически и психологически к работе над междисциплинарными проектами. 14. Иметь основополагающие знания по органической, неорганической, аналитической и физколлоидной химии, физики с основами биофизики, молекулярной биологии, генетики, физиологии и анатомии животных, патфизиологии и патанатомии и клинической диагностике. Иммунология является предшествующей для следующих дисциплин: внутренние незаразные болезни, общая и частная хирургия, акушерство и гинекология, паразитология и инвазионные болезни, эпизоотология и инфекционные болезни, ветеринарно-санитарная экспертиза, клиническая диагностика, патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза, ветеринарная фармакология. Токсикология, вирусология и биотехнология и ветеринарная радиобиология. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины «Иммунология» направлен на формирование у выпускника по направлению подготовки 111800 – «Ветеринария», специальности 111801 – «Ветеринария», с квалификацией «Ветеринарный врач» следующих компетенций: а) общекультурные: -владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); -умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); -умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3); -осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4); -использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-5); -осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-6); -владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-7); -использованием знаний иностранного и латинского языков для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников (ОК-8); -осуществлением экономического анализа и прогноза своей деятельности (ОК-9); -стремлением к установлению международных контактов для повышения профессионального уровня и обмена опытом (ОК-10); использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-11); -готовностью к достижению уровня физической подготовленности, необходимых для освоения профессиональных умений и навыков (ОК-12). б) профессиональные: - умеет правильно пользоваться медико-технической и ветеринарной аппаратурой и инструментарием в лабораторных, диагностических и лечебных целях и владеет техникой обследования животных(ПК-4); -способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, использовать знания морфо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического исследования и оценки функционального состояния организма животного для своевременной диагностики заболеваний (ПК-5); - знает методы асептики и антисептики и их применение (ПК-6); - умеет применять инновационные методы научных исследований в ветеринарии (ПК-7). Для изучения иммунологии как науки необходимо знать: современные представления о иммунологии и органно-тканевой структуре системы иммунитета животных и птиц, иммунокомпетентные клетки и их рецепторы, механизмы регулирования иммунных процессов на организменном и клеточном уровнях, антигены и антитела их взаимодействие, главный комплекс гистосовместимости и его биологическая значимость, генетическое разнообразие и особенности формирования антиген распознающих рецепторов Т- и В-лимфоцитов, методические основы оценки иммунного статуса, имеет представление о иммунозависимых патологических состояний. Физические и химические основы жизнедеятельности организма; устройство персонального компьютера, методы сбора и обработки информации, методы математической и вариационной статистики в биологической и ветеринарной науке; основы систематики мира животных, особенности биологии отдельных видов диких животных, происхождение и развитие жизни, общие закономерности и видовые особенности строения животных в возрастном аспекте; микроструктуру клеток, тканей и органов животных, их эмбриональное развитие; закономерности осуществления иммунологических процессов и функций и их качественное и количественное своеобразие в организме разных видов животных, механизмы их регуляции, патогенез иммунопатологических процессов и особенности их проявления у различных видов животных. Уметь оценивать иммунологические реакции; применять вычислительную технику в своей деятельности; определять видовую принадлежность по анатомическим признакам; грамотно объяснять процессы, происходящие в организме, с точки зрения общебиологической и экологической науки; использовать знания иммунологии при оценке состояния животного; проводить иммунологический анализ; отбирать материал для иммунологических исследований на организменном, клеточном и молекулярном уровнях с использованием современного лабораторного оборудования; моделировать нормальные и патологические процессы, оценивать иммунный статус животных и формулировать интерпретации иммунных нарушений. Владеть знаниями об основных физических, химических и биологических законах и их использовании в ветеринарии; навыками работы на лабораторном оборудовании; методами оценки иммунного статуса организма; навыками по исследованию функций органов и систем иммунитета, методами наблюдения и эксперимента; знаниями по механизмам развития иммунных расстройств. основными методами экспериментальной иммуннологи, моделировать иммунные реакции на организменном и клеточном уровне, методами диагностики иммунопатологий и прогнозирования развития иммунозависимых заболеваний. 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
|
Примерная программа наименование дисциплины «иммунология» Основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» дать студентам современные знания о фундаментальной иммунологии, привить практические... | Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и иммунология» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Иммунология» Рабочая программа предназначена для преподавания базовой части дисциплины профессионального цикла студентам (полного и сокращенного... | Рабочая программа дисциплины иммунология Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Иммунология Иммунология: Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы / А. А. Савченко. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. – 14 с | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 62 Протокол... «Иммунология – клиническая иммунология» состоит в овладении знаниями по изучению иммунной системы организма человека, форм иммунного... | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Ф. 8 «Иммунология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины «микробиология и иммунология» Охватывает семь этапов: · выяснение содержания понятий и терминов | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Р «Клиническая иммунология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа учебной дисциплины «Эпидемиология» Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в результате освоения следующих дисциплин ооп: «Физиология с основами анатомии»,... | ||
Клиническая иммунология Клиническая иммунология: Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы / А. А. Савченко. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011.... | Рабочая программа учебной дисциплины «иммунология» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный... | ||
Иммунология клиническая иммунология Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений... | Иммунология клиническая иммунология Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений... | ||
Рабочая учебная программа иммунология | Примерная программа наименование дисциплины «Микробиология и иммунология» Охватывает семь этапов: · выяснение содержания понятий и терминов |