Утверждаю
Директор школы
___________/Р. Ю. Насибуллин/
Основная общеобразовательная программа
основного общего образования
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Нижнеуслонская основная общеобразовательная школа
Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан»
Рассмотрена и принята
на заседании педагогического совета
протокол №1 от 27.08.2014 г.
Содержание
Паспорт программы
Пояснительная записка
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по предметам
Русский язык
Литература
Татарский язык
Татарская литература
Иностранный язык
Математика
Информатика и ИКТ
История
Обществознание
География
Природоведение
Физика
Химия
Биология
Искусство( Музыка )
Искусство(ИЗО)
Технология
Основы безопасности жизнедеятельности
Физическая культура
3.20 Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по предметам
Наименование Программы
| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнеуслонская основная общеобразовательная школа Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан»
| Основной разработчик Программы
| Администрация учреждения
| Цель Программы
| Получение нового качества образования учащихся муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнеуслонская основная общеобразовательная школа Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан» на основе внедрения новых информационных технологий, отвечающего требованиям современного общества.
| Основные задачи
Программы
основной
образовательной
программы основного
общего образования
| создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования, организацию образовательной среды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.
| Ожидаемые результаты Реализации Программы
| Получение нового качества образования учащихся на основе внедрения новых информационных технологий, отвечающего требованиям современного общества. Высокая учебная мотивация учеников. Улучшение показателей психологического, физического здоровья учащихся
| Паспорт программы
1.Пояснительная записка.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнеуслонская основная общеобразовательная школа Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан»является общеобразовательной средней школой. В соответствии с Федеральным законодательством (ст. 12. п.5 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании») «разработка и утверждение ... образовательных программ ... » отнесена к компетенции образовательного учреждения. Образовательная программа школы сформирована, исходя из положений Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ». В ст. 12 п.1поясняется, что «образовательная программа определяет содержание образования определённого уровня и направленности», а в ст.12. п. 7говорится, что «разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов» относятся к компетенции образовательного учреждения. Образовательная программа школы представляет собой совокупность основных и дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности школы. 1.1. Структура образовательного учреждения и система управления.
Согласно законодательству РФ в сфере образования право на управление школой имеют все участники образовательного процесса. Организация управления соответствуют уставным требованиям. Собственная нормативная и организационно-распорядительная документация соответствует уставным требованиям. Управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Органами самоуправления школы являются: Совет школы, состоящий из представителей обучающихся, их родителей и педагогических работников школы. Он утверждает Концепцию и программу развития школы, отдельных локальных актов, рассматривает жалобы на нарушение административных прав, закрепленных Уставом школы.
В целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста учителей и воспитателей в школе действует педагогический совет.
Полномочия коллектива школы осуществляются общим собранием коллектива, которое собирается по мере необходимости. Общее собрание принимает Устав школы, Правила внутреннего распорядка, утверждает коллективный договор.
В школе функционируют органы ученического самоуправления. Это - детская организация «РАДУГА» и классные органы самоуправления.
Непосредственное руководство Учреждением осуществляет директор.
Исходя из целей, принципов построения и стратегии развития, построена структура управления, в которой выделяется 4 уровня:
Первый уровень - директор - главное административное лицо, несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом же уровне модели находится педагогический совет.
Второй уровень - заместитель директора образовательного учреждения по учебной и воспитательной работе. Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства директора образовательной системой.
Третий уровень - методические объединения. К управленцам этого уровня относятся руководители методических объединений. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей педагогов.
Четвертый уровень - учащиеся, родители и учителя. Развитие самоуправления на этом уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества. 1.2.Контингент образовательного учреждения.
Фактическое количество обучающихся - 37.
Сменность занятий - одна смена; продолжительность уроков - 35 минут в 1ом классе в 1 полугодии, 45 минут во 2 полугодии; 45 минут во 2-9 классах. Продолжительность учебной недели в первых классах 5 дней; во 2 - 9 классах - 6 дней. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели, во 2-4, 9 классах 34 недели, в 5-8 классах 35 недель.
Уровень образования
| Продолжительность учебного года
| Продолжительность учебной недели
| Продолжительность урока
| Начальное общее образование
| 33 недели- 1классы
34 недели- 2-4 классы
| 1классы -5 дней;
2-4классы- 6 дней
| 1е полугодие-35мин;
2е полугодие- 45 мин
| Основное общее образование
| 5-8 классы -35недель;
9 класс -34 недели
| 6 дней
| 45 минут
| ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Сохранность контингента обучающихся (воспитанников). Реализация различных форм обучения. Контингент детей состоит из обучающихся села Нижний Услон и близлежащего села Ключищи. В школе нет отчисленных, все учащиеся школьного возраста охвачены обучением. Ведется целенаправленная работа по привлечению учащихся в школу, идет работа в тесном сотрудничестве с детским садом.
1.3. Нормативно - правовая база.
Образовательная программа - документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности образовательного учреждения.
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; нормативные документы МОиН РФ, МОиН РТ, Управления образования;
Конвенция о правах ребенка;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. №189 г.(зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.Регистрационный №19993);
Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
Устав и локальные акты ОУ;
Лицензия образовательного учреждения.
Федеральный закон РФ «Об образованиив Российской Федерации»
Статья 12 п. 1. Образовательные программы определяют содержание образования.
Статья 17 п.2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Ст 2. образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана
Статья 23 п. 5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
Статья 12 п.5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Статья 10 п.2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Статья 10 п.4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.
Статья 47 ч.3 п.5. Педагогические работники пользуются правом на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ.
Статья 47 ч. 3 п. 1 -4. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1 ) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании
Типовое положение об общеобразовательном учреждении- п.36. Содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми образовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.
1.4. Цели и задачи.
Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования:
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Задачи реализации образовательной программы основного общего образования:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности;
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия);
выявление и развитие способностей обучающихся, их профессиональной склонностей, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональную ориентацию обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы; - сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
1.5. Особенности условий. При разработке образовательной программы учтены:
возможности образовательной среды;
-уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ: в ОУ работает высококвалифицированный коллектив;
материально-техническое обеспечение учебного процесса;
в школе созданы комфортные условия для всех участников образовательного процесса; -традиции, сложившиеся за годы работы ОУ: годовой круг праздников, участие в инновационной деятельности педагогического коллектива и т.д.
1.6. Принципы построения.
Образовательная программа определяет:
цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;
учебно-методическую базу реализации учебных программ.
Образовательная программа устанавливает содержание и способы взаимодействия с другими учреждениями, научными учреждениями и предприятиями в целях развития творческого потенциала учащихся, выявления и объективной оценки их достижений. Образовательная программа регламентирует:
условия освоения образовательной программы;
диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений учащихся;
организационно-педагогические условия реализации программ общего и дополнительного образования.
Основным условием эффективности обучения и обеспечения его вариативности является:
обеспечение широкой образовательной подготовки, ядро которой является общей частью всех учебных программ;
создание необходимых условий для развития личностной мотивации, обеспечивающей развитие когнитивных и креативных способностей учащихся;
использование современных образовательных технологий;
широкое развитие сети внеклассной работы;
использование различных видов информационных ресурсов для обеспечения, как потребностей обучения, так и личных информационных потребностей учащихся. Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогически, психологически, дидактически и материально-технически обеспеченное образовательное пространство для создания оптимальных условий самоопределения и развития личности учащихся.
2. Образовательная программа основного общего образования П уровень обучения (5-9 классы)
Целевое назначение
реализация в полном объёме конституционных прав детей на образование;
обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом ОУ
РФ и РТ;
создание условий для освоения учащимися обязательного минимума содержания образования данного уровня;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
-сохранение и поддержка физического и психического развития детей;
создание условий для адаптации учащихся к особенностям основной школы;
предоставление возможности учащимся определиться в своих склонностях и интересах учебной деятельности;
создание условий для формирования умений самостоятельного выбора профиля для дальнейшего обучения в средней школе или при выборе варианта индивидуального образовательного маршрута;
формирование познавательных способностей (умение рассуждать, анализировать);
создание условий для формирования учебной самостоятельности и ответственности;
развитие у учащихся познавательного интереса и творческих способностей;
развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;
- развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира);
воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы;
Ведущие задачи:
-создание условий для становления отношения ребенка к миру и к себе, своим потребностям, стремлениям, желаниям, развитие разных возможностей мировосприятия; -поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества учащихся в разных видах деятельности. Характеристика учащихся, которым адресована образовательная программа общего образования. Возраст: 11-15 лет.
Уровень готовности к усвоению программы: Успешное овладение образовательной программой начальной ступени обучения Состояние здоровья: Отсутствие медицинских противопоказаний для обучения
Технология комплектования: Комплектование 5 класса на основе 4-го класса своей школы. Продолжительность обучения 5 лет
Процедура выбора общеобразовательной программы предполагает:
- доведение до сведения родителей информации о реализуемых на предстоящем этапе обучения образовательных программах (школьный сайт, родительские собрания, стенд, печатная информация, беседы с администрацией и педагогами школы);
-изучение образовательных потребностей семьи (опросы, анкеты);
-сбор информации и на ее основе анализ сформированности познавательных интересов,
мотивации учения (в течение учебного года);
-педагогическая диагностика и на ее основе анализ успешности учебной деятельности (диагностическое отслеживание, результаты промежуточной аттестации); -проведение педагогического консилиума по определению наличия у учащихся оснований для выбора ОП;
коррекционная работа с учащимися и родителями.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТАМ. Содержание учебной программы по русскому языку. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.
Разговорная речь. Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический. Язык художественной литературы.
Различение устной и письменной форм речи, диалога и монолога. Использование языковых средств в соответствии с целями общения, особенностями ситуации. Текст. Тема, основная мысль, структура текста. Типы текста: описание, повествование, рассуждение.
Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект. Понятие о литературном языке и его нормах. Нормы русского литературного языка. Аудирование (слушание). Понимание устной речи, передача ее в сжатом и развернутом виде. Выявление основной информации, последовательное ее изложение. Понимание и оценка особенностей текстов разных типов, стилей. Понимание языка средств массовой информации.
Чтение. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими источниками.
Говорение. Создание устных диалогических и монологических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуациями общения.
Письмо. Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Передача (подробно, сжато, выборочно) содержания прослушанного или прочитанного текста.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ
Общие сведения о русском языке
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения. Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык - язык русской художественной литературы. Роль и место русского языка в современном мире, в жизни современного общества, государства. Основные лингвистические словари Система языка
Фонетика. Орфоэпия. Интонация
Система гласных и согласных звуков речи, их произношение. Отличия от звуков родного языка. Слог, ударение, их особенности. Фонетическая транскрипция. Интонация, ее особенности. Основные типы интонации. Основные правила литературного произношения и ударения. Орфоэпические словари. Преодоление в произношении влияния звуковой системы и интонации родного языка. Состав слова и словообразование
Основа слова и окончание. Корень, приставка, суффикс. Однокоренные слова . Отличия структуры русского слова от структуры слов родного языка. Основные способы образования слов в русском языке. Лексика и фразеология
Слово - основная единица языка. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы, их значение, употребление. Морфология
Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Категория одушевлённости и неодушевлённости. Категория рода. Предложно-падежная и видо-временная системы русского языка. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Основные морфологические нормы русского литературного языка. Синтаксис
Словосочетание и предложение - единицы синтаксиса. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске. Средства оформления предложений: интонация, логическое ударение, порядок слов. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Простое предложение. Двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращение, вводные слова и конструкции. Сложное предложение. Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения. Сложные предложения с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Текст. Средства связи предложений текста. Смысловые части текста, средства связи между ними. Нормы построения словосочетания, простого и сложного предложения, текста. Орфография. Пунктуация
Соотношение звука и буквы. Правописание гласных и согласных, правописание Ь и Ъ. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях. Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Единицы русского языка с национально-культурным компонентом значения. Нормы русского речевого этикета, его особенности в сопоставлении с речевым этикетом родного народа.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.
Разговорная речь. Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический. Язык художественной литературы. Различение устной и письменной форм речи, диалога и монолога. Использование языковых средств в соответствии с целями общения, особенностями ситуации. Текст. Тема, основная мысль, структура текста. Типы текста: описание, повествование, рассуждение. Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект. Понятие о литературном языке и его нормах. Нормы русского литературного языка. Аудирование (слушание). Понимание устной речи, передача ее в сжатом и развернутом виде. Выявление основной информации, последовательное ее изложение. Понимание и оценка особенностей текстов разных типов, стилей. Понимание языка средств массовой информации. Чтение. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими источниками. Говорение. Создание устных диалогических и монологических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуациями общения.
Письмо. Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Передача (подробно, сжато, выборочно) содержания прослушанного или прочитанного текста.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ
Общие сведения о русском языке
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения. Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык - язык русской художественной литературы.
Роль и место русского языка в современном мире, в жизни современного общества, государства. Основные лингвистические словари. Система языка Фонетика. Орфоэпия. Интонация
Система гласных и согласных звуков речи, их произношение. Отличия от звуков родного языка.
Слог, ударение, их особенности. Фонетическая транскрипция. Интонация, ее особенности. Основные типы интонации.
Основные правила литературного произношения и ударения. Орфоэпические словари. Преодоление в произношении влияния звуковой системы и интонации родного языка. Состав слова и словообразование
Основа слова и окончание. Корень, приставка, суффикс. Однокоренные слова. Отличия структуры русского слова от структуры слов родного языка.
Основные способы образования слов в русском языке.
Лексика и фразеология
Слово - основная единица языка.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Исконно русские и заимствованные слова.
Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
Фразеологизмы, их значение, употребление.
Морфология
Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Категория одушевлённости и неодушевлённости. Категория рода. Предложно-падежная и видо-временная системы русского языка.
Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.Основные
морфологические нормы русского литературного языка.
Синтаксис
Словосочетание и предложение - единицы синтаксиса. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске. Средства оформления предложений: интонация, логическое ударение, порядок слов.
Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения.
Простое предложение. Двусоставные и односоставные, распространенные и
нераспространенные, полные и неполные предложения. Однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения. Обращение, вводные слова и конструкции.
Сложное предложение. Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения.
Сложные предложения с разными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Текст. Средства связи предложений текста. Смысловые части текста, средства связи между ними.
Нормы построения словосочетания, простого и сложного предложения, текста. Орфография. Пунктуация
Соотношение звука и буквы. Правописание гласных и согласных, правописание Ь и Ъ. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях. Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Единицы русского языка с национально-культурным компонентом значения. Нормы русского речевого этикета, его особенности в сопоставлении с речевым этикетом родного народа.
Содержание учебной программы по литературе.
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников
Содержание, рекомендуемое к усвоению в V-V1 классах1(140 час)
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (2 час)
Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Миф. Литература и другие виды искусства. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы. РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (9 час)
Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Малые жанры фольклора.
Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.
Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр.
Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Волк и журавль» (возможен выбор трех других сказок).
Миф и сказка. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Народная мудрость сказок.. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Фольклорная и литературная сказка. Понятие об эпосе. Литературная сказка Х.К. Андерсен (4 час)
Слово о писателе.Сказка «Снежная королева» (возможен выбор другой сказки).
Борьба добра и зла в сказках Андерсена. Мастерство писателя в построении сюжета и
создании характеров.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 час)
Связь литературы с фольклором.
«Повесть временных лет» (фрагменты, например, «Основание Киева», «Сказание о Кожемяке») (возможен выбор другого произведения).
Образно-стилистические особенности жанра летописи. "Повесть" как исторический и литературный памятник Древней Руси.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (возможен выбор другого произведения). Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви и святости в повести. Цельность характеров героев. Зарубежная литература
Д.Дефо (4 час) (возможен выбор другого зарубежного писателя) Слово о писателе.
Роман «Робинзон Крузо».История освоения мира человеком. Природа и цивилизация. Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Образ главного героя.
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (63 ЧАС)
Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Изображение человеческих чувств и взаимоотношений в литературе «золотого» века. И.А. Крылов (4 час) Слово о писателе.
Басни: "Квартет", "Волк и ягненок», "Свинья под Дубом", "Волк на псарне" (возможен выбор других басен).
Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.
В.А. Жуковский (2 час)
Слово о поэте.
Баллада «Лесной царь» (возможен выбор другой баллады).
Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Талант
В.А. Жуковского-переводчика.
Жанр баллады в зарубежной литературе
Ф. Шиллер (1 час)
Слово о поэте.Баллада «Перчатка» (возможен выбор другого произведения).Идея чести и человеческого достоинства в балладе Шиллера. Напряженность сюжета и неожиданность развязки.
А.С. Пушкин (16 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Няне», «И.И. Пущину», «Зимнее утро»
Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (возможен выбор другой сказки).Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Понятие о стихотворной сказке. Роман «Дубровский». Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира Дубровского. Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести. Повесть «Выстрел» .Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие. Мстительность и ее преодоление. Смысл названия произведения. М.Ю. Лермонтов (4 час) Слово о поэте.
Стихотворения: «Бородино», «Листок», «Три пальмы».
История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата - защитника родины. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы. Н.В. Гоголь (4 час) Слово о писателе.
Повесть "Ночь перед Рождеством" (возможен выбор другой повести из цикла «Вечера на
хуторе близ Диканьки»).Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость
характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.
А.В. Кольцов (2 час) (возможен выбор другого поэта пушкинской поры)
Слово о поэте.Стихотворение «Песня пахаря» (возможен выбор другого стихотворения).
Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная
образность.
Ф.И. Тютчев (2 час)
Слово о поэте.
Стихотворение «Есть в осени первоначальной...».Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения. А.А. Фет (3 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом...», «Учись у них - у дуба, у березы...». Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме. И.С. Тургенев (4 час)
Слово о писателе
Повесть «Муму» (возможен выбор другой повести).Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.
А.К. Толстой (2 час)
Слово о поэте.Баллада «Василий Шибанов» (возможен выбор другого произведения). Цельность характера главного героя. Образ Ивана Грозного. Тема преданности и предательства. Нравственная проблематика баллады.
Н.А. Некрасов (7 час)
Слово о поэте.
Стихотворение «Крестьянские дети»
Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа. Стихотворение «Железная дорога».
Образ народа-труженика и народа-страдальца. Народность некрасовской лирики. Поэма «Мороз, Красный Нос» (возможен выбор другой поэмы).
Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме. Н.С. Лесков (2 час)
Слово о писателе.Рассказ «Левша».Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова.
А.П. Чехов (2 час)
Слово о писателе.Рассказ «Толстый и тонкий».Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали. Жанр новеллы в зарубежной литературе П. Мериме (2 час)
Новелла «Маттео Фальконе» (возможен выбор другого произведения). Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя. В.Г. Короленко (3 час)
Слово о писателе.Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья») (возможен выбор другого произведения).Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести.
|