Наименование
| Мультимедийный интерактивный ресурс по модулю/дисциплине:
«Экономико-математические методы» («финансовых и экономических расчетах») для направлений подготовки: 080200 –«Менеджмент», 270100 –«Строительство» и программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в области оценочной деятельности «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» (ДПО)
|
Концепция
| Мультимедийный интерактивный ресурс по модулю/дисциплине «Экономико-математические методы» направлен на освоение студентами/слушателями математического аппарата для осуществления широкого спектра разнообразных расчетов, с которыми сталкиваются экономисты, финансовые аналитики, антикризисные управляющие, оценщики, эксперты и управляющие недвижимостью в ходе своей профессиональной деятельности.
ММИР предполагает построение всего учебно-методического материала на основе четырехступенчатого цикла Кольба эффективного обучения, который основан на методах активного обучения, подразумевает проблемный подход к изучению материала и состоит из четырех повторяющихся этапов обучения:
Получение личного опыта обучающимся в ходе решения проблемной практической задачи на заданную тему;
Наблюдение, в ходе которого обучающийся анализирует свои ошибки и обдумывает, каких теоретических знаний ему не хватает для решения поставленных задач;
Получение теоретических знаний, их обобщение и осмысление;
Экспериментальная проверка новых знаний и самостоятельное применение их на практике.
Такой подход обеспечивает развитие познавательной и профессиональной мотивации обучаемых, способствовует стимулированию личностного интереса к решению учебных задач, облегчает понимание теоретического материала, а большая наглядность и информативность мультимедийных интерактивных ресурсов делает образовательный процесс увлекательным. Интерактивные элементы обучения и online тестирование помогут преподавателю в процессе обучения получить обратную связь от студента и скорректировать методику и/или методы обучения. В конечном итоге ожидается, что внедрение ММИР повысит эффективность обучения и успеваемость студентов/слушателей по модулю/дисциплине «Экономико-математические методы», а также позволит реализовать гибкий подход к обучению с учетом индивидуальных предпочтений студентов к выбору способов освоения информации.
|
Основные цели создания ЭОР
|
| Обеспечение учебного процесса основными методическими материалами в электронном виде
|
| Обеспечение учебного процесса дополнительными методическими материалами в электронном виде
|
| Мотивация, вовлечение, активизация деятельности студента
|
| Повышение обновляемости материалов, обеспечение их современности
|
| Активизация взаимодействия участников учебного процесса через работу в сети Интернет
|
| Обеспечение групповой (командной) работы
|
| Обеспечение связи с производством (работодателями и технологическими процессами)
|
| Мобильность учебного контента (доступность в любой момент времени на любых устройствах)
|
| Повышение наглядности представления информации
|
| Организация взаимодействия преподавателя с очными и удаленными студентами вокруг образовательного контента в реальном времени
|
| Предоставление возможности самостоятельного освоения учебной информации
|
| Обеспечение связи содержания обучения с контекстом будущей профессиональной деятельности
|
| Контроль текущей активности и успеваемости обучающихся в ходе освоения модуля/дисциплины
|
Результаты обучения, на достижение которых работает продукт
| В результате обучения студенты должны усвоить современные методы финансовых вычислений и приобрести навыки качественного и количественного анализа коммерческих и финансовых операций и математического моделирования экономических процессов.
Знать:
методику и практику использования финансово-экономических расчетов для различных типов финансовых операций;
операции наращения простых и сложных процентов с конвертацией валюты и без;
учет векселей по простым и сложным учетным ставкам и операции математического дисконтирования;
порядок нахождения эффективных процентных и учетных ставок;
методы расчета доходности финансовых операций с учетом инфляции и способы компенсации потерь от инфляции;
методы анализа потоков платежей и нахождения обобщающих параметров финансовых рент;
принципы финансовой эквивалентности обязательств;
методы погашения задолженностей.
Уметь:
проводить финансово-экономические расчеты при решении практических задач;
разрабатывать оптимальные планы финансовых операций;
находить параметры эквивалентного изменения условий сделки;
находить конечные финансовые результаты операции для каждой из участвующих в ней сторон,
выявлять зависимости конечных результатов от основных параметров операции
Владеть:
количественным анализом финансовых операций,
навыками построения моделей количественных оценок доходности финансовых операций.;
навыками расчета обобщающих параметров потоков платежей применительно к различным видам финансовых рент;
умением разработки плана погашения задолженности;
навыками применения методов финансовой математики к решению практических задач.
|
Условия использования ресурса
| ММИР по модулю/дисциплине «Экономико-математические методы» предназначен прежде всего для реализации обучения в синхронном формате с возможностью удаленного участия в обучении посредством интернет-видеотехнологий и доступом к электронным учебно-методическим материалам по дисциплине(в том числе, к видеозаписям лекционных и практических занятий). Данный ЭОР должен содержать все необходимые компоненты для проведения лекций и практических занятий в режиме online. Важным моментом является организация взаимодействия преподавателя с очными и удаленными студентами вокруг образовательного контента в реальном времени.
Допустимо использование ресурса в асинхронном дистанционном формате или при самостоятельном изучении студентами учебного материала.
Размер учебных групп не ограничен количеством мест в аудитории. За счет использования Интернет-видеотехнологий планируется увеличить долю удаленных студентов и расширить географию и контингент слушателей программ ДПО.
Срок обучения по основным образовательным программам составляет 16 недель. Для слушателей курсов повышения квалификации предполагается сокращенный срок обучения в зависимости от форм образовательных программ ДПО: повышение квалификации или профессиональная переподготовка).
Для реализации обучения требуется компьютерный класс с доступом в Интернет и установленным мультимедийным оборудованием, видео- и аудио-системами, кодеком ВКС и др. оборудованием, обеспечивающим отображение мультимедийного материала, интерактивного управления им, организацию аудио-видео трансляций, реализацию активных методов обучения. Такой площадкой может служить инновационная аудитория И-154 (в настоящее время в аудитории осуществляется ремонт).
Минимальным требованиям для проведения занятий в данном формате удовлетворяет аудитория ГУК-110 кафедры ЭУСРН.
|
Структура ресурса
| Главная цель обучения: Усвоение математического аппарата и приобретение навыков качественного и количественного анализа коммерческих и финансовых операций.
I этап обучения:
Цель: Освоение основных понятий, принципов и методов финансовой математики на примере простых финансовых операций;
Информационная часть:
Конспекты лекций,
Презентационные материалы для теоретического обучения в Prezi;
Учебник по финансовой математике;
Библиография и сайтография.
Практическая часть:
Индивидуальное практическое задание , требования к оформлению работы, критерии оценки и примеры решения;
Сборник задач;
Контрольно-оценочная часть:
Тесты для контроля остаточных знаний студентов;
II этап обучения:
Цель: Освоение методов количественного анализа потоков платежей
Информационная часть:
Конспекты лекций,
Презентационные материалы для теоретического обучения в Prezi;
Учебник по финансовой математике;
Библиография и сайтография.
Практическая часть:
Индивидуальное практическое задание , требования к оформлению работы, критерии оценки и примеры решения;
Сборник задач;
Контрольно-оценочная часть:
Тесты для контроля остаточных знаний студентов;
III этап обучения:
Цель: Получение навыков практического применения методов финансовой математики для решения конкретных финансово-экономических задач.
Информационная часть:
Учебник по финансовой математике;
Библиография и сайтография.
Практическая часть:
Темы и задания для групповых проектов;
Сборник задач;
Контрольно-оценочная часть:
Тесты для контроля остаточных знаний студентов. Функциональное назначение элементов ресурса
На этапе получения личного опыта обучающимся предлагается на обсуждение реальная проблемная ситуация на заданную тему. Задание сформулируется в виде кейса, который студенты/слушатели решают по группам в течение 10 минут.
Далее на этапе рефлексии преподаватель выводит решения 3-х групп студентов на устройство отображения (интерактивную панель), комментирует решения и допущенные ошибки и предлагает логику решения задачи.
На этапе теоретического обобщения преподаватель читает лекцию на заданную тему, используя презентационный материал в Prezi.
На последнем этапе активного экспериментирования студенты решают задачи на закрепление материала. Происходит тестирование или контроль остаточных знаний, по результатам которого начисляются баллы, учитывающиеся при допуске студента к экзамену.
Разделы дисциплины (модуля) завершаются индивидуальным практическим заданием. Задание представляет собой интеллект-карту, содержащую всю необходимую информацию для решения задачи и электронную интеактивную форму в виде Excel-файла с пошаговой проверкой и графикой. Условие задачи формулируется текстовом виде, а исходные данные генерируются, исходя из дня, месяца квартала и года рождения студента (количество вариантов не ограничено). Также приводится необходимый теоретический материал, последовательность решения, требования к оформлению работы, критерии оценки и комментарии к решению задачи.
Последний этап обучения завершается работой в командах над проектами на заданную тему с публичной защитой в конце обучения.
Материалы размещаются в системе управления учебным процессом (Hypermethod) или в среде MediaTransformer. Допуск к ним получают все обучающиеся по мере чтения преподавателем дисциплины. Там же размещаются дополнительные материалы Элементы ММИР
Элемент ММИР
| 16 лекций в виде презентационного материала в Prezi
| Тесты для контроля знаний студентов
| 5 типов индивидуальных практических заданий для самостоятельной работы в виде интеллект-карт в Comapping.com,
| 7 тем с указаниями на разработку групповых проектов в Realtimeboard.com
| Конспекты лекций
| Сборники задач по финансовой математике
| Учебники по финансовой математике
| Библиография и сайтография.
|
|
Обеспечиваемые методы обучения
| метод кейсов, проблемные задания
| На I и II этапах обучения используются проблемные задания. Они предваряют теоретический материал и способствуют активизации предметно-практической деятельности обучающихся.
|
командная работа, работа в группах,
| III этап обучения завершается работой в командах над проектами на заданную тему с публичной защитой в конце обучения.
|
совместная разработка контента
| На III этапе обучения в ходе выполнения проектных заданий обучающиеся совместно с преподавателем создают контент на заданную тему, который представляет собой проект в Realtimeboard.com и пояснительную записку к проекту.
|
дискуссии
| На I и II этапах обучения в ходе решения кейсов и на III этапе обучения в ходе публичной защиты проектов происходят дискуссии на заданную тему, целью которых является усвоение содержания в процессе собственной активности
|
метод проектов
| На III этапе обучения используются проектные задания на заданную тему. Проекты разрабатываются в командах и завершаются защитой.
|
публичная защита
| Защита проектов подводит итог обучения и развивает у обучающихся навык публичного представления информации, отстаивания своей точки зрения, убеждения и аргументирования.
|
Сценарии
| сценарий предъявления содержания (траектория изучения, алгоритм навигации)
| Последовательное изучение разделов от простого к сложному в соответствии с планом занятий с предъявлением элементов ресурса, согласно циклу Кольба
|
сценарии взаимодействия обучаемого с ресурсом (с его элементами)
| Обучаемый обращается к ресурсу через Интернет посредством системы Гиперметод или на сайт Mediatransformer с любого мобильного устройства. Он может просматривать теоретический материал в виде презентаций в Prezi, электронных конспектов лекций и учебников. Он может решать online-тесты, скачивать задания в виде электронных интерактивных форм в Exсel для выполнения практических заданий. Обучаемый имеет возможность online-консультации с преподавателем.
|
сценарии сетевого взаимодействия с использованием ресурса
| Взаимодействие обучаемого с преподавателем и другими обучающимися осуществляется через встроенные сервисы Гиперметода (форумы, блоги, чаты, сообщения, вебинары), посредством интерактивных сервисов Realtimeboard, Skype и др.
|
сценарии видео и аудио фрагментов
| Формат проведения занятий предполагает возможность трансляции лекций online с созданием видеозаписи и размещением ее (или ссылки на нее) в системе Hypermethod. Ресурс содержит небольшое «мотивирующее» обращение преподавателя к будущим слушателям на 5-7 мин.
|
Программные продукты и сервисы, которые предполагается использовать при создании ресурса
| Hypermethod
| MathType
|
Hybinar
| Acrobat Reader
|
Prezi
| Пакет Microsoft Office
|
Comapping
| YouTube
|
CorelDraw
| Realtimeboard
|