Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна»
«Утверждаю» Директор АНО СПО «СКЭД»
______________М.Э. Булгакова
Рабочая программа
По дисциплине «Основы политологии и социологии» Для специальности(ей) 080114.52
(код специальности)
«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
(название специальности)
Ставрополь, 2012 г.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии «Экономика и банковское дело» «____»______________ 2012 г. Протокол №___________________________ Председатель ПЦК ________________________________________________
(подпись, фамилия, инициалы) Продление действия рабочей программы Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена на исполнение в 20__/20____уч. году ______ «____» ______________20__г. Протокол №___ Председатель ПЦК _____________________________________________________
(подпись, фамилия, инициалы) Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена на исполнение в 20__/20____уч. году ______ «____» ______________20__г. Протокол №___ Председатель ПЦК________________________________________________________
(подпись, фамилия, инициалы) Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена на исполнение в 20__/20____уч. году ______ «____» ______________20__г. Протокол №___ Председатель ПЦК________________________________________________________
(подпись, фамилия, инициалы) Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена на исполнение в 20__/20____уч. году ______ «____» ______________20__г. Протокол №___ Председатель ПЦК_______________________________________________________
(подпись, фамилия, инициалы)
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель:
выработка практических навыков применения основных подходов к анализу социальных явлений и процессов (структурно – функциональный, социокультурный, конфликтологический, политический).
Задачи:
- ознакомление с типологией, основными источниками возникновения и развития массовых социальных и политических движений, с формами социальных взаимодействий, типов и структур социальных и политический организаций.
- овладение навыками социальной и политической диагностики и социальных, политических технологий для решения конфликтных проблем управления обществом.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Учебная дисциплина основы политологии и социологии входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл дисциплин основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина «Основы социологии и политологии» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении общеобразовательных дисциплин «История», «Обществознание»; а знания, полученные студентами при изучении данного курса, будут является фундаментом для изучения как социально-экономических, так и общепрофессиональных дисциплин.
Дисциплина «Основы социологии и политологии» предназначена для того, чтобы дать теоретические представления о методологии познания политических процессов и общества, о социальных системах и элементах общества, а также представление об управлении социальными и политическим процессами. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций у обучающегося:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействовать между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять навыки социальной и политической диагностики, социальных и политических технологий для решения конкретных проблем, ориентироваться в основных направлениях политической мысли, четко различать формы государственного устройства, понимать значение демократии для жизни общества, формировать собственную политическую культуру.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные функции социологии: познавательную, информационную, совещательную, прогностическую, основные элементы общества: социальные подсистемы, социальные институты, социальные организации, социальные взаимодействия, социальные статусы, социальные роли; базовые категории, методы, функции политической науки.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| 1
| Аудиторные занятия (всего)
| 48
| 48
| в том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 24
| 24
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Семинары (С)
| 24
| 24
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа (всего) (СР)
| 14
| 14
| в том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
| Контрольная работа
|
|
| Реферат
|
|
| Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)
|
|
| Вид промежуточной аттестации
|
| зачет
| Общая трудоемкость, час
| 62
| 62
|
5. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Содержание дисциплины № раздела
Наименование раздела (темы)
Содержание раздела (темы)
1
Основы социологии
Развитие социальных знаний в структуре философии. Труды мыслителей эпохи Просвещения как база социологии ( Ш.Монтескье, Вольтер и др.). Предмет и объект социологии. Структура социологии. Взгляды и подходы в изучении человека и общества. Социальная эволюция. Российская социологическая мысль. Принципы и методы социологической науки. Модели социологического рассмотрения общества.
2
Социальная динамика
Личность как объект изучения социологии. Агенты социализации. Ролевое поведение. Статусный набор. Социальное поведение. Виды и типы поведения. Ролевой конфликт. Личность и культура. Самореализация. Социальные действия и взаимодействия.
Базовые институты общества цели, задачи, структура.
Функции социальных институтов. Типы социальных институтов: традиционные и современные. Проблемы развития социальных институтов. Семья как социальный институт общества. Религия как социальный институт. Религия как социальный институт. Социальный институт права.
Социальные нормы и социальные санкции. Виды, формы социальных норм и санкций. Отличительные черты социального контроля. Проявления социальной дезорганизации. Деструктивное воздействие на социальные группы. Социальные причины девиантного (отклоняющего) поведения. 3
Общество – социальная система.
Мнимые и контактные социальные общности. Группы первичные и вторичные, референтные. Массы как феномен социальных общностей. Социальные агрегаты: толпа и публика. Роль толпы в социальном процессе. Личность и толпа. Проявления межнациональных отношений: национальное развитие, размежевание, ассимиляция. Объекты изучения этносоциологии. Определения и признаки этноса, рода, клана, племени, народности и нации. Расизм как социологическая проблема. Типы возможных взаимодействий между людьми разных культур. Демократические принципы решения национальных вопросов. Основные социальные слои в обществе. Социальную стратификацию и социальную мобильность. Социальные процессы. Социальная мобильность. Социальные движения. Конфликт как форма отношений между субъектами социального действия. Основные подходы к осмыслению конфликта (социологические теории). Причины возникновения конфликта. Роль конфликта в жизни общества, его функции и классификация по признакам (движущие силы конфликта). Этапы конфликта; конструктивные и диструктивные последствия конфликта. Способы управления конфликтной ситуацией.
4
Основы политологии.
Предмет, методы и основные понятия политологии. Основные группы политических закономерностей.
Предыстория политологии. Ученые, внешние вклад в развитие политической социологии. Составные элементы политической науки. Всемирная ассоциация политических наук. Современная школа политологии. Политический анализ. Понятие политической системы. Признаки политической системы. Элементы структуры политической системы. Политические принципы и правовые нормы. Политические институты. Политическое сознание. Политическая культура. Основные функции политической системы. Основные субъекты политики: государство, политические партии, отдельный человек. Власть. Политическая власть. Природа политической власти. Сущность политической власти. Отличительные признаки политической власти. Легитимность. Способы и формы осуществления политической власти. Человек как субъект политики.
5
Политическая жизнь общества
Теории происхождения государства. Современные концепции происхождения государства. Признаки государства как института политической власти. Формы государственного правления. Формы территориального устройства государств. Федерация как форма государственного устройства. Политические элиты и лидеры. Политические партии и группы интересов. Признаки политической партии. Происхождение политических партий. Типы политических партий. Функции политических партий. Нации как субъект политики. Понятие «политической культуры». Ценности политической культуры. Признаки и функции политической культуры. Государственная культура. Контркультура. Формирование политической культуры. Специфические черты российской политической культуры. Понятие «политического сознания». Ментальность как содержание сознания и стиль мышления. Национальный характер. Компоненты политического сознания. Политическое сознание россиян. Политические кумиры. Конформизм. Международные конфликты: источники, причины и способы их разрешений; типология политических конфликтов. Борьба с международным терроризмом. Виды политических кризисов.
6
Внешняя политика и международные отношения.
Международные отношения как особая область мира политики. Специфика международных политических процессов. Нормы регулирования международной сферы политики. Современные тенденции развития мировой политики. Геополитика как особый подход в осмыслении политической реальности. Приоритеты и задачи внешней политики Российской Федерации. Концепция национальной безопасности. Концепция внешней политики РФ. Военная доктрина РФ. Доктрина информационной безопасности РФ. Возможные варианты внешней политики России.
5.2. Структура дисциплины № раздела (темы)
| Наименование раздела (темы)
| Количество часов
|
|
| Всего
| Л
| ПЗ (С)
| ЛР
| СР
| Тема 1
| Социология как наука: объект и предмет социологии
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| Тема 2
| Социализация личности. Культура как социальное явление
| 5
| 2
| 2
|
| 1
| Тема 3
| Социальные институты и организации. Социальные нормы и санкции. Социальная дезорганизация.
| 5
| 2
| 2
|
| 1
| Тема 4
| Социальные общности и группы. Межнациональные отношения в современном мире.
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| Тема 5
| Социально - классовая структура общества. Социальные конфликты и способы их разрешения.
| 5
| 2
| 2
|
| 1
| Тема 6
| Политология как наука. Становление и развитие политической науки.
| 5
| 2
| 2
|
| 1
| Тема 7
| Политическая система общества. Субъекты политики.
| 5
| 2
| 2
|
| 1
| Тема 8
| Государство как основной политический институт. Партийная система общества.
| 5
| 2
| 2
|
| 1
| Тема 9
| Международные отношения и геополитика
| 5
| 2
| 2
|
| 1
| Тема 10
| Особенности внешнеполитической стратегии современной России.
| 5
| 2
| 2
|
| 1
| Тема 11
| Политические конфликты.
| 5
| 2
| 2
|
| 1
| Тема 12
| Российская Федерация в настоящее время и в период реформ 1992-1999гг.
| 5
| 2
| 2
|
| 1
|
| Общая трудоемкость
| 62
| 24
| 24
|
| 14
|
|