Скачать 177.69 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет филологии Программа дисциплины «Теория и методика преподавания русского как иностранного» для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра Авторы программы: Шнитке Е.Л., PhD, eschnittk@gmail.com Рекомендована секцией УМС «___»____________ 2013 г. Председатель ____________________________________ Утверждена УС факультета Филологии «___»_____________2013 г. Ученый секретарь _________________________________________ Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Теория и методика преподавания РКИ1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Теория и методика преподавания РКИ». Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Теория и методика преподавания РКИ» является знакомство:
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. Она опирается на знания, полученные студентами в рамках изучения дисциплин «Теория языка» и «Современный русский язык» (Фонетика, Морфология, Синтаксис). 5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковДля текущего, промежуточного и итогового оценивания применяется балльно-рейтинговая система контроля. Итоговая оценка складывается из оценки, полученной за ответ на зачете или экзамене, а также на основании общих баллов за выполнение текущих и контрольных заданий по каждому учебному модулю курса. Активность на семинарских занятиях, выполнение домашних заданий, выполнение требования о посещении уроков кафедры РКИ с представлением письменных отчетов и коллективных обсуждений на семинарах. Овладение понятийным аппаратом методологии и его применение при решении лингводидактических задач (планирование урока, представление грамматического материала, задания по работе с текстом (устным и письменным), создание коммуникативных заданий, формулировка вопросов по прочитанной литературе, создание интерактивных тренажеров, выполнение самостоятельного лингводидактического проекта в форме проведенного урока). Знание основных понятий теории освоения иностранного языка (L2), основных определений и терминов, применение их к реальным лингводидактическим задачам. Зачет - проведение урока РКИ и коллективное обсуждение уроков участников курса. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-тибалльной шкале. Для дифференцированного зачета применяется следующая шкала, обеспечивающая сопоставимость с международной системой оценок, которая соотносится со шкалой НИУ-ВШЭ (1:10):
7Содержание дисциплиныСодержание курса
8Образовательные технологииНа лекциях используются презентации. На семинарских занятиях используются интерактивные методы проведения занятий (работа в группах, командные ответы на вопросы, мозговой штурм), представляются и обсуждаются студенческие презентации, разбираются решения некоторых задач. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляПримеры вопросов для домашних заданий: 1. Классифицируйте ошибки по видам компетенций в следующих ответах на вопрос «Какая у вас машина?»
2. Составьте план пятнадцатиминутного фрагмента урока на тему «Винительный падеж» для начального уровня, применяя приемы ---ого метода. (Задание выполняется с напарником. Каждая пара работает с одним выбранным/назначенным методом) 3. Дан текст: Жил один рыжий человек, у которого не было глаз и ушей. У него не было и волос, так что рыжим его называли условно. Говорить он не мог, так как у него не было рта. Носа тоже у него не было. У него не было даже рук и ног. И живота у него не было, и спины у него не было, и хребта у него не было, и никаких внутренностей у него не было. Ничего не было! Так что не понятно, о ком идет речь. Уж лучше мы о нем не будем больше говорить. (Д. Хармс. Голубая терадь №10) а). Определите, для закрепления какой грамматической темы подошел бы этот текст. б). Определите уровень, для которого бы подошел этот текст. Поясните. в). Какую внетекстовую информацию вы сочли бы необходимой для понимания этого текста? Каким образом вы ее представите студентам? г). Какие навыки можно тренировать при помощи этого текста? Подберите/придумайте осмысленные (хотя, может быть, и абсурдные) коммуникативные задания к этому тексту. 9.2Задание итогового контроляПодготовьте подробный план урока на тему «***» на *** уровне и проведите 20ти-минутный фрагмент этого урока. Ваш урок должен включать представление грамматического материала и работу над всеми видами речевой деятельности. 10Порядок формирования оценок по дисциплине (формулы)Преподаватель оценивает работу студентов с помощью трёх видов оценки. Это: - оценка за аудиторную работу с весом 30%; - оценка за самостоятельную работу (домашние задания, два интерактивных тренажера) с весом 40%; - оценка за итоговый проект (план и проведение урока) с весом 30% (промежуточный и итоговый контроль) (25% сам урок и 5% обсуждение и исправление ошибок на зачете). В качестве аудиторной работы оценивается активность на семинарах, усредненная по числу семинаров (Оауд) с весом 30%. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях подсчитывается перед промежуточным или итоговым контролем и обозначается Оаудиторная. Неизменно активное участие на протяжении всего семинара оценивается в 10-9 баллов; хорошая, но нерегулярная активность -- в 8-7 баллов; средняя и негулярная – в 6-5 баллов; полное или практически полное отсутствие активности – 0. Оценивается также выполнение самостоятельной работы (домашние задания, а также отчеты о посещении трех уроков преподавателей в Центре РКИ и два интерактивных тренажера): полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления на занятии-дискуссии, соответствие требованиям по созданию тренажеров, и т.п. Образцы домашних заданий включены в предлагаемую Рабочую учебную программу. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка за самостоятельную работу -- Осам -- выставляется по 10-ти балльной шкале и составляет 40% от итоговой оценки. Осам определяется следующей формулой: Осам=0,40·Отренаж+0,40·Одом+0,20·Оотчет Результирующая оценка за текущий контроль – Отекущий– выставляется за зачет в форме подготовленного студентом урока и составляет 30% от итоговой отметки . Результирующая оценка за итоговый контроль выставляется по следующей формуле: Оитоговая = 0,30· Оаудиторная + 0,40· Осам + 0,30· Отекущий. 11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1Базовый учебникАкишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. М: Русский язык. Курсы. 2012г 11.2Дополнительная литература1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теорияи практика обучения языкам). М., 2009.2. Битехтина И.Б., Горбаневская Г.В. и др. Методическая мастерская. Образцы уроков по русскому языку как иностранному. М., 2012.3. Григорьева В.П., Зимняя И.А. и др. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности. М. 1985.4. Живая методика: Для преподавателя русского языка как иностранного / Шляхов В.И., Жаркова Т.Л., Битехтина Н.Б. и др. М., 2005.5. Иевлева З.Н. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русскогоязыка для иностранцев. М., 1981.6. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2008. 7. Щукин А.Н.. Методика преподавания русского языка как иностранного. М., 2003. 7. Nunnan D., Lamb C. The Self-Directed Teacher. Managing the Learning Process. CUP, 19968. Richards, J C. and Rodgers, T.S. Approaches and Methods in Language Teaching, 2001, CUP11.3Дистанционная поддержка дисциплиныМатериалы курса размещаются в lms 12Материально-техническое обеспечение дисциплиныВ ходе курса используется проецирующее оборудование, необходим доступ в интернет. |
Программа дисциплины «Теория языка» для направления 035800. 62... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная... | Программа дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.... | ||
Программа дисциплины «Русская литература ХХ века» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины «Русская литература ХХ века» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.... | ||
Программа дисциплины «Русская литература XIX века» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины «Русская литература XIX века» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа дисциплины «Оценка лингвистических систем и компонентов»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.... | ||
Программа дисциплины «Литовский язык» для направления 035800. 62... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная... | Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.... | ||
Программа дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа дисциплины «Иностранный язык (французский)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 45.... | Программа дисциплины «Лингвистические и логические задачи» для направления... Составитель – Т. Н. Ермакова, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Вятггу | ||
Программа дисциплины «Морфология» для направления 035800. 62 «Фундаментальная... ... | Программа дисциплины «История России в компаративном освещении» для... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Филиал спб института внешнеэкономических связей,... |