Скачать 237.43 Kb.
|
министерство образования и науки российской федерации Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (СИБСТРИН) Кафедра экономики строительства и инвестиций ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ Методические указания по оформлению курсовых работ, рефератов, индивидуальных заданий, выполняемых по кафедре ЭСИ, для студентов направлений 080100.62 «Экономика» и 080200.62 «Менеджмент» всех форм обучения НОВОСИБИРСК 2014 Методические указания разработаны канд. экон. наук, профессором Т.А. Ивашенцевой Утверждены методической комиссией факультета экономики, менеджмента и гуманитарного образования 3 июля 2014 года Рецензент Н.П. Ермошина, канд. экон. наук, доцент кафедры ЭСИ НГАСУ (Сибстрин) Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2014 Содержание ОБЩАЯ ЧАСТЬ 3 1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ФОРМАТИРОВАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА 4 2 УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ТАБЛИЦ, РИСУНКОВ, ФОРМУЛ И ПРИЛОЖЕНИЙ 9 3 УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16 4 УКАЗАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ И НАПИСАНИЮ ВВЕДЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ 17 ПРИЛОЖЕНИЯ 19 ОБЩАЯ ЧАСТЬНастоящие правила содержат указания по оформлению всех видов работ, выполняемых студентами по дисциплинам и при проведении учебных и научно-исследовательских работ по кафедре экономики строительства и инвестиций (ЭСИ). Данные указания предназначены для студентов направлений 080100.62 «Экономика» и 080200.62 «Менеджмент» всех форм обучения и могут быть использованы также студентами, обучающимися по другим направлениям и специальностям, при выполнении учебных работ по кафедре ЭСИ. Цель настоящих методических указаний – ознакомить студентов с требованиями стандартов и общепринятых в деловой среде норм по оформлению различных документов, составляемых ими в процессе обучения, и обеспечить определенный уровень качества этих документов. Следование требованиям данных указаний позволит сформировать профессиональные компетенции по разработке, оформлению и представлению документов, в которых содержатся полученные студентами результаты. В процессе обучения и в своей будущей практической работе выпускники постоянно имеют дело с различными документами. Документ – это предмет и продукт (результат) деятельности любого специалиста – инженера, менеджера, экономиста. Разработка качественного документа – залог успеха специалиста. Неправильно оформленный документ, содержащий новые предложения автора и ценную информацию, часто отвергается без прочтения, т.к. не соответствует принятым требованиям. Система качества оформления документов содержит межгосударственные, государственные стандарты, стандарты предприятий, рекомендации организаций, для которых разрабатываются те или иные документы. Чтобы документ не был отвергнут на начальном этапе и труд автора не был напрасным, следует знать и соблюдать эти требования. Настоящие указания основаны на следующих стандартах:
Настоящие правила содержат указания по оформлению и минимуму содержания курсовых работ, рефератов, индивидуальных заданий, отчетов по производственной практике. Поскольку все эти документы относятся к организационно-распорядительной, научной или управленческой документации, при оформлении их текста рамки и штампы не предусматриваются. 1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ФОРМАТИРОВАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА1.1 В современных условиях всеобщей компьютеризации практически все документы выполняются в форме электронных документов в редакторе Word с последующей распечаткой. Оформленные тексты работ распечатываются на обычных листах бумаги без рамок. Рекомендуется при работе с электронными документами на закладке «Главная» включить функцию «Отобразить все знаки», что позволит увидеть все возможные изъяны создаваемого документа: лишние пробелы, строки, переносы строк и т.п. Особенно это важно при включении в работу фрагментов, скопированных из Интернета, других электронных источников и документов. 1.2 В любом документе должна быть определенная структура – разделы, подразделы, другие структурные элементы, которые имеют заголовки. Структурные элементы в документе обычно располагают в следующей последовательности: – титульный (заглавный) лист работы; – оглавление; – содержательная часть работы (состоит из разделов и подразделов); – список использованной литературы («ЛИТЕРАТУРА»); – приложения. Вышеперечисленные структурные элементы следует располагать последовательно, каждый – с новой страницы. Также с новой страницы располагают разделы работы (их нумеруют одной арабской цифрой без точки: 1, 2, 3 и т.д.). Подразделы внутри раздела (их нумеруют двойной нумерацией без точки в конце номера, например: 1.1, 2.3 и т.п.) располагают подряд, без оставления пустых строк в тексте. На последней странице раздела (последнего подраздела в соответствующем разделе) не должно оставаться много незаполненного текстом места. Последняя страница должна быть заполнена не менее чем на 70 %. При оформлении заголовков их выделяют особым шрифтом (требования приведены ниже – в п. 1.3), не допускают переноса слов и не ставят точки в конце. 1.3 Для того чтобы электронный документ был качественным, в самом начале работы с ним следует создать его шаблон и описать основные стили. Шаблон документа при оформлении курсовых работ, рефератов, индивидуальных заданий и текстов докладов должен удовлетворять следующим требованиям:
Далее следует описать (создать) основные стили, используемые в создаваемом документе:
Данные стили следует добавить в «Список экспресс-стилей» и использовать при форматировании соответствующих элементов текста. Это позволит создать оглавление документа в автоматическом режиме. Пример текста с заголовками приведен в приложении А. 1.4 В тексте любого документа часто приводят информацию в виде списков. При форматировании списков следует придерживаться определенных требований и правил:
Пример текста со списками приведен в приложении А. 1.5 Учебные работы выполняются с использованием различных источников информации. На все заимствованные материалы во введении и в содержательной части работы следует обязательно давать ссылки. Использованные литературные источники (нормативно-законодательные акты, учебники, справочники, монографии, отдельные статьи (из сборников, журналов, газет), сборники научных трудов, научно-технические отчеты, проектно-технические документы, авторские свидетельства, патенты, интернет-источники и т.п.), из которых приведена цитата или фактический материал, включаются в структурный элемент «ЛИТЕРАТУРА». Ссылки на литературу в тексте работы выполняют путем проставления в квадратных скобках порядковых номеров, под которыми данные источники обозначены в структурном элементе «ЛИТЕРАТУРА», и страниц, на которых опубликован цитируемый материал (например, [34, с. 234]), если цитаты из печатных изданий, или только номеров источников (например, [8]) – при цитировании интернет-источников и других электронных документов. Ссылку на источник помещают сразу после текста цитаты, через пробел. Если ссылка приводится в конце фразы – после нее ставится точка. Например, «ставка налога на прибыль составляет 20 %» [14]. 1.6 Показатели, используемые или рассчитываемые в работах, имеют размерность – определенные единицы измерения, которые часто сокращают. Применяемые студентами в работах сокращения должны соответствовать требованиям стандартов. Примеры основных сокращений:
Единицы измерения отделяются от чисел пробелами. 1.7 В тексте часто применяют символы дефис «-» и тире «–». Дефисы ставятся в составных словах и могут применяться как маркеры в списках. Во всех остальных случаях следует ставить тире. Например, тире следует ставить при описании интервалов: 300 – 450 р./т; 2012 – 2014 гг., 18 – 24 м2/чел. Знак дефиса ставится с клавиатуры «по умолчанию». Знак тире ставится путем использования меню «Вставка», функция «Символ», либо копированием. 1.8 При копировании информации из Интернета и других электронных документов часто в текст вносятся неверные символы для обозначения кавычек и знака «номер». Кавычки по тексту всей работы должны иметь вид: «» (проставляются с русской клавиатуры – верхний регистр цифры 2). Знак «номер» должен иметь вид: № (проставляется с русской клавиатуры – верхний регистр цифры 3). Скопированный из Интернета текст также следует проверять на соответствие требуемому формату текста (п. 1.3 настоящих указаний), а также на наличие в нем различных непечатаемых символов (их следует удалять, чтобы не нарушить формат основного текста). 2 УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ТАБЛИЦ, РИСУНКОВ, ФОРМУЛ И ПРИЛОЖЕНИЙ2.1 Тексты работ для удобства подачи и восприятия материалов должны содержать таблицы, формулы и рисунки. Есть неписаное правило – на три страницы текста следует приводить один визуальный объект: таблицу, формулу или рисунок. Нумерацию таблиц, формул и рисунков следует приводить двойную. Номер составляют из номера раздела и порядкового номера таблицы, формулы или рисунка в разделе, разделяя их точкой. Например: 2.1 – первая таблица (формула или рисунок) второго раздела. Знак номера (№) при этом не ставят. Перед каждой таблицей, формулой или рисунком обязательно поясняют, какая информация в них приведена, и указывают их номер. Также описывают способ их получения – составлено автором (пояснить, каким образом) либо заимствовано (дать ссылку на источник). Затем приводят таблицу, формулу или рисунок, оформляя и описывая их по приведенным ниже правилам. Если таблица или рисунок заимствованы без изменений, в их названиях ссылку на источник повторяют. Саму таблицу или рисунок приводят после первого упоминания о них в удобном для их размещения месте – чаще всего с новой страницы. Таблицы, которые помещаются на одну страницу, разрывать не следует. Рисунки также разрывать не рекомендуется. Если рисунок не умещается на одну страницу в требуемом формате, его следует привести в приложении к работе. В приложениях также следует приводить громоздкие таблицы, которые сложно оформить в тексте по установленным требованиям, отсканированные материалы, ксерокопии документов, рукописные выписки, исходные данные и другую дополнительную и разъяснительную информацию. В конце заголовков (наименований) таблиц, рисунков и приложений точки не ставят. Слова «таблица», «рисунок» и «приложение» в тексте работы не сокращают – записывают полностью. При ссылке на информацию, приведенную в таблицах, рисунках и приложениях, сокращение «см.» не применяют. Помещаемый в таблицы и рисунки текст должен быть выполнен тем же шрифтом, что и основной текст работы (Times New Roman). Для компактности текст в таблицах и рисунках рекомендуется приводить через один интервал и размер шрифта установить № 12. 2.2 В целях наглядности и компактности представления расчетно-аналитической информации, хода расчетов и аналитических исследований в работах рекомендуется приводить таблицы. Таблицы могут содержать информационно-статистические и расчетно-аналитические материалы. В расчетно-аналитических таблицах в строках и графах приводятся расчетные схемы определения приводимых в них показателей, поэтому в таких таблицах следует обязательно включать строку с нумерацией граф и давать нумерацию строк. Требования к оформлению таблиц:
Пример построения таблицы по вышеприведенным требованиям приведен в приложении Б. 2.3 Для наглядности и удобства восприятия информации в работах следует приводить рисунки. Требования к оформлению рисунков:
Пример построения рисунка по вышеприведенным требованиям приведен в приложении В. 2.4 В расчетно-аналитических и исследовательских работах часто используют различные формулы. Требования к оформлению формул:
Пример формулы: Рпр = Пв / Сп • 100, (2.4) где Рпр – рентабельность производства, %; Пв – прибыль валовая, млн р.; Сп – себестоимость производства продукции в действующих ценах, млн р. 2.5 К информации, помещаемой в приложениях, требований по единообразию описания нет. В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке появления ссылок на них в тексте. Количество приложений не ограничивается. Каждое приложение, как правило, начинают с нового листа. На первом листе каждого приложения в верхней строке с абзаца помещают слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» (крупным шрифтом прописными буквами) с добавлением обозначения номера также прописной буквой русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ). При необходимости приложению присваивают наименование. Соответствующий заголовок приложения записывают ниже строки со словом «ПРИЛОЖЕНИЕ» над информацией, помещаемой на первом листе приложения, с выравниванием по центру и параллельно строкам следующего ниже текста (таблицы, рисунка) приложения (с прописной буквы, с последующими строчными буквами, шрифтом средней крупности). 3 УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ3.1 На первом листе списка в верхней строке без нумерации записывают заголовок «ЛИТЕРАТУРА» (по требованиям заголовка 1-го уровня). В список включают сведения обо всех использованных в работе литературных источниках: нормативно-законодательных актах, учебниках, справочниках, монографиях, отдельных статьях (из сборников, журналов, газет, Интернета), сборниках научных трудов, научно-технических отчетах, проектно-технических документах, авторских свидетельствах, патентах. Кроме того, включают сведения об источниках из информационно-справочных систем и Интернета. Сведения группируют в выбранной последовательности, создавая пронумерованный список. Литературные источники нумеруют арабскими цифрами с точкой, начиная с «1.». Рекомендуется применять способ «в порядке упоминания литературных источников в тексте». 3.2 Включаемые в список использованной литературы произведения описывают в соответствии с ГОСТ 7.1, на основе которого библиотекой НГАСУ (Сибстрин) подготовлены образцы. Пример оформления списка использованной литературы приведен в приложении Г. 4 УКАЗАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ И НАПИСАНИЮ ВВЕДЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ4.1 Каждая работа обязательно должна иметь введение и заключение, в которых приводятся не общие фразы, а вполне конкретная информация. 4.2 На первом листе введения записывается заголовок 1-го уровня «ВВЕДЕНИЕ». Во введении к любой работе следует кратко (не более половины страницы) изложить актуальность темы. При этом рекомендуется цитировать соответствующую учебно-методическую, нормативную литературу и статистическую информацию, обязательно делая ссылки и указывая источник в списке литературы. Далее следует привести цель и задачи работы, описать объект, предмет исследования, можно дать характеристику исходных данных, по которым она будет выполняться, и временнóго периода исследования. В конце введения следует привести краткое содержание основных разделов работы. Введение пишется в будущем времени. 4.3 Формулировка цели работы должна удовлетворять следующим требованиям:
4.4 В соответствии с поставленной целью намечают ряд конкретных задач (не менее пяти – в зависимости от характера работы). Задачи должны быть увязаны с содержанием работы, обеспечивать достижение цели. Формулировки задач следует выдерживать в едином стиле – с использованием имен существительных в именительном падеже единственного числа (например, «систематизация», «обоснование» и т.д.) или глаголов неопределенной формы («выявить», «разработать», «проанализировать» и т.п.). 4.5 Первый лист заключения начинают с заголовка 1-го уровня «ЗАКЛЮЧЕНИЕ». Текст заключения пишется в прошедшем времени. В тексте следует привести информацию: – о степени достижения поставленной в дипломной работе цели; – краткие, но конкретные и содержательные выводы о решении намеченных в работе задач с характеристикой полученных автором по каждой из задач результатов; – показать новизну, ценность полученных автором результатов и дать рекомендации по их практическому использованию; – дать оценку эффективности или значимости проведенных исследований и полученных результатов. ПРИЛОЖЕНИЯПРИЛОЖЕНИЕ А Пример листа с заголовками и списком 2 НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1 Система законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность предприятия Систему действующих в России нормативно-правовых актов по их значимости для бизнеса можно представить в следующем виде [1, с. 42]:
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Пример листа с таблицей Таблица 1.7 – Расчет финансовых результатов деятельности предприятия за 2014 – 2015 гг.
Примечание. *) СТнп – ставка налога на прибыль, определяется по Налоговому кодексу Российской Федерации [11, гл. 25]. ПРИЛОЖЕНИЕ В Пример листа с рисунком Производственная структура строительного предприятия может выглядеть следующим образом (рисунок 2.1). Строительная организация Цеха Строительные управления Подготовки материалов Изготовления изделий Отделочных работ Ремонтных работ Участки Участки Участок прораба Участок прораба Бригады Бригады Участки мастеров Участки мастеров Рабочие места Рабочие места Рисунок 2.1 – Примерная производственная структура строительного предприятия ПРИЛОЖЕНИЕ Г Пример листа со списком литературы ЛИТЕРАТУРА
Составитель Татьяна Андреевна Ивашенцева ПРАВИЛА оформления ЭЛЕКТРОННЫх документов Методические указания по оформлению курсовых работ, рефератов, индивидуальных заданий, выполняемых по кафедре ЭСИ, для студентов направлений 080100.62 «Экономика» и 080200.62 «Менеджмент» всех форм обучения Редактор Э.Е. Полякова Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин) 630008, Новосибирск, ул. Ленинградская, 113 |
Методические указания по написанию, оформлению и защите выпускных... Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей... | Методические указания по написанию, оформлению и защите письменных работ Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей «Право и организация социального обеспечения», «Таможенное дело»,... | ||
Квалификационных работ Вкр), курсовых работ (проектов), рефератов, контрольных работ, отчетов по практикам, лабораторным работам, выполняемых студентами... | Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных... В методических рекомендациях даны общие указания по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых проектов/работ, рекомендованные... | ||
Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных... В методических рекомендациях даны общие указания по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых проектов/работ, рекомендованные... | Методические указания по содержанию и тематике курсовых работ 6 1 Содержание курсовой работы 6 Методические указания предназначены для выполнения курсовых работ для студентов, обучающихся по программе высшего профессионального... | ||
Отчетов по практикам, лабораторным работам Настоящий стандарт устанавливает общие требования к структуре и правилам оформления текстовой части дипломных, курсовых работ (проектов),... | Печальный рекорд Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей... | ||
Тема : Файловая система Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей... | Основные законы систем Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей... | ||
1 8 Феррозондовые преобразователи магнитного поля Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей... | Методические рекомендации по подготовке и написанию контрольных работ,... Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов всех специальностей и форм обучения | ||
Методические указания по написанию реферата для студентов направления... Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения направления подготовки 080100 Экономика (квалификация «Бакалавр»)... | Семенова Надежда – Кремний – элемент жизни Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей... | ||
Кафедра «Экономика, технология и управление коммерческой деятельностью»... Рекомендовано к изданию на заседании кафедры «Экономика, технология и управление коммерческой деятельностью» от 31. 05. 06 №18 | Руководство по подготовке и оформлению рефератОВ, контрольных, курсовых и дипломных работ Руководство предназначено для начальников факультетов, заведующих кафедрами, профессорско-преподавательского состава, руководителей... |