Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «экономика»





НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «экономика»
страница1/3
Дата публикации23.11.2017
Размер0.5 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры

политической экономии Декан факультета

и экономической политики ЮФУ (зам. декана по учебной работе)

Протокол № ____________________________

«___»_________200 г. ____________________________

Зав.кафедрой _______________ «____»_____________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «ЭКОНОМИКА»

цикла ОПД

для студентов гуманитарных и естественнонаучных специальностей


Составители коллектив кафедры политической экономии и экономической политики


Ростов-на-Дону

2010-2011




  1. ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩИЙ БЛОК




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Цель курса сформировать современное экономическое мировоззрение выпускников Южного федерального университета как предпосылки успешной работы в сферах регламентации жизнедеятельности групповых и индивидуальных субъектов хозяйствования.

Задачами курса являются:

  • ознакомление с теоретическим содержанием современной экономической науки, ее фундаментальными проблемами и перспективами развития прогрессивных форм хозяйственной организации;

  • овладение понятийным аппаратом экономической науки, основными графиками, формулами и моделями, используемыми в экономических расчетах, как основы принятия эффективных решений;

  • приобретение опыта анализа проблемных производственно-экономических ситуаций, в том числе связанных с теневым сектором российской и мировой экономики, криминальным предпринимательством, санированием предприятий-банкротов;

  • усвоение теоретических основ оценки степени развитости муниципальной, региональной и федеральной экономической политики, в том числе по отношению к мелкому и среднему бизнесу, смешанным предприятиям, государственным предприятиям;

  • усвоение общенаучных методов познания в рамках методологии экономической науки;

  • формирование навыков оценки хозяйственной деятельности, образующих экономическую основу мышления.

Место курса в системе социально-гуманитарного образования – курс «Экономика» имеет статус профилированного предмето-ориентированного методолого-методического знания, входящего в логическую систему базового образования по гуманитарным и естественнонаучным специальностям университета.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ


ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ


Аудиторная работа

Самостоятельная работа




Модуль 1. Исходные принципы и категории экономической теории.







1

Современная экономика и экономическая теория

2

2

2

Типы экономических систем

2

2

3

Производство: ресурсы, факторы, тенденции

2

2

4

Экономическая организация производства

4

4

5

Собственность – основа «экономизации» производства

2

2

6

Рыночная экономика: модель и реальность

2

2




Модуль 2. Основы микроэкономики.







7

Спрос, предложение, равновесная цена

4

4

8

Смешанная экономика: двухсекторная модель

2

2

9

Начала теории потребительского поведения

4

4

10

Фирма в системе рыночных отношений

2

2

11

Конкуренция и монополия

2

2




Модуль 3. Механизм регулирования экономики.







12

Государство в рыночной экономике

4

4

13

Формирование и распределение рыночных доходов

2

2

14

Теневая экономика

2

2




Модуль 4. Основы макроэкономики.







15

Цикличность экономического развития

2

2

16

Деньги: происхождение, функции, проблемы

2

2

17

Инфляция в современной экономике

2

2

18

Макроэкономика как объект анализа


2

2

19

Модели макроравновесной динамики

2

2




Модуль 5. Экономическая политика государства.







20

Фискальная политика

4

4

21

Налоги и налоговая система

4

4

22

Государственные финансы

4

4

23

Денежно-кредитная политика

4

4

24

Банковская система страны

4

4




Модуль 6. Международные экономические отношения.







25

Мировая экономика

4

4

26

Валютная система

2

2

Всего часов

72

72


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ

МОДУЛЬ 1. Исходные принципы и категории экономической теории.

Комплексная цель модуля - сформировать общее представление о структуре и базовых принципах функционирования экономической теории.
Краткое изложение программного материала.

Тема 1: Современная экономика и экономическая теория

Этапы формирования предмета экономической науки: меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм, маржинализм, экономикс, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Уровни экономической теории: микро-, макро-, мезо-, мегаэкономика. Предмет экономической теории. Методология экономической науки: общенаучные методы познания, позитивный и нормативный анализ, экономико-математическое моделирование, предельный анализ. Функции экономической науки: познавательная, методологическая, практическая, прогностическая. Экономические категории и законы. Экономическая теория и экономическая политика.
Тема 2: Типы экономических систем

Понятие экономической системы общества. Подходы к периодизации экономических систем. Критерии разграничения и классификация типов экономических систем. Общая характеристика традиционной экономики. Система рыночного типа. Административно-командная экономическая система. Экономическая система смешанного типа. Историко-генетический анализ типов экономических систем.
Тема 3: Производство: ресурсы, факторы, тенденции

Производство, воспроизводство, экономика. Экономика как сфера взаимодействия социальных субъектов. Потребности, блага и их классификация. Производство- материальная основа экономики. Уровни производства и типы развития. Разделение труда как совокупность процессов специализации и кооперации. Закон обобществления труда. Уровни разделения труда.
Тема 4: Экономическая организация производства

Ресурсы производства: природные, материальные, трудовые (базовые) и финансовые (производные). Факторы производства: земля, капитал (отчуждаемые), труд и предпринимательские способности (неотчуждаемые). Факторные доходы: рента, процент, заработная плата, прибыль. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов (абсолютная и относительная). Кривая производственных возможностей (КПВ) как модель экономического выбора. Условия построения КПВ. Альтернативные издержки.
Тема 5: Собственность – основа «экономизации» производства

Собственность как экономическая категория. Эволюция взглядов на категорию «собственность». Структура отношений собственности. Объекты и субъекты собственности. Многообразие форм собственности. Способы реализации собственности. Роль собственности в системе общественных отношений.
Тема 6: Рыночная экономика: модель и реальность

Объективные причины возникновения рыночной организации хозяйства. Рыночный обмен экономических потоков товаров, ресурсов и доходов. Субъекты и объекты рыночных отношений. Виды рынков. Конъюнктура рынка и ее параметры. Инфраструктура рынка. Рыночные механизмы: цены и конкуренция. Функции рынка. Несовершенства рыночной системы.
Проектное задание

На основании учебного материала подготовьте эссе по следующим проблемным вопросам:

  1. Человек и рыночная экономика: аспекты взаимосвязи.

  1. Экономическое содержание и проблемы правового регулирования рынков факторов производства в России.

  2. Экономическое содержание и проблемы правового регулирования непроизводственной сферы.

  3. Российский экономический менталитет.

  4. Экономико-правовое содержание отношений собственности на современном этапе развития отечественной экономики.


Модуль 2. Основы микроэкономики.

Комплексная цель модуля - сформировать представление о базовых закономерностях функционирования микроуровня экономической системы.
Краткое изложение программного материала.

Тема 7: Спрос, предложение, равновесная цена

Что такое спрос, предложение. Рыночная цена. Влияние неценовых факторов на величину спроса и предложения. Эластичность. Эластичность спроса. Измерение эластичности спроса. Перекрестная эластичность. Эластичность предложения. Применение теории эластичности. Формирование и динамика равновесной цены.
Тема 8: Смешанная экономика: двухсекторная модель

Рыночный и нерыночный секторы экономики. Экономические параметры потребности. Модели рыночного и нерыночного сектора экономики. Общая модель смешанной экономики.
Тема 9: Начала теории потребительского поведения

Потребительское поведение. Закон убывающей предельной полезности. Эффект дохода и эффект замещения. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Потребительское равновесие.
Тема 10: Фирма в системе рыночных отношений

Структура издержек фирмы. Явные и альтернативные издержки. Постоянные и переменные издержки. Валовые и средние издержки. Краткосрочный и долгосрочный период деятельности фирмы.
Тема 11: Конкуренция и монополия

Теория монополии. Совершенная конкуренция. Предельный доход монополиста. Монополия и эффективность. Монополистическая конкуренция. Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции. Олигополия. Модели олигополии. Антимонопольное законодательство.

Проектное задание

На основании учебного материала подготовьте эссе по следующим проблемным вопросам:

  1. Экономическое содержание и проблемы правового регулирования потребительского рынка в России.

  2. Психологические аспекты поведения производителя.

  3. Психология рекламы.

  4. Организационно-правовые формы предпринимательства в России.

  5. Зарубежный опыт в развитии законодательства в сфере предпринимательства.

  6. Малый бизнес в России: экономико-правовые аспекты функционирования.

  7. Корпоративное предпринимательство в современных российских условиях: экономико-правовые аспекты функционирования.

  8. Институт банкротства: экономическое содержание и правовое регулирование.

  9. История и современность антимонопольного законодательства в России.

  10. Формирование и развитие конкурентного потенциала отечественных предприятий.


Модуль 3. Механизм регулирования экономики.

Комплексная цель модуля - сформировать представление о базовых закономерностях механизма регулирования экономической системы.
Краткое изложение программного материала.

Тема 12: Государство в рыночной экономике

Государство и его функции. Понятие государственного регулирования экономики. Объекты и цели государственного регулирования. Средства государственного регулирования экономики. Способы воздействия на рыночный механизм. Государственное предпринимательство. Границы роста государственной собственности и государственных доходов.
Тема 13: Формирование и распределение рыночных доходов

Общая характеристика рыночного дохода. Распределение доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни. Сбережение и потребление дохода. Перераспределение доходов.
Тема 14: Теневая экономика

Сущность теневой экономики. Структура теневого сектора экономики. Механизм теневой экономики. Антитеневая экономическая политика.
Проектное задание

На основании учебного материала подготовьте эссе по следующим проблемным вопросам:

  1. Современное состояние рынка труда в России.

  2. Правовое регулирование рынка труда в России.

  3. Психология доходов и сбережений.

  4. Психология трудовой деятельности.

  5. Социальная защита в современной экономике.

  6. Теневая экономика: проблемы декриминализации на современном этапе развития российского рынка.

  7. Зарубежный опыт декриминализации теневого сектора экономики.

  8. Психология теневой экономики.

  9. Бюрократизм как социально-экономическое явление.


Модуль 4. Основы макроэкономики.

Комплексная цель модуля - сформировать представление о базовых закономерностях функционирования макроуровня экономической системы.
Краткое изложение программного материала.

Тема 15: Цикличность экономического развития

Общая характеристика экономического цикла. Фазы экономического цикла. Асинхронность «цикла покупателя» и «цикла продавца». Циклические особенности отраслей. Экономический рост: сущность, виды, способы измерения.
Тема 16: Деньги: происхождение, функции, проблемы

Деньги, их сущность, в экономике. Функции, виды денег. Ликвидность. Денежные агрегаты. Уравнение обмена.
Тема 17: Инфляция в современной экономике

Определение цены и стоимости. Функции и система цен. Рыночное и директивное ценообразование. Сущность и принципы инфляции. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Основные типы инфляции. Последствия инфляции. Государственная антиинфляционная политика. Кривая Филлипса.
Тема 18: Макроэкономика как объект анализа

Макроэкономика и общественное воспроизводство. Макроэкономические проблемы. Структура макрорынка. Цель и инструменты макроэкономики. Основные макроэкономические показатели. Валовой национальный продукт. Фонд возмещения. Национальный доход. Чистый национальный доход. Валовой внутренний продукт. Фонд потребления. Фонд накопления. Система национальных счетов и общее равновесие. Важнейшие счета в народном хозяйстве. Взаимосвязь показателей макроэкономики.
Тема 19: Модели макроравновесной динамики

Совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS). Кривые совокупного спроса на макроуровне. Элементы и факторы, определяющие совокупный спрос. Сдвиг кривой под влиянием факторов (инфляционные ожидания, цены на товары- заменители и т д). Факторы, влияющие на совокупное предложение. Кривые (AS) в различных моделях. Сдвиг кривых под влиянием факторов. Ценовые и неценовые факторы. Равновесие на рынке товаров. Пересечение кривых AD и AS при изменениях объемов производства, уровня цен, национального дохода. Равновесие при полной и неполной занятости. Классическая модель равновесной динамики. Кейнсианская модель. Монетаристская модель макроравновесия.
Проектное задание

На основании учебного материала подготовьте эссе по следующим проблемным вопросам:

  1. Экономико-правовое регулирование инфляционного процесса в РФ и государственная система антиинфляционных мер.

  1. Национальное счетоводство как инструмент регулирования макроэкономических процессов.

  2. Роль и значение непроизводственной среды в экономическом развитии.

  3. Национальное богатство: содержание и структура.


Модуль 5. Экономическая политика государства.

Комплексная цель модуля - сформировать представление о базовых принципах экономической политики государства.

Краткое изложение программного материала.

Тема 20: Фискальная политика

Фискальная политика. Правила определения фискальной политики. Автоматическая и общая фискальная политика.

Тема 21: Налоги и налоговая система

Система налогообложения. Виды и группы налогов. Принципы налогообложения. Пропорциональный, регрессивны, прогрессивный налоги. Налоги на юридические и физические лица. Налоговая база. Налоговые льготы. Проблема сбора налогов. Кривая Лаффера. Функции налогов. Налоги как средство государственного регулирования.
Тема 22: Государственные финансы

Структура государственного бюджета. Государственный бюджет, его статьи. Расчет дефицита бюджета. Государственный долг. Управление государственным долгом.
Тема 23: Денежно-кредитная политика

Денежный рынок и его институциональная организация. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты. Основные проблемы бумажно-денежного обращения. Основные направления денежно-кредитного регулирования. Общие и селективные методы денежно-кредитной политики.
Тема 24: Банковская система страны

Структура банковской системы. Центральный банк страны и его функции. Основные операции коммерческих банков. Структура банковской маржи. Банковский мультипликатор. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.
Проектное задание

На основании учебного материала подготовьте эссе по следующим проблемным вопросам:

  1. Налоговая система и налоговое законодательство в России.

  2. Психологические аспекты поведения налогоплательщиков.

  3. Налоговый менталитет и налоговая мораль.




  1. Экономическое содержание и проблемы правового регулирования бюджетного процесса в России.

  2. Тенденции миграции российского капитала.

  3. Инвестиционный процесс в экономике России.

  4. Экономическое содержание и проблемы правового регулирования банковской системы России.

  5. Экономическое содержание и проблемы правового регулирования страхового рынка в России.

  6. Экономическое содержание и проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг в России.

  7. Деньги как объект психологических исследований.



Модуль 6. Международные экономические отношения.

Комплексная цель модуля - сформировать представление о базовых закономерностях функционирования мегауровня экономической системы.

Краткое изложение программного материала.

Тема 25: Мировая экономика

Общая характеристика мировой экономики. Сущность и структура мирового хозяйства. Структура международных экономических отношений. Современные тенденции международных экономических отношений. Международная торговля: функции, основные формы, тенденции. Международная торговая политика.
Тема 26: Валютная система

Международные валютные отношения. Структура национальной и мировой валютной системы. Конвертируемость валюты. Котировка валют. Управление валютным курсом.
Проектное задание

На основании учебного материала дайте ответы на следующие проблемные вопросы:

  1. Валютный рынок в РФ: законодательство и экономическая действительность.

  2. Экономическое содержание и проблемы правового регулирования таможенной деятельности в России.



СИСТЕМА МОНИТОРИНГА


Контроль освоения студентом дисциплины осуществляется в рамках балльно-рейтинговых систем (БРС), включающих рубежную и текущую аттестации.

Рубежная аттестация:

- контрольные работы

- тестирование (письменное или компьютерное) по модулям

Текущая аттестация:                             

- итоговое тестирование по дисциплине

- экзамен (письменный или устный)
По результатам текущей аттестации студенту выставляются:

- зачет в целых единицах (кредитах), характеризующих трудоемкость освоения дисциплины,

- дифференцированная оценка, характеризующая качество освоения студентом знаний, умений и навыков в рамках данной дисциплины.

Условия и критерии выставления оценок: От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационно-тестовых испытаниях, выполнение заданий преподавателя. Особо ценится активная работа на семинаре (умение вести дискуссию, творческий подход к анализу текстов, способность четко и емко формулировать свои мысли), а также качество подготовки эссе, контрольных работ (тестов), докладов и итоговое испытание.
СИСТЕМА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ




п/п

СТРУКТУРА

Максимальный балл

1

модуль

2

модуль


3

модуль


1.

Оценка за активное участие в учебном процессе

и посещение занятий:

Всех занятий

Не менее 75%

Не менее 50%

Не менее 25%

Итого:


5

4

3

2

до 5


5

4

3

2

до 5


5

4

3

2

до 5

2.

За выполнение проектного задания

За выполнения теста

ИИтого:

10

15

25

10

25

35

10

15

25




ВСЕГО:

30

40

30

Дополнительные баллы студент может получить за выполнения самостоятельных заданий (до 5 баллов), подготовку рефератов (до 10 баллов), подготовка презентации выбранной темы (до 20 баллов), участие в тематических конференциях (до 10 баллов), подготовку и публикацию статей (до 20 баллов), ответы на вопросы (1 балл).


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основные учебные пособия:

    1. Современная экономика. Лекционный курс. Под ред. проф. Мамедова О.Ю. – Ростов-на/Д, Феникс, 2008.

    2. Современная экономика. Семинарские занятия. Под ред. проф. Мамедова О.Ю. -Ростов-н/Д, Феникс. 2001.

    3. Современная экономика: 100 экзаменационных ответов. Под ред. проф. Мамедова О.Ю. -Ростов-н/Д, Феникс. 2004.

Дополнительная литература:

  1. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Кузнецова Н.Г. Ростов-н/Д.: Март. 2007.

  2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2006.

  3. Экономическая теория: экзаменационные ответы/ Под. ред. Белокрыловой О.С. 2002.

  4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2000.


Интернет- источники:

1. www.economicus.ru

2. www. ie.boom.ru

3. www.libertarium.ru

4. www.cfin.ru

5. www.eup.ru

6. www.gks.ru

7. www.minfin.ru

8. www.rbk.ru

9. www.economy.gov.ru

10. www.ecsocman.ru


2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК



ГЛОССАРИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа является основной частью учебного процесса. Основной формой самостоятельной работы студентов выступают изучение и конспектирование ответов на контрольные вопросы. Факультативными формами могут выступать подготовка творческих работ (научных сообщений, обобщений научных публикаций, рефератов и т.п.).

По курсу, в качестве форм самостоятельной работы студентам предлагается решение конкретных задач поисково-прикладного характера. Решение заданий самостоятельной работы позволяет подвести итог самостоятельных занятий студентов, проверить приобретенные ими знания, закрепить, расширить и углубить эти знания. Цель самостоятельной работы состоит в том, чтобы научить студентов пользоваться приобретенными знаниями на практике, правильно и логично формулировать свои мысли. При работе с предлагаемыми заданиями, студент должен подобрать нормативный и теоретический материал, провести сравнительный анализ, и сформулировать собственные выводы и предложения. Помимо литературы, предусмотренной учебной программой, необходимо также использовать самостоятельно подобранную. У каждого студента должна быть отдельная тетрадь для подготовки к семинарским занятиям, где делаются необходимые записи, выполняются практические задания, решаются задачи.
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
ТЕМА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

ПРОГРАММНАЯ АННОТАЦИЯ ТЕМЫ


Производство – материальная основа экономики. Ресурсы и факторы производства. Взаимодействие факторов производства. Производство и потребление. Индивидуальное и общественное производство. Разделение труда. Два типа развития производства. Результаты производства. Сущность экономической организации производства. Эффективность как объективный и главный критерий целесообразности производственной деятельности. Ограниченность ресурсов. Проблема выбора в экономике.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ

1. Ресурсы и факторы производства. Сущность производства.

2. Ограниченность ресурсов и оптимальный выбор.

3. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Экономика. Экономическая теория. Производство. Потребление. Экономический интерес. Ресурсы производства. Факторы производства. Теория «трех факторов производства». Закон возвышения потребностей. Средства производства. Производительные силы. Экстенсивное производство. Интенсивное производство. Разделение труда. Концентрация производства. Интеграция производства. Диверсификация. Воспроизводство. Экономический цикл. Ограниченность ресурсов. Эффективность. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки.
Контрольные вопросы для повторения

1. Какие виды ресурсов производства Вы знаете?

2. Что такое «факторы производства»?

3.В чем сущность производства?

4. Разграничьте понятия «производство», «воспроизводство», «экономика».

5. Охарактеризуйте экстенсивный и интенсивный типы развития производства.

6. Какое производство можно считать экономически эффективным?

7. Сформулируйте закон относительно убывающей эффективности производства.

8. В чем состоит практическая значимость кривой производственных возможностей?

9. Что показывает точка на кривой производственных возможностей?

10. Почему альтернативные издержки называют издержками упущенных возможностей?
ТЕМА: СОБСТВЕННОСТЬ – ОСНОВА «ЭКОНОМИЗАЦИИ» ПРОИЗВОДСТВА
ПРОГРАММНАЯ АННОТАЦИЯ ТЕМЫ

Собственность. Экономическая сущность собственности. Формы собственности. Уровни присвоения. Правовое регулирование отношений собственности в России. Формы и виды прав собственности.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ

  1. Собственность – общественная форма присвоения.

  2. Экономическая характеристика собственности.

  3. Историческая роль собственности.

  4. Проблемы правового регулирования отношений собственности.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Собственность. Субъект собственности. Объект собственности. Типы собственности. Формы присвоения собственности. Владение. Пользование. Распоряжение. Частная собственность. Государственная собственность. Право собственности.
Контрольные вопросы для повторения

  1. Дайте экономическую трактовку понятия «собственность».

  2. Дайте правовую трактовку понятию «собственность».

  3. Охарактеризуйте типы собственности.

  4. Назовите виды собственности.

  5. Назовите и охарактеризуйте формы присвоения.

  6. Охарактеризуйте этапы эволюции отношений собственности.

  7. Назовите организационно-правовые формы хозяйствования в РФ.

  8. Какими правовыми документами регулируются отношения собственности в современной России?

  9. Что такое право собственности? Охарактеризуйте формы и виды права собственности.

  10. Что такое муниципальная собственность?


ТЕМА: РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА: МОДЕЛЬ И РЕАЛЬНОСТЬ

ПРОГРАММНАЯ АННОТАЦИЯ ТЕМЫ


Рыночная экономика – закономерность исторического развития. Рынок как механизм взаимодействия продавцов и покупателей. Идеальная модель рыночной экономики. Эффективность рыночной экономики. «Провалы» рынка. Структура рынка. Инфраструктура и конъюнктура рынка.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ

  1. Типология общественных связей.

  2. История возникновения рыночных отношений.

  3. Идеальная модель рыночной экономики.

  4. Преимущества и недостатки рыночного типа хозяйствования.

  5. Правовые аспекты рыночных реформ в России.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Рынок. Эффективность. Обмен. Внешние эффекты. Поток товаров и доходов. Рыночные механизмы. Конкуренция. Инфраструктура рынка. Конъюнктура рынка. Потребительский рынок. Рынок услуг. Рынок труда. Рынок капитала. Рынок земли. Финансовый рынок.
Контрольные вопросы для повторения

  1. Сформулируйте понятие «рынок».

  2. Назовите и охарактеризуйте виды рынков.

  3. Перечислите этапы становления и развития рыночной экономики.

  4. В чем состоит эффективность рынка?

  5. Назовите «провалы» рынка. Каков механизм их преодоления?

  6. Каковы условия функционирования рыночного механизма?

  7. Какую функцию в рыночной системе выполняют цена и конкуренция?

  8. Дайте определение понятию «рыночная конъюнктура» и охарактеризуйте ее факторы.

  9. Каков механизм функционирования рынка труда?

  10. Каков механизм функционирования рынка капитала?

  11. Каков механизм функционирования рынка земли?

  12. Каков механизм функционирования финансового рынка?


ТЕМА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА

ПРОГРАММНАЯ АННОТАЦИЯ ТЕМЫ


Спрос. Закон спроса. «Сам» спрос и величина спроса. Инфляция и закон спроса. Предложение. Закон предложения. Факторы величины предложения. Ценовая эластичность спроса. Влияние эластичности на динамику величины спроса как фактора изменения цен. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Механизм взаимодействия спроса и предложения. Сущность «равновесной цены». Влияние изменения рыночной конъюнктуры на динамику равновесной цены. Административное регулирование рыночной цены. Неравновесные ситуации: перепроизводство и дефицит.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ

1. Спрос. Закон спроса.

2. Предложение. Закон предложения.

3. Эластичность спроса и предложения.

4. Установление и динамика равновесной цены.

5. Административное регулирование рыночной цены.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Рыночная экономика. Натуральное производство. Административная экономика. Рынок. Потребность. Спрос. Закон спроса. «Сам» спрос. Величина спроса. Субститут. Комплементарное благо. Предложение. Закон предложения. Величина предложения. «Само» предложение. Ценовая эластичность спроса. Коэффициент эластичности спроса по цене. Эластичность предложения. Цена спроса. Цена предложения. Равновесная цена. Рыночная конъюнктура. Дефицит. Перепроизводство. Контроль над ценами.
Контрольные вопросы для повторения
1. В чем отличие «рыночного хозяйства» от административной экономики?

2. Объясните понятия «спрос» и «потребность».

3. Охарактеризуйте «парадоксы» закона спроса.

4. Приведите примеры комплементарных, субституциональных и независимых благ.

5. Какие факторы влияют на изменение «самого» спроса и изменение «величины» спроса?

6. Каким образом инфляция влияет на действие закона спроса?

7. Дайте определение закону спроса.

8. Сформулируйте закон предложения.

9. Что собой представляет «эластичность спроса по цене»?

10. Какие факторы влияют на ценовую эластичность спроса?

11. От чего зависит динамика предложения?

12. Что такое «рыночная инфраструктура»?

13. Как рассчитывается коэффициент ценовой эластичности спроса?

14. Что понимается под равновесием на рынке?

15. Что такое «цена спроса» и «цена предложения»?

16. Каковы причины возникновения «дефицита» и «перепроизводства»?

17. Перечислите рыночные последствия административного установления цен.
ТЕМА: СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА: ДВУХСЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ
ПРОГРАММНАЯ АННОТАЦИЯ ТЕМЫ

Экономика и рынок. Рыночный сектор экономики. Нерыночный сектор экономики. Общая модель смешанной экономики. Убыточность общественного сектора. Доходность рыночного сектора. «Цена потребности». «Цена спроса».
ПЛАН ЗАНЯТИЙ

  1. «Экономика» всегда больше «рынка».

  2. Модели рыночного и нерыночного секторов экономики.

  3. Общая модель смешанной экономики.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Смешанная экономика. Рыночный сектор. Нерыночный сектор. Экономические параметры потребности. Экономические параметры спроса. Доходность. Убыточность. Излишек потребителя. Излишек производителя. Консолидированный излишек. Рыночная и общественная конкурентоспособность предприятий.


Контрольные вопросы для повторения


  1. Дайте определение смешанной экономике.

  2. Охарактеризуйте экономические параметры потребности.

  3. Охарактеризуйте экономические параметры спроса.

  4. Постройте модель рыночного сектора экономики.

  5. Постройте модель общественного сектора экономики.

  6. постройте общую модель смешанной экономики.

  7. как преодолевается убыточность общественного сектора?

  8. Укажите источники финансирования общественного сектора.

  9. Охарактеризуйте сегмент консолидированного излишка эффективных хозяйствующих субъектов.

  10. Охарактеризуйте рыночную и общественную конкурентоспособность предприятий.


ТЕМА: НАЧАЛА ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПРОГРАММНАЯ АННОТАЦИЯ ТЕМЫ


Потребитель – главный субъект рынка. Суверенитет потребителя и свобода его выбора. Рациональность потребительского поведения в условиях рыночной экономики. Индивидуализация предпочтений и максимизации удовлетворения при ограниченном доходе. Теория предельной полезности. Общая и предельная полезность. Ценность блага, полезность и спрос. Закон убывающей предельной полезности. Потребительское равновесие. Условие максимизации общей полезности. Исследование индивидуального спроса на основе этих эффектов. Особенности субъективных предпочтений индивида. Нормальные товары, товары «Гиффена». Кардиналистская и ординалистская теории полезности. Кривая безразличия. Бюджетная линия и равновесие потребителей. «Излишек» потребителя, его графическое изображение.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ

1. Суверенитет и рационализм потребителя на рынке.

2. Теория предельной полезности.

3. Ординалистская теория полезности, кривая безразличия и бюджетная линия.

4. Правовые аспекты защиты потребителей.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Потребитель. «Суверенитет потребителя». «Свобода потребительского выбора». Рациональность потребителя. Полезность. Общая полезность. Предельная полезность. Условие максимизации общей полезности. Кардинализм. Ординализм. «Эффект замены». «Эффект дохода». Нормальный товар. Товар «Гиффена». Кривая безразличия. Карта кривых безразличия. Бюджетная линия. Излишек потребителя. «Эффект сноба». «Демонстративное» поведение потребителя. Закон убывающей предельной полезности.
Контрольные вопросы для повторения

1. В чем проявляется «суверенитет потребителя»?

2. Каковы последствия ограничения свободы потребительского выбора?

3, Как Вы понимаете предположение, что потребители ведут себя на рынке рационально?

4. Что такое «полезность»?

5. Как изменяется общая полезность с увеличением количества потребительских благ?

6. Сформулируйте закон убывающей предельной полезности.

7. Каков смысл «потребительского равновесия» на рынке?

8. В чем отличие ординалистского и кардиналистского подхода в теории потребительского равновесия?

9. В чем суть «эффекта замещения»? Приведите примеры.

10. Опишите «эффект дохода».

11. Приведите пример товаров Гиффена.

12. Каков экономический смысл «карты кривых безразличия»?

13. Что такое «излишек потребителя»?

14. Сформулируйте условие максимизации общей полезности.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Экономика стран атр»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «мировая экономика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «экономика и организация предприятий питания»
При разработке электронного умкд учебной дисциплины «Экономика и организация предприятий питаний» в основу положены
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «экономика» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «экономика» iconПредисловие учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «экономика природопользования»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Мировая экономика»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Мировая экономика»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 05. «Экономика»
Настоящий комплекс составлен в соответствии со следующими целями, стоящими перед учебным курсом «Экономика»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «экономика» iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины мировая экономика 080107. 65 «Налоги и налогообложение»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «экономика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине: Технический перевод для специальности
Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «иностранный язык»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе Государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «политология»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «жилищное право»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «культурология»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск