Программа дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»





Скачать 230.45 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
Дата публикации01.03.2016
Размер230.45 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Военное дело > Программа дисциплины



НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины для направления 035800.62

«Фундаментальная и прикладная лингвистика»

подготовки бакалавра



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


(Нижний Новгород)

Факультет гуманитарных наук

Программа дисциплины

Современный русский язык
для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»

подготовки бакалавра
Автор программы

Павлов С.Г., кандидат филологических наук, доцент sergeypavlov70@mail.ru


Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации «11» декабря 2014 г.

Зав. кафедрой В.Г. Зусман

Рекомендована секцией УМС «Гуманитарные науки» «11» декабря 2014 г.

Председатель М.В. Цветкова

Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «24» декабря 2014 г.

Председатель В.М. Бухаров


Нижний Новгород

2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы и автора.




НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины для направления 035800.62

«Фундаментальная и прикладная лингвистика»

подготовки бакалавра

  1. Область применения и нормативные ссылки

В настоящей программе установлены минимальные требования к знаниям и компетенциям студентов бакалавриата, разработанные в соответствии с Образовательным стандартом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и учебным планом для направления 035800.62 – Фундаментальная и прикладная лингвистика на 2014-2015 учебный год.

  1. Цели освоения дисциплины

Цель дисциплины – освоение системы современного русского литературного языка. Задачи дисциплины – изучение категориально-понятийного аппарата русистики и уровневой модели языка.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурные компетенции:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;



ОК-1



Способен к восприятию, обобщению, анализу информации.


- лекционные занятия

-семинарские занятия

-изучение научной литературы

Профессиональные компетенции:

умение аргументированно и ясно строить устную речь;

способность переработки информации;

знание основных понятий и категорий современной лингвистики;

владение основными методами фонологического, морфологического,

синтаксического, дискурсивного и семантического анализа с учетом языковых и экстралингвистических факторов


ПК-1


ПК-11

ПК-15


Умеет аргументированно и ясно строить речь.
Знает основные понятия и категории современной лингвистики
Владеет основными методами фонологического, морфологического,

синтаксического, дискурсивного и семантического анализа



-семинарские занятия,

-реферирование научной литературы
- лекционные занятия

-семинарские занятия

-изучение научной литературы

- лекционные занятия

-семинарские занятия

-изучение научной литературы



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к блоку базовой части профессионального цикла и предусмотрена для студентов 2-го года обучения.

Изучение дисциплины базируется на школьном курсе русского языка и вузовской дисциплине «Введение в языкознание».

Для освоения дисциплины студенты должны владеть следующей компетенцией – способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплины «Семантика».

  1. Тематический план дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные

Самостоятельная работа

лекции

семинары

1

Общетеоретические основы курса




4




2

2

Фонетика. Фонология.




16

4

4

3

Графика. Орфография. Орфоэпия.




4

4

2

4

Морфемика и словообразование




16

4

4

5

Лексикология. Лексикография




18

6

4

6

Грамматика. Морфология




16

6

4

7

Грамматика. Синтаксис




18

6

6,7




Итого

146, 7

92

28

26,7

  1. Формы контроля знаний студентов

Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4






Текущий

Домашнее задание




*







Письменно

Контрольная работа







*




Письменно

Эссе










*

1 тыс. слов

Итоговый

Экзамен











*

Устный экзамен


Критерии оценки знаний, навыков

Для получения накопленной оценки студенты должны посетить аудиторные занятия (не более 2-х пропусков), выполнить одну самостоятельную (домашнюю) работу, одну контрольную (аудиторную) работу и написать эссе по проблематике курса.

Работы, выполняемые в рамках текущего контроля, оцениваются по следующим критериям:

1. Домашнее задание – знакомство с научной литературой и умение ее реферировать;

2. Контрольная работа – навык анализа языкового материала;

3. Эссе – самостоятельность и оригинальность работы.

Каждый критерий максимально оценивается 2 баллами.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Порядок формирования оценок по дисциплине

Накопленная оценка выставляется за работу в течение семестра и имеет коэффициент k1 = 0,5. Накопленная оценка складывается следующим образом:

Онакопленная = О,1*Одом.зад. + О,2*Окотр. раб + О,2*Оэссе

Экзаменационная оценка выставляется за теоретические знания и практические навыки и имеет коэффициент k2 = 0,5. В результате итоговая оценка имеет следующий вид:

Оитог. = k1* Онакопл + k2экз,

Округление оценки текущего контроля арифметическое.

  1. Содержание дисциплины

Тема 1. Общетеоретические основы курса

Современный русский литературный язык как предмет изучения. Специфика дисциплины СРЛЯ. Понятия «современный», «русский», «литературный». Норма и узус.

Система и структура современного русского литературного языка.

Уровневая модель языка. Понятия «система» и «структура». Парадигматика и синтагматика языковых единиц.

Тема 2. Фонетика. Фонология.

Фонемно-фонетический уровень системы языка и как раздел науки о нем. Аспекты изучения звуков речи.

Фонетическое членение речи. Понятие слога. Виды слогов. Теория слогоделения. Слогоделение и правила переноса. Фраза, речевой такт, фонетическое слово. Энклитика и проклитика.

Принципы классификации гласных звуков. Принципы классификации согласных звуков. Фонетические чередования гласных звуков. Фонетические чередования согласных звуков

Исторические чередования в области гласных и согласных, их отличия от фонетических чередований.

Суперсегментные единицы. Русское словесное ударение.

Тактовое, фразовое, логическое, эмоционально-экспрессивное ударение. Интонация.

Фонология. Фонема и звук. Функции фонемы. Фонема и ее признаки. Сильные и слабые позиции фонем. Понятие фонемы в Московской и Санкт-Петербургской фонологических школах.

Фонологическая система русского языка: синтагматика и парадигматика фонем. Проблема состава и количества фонем в русском языке.

Тема 3. Графика. Орфография. Орфоэпия.

Орфоэпия как кодифицированная наука. Понятие о произносительных нормах, их формирование и типология. Современные орфоэпические нормы в области гласных и согласных.

Графика. Понятие графемы. Значения букв. Слоговой принцип русской графики и отступления от него.

Русская орфография и ее разделы. Норма и орфограмма. Принципы русской орфографии. Основные типы написаний. Связь орфографии и графики. Краткая история графики и орфографии.

Тема 4. Морфемика и словообразование

Морфемика: наука и ее объект. Вопрос о морфемном уровне языка. Морфема в системе единиц языка. Принципы классификации морфем.

Корневые и служебные морфемы. Связанные корни. Аффиксоиды.

Классификация аффиксов по месту в слове. Виды аффиксов по функции в слове.

Парадигматика морфем. Синтагматика морфем. Морфонологические явления в слове.

Принципы выделения морфем. Морфемный и словообразовательный анализ. Способы словообразования в синхронии и диахронии. Соотношение морфемного, словообразовательного и этимологического видов анализа. Исторические изменения в морфемной структуре слова.

Словообразование: наука и ее объект. Вопрос о словообразовательном уровне языка. Производное слово как единица словообразовательной системы. Понятие производности (мотивированности). Установление отношений словообразовательной производности (мотивированности).

Словообразовательный тип. Современные словообразовательные процессы.

Комплексные единицы словообразования: словообразовательное гнездо, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма.

Тема 5. Лексикология. Лексикография

Лексикология: наука и ее объект. Проблема выделения слова как особой единицы языка и речи. Вопрос о лексическом уровне языка. Слово как центральная единица языка. Проблема определения слова.

Семасиология. Понятие лексического значения слова. Лексическое значение и внутренняя форма слова. Структура элементарного значения. Основные типы лексических значений. Виды лексического значения слова.

Семантическая структура многозначного слова. Лексическая омонимия. Пути возникновения омонимов. Проблема разграничения полисемии и омонимии. Типы омонимии. Омонимичные явления.

Лексическая синонимия (полная и частичная). Понятие синонимического ряда. Функции синонимов. Пути возникновения синонимов. Общеязыковые и окказиональные синонимы.

Лексическая антонимия. Суть антонимической противоположности. Антонимическая пара и антонимическая парадигма. Типы антонимов (возможные классификации). Общеязыковые и контекстуальные антонимы. Функции антонимов.

Лексика с точки зрения происхождения. Причина, способы и пути заимствований, их освоение в русском языке.

Лексика с точки зрения сферы употребления.

Старославянизмы. Понятие, признаки, функции. Судьба в СРЯ.

Понятие активного и пассивного словаря русского языка.

Лексика с точки зрения стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности.

Фразеология. Фразеологизм в сопоставлении со словом и свободным словосочетанием. Классификация фразеологизмов с точки зрения степени семантической слитности и мотивированности значений.

Лексикография: наука и ее объект. Основные параметры и специфика построения филологического словаря. Типы филологических словарей.

Тема 6. Грамматика. Морфология

Морфология как наука и как часть грамматического механизма языка. Грамматическое значение и средства его выражения (синтетические и аналитические). Грамматический вопрос. Грамматическая форма слова. Слово и словоформа. Понятие морфологической парадигмы. Словоизменительные классы слов в русском языке.

Морфологическая категория. Типы морфологических категорий. Понятие лексико-грамматического разряда слов.

Часть речи как лексико-грамматический класс слов. Принципы распределения слов по частям речи. Знаменательные и служебные части речи.

Имя существительное как часть речи. Субстантивация других частей речи в современном русском языке. Категория рода, числа и падежа имени существительного.

Одушевленные / неодушевленные, собственные / нарицательные имена существительные как лексико-грамматические разряды слов. Явления переходности внутри данных разрядов.

Имя прилагательное как часть речи. Типы склонения имени прилагательного.

Имя числительное как часть речи. Склонение имен числительных. Широкое и узкое понимание числительного. Разряды имени числительного.

Местоимение как часть речи. Явление прономинализации в современном русском языке. Морфологическая и семантическая классификация местоимений.

Глагол как часть речи. Особенности глагольной парадигмы. Инфинитив. Формообразующие основы глагола. Продуктивные глагольные классы и непродуктивные группы. Спряжение глаголов (широкое и узкое понимание). Типы спряжения в современном русском языке. Определение типа спряжения глагола (орфографический аспект).

Категории вида глагола: семантика, средства ее выражения, типологическая характеристика. Разновидности семантики совершенного и несовершенного вида. Понятие видовой пары. Средства образования видовой пары. Одновидовые и двувидовые глаголы.

Переходные и непереходные глаголы. Средства выражения переходности / непереходности. Возвратные и невозвратные глаголы. Категория залога русского глагола: семантика, средства ее выражения, типологическая характеристика. Глаголы действительного и страдательного залога.

Глаголы средневозвратного залога. Разновидности значения постфикса -ся.

Категория наклонения глагола: семантика, средства ее выражения, типологическая характеристика. Значение и образование форм повелительного наклонения. Переносное употребление форм повелительного наклонения. Значение и образование форм условного и изъявительного наклонения. Переносное употребление данных форм.

Категории времени глагола: семантика, средства ее выражения, типологическая характеристика. Образование временных форм глагола.

Разновидности прямого и переносного значения видо-временных форм глагола.

Категории лица глагола: семантика, средства ее выражения, типологическая характеристика. Ограничения в образовании личных форм глагола. Безличные глаголы как лексико-грамматический разряд. Типы безличных глаголов.

Причастие как особая форма глагола: глагольно-именной синкретизм причастия. Образование причастий. Деепричастие как особая глагольная форма: глагольно-наречный синкретизм деепричастия.

Наречие как часть речи. Семантические разряды наречий. Специфика местоименных наречий. Адвербиализация в современном русском языке.

Категория состояния как часть речи. Омонимия слов категории состояния и других знаменательных частей речи.

Предлог, союз, частицы как служебные части речи. Междометия и модальные слова в системе частей речи. Семантические разновидности междометий и модальных слов.

Тема 7. Грамматика. Синтаксис

Предмет синтаксиса как раздела грамматики. Категории синтаксиса. Синтаксические значения и средства их выражения. Синтаксические единицы русского языка. Вопрос о словоформе и ССЦ.

Структура, грамматическое значение, объем и границы словосочетания. Виды подчинительной связи. Классификация словосочетаний. Виды сочетаний слов, вычленяемых из предложения.

Предложение – основная единица языка. Функции предложения. Грамматические категории предложения.

Аспекты изучения предложения в современной лингвистике (структурный, функциональный, семантический, коммуникативный).

Классификация предложений по модальности. Функциональная классификация предложения.

Структурная схема предложения. Общее понятие о членах предложения. Принципы выделения членов предложения. Подлежащее. Его семантика и морфологическая выраженность. Сказуемое. Типы сказуемого. Связь между подлежащим и сказуемым. Принципы разграничения подлежащего и сказуемого.

Односоставные предложения (общее понятие, классификация). Генитивные и вокативные предложения. Неполное предложение (общее понятие, основные разновидности).

Второстепенные члены предложения. Определение. Приложение. Дополнение. Его виды и способы выражения. Обстоятельство, его семантические разряды и средства выражения. Понятие о детерминанте.

Общие сведения об осложненном предложении. Предложения с однородными членами предложения. Обособленные определения. Обособленные обстоятельства. Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Предложения, осложненные вводными и вставными конструкциями.

Сочинительная и подчинительная связь, ее особенности в сложном предложении. Общее понятие о сложном предложении. Его строение, грамматическое значение, средства связи. Принципы классификации сложного предложения.

Общая характеристика сложносочиненного предложения. Классификация сложносочиненных предложений.

Общая характеристика сложноподчиненного предложения. Классификация сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения расчлененной и нерасчлененной структуры.

Бессоюзное предложение (общее понятие, средства связи, смысловые отношения).

Многочленные сложные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Сложное предложение усложненной структуры.

Способы передачи чужой речи. Актуальное членение предложения. Сложное синтаксическое целое.

  1. Образовательные технологии

Данная дисциплина преподаётся в форме лекционных и практических занятий с использованием интерактивных форм обучения и работой в группах.

  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

В основу текущего контроля положено посещение учебных занятий и участие в их работе. При пропуске более 2-х занятий накопленная оценка снижается на 1 балл. Основой накопленной оценки является выполнение одной домашней самостоятельной работы, одной аудиторной контрольной работы и написание эссе по проблематике курса.

Экзаменационная оценка выставляется за ответ на два теоретических вопроса и практический анализ языкового материала. Оценка зависит от качества ответов и может быть изменена как в сторону повышения, так и в сторону понижения.
Тематика заданий текущего контроля

Примерные вопросы / задания для текущего контроля

1. Реферат по теме «Парадигматика и синтагматика языка» (на материале фонетики).

2. 1) Найдите третье лишнее: галька, Галька, долька

2) Если в морфемной структуре слова есть суффикс и приставка, означает ли это наличие конфикса или то, что данное слово образовано приставочно-суффиксальным способом? Ответ проиллюстрируйте примерами.

3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ: Закавказье, прочитанный, приглядеться

3. Тематика эссе:

1) Синонимия как средство выразительности речи;

2) Исконная и заимствованная лексика в современном русском языке;

3) Грамматика как форма национального мышления.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Современный русский литературный язык как предмет изучения

  2. Специфика дисциплины СРЛЯ. Понятия «современный», «русский», «литературный». Норма и узус.

  3. Система и структура современного русского литературного языка.

  4. Уровневая модель языка. Понятия «система» и «структура». Парадигматика и синтагматика языковых единиц.

  5. Фонемно-фонетический уровень системы языка и как раздел науки о нем. Аспекты изучения звуков речи.

  6. Фонетическое членение речи. Понятие слога. Виды слогов. Теория слогоделения. Слогоделение и правила переноса. Фраза, речевой такт, фонетическое слово. Энклитика и проклитика.

  7. Принципы классификации гласных звуков. Принципы классификации согласных звуков. Фонетические чередования гласных звуков. Фонетические чередования согласных звуков

  8. Исторические чередования в области гласных и согласных, их отличия от фонетических чередований.

  9. Суперсегментные единицы. Русское словесное ударение.

  10. Тактовое, фразовое, логическое, эмоционально-экспрессивное ударение. Интонация.

  11. Фонология. Фонема и звук. Функции фонемы. Фонема и ее признаки Сильные и слабые позиции фонем. Понятие фонемы в разных фонологических школах.

  12. Фонологическая система русского языка: синтагматика и парадигматика фонем. Проблема состава и количества фонем в русском языке.

  13. Орфоэпия как кодифицированная наука. Понятие о произносительных нормах, их формирование и типология. Современные орфоэпические нормы в области гласных и согласных.

  14. Графика. Понятие графемы. Значения букв. Слоговой принцип русской графики и отступления от него.

  15. Русская орфография и ее разделы. Норма и орфограмма. Принципы русской орфографии. Основные типы написаний. Связь орфографии и графики. Краткая история графики и орфографии.

  16. Лексикология: наука и ее объект. Проблема выделения слова как особой единицы языка и речи. Вопрос о лексическом уровне языка. Слово как центральная единица языка. Проблема определения слова.

  17. Семасиология. Понятие лексического значения слова. Лексическое значение и внутренняя форма слова. Структура элементарного значения. Основные типы лексических значений. Виды лексического значения слова.

  18. Семантическая структура многозначного слова. Лексическая омонимия. Пути возникновения омонимов. Проблема разграничения полисемии и омонимии. Типы омонимии. Омонимичные явления.

  19. Лексическая синонимия (полная и частичная). Понятие синонимического ряда. Функции синонимов. Пути возникновения синонимов. Общеязыковые и окказиональные синонимы.

  20. Лексическая антонимия. Суть антонимической противоположности. Антонимическая пара и антонимическая парадигма. Типы антонимов (возможные классификации). Общеязыковые и контекстуальные антонимы. Функции антонимов.

  21. Лексика с точки зрения происхождения. Причина, способы и пути заимствований, их освоение в русском языке.

  22. Лексика с точки зрения сферы употребления.

  23. Старославянизмы. Понятие, признаки, функции. Судьба в СРЯ.

  24. Понятие активного и пассивного словаря русского языка.

  25. Лексика с точки зрения стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности.

  26. Фразеология. Фразеологизм в сопоставлении со словом и свободным словосочетанием. Классификация фразеологизмов с точки зрения степени семантической слитности и мотивированности значений.

  27. Лексикография: наука и ее объект. Основные параметры и специфика построения филологического словаря. Типы филологических словарей.

  28. Морфемика: наука и ее объект. Вопрос о морфемном уровне языка. Морфема в системе единиц языка. Принципы классификации морфем.

  29. Корневые и служебные морфемы. Связанные корни. Аффиксоиды.

  30. Классификация аффиксов по месту в слове. Виды аффиксов по функции в слове.

  31. Парадигматика морфем. Синтагматика морфем. Морфонологические явления в слове.

  32. Принципы выделения морфем. Морфемный и словообразовательный анализ. Соотношение морфемного, словообразовательного и этимологического видов анализа. Исторические изменения в морфемной структуре слова.

  33. Словообразование: наука и ее объект. Вопрос о словообразовательном уровне языка. Производное слово как единица словообразовательной системы. Понятие производности (мотивированности). Установление отношений словообразовательной производности (мотивированности).

  34. Словообразовательный тип. Способы словообразования в синхронии и диахронии. Современные словообразовательные процессы.

  35. Комплексные единицы словообразования: словообразовательное гнездо, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма.

  36. Морфология как наука и как часть грамматического механизма языка. Грамматическое значение и средства его выражения (синтетические и аналитические). Грамматический вопрос. Грамматическая форма слова. Слово и словоформа. Понятие морфологической парадигмы. Словоизменительные классы слов в русском языке.




  1. Морфологическая категория. Типы морфологических категорий. Понятие лексико-грамматического разряда слов.

  2. Часть речи как лексико-грамматический класс слов. Принципы распределения слов по частям речи. Знаменательные и служебные части речи.

  3. Имя существительное как часть речи. Субстантивация других частей речи в современном русском языке. Категория рода, числа и падежа имени существительного.

  4. Одушевленные / неодушевленные, собственные / нарицательные имена существительные как лексико-грамматические разряды слов. Явления переходности внутри данных разрядов.

  5. Имя прилагательное как часть речи. Типы склонения имени прилагательного.

  6. Имя числительное как часть речи. Склонение имен числительных. Широкое и узкое понимание числительного. Разряды имени числительного.

  7. Местоимение как часть речи. Явление прономинализации в современном русском языке. Морфологическая и семантическая классификация местоимений.

  8. Глагол как часть речи. Особенности глагольной парадигмы. Инфинитив. Формообразующие основы глагола. Продуктивные глагольные классы и непродуктивные группы. Спряжение глаголов (широкое и узкое понимание). Типы спряжения в современном русском языке. Определение типа спряжения глагола (орфографический аспект).

  9. Категории вида глагола: семантика, средства ее выражения, типологическая характеристика. Разновидности семантики совершенного и несовершенного вида. Понятие видовой пары. Средства образования видовой пары. Одновидовые и двувидовые глаголы.

  10. Переходные и непереходные глаголы. Средства выражения переходности / непереходности. Возвратные и невозвратные глаголы. Категория залога русского глагола: семантика, средства ее выражения, типологическая характеристика. Глаголы действительного и страдательного залога.

  11. Глаголы средневозвратного залога. Разновидности значения постфикса -ся.

  12. Категория наклонения глагола: семантика, средства ее выражения, типологическая характеристика. Значение и образование форм повелительного наклонения. Переносное употребление форм повелительного наклонения. Значение и образование форм условного и изъявительного наклонения. Переносное употребление данных форм.

  13. Категории времени глагола: семантика, средства ее выражения, типологическая характеристика. Образование временных форм глагола.

  14. Разновидности прямого и переносного значения видо-временных форм глагола.

  15. Категории лица глагола: семантика, средства ее выражения, типологическая характеристика. Ограничения в образовании личных форм глагола. Безличные глаголы как лексико-грамматический разряд. Типы безличных глаголов.

  16. Причастие как особая форма глагола: глагольно-именной синкретизм причастия. Образование причастий. Деепричастие как особая глагольная форма: глагольно-наречный синкретизм деепричастия.

  17. Наречие как часть речи. Семантические разряды наречий. Специфика местоименных наречий. Адвербиализация в современном русском языке.

  18. Категория состояния как часть речи. Омонимия слов категории состояния и других знаменательных частей речи.

  19. Предлог, союз, частицы как служебные части речи. Междометия и модальные слова в системе частей речи. Семантические разновидности междометий и модальных слов.

  20. Предмет синтаксиса как раздела грамматики. Категории синтаксиса. Синтаксические значения и средства их выражения. Синтаксические единицы русского языка. Вопрос о словоформе и ССЦ.

  21. Структура, грамматическое значение, объем и границы словосочетания. Виды подчинительной связи. Классификация словосочетаний. Виды сочетаний слов, вычленяемых из предложения.

  22. Предложение – основная единица языка. Функции предложения. Грамматические категории предложения.

  23. Аспекты изучения предложения в современной лингвистике (структурный, функциональный, семантический, коммуникативный).

  24. Классификация предложений по модальности. Функциональная классификация предложения.

  25. Структурная схема предложения. Общее понятие о членах предложения. Принципы выделения членов предложения. Подлежащее. Его семантика и морфологическая выраженность. Сказуемое. Типы сказуемого. Связь между подлежащим и сказуемым. Принципы разграничения подлежащего и сказуемого.

  26. Односоставные предложения (общее понятие, классификация). Генитивные и вокативные предложения. Неполное предложение (общее понятие, основные разновидности).

  27. Второстепенные члены предложения. Определение. Приложение. Дополнение. Его виды и способы выражения. Обстоятельство, его семантические разряды и средства выражения. Понятие о детерминанте.

  28. Общие сведения об осложненном предложении. Предложения с однородными членами предложения. Обособленные определения. Обособленные обстоятельства. Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Предложения, осложненные вводными и вставными конструкциями.

  29. Сочинительная и подчинительная связь, ее особенности в сложном предложении. Общее понятие о сложном предложении. Его строение, грамматическое значение, средства связи. Принципы классификации сложного предложения.

  30. Общая характеристика сложносочиненного предложения. Классификация сложносочиненных предложений.

  31. Общая характеристика сложноподчиненного предложения. Классификация сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения расчлененной и нерасчлененной структуры.

  32. Бессоюзное предложение (общее понятие, средства связи, смысловые отношения).

  33. Многочленные сложные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Сложное предложение усложненной структуры.

  34. Способы передачи чужой речи. Актуальное членение предложения. Сложное синтаксическое целое.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000. – 560 с.

Современный русский язык: учебник для бакалавров / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков; под ред. П. А. Леканта. – 5-е изд. – М.: Юрайт, 2014. http://static2.ozone.ru/multimedia/book_file/1008778257.pdf.

Современный русский литературный язык. Теория. Анализ языковых единиц: учеб. пособие для студентов вузов. Ч. 2 / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2008.

Дополнительная литература

Козырев В.А., Черняк В.Д. Русская лексикография: Пособие для вузов / В.А. Козырев, В.Д. Черняк. – М.: Дрофа, 2008. – 288 с.

Осипова Л.И. Морфология современного русского языка: учебное пособие для вузов по специальности «Русский язык и литература». – М.: Академия, 2010. – 192 с.

Синтаксис современного русского языка / Под ред. С.В. Вяткиной. СПб.: СПбГУ; М., 2009. – 346 с.

Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. 4-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2001. – 415 с.

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Занятия проводятся в аудитории с использованием мультимедийного оборудования.

Автор программы С.Г. Павлов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800....
Программа дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Русская литература ХХ века» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Русская литература ХХ века» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800....
Программа дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Русская литература XIX века» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Русская литература XIX века» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Оценка лингвистических систем и компонентов»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800....
Программа дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Литовский язык» для направления 035800. 62...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная...
Программа дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Теория языка»  для направления 035800. 62...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная...
Программа дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Теория и методика преподавания русского как...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная...
Программа дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800....
Программа дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (французский)»  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 45....
Программа дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Лингвистические и логические задачи» для направления...
Составитель – Т. Н. Ермакова, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Вятггу
Программа дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Морфология» для направления 035800. 62 «Фундаментальная...
...
Программа дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «История России в компаративном освещении» для...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Филиал спб института внешнеэкономических связей,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск