Скачать 280.51 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УТВЕРЖДАЮ Директор Института фундаментальнойбиологии и биотехнологии___________________/ Сапожников В.А./ «_____» _____________2008 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина СД.Ф.8 «Иммунология» Укрупненная группа 020000 Естественные науки Специальность 020208.65 Биохимия Институт Институт фундаментальной биологии и биотехнологии Кафедра Физико-химической биологии Красноярск 2008 Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 Естественные науки специальности 020208.65 Биохимия Программу составил__________________профессор Савченко А.А. (фамилия, и. о., подпись) Заведующая кафедрой ________________профессор Крстасюк В.А. (фамилия, и. о., подпись) «_____»_______________200 г. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Физико-химической биологии»___________________________________________________ «______» _________________ 200 г. протокол № _____________ Заведующая кафедрой ________________профессор Кратасюк В.А. (фамилия, и. о., подпись) Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ _____________ __________________________________________________________________ «______» __________________ 20___ г. протокол № _____________ Председатель НМСИ __________________________________________ (фамилия и. о., подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 20 __/20__ учебный год. В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______ «____» _____________ 20_г. протокол № ________ Заведующая кафедрой ____________________профессор Кратасюк В.А. (фамилия, и.о., подпись) Внесенные изменения утверждаю: Директор ___________________________________________ института (фамилия, и. о., подпись) 1 Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины Иммунология – наука о системе, обеспечивающей защиту организма от интервенции генетически чужеродных биологических структур, способных нарушить гомеостаз. Курс «Иммунология» включает систематическое изложение теоретических основ современной иммунологии, отражает многие актуальные вопросы физиологии и медицины. Целью дисциплины является более глубокое знакомство студентов со строением иммунной системы организма человека и механизмами иммунного ответа. 1.2 Задачи изучения дисциплины В задачи изучения дисциплины входит: 1. понимать особенности строения и механизмы функционирования иммунной системы; 2. научить студентов проводить иммунологические исследования для определения иммунного статуса. В результате изучения дисциплины студент должен: знать:
уметь: использовать приобретенные знания и навыки для решения задач медицины, ветеринарии, биотехнологии. владеть:
1.3 Межпредметная связь Для успешного освоения предлагаемого курса в полном объеме необходимо предварительное изучение курсов «Химия», «Физика», «Биохимия», «Физиология человека и животных». Курс «Иммунология» необходим для освоения студентами таких дисциплин как «Молекулярные механизмы гормональной регуляции», «Молекулярная биология», «Медицинская биохимия», «Биотехнология». Знания иммунологии – необходимая база для выполнения курсовых работ, подготовки дипломных работ, тематика которых связана с изучением метаболических процессов и их регуляции, а также проведения большого практикума. Темы курса дополнят изучение следующих дисциплин: «Общая и частная патология», «Клеточная сигнализация», «Биохимические механизмы адаптации» и др. Освоение модулей курса «Иммунология» также будет способствовать формированию у студентов целостного естественнонаучного мировоззрения. 2 Объем дисциплины и виды учебной работы
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса Раздел 1 – ауд. – 2ч; «Введение. Возникновение и развитие иммунологии. Теории иммунитета» 1-я неделя – 2-я неделя Раздел 2 – ауд. – 2ч; «Антигены. Антитела» 3-я неделя – 6-я неделя Раздел 3 – ауд. – 6ч; «Иммунная система. Эволюция иммунитета» 7-я неделя – 10-я неделя Раздел 4 – ауд. – 6ч; «Основные феномены клеточного и гуморального иммунитета» 11-я неделя – 17-я неделя Лекции: 1. Предмет, проблемы, возникновение и развитие иммунологии. Теории иммунитета – 3ч / самост. – 8ч; 2. Антигены и антитела – 2ч / самост. – 8ч; 3. Эффекторные механизмы иммунитета – 2ч / самост. – 2ч; 4. Взаимодействие клеток в иммунном ответе – 4ч / самост. – 10ч; 5. Филогенез иммунного ответа – 2ч / самост. – 6ч; 6. Онтогенез иммунного ответа – 2ч 7. Основные феномены иммунных процессов – 2ч / самост. – 4ч. 1. Предмет, проблемы, возникновение и развитие иммунологии. Теории иммунитета. Предмет и задачи иммунологии; ее место и роль в современной биологии, медицине и народном хозяйстве. Фундаментальное и прикладное значение иммунологии. Социально-экономические и научные основы возникновения иммунологии и ее связь с молекулярной биологией, генетикой, биохимией, биофизикой, биотехнологией, физиологией и математическим моделированием процессов. Исторические этапы развития иммунологии. Работы Э. Дженнера. Рождение иммунологии как науки. Основоположники научной иммунологии – Л. Пастер, Э. Беринг, Р. Кох. Возникновение неинфекционной иммунологии – И.И. Мечников, П. Эрлих, Ж. Броде, Н.Н. Чистович, К. Ландштейнер и другие. Традиционное определение иммунитета. Становление современной иммунологии. Новое определение иммунитета. Уровни изучения и проявления иммунологической реактивности. Биологический смысл иммунитета и биологическое содержание иммунологии. Открытие иммунологической толерантности в 1953 г. (П. Медавар и М. Гашек). Роль российских ученых в развитии иммунологии (И.И. Мечников, Н.Ф. Гамалея, А.А. Максимов, С. Метальников, Л.Л. Зильбер, П.Н. Косяков, А.А. Адо, Р.В. Петров и другие). Основные этапы и направления развития современной иммунологии. Создание и применение вакцины, стимуляция иммунитета при инфекциях, искусственные антигены и вакцины. Нобелевские лауреаты по иммунологии: И.И. Мечников, П. Эрлих, К. Ландштейнер, Ф.М. Бернет, П. Медавар, Д. Эдельман, Р. Портер, Б. Бенацерраф, Ж. Доссе, Д. Снелл, Р. Цинкернагель, П. Догерти. Исторический аспект инструктивных и селективных теорий иммунитета. Теория боковых цепей П. Эрлиха. Инструктивная теория Полинга. Теория естественного отбора Н. Ерне. Теория непрямой матрицы Ф. Бернета и Ф. Феннера. Клонально-селекционная теория Ф. Бернета. Объяснение иммунологических феноменов с позиции каждой теории. 2. Антигены и антитела. Основные понятия антигенов. Структура антигенной специфичности. Виды антигенной специфичности: видовая, групповая, гетероспецифичность, типоспецифичность, стадиоспецифичность, функциональная специфичность, патологическая специфичность, антигенность и иммуногенность. Гаптены и гаптеноспецифичность. Синтетические антигены (полиаминокислоты). Конъюгированные антигены, носители. Адъюванты. Антигены тимусзависимые и тимуснезависимые. Изоантигены человека: системы антигенов эритроцитов, лимфоцитов, гранулоцитов, тромбоцитов, белков плазмы. Антигены главного комплекса гистосовместимости человека и животных. Система Н-2 и система HLA: наследование, распределение в тканях, функция. Антигены как индукторы иммунного ответа. Основные понятия антител. История открытия и изучения. Физикохимическая характеристика антител. Молекулярная структура. Роль биохимии и молекулярной биологии в расшифровке структуры и синтеза антител. Специфичность и гетерогенность антител. Структура иммуноглобулина, легкие и тяжелые цепи, вариабельные и константные области. Активные центры молекулы антитела. Классы и подклассы иммуноглобулинов: IgM, IgG, IgA, IgE, IgD. Функциональная и физико-химическая характеристика каждого класса. Гетерогенность иммуноглобулинов. Миелоидные белки. Синтез антител in vitro и гибридомы. Изотипы, аллотипы и идиотипы. Генетический контроль структуры иммуноглобулинов. 3. Эффекторные механизмы иммунитета. Роль цитотоксических Т-лимфоцитов, активированных макрофагов, эозинофилов, нейтрофилов, базофилов и других типов клеток. Роль протеолитических ферментов и регуляторных белков в реализации иммунных реакций, включая систему комплемента. Рецепторы Т- и В-лимфоцитов. Медиаторы и гормоны иммунной системы. 4. Взаимодействие клеток в иммунном ответе. Афферентный этап. Роль рецепторного аппарата Т-и В-лимфоцитов в распознавании антигена и участие макрофагов в переработке антигена. Центральный этап. Генез и механизм взаимодействия Т-и В-лимфоцитов в периферических органах иммунной системы. Основные этапы клеточных реакций, происходящих в лимфоидных органах. Эфферентный этап. Реализация и понятие об иммунологической памяти. Роль взаимодействия клеток при первичном и вторичном иммунном ответе. Регуляция иммунопоэза. Связь иммунной, эндокринной и нервной систем в поддержании гомеостаза. Трехклеточная система взаимодействия. Двойное распознавание. Распознавание антигена, реакция антиген-антитело Феномены агглютинации, преципитации, лизиса, цитотоксические реакции, реакции связывания комплемента и др. 5. Филогенез иммунного ответа. Развитие иммунологической реактивности в филогенезе. Эволюция лимфоидной системы. Стволовая кроветворная клетка и ее дифференцировка. Формирование и дифференцировка Т-, В- и А-клеточных систем. Эволюция иммуноглобулинов. 6. Онтогенез иммунного ответа. Развитие иммунологической реактивности в онтогенезе. Становление иммунитета в эмбриональном периоде. Развитие лимфоидных органов. Состав и строение центральных органов иммунной системы. Эмбриогенез костного мозга и тимуса. Состав и строение периферических лимфоидных органов, рециркуляция лимфоцитов. Становление антигенной структуры тканей позвоночных в ходе эмбриогенеза. Старение. Иммунная недостаточность. Иммуногенетические основы старения. Причины и механизмы нарушения иммунитета в старости. Возможные механизмы врожденного (первичного) иммунодефицита. Классификация. Врожденные дефекты фагоцитарной системы и системы комплемента. 7. Основные феномены иммунных процессов. Механизм реакции гиперчувствительности немедленного типа. Аллергические антитела – реагины и иммуноглобулины Е. Основные положения учения об аллергии. Виды аллергии, анафилаксия. Аллергия и иммунитет. Классификация аллергенов. Клеточные основы гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ). Отличие ГЗТ от реакции гиперчувствительности немедленного типа. Перенос клеточного иммунитета. Сенсибилизация и десенсибилизация. История становления трансплантационной иммунологии. А. Карель, П. Медавар. Определение понятия «трансплантационный иммунитет». Чистолинейные животные. Генетические законы совместимости тканей. Аутотрансплантация. Сингенная и аллогенная трансплантация. Ксенотрансплантация. Иммунологическая природа отторжения. Динамика отторжения. Механизм деструкции трансплантата. Значение системы Н-2 и HLA при трансплантации органов. Клеточные феномены трансплантационного иммунитета. 3.3 Практические занятия
1. Историческое развитие теории иммунитета. Теоретическая часть: Вклад Э. Дженнера в истории развития иммунологии. Значение работ Луи Пастера. Первый период развития иммунологии. Инструктивные и селективные теории иммунитета. Клеточная теория иммунитета И.И. Мечникова. Гуморальная теория иммунитета П. Эрлиха. Клонально-селекционная теория иммунитета М.Ф. Бернета. Развитие иммунологии на современном этапе. 2. Антигены и антитела. Теоретическое и практическое значение. Теоретическая часть: Классификация антигенов. Структура антигенов HLA. Практическая часть: Схемы и таблицы, характеризующие иммуноглобулины, схема механизмов иммунных реакций. 3. Характеристика гетерогенных популяций Т- и В-лимфоцитов. Антиинфекционный иммунитет. Теоретическая часть: Лимфоцит – основная структурная и функциональная единица иммунной системы. Практическая часть: схемы различных форм лимфоцитов, таблицы по функции лимфоцитов. 4. Анатомо-морфологическая характеристика органов иммунной системы. Теоретическая часть: Строение и функции центральных органов иммунной системы: красного костного мозга, тимуса. Строение и функции периферических органов иммунной системы: селезенки, лимфатического узла. Строение и функции системы лимфоэпителиальных образований. Практическая часть: схемы и таблицы по онтогенезу органов иммунной системы. 5. Аллергия. Анафилаксия. Аутоиммунитет. Теоретическая часть: Гиперчувствительность немедленного типа. Классификация аллергенов. Механизм развития аллергического процесса. Гиперчувствительность замедленного типа. Практическая часть: схемы и таблицы по особенностям аутоиммунных заболеваний. 6. Трансплантационный иммунитет. Теоретическая часть: История развития трансплантологии. Общая характеристика отторжения. Иммунные механизмы отторжения. Клинические проблемы трансплантации. Практическая часть: схемы и таблицы по заготовке, методам консервирования и срокам хранения трансплантатов. 7. Иммунитет к опухолям. Теоретическая часть: Иммунологический надзор и механизмы противоопухолевого иммунитета. Факторы, способствующие развитию злокачественных опухолей. Практическая часть: схемы и таблицы по характеристике злокачественных заболеваний. 3.4 Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены. 3.5 Самостоятельная работа Самостоятельное изучение теоретического материала включает разбор лекционного курса с использованием учебной и методической литературы, указанной в общем списке основной и дополнительной литературы по дисциплине – 18 ч. |
Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Р «Клиническая иммунология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Примерная программа наименование дисциплины «иммунология» Основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» дать студентам современные знания о фундаментальной иммунологии, привить практические... | ||
Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и иммунология» | Рабочая программа учебной дисциплины «Иммунология» Рабочая программа предназначена для преподавания базовой части дисциплины профессионального цикла студентам (полного и сокращенного... | ||
Рабочая программа дисциплины иммунология Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Иммунология Иммунология: Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы / А. А. Савченко. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. – 14 с | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 62 Протокол... «Иммунология – клиническая иммунология» состоит в овладении знаниями по изучению иммунной системы организма человека, форм иммунного... | Рабочая программа дисциплины «Иммунология» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины «микробиология и иммунология» Охватывает семь этапов: · выяснение содержания понятий и терминов | Рабочая программа учебной дисциплины «Эпидемиология» Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в результате освоения следующих дисциплин ооп: «Физиология с основами анатомии»,... | ||
Клиническая иммунология Клиническая иммунология: Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы / А. А. Савченко. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011.... | Рабочая программа учебной дисциплины «иммунология» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный... | ||
Иммунология клиническая иммунология Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений... | Иммунология клиническая иммунология Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений... | ||
Рабочая программа дисциплины «Экология» Дисциплина «Экология» относится к основной вариативной части цикла б 6 Дисциплина обеспечивает логическую взаимосвязь между естественнонаучными... | Методические указания для студентов для практических занятий Учебная... ТОll-подобные рецепторы врожденного иммунитета. Понятие рамр(патоген-ассоциированные молекулярные паттерны) |