МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Экономико-математические методы» (ЗФО)
для направлений 080100 Экономика для профиля «Мировая экономика» (баклавриат)
Новочеркасск 2012 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)» УТВЕРЖДАЮ
Проректор по ОД ЮРГТУ(НПИ)
______________ Л.И.Щербакова
__________________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Б 2.2.04 Экономико-математические методы
для направления 080100 Экономика для профиля «Мировая экономика» (бакалавриат) (ЗФО)
Факультет физико-математический Кафедра «Прикладная математика»
Курс 3
Семестр 6
Лекции 6 час.
|
Экзамен – (семестр) Зачет 6 семестр
|
Практические
(семинарские) занятия 4 час.
|
Всего самостоятельной работы 98 час., из них:
плановая работа ___ час.
курсовой проект _____ семестр _____ (час.)
курсовая работа ______ семестр ___ (час.)
реферат ______ семестр ____ (час)
домашнее задание – семестр – час.
индивидуальная работа 95 час.
домашняя работа 3 час.
|
Лабораторные занятия ______ (час.)
|
|
Всего аудиторных 10 час.
|
| ИТОГО по дисциплине 108 час. (с учетом часов на экзамен)
ИТОГО по дисциплине 3 ЗЕТ (с учетом ЗЕТ на экзамен)
2012 г.
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по ФГОС утвержденного ученым советом ЮРГТУ(НПИ) протоколом № 4 от «29» декабря 2010 г. Рабочую программу составил к.т.н., доцент Гузыкина Т.Н. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Прикладная математика» и
утверждена «_____» ________ 2012 г. Протокол № ____________ Заведующий кафедрой __________________________________ А.Н. Ткачев
Содержание
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО В СТРУКТУРЕ ООП 5
1.1 Цели и задачи изучения дисциплины 5
1.2. Краткая характеристика дисциплины и ее место в учебном процессе 5
1.3. Связь с предшествующими дисциплинами 5
1.4. Связь с последующими дисциплинами 7
1.5. Требования к результатам освоения дисциплины 8
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ, ЧАСОВ ЗАНЯТИЙ ПО МОДУЛЯМ И СЕМЕСТРАМ 8
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 8
3.1 Наименование тем лекций, их содержание и объём в часах 8
3.2. Практические (семинарские) занятия, их наименование и объем в часах 9
3.3. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах 9
3.1.4. Разделы курсового проекта, курсовой работы, реферата, домашнего задания, их содержание и характеристика. 9
3.5. Самостоятельная работа студентов 9
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 10
Литература 10
5. УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКИ, НИР. 10
6. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 10
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ 11
7.1. Вопросы или контрольные задания к теме №1 : 11
7.2. Вопросы или контрольные задания к теме №2 : 11
7.3. Вопросы или контрольные задания к теме №3 : 11
7.4. Вопросы или контрольные задания к теме №4 : 11
8. ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ 11
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 11
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО В СТРУКТУРЕ ООП
1.1 Цели и задачи изучения дисциплины Целью дисциплины является
– формирование у студентов мышления разработчиков экономико-математических моделей, освоение методов численной реализации моделей;
– овладение приемами системного анализа производственно-экономических объектов с позиций содержательной интерпретации всех этапов процесса моделирования.
Задачи изучения дисциплины:
– выработка у студентов навыков и профессиональных приемов экономико-математического моделирования и анализа объектов, явлений и проблем различной природы с позиций системного подхода;
– овладение методами численного решения многомерных экстремальных задач с ограничениями.
1.2. Краткая характеристика дисциплины и ее место в учебном процессе Основное внимание при изложении материала курса уделяется двум направлениям экономико-математического моделирования: исследованию операций и анализу систем, который опирается на содержательную интерпретацию всех этапов процесса моделирования систем и методам численной реализации полученных экономико-математических моделей.
На этапе подготовки задачи и формализации ее модели изучаются взаимосвязи исследуемой операции с другими операциями, ее цели, анализируются факторы, относящиеся к ней, производится соизмерение разного рода затрат и результатов, т.е. формируются условия, определяющие допустимость решения и его качество. Кроме того, моделирование систем предполагает рациональную организацию сбора, обработки и накопления информации. Второе направление – методы численной реализации, использует аппарат линейного программирования и динамического программирования.
1.3. Связь с предшествующими дисциплинами Содержание курса «Экономико-математические методы» обуславливает связи со следующими предшествующими дисциплинами:
«Экономика и организация предпринимательской деятельности»;
«Основы управления финансами»;
математический и естественно-научный цикл: «Математический анализ», «Линейная алгебра», «Теория вероятностей и математическая статистика»;
«Методы принятия оптимальных решений»;
«Макроэкономика»;
«Микроэкономика»;
«Статистика»;
«Теоретические основы мирового хозяйства».
Стартовый уровень должен соответствовать следующим требованиям:
знать:
механизмы функционирования экономических отношений в конкретных общественно-исторических условиях,
диалектику взаимосвязей организаций с обществом,
правила создания и функционирования организаций в обществе,
структурное устройство организаций и взаимосвязи с составными структурными звеньями,
нормативно-правовую регламентацию для эффективного ведения хозяйственной деятельности в организациях,
основы математического анализа в части теории функций одной и нескольких переменных, дифференциального и интегрального исчисления, теории пределов и рядов;
основные приемы решения типовых задач.
основные теоретические положения линейной алгебры, допускающие приложение в экономике;
методы решения типовых задач линейной алгебры;
основные положения, теоретические основы теории вероятностей и математической статистики;
типовые приемы решения задач теории вероятностей и математической статистики.
понятийный аппарат микроэкономики;
основные проблемы экономики;
строить модель кругооборота товаров и ресурсов;
роль экономической политики в стимулировании экономического роста.
- систему, основные формы и закономерности функционирования современной мировой экономики и международных экономических отношений (МЭО);
- основные понятия, категории и инструменты мировой экономики и МЭО;
- механизм функционирования международного рынка товаров и услуг, мирового рынка капиталов, рынка труда и мирового валютного рынка, валютно-финансовых отношений в мировом хозяйстве;
уметь:
находить и реализовывать варианты хозяйственных решений о том, как добиться рационального и оптимального увязывания всех элементов хозяйственной деятельности для конкретной организации и в конкретных общественно-исторических условиях, чтобы достигать наилучших экономических результатов работы.
применять инструментарий математического анализа для приближенных вычислений;
использовать методы математического анализа для решения экономических задач.
применять инструментарий линейной алгебры для выполнения приближенных вычислений и анализа;
использовать методы линейной алгебры для решения прикладных задач в экономике;
использовать вероятностные и статистические модели для описания экономических процессов и систем;
– применять методы теории вероятностей и математической статистики для решения задач анализа социально-экономических процессов и систем.
анализировать влияние экзогенных параметров (нормы сбережения, нормы амортизации, темпа роста на селения и темпа технического прогресса) на уровень и темп роста выпуска (и выпуска на одну эффективную единицу труда);
выявлять проблемы социально-экономического развития отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
систематизировать и обобщать информацию по вопросам международных экономических отношений;
владеть:
инструментарием, приемами и методами для оценивания ведения хозяйственной деятельности,
практическими навыками по формированию содержания работы с информацией на уровне конкретных организаций для изучения экономики конкретных организаций
навыками применения методов математического анализа для построения приближенных и иллюстративных микро- и макроэкономических моделей;
методиками модельного анализа состояния предприятий и отраслей, прогнозирования развития экономических явлений, процессов и систем с использованием инструментария математического анализа.
навыками применения математического инструментария линейной алгебры для решения задач микро- и макроэкономики;
методологией построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза динамики социально-экономических процессов и явлений;
навыками применения вероятностного и статистического математического инструментария для решения экономических задач;
методологией построения, анализа и применения вероятностных и статистических математических моделей для оценки текущего состояния и прогноза динамики развития экономических процессов и явлений.
навыками построения концептуальных моделей взаимодействия субъектов экономических отношений;
навыками анализа краткосрочных и долгосрочных последствий кредитно-денежной и фискальной политики, а также шоков совокупного предложения в рамках модели AD-AS;
методами анализа экономической политики, приводящей к инфляции, в рамках динамической модели совокупного спроса - совокупного предложения при наличии статических ожиданий;
категориальным аппаратом мировой экономики и МЭО на уровне понимания и свободного воспроизведения;
навыками построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность отдельных стран и регионов в системе МЭО/
№ п/п
| Наименование дисциплины и ее разделы
| Уровень
знания
| Номера тем изучаемой дисциплины
| Шифр
компетенции
| 1
| Экономика и организация предпринимательской деятельности
| 2
| 1-4
| ПК-13
| 2
| Математический анализ
| 2
| 1-4
| ОК-1, ОК-6, ПК-13
| 3
| Линейная алгебра
| 2
| 1-4
| ОК-1, ОК-6, ПК-13
| 4
| Теория вероятностей и математическая статистика
| 2
| 1-4
| ПК-13
| 5
| Методы принятия оптимальных решений
| 2
| 1-4
| ПК-13
| 6
| Макроэкономика
| 2
| 1-4
| ОК-1
| 7
| Микроэкономика
| 2
| 1-4
| ОК-1
| 8
| Статистика
| 2
| 1-4
| ПК-13
| 9
| Теоретические основы мирового хозяйства
| 2
| 1-4
| ОК-1, ОК-6, ПК-13
|
1.4. Связь с последующими дисциплинами Содержание курса «Экономико-математические методы» является дополнительным материалом или инструментарием для численной реализации моделей при изучении материала следующих дисциплин:
«Институциональная экономика»-7 семестр;
«Менеджмент» - 7 семестр;
«Корпоративные финансы» - 8 семестр;
«Анализ хозяйственной деятельности» - 9 семестр;
«Исследование социально-экономических и политических процессов» - 9 семестр;
«Экономика зарубежных стран» - 10 семестр;
«Международные корпоративные инвестиции» - 8 семестр;
«Государственное регулирование в экономике» - 10 семестр;
«Бизнес-планирование» - 10 семестр.
1.5. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучаемого следующих компетенций:
ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-6 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
ПК-13 способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
– теоретический материал и прикладной аспект основных разделов экономико-математического моделирования производственно-экономических систем;
– методы численной реализации экономико-математических моделей.
Уметь:
– формализовать постановки задач линейного программирования и динамического программирования формализовать в виде моделей;
– численно реализовать задачи линейного программирования и динамического программирования.
Владеть:
– методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью экономико-математических моделей;
– методами количественной оценки результатов экономико-математического моделирования.
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ, ЧАСОВ ЗАНЯТИЙ ПО МОДУЛЯМ И СЕМЕСТРАМ
Семестр
| Темы
| Кол-во ауд. занятий
| Сам. раб
| Итого
| Лек.
| Лаб.
| Пр.
| Всего
| 5
| 1-4
| 6
| –
| 4
| 10
| 98
| 108
| Итого
| 6
| –
| 4
| 10
| 98
| 108
|
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Наименование тем лекций, их содержание и объём в часах
Тема 1.Введение в дисциплину – 0,5 час., УЗ – 2; компетенции ОК-1, ОК-6, ПК-13.
Введение; понятие системы, как объекта экономико-математического моделирования; экономико-математические методы; этапы экономико-математического моделирования.
Литература раздел 4 [1-5]
Тема 2. Линейно-программные модели. – 2 час., УЗ – 2; компетенции ОК-1, ОК-6, ПК-13.
Линейное программирование; производственная интерпретация задачи линейного программирования (ЗЛП); формализация условий задачи; линейно-программная модель; геометрическая интерпретация и решение ЗЛП; частные ЗЛП – транспортная задача, задача о смесях, раскройная задача, станочная задача, распределительная ЗЛП – общая постановка; задачи, сводящиеся к распределительной ЗЛП – станочная, оптимизации машино-тракторного парка, минимизации времени выполнения всей программы работ, распределительная ЗЛП, сводящаяся к транспортной.
Литература раздел 4 [1-5]
Тема 3. Методы численной реализации ЗЛП. – 3 час., УЗ – 2; компетенции ОК-1, ОК-6, ПК-13.
Методы численной реализации ЗЛП; каноническая ЗЛП; метод последовательного улучшения плана – симплекс-метод, содержательная интерпретация симплекс-метода; метод последовательного уточнения оценок – двойственный симплекс-метод; метод искусственного базиса – М-метод; сведение общей ЗЛП к задаче со смешанным базисом.
Литература раздел 4 [1-5]
Тема 4. Динамическое программирование. – 0,5 час., УЗ – 2; компетенции ОК-1, ОК-6, ПК-13.
Динамическое программирование (ДП); основные типы задач ДП – оптимизация распределения ресурса, оптимизация распределения продукции, оптимизация распределения воспроизводимого ресурса; информационное обеспечение задач ДП – параметрическая ЗЛП.
Литература раздел 4 [1-5]
3.2. Практические (семинарские) занятия, их наименование и объем в часах №
| Наименование тем занятий
| Количество часов
| Форма контроля
| Сроки контроля
| Номер компетенции
| Литература
| 1
| Решение ЗЛП симплекс-методом, М-методом.
| 3
| Контрольная работа
| Зачетная сессия
| ПК – 13
| 4 (1-5)
| 2
| Формализация постановок ЗЛП в виде моделей.
| 1
| Устный опрос
|
| ОК-1, ОК-6, ПК-13
| 4 (1-5)
|
3.3. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены
3.1.4. Разделы курсового проекта, курсовой работы, реферата, домашнего задания, их содержание и характеристика. Курсовой проект, курсовая работа, реферат, домашнее задание учебным планом не предусмотрены.
3.5. Самостоятельная работа студентов Самостоятельная работа по учебному плану распределяется следующим образом
Всего (час)
| Плановая (час.)
| Индивидуальная(час.)
| Домашняя работа(час.)
| 98
| –
| 95
| 3
| 1. Плановая самостоятельная работа учебным планом не предусмотрена.
2. Домашняя самостоятельная работа:
подготовка к лекциям – 2 часов ;
подготовка к практическим занятиям – 1 часа.
3. Индивидуальная самостоятельная работа :
подготовка к зачету – 4 час.;
самостоятельное изучение дисциплины – 91 час.
Для самостоятельной работы определены темы:
Тема 1. – 15 часов.
Введение; понятие системы, как объекта экономико-математического моделирования; экономико-математические методы; этапы экономико-математического моделирования.
Литература раздел 4 [1-13]
Тема 2. – 30 часов.
Линейное программирование; производственная интерпретация задачи линейного программирования (ЗЛП); формализация условий задачи; линейно-программная модель; геометрическая интерпретация и решение ЗЛП; частные ЗЛП – транспортная задача, задача о смесях, раскройная задача, станочная задача, распределительная ЗЛП – общая постановка; задачи, сводящиеся к распределительной ЗЛП – станочная, оптимизации машино-тракторного парка, минимизации времени выполнения всей программы работ, распределительная ЗЛП, сводящаяся к транспортной.
Литература раздел 4 [1-13]
Тема 3. – 30 часов.
Методы численной реализации ЗЛП; каноническая ЗЛП; метод последовательного улучшения плана – симплекс-метод, содержательная интерпретация симплекс-метода; метод последовательного уточнения оценок – двойственный симплекс-метод; метод искусственного базиса – М-метод; сведение общей ЗЛП к задаче со смешанным базисом; метод потенциалов для решения транспортной задачи.
Литература раздел 4 [1-13]
Тема 4. – 16 часов.
Динамическое программирование (ДП); основные типы задач ДП – оптимизация распределения ресурса, оптимизация распределения продукции, оптимизация распределения воспроизводимого ресурса; информационное обеспечение задач ДП – параметрическая ЗЛП.
Литература раздел 4 [1-13]
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература Основная
Экономико-математические методы и модели: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика"/ под ред. С. И. Макарова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2009. - 240 с.
Маркин Ю.П. Математические методы и модели в экономике: учеб. пособие для вузов/ М.: Высш. шк., 2007. - 422 с.
Экономико-математические методы и модели. Задачник : учебно-практическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Прикладная информатика (по областям)" и другим специальностям / Под ред. С. И. Макарова и С. А. Севастьяновой; 2-е изд., перераб. - М.: Кнорус, 2009. - 208 с.
Дополнительная
Экономико-математические методы и модели : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. С. Ф. Миксюк, В. Н. Комкова; - Минск: БГЭУ, 2006. - 219 с
Экономико-математические методы и прикладные модели : учеб. пособие для вузов / Федосеев В. В. , Гармаш А. Н. , Орлова И. В. , Половников В. А. ; под ред. В. В. Федосеева; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 304 с.
5. УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКИ, НИР.
Учебная и производственная практика учебным планом не предусмотрены
6. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Модуль
| Вид аудиторных занятий
| Вид интерактивной формы проведения занятий
| Тема
| Часы
| 1
| Лекции
| Проблемная лекция
| понятие системы, как объекта экономико-математического моделирования
| 0,5
| 2
| Пр. з.
| Разбор конкретной ситуации
| частные ЗЛП
| 0,5
| 3
| Пр. з.
| Разбор конкретной ситуации
| метод искусственного базиса – М-метод
| 0,5
| 4
| Лекции
| Проблемная лекция
| Основные типы задач ДП
| 0,5
| Занятия, проводимые в интерактивных формах, составляют 2 ч. (20 %), в том числе в занятия лекционного типа 1 ч. (40 %).
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ 7.1. Вопросы или контрольные задания к теме №1 : 1. Понятие системы, как объекта экономико-математического моделирования;
2. Обзор экономико-математических методов.
3. Этапы экономико-математического моделирования.
7.2. Вопросы или контрольные задания к теме №2 : 1. По постановке ЗЛП формализовать модель ЗЛП.
2. Построить область допустимых решений ЗЛП.
3. Перечислить допустимые решения.
4. Решить ЗЛП геометрически.
7.3. Вопросы или контрольные задания к теме №3 : 1. По модели ЗЛП записать каноническую форму ЗЛП для задачи со смешанным базисом.
2. По канонической форме записать исходную ЗЛП.
3. Построит симплекс-таблицу опорного решения.
4. Решить ЗЛП М-методом.
7.4. Вопросы или контрольные задания к теме №4 : 1. Динамическое программирование (ДП).
2. Основные типы задач ДП – оптимизация распределения ресурса, оптимизация распределения продукции, оптимизация распределения воспроизводимого ресурса.
3. Информационное обеспечение задач ДП – параметрическая ЗЛП.
8. ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ №
| Наименование
| Всего,час.
| 1.
| Подготовка к лекциям
| 2
| 2.
| Подготовка к лабораторным занятиям
| –
| 3.
| Подготовка к практическим занятиям
| 1
| 4.
| Подготовка к семинарским занятиям
| –
| 5.
| Плановая работа
| –
| 6.
| Индивидуальная работа
| 91
| 7.
| Подготовка к зачету
| 4
| ИТОГО
| 98
| 9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Специального оборудования для обеспечения учебного процесса не требуется.
|