Создание энергокластеров как стратегическая задача Р.А. Бурганов,
доктор экономических наук, профессор ФБГОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет» В энергетической стратегии России на период до 2030 года поставлена задача «сформировать новые территориально-производственные кластеры на базе развития энергообеспечивающего и перерабатывающего производства» [1]. Однако, по мнению группы исследователей, «формирование системы управления развитием электроэнергетики происходит в определенной мере стихийно, в отсутствие целевого видения путей ее создания. Это приводит к возникновению проблем при ее функционировании и в конечном счете к снижению эффективности управления развитием электроэнергетической отрасли в целом» [2]. Причинами возникновения этой проблемы стали вертикальная и горизонтальная дезинтеграция электроэнергетики, приватизация производственных мощностей и возникновение множества субъектов хозяйствования и управления в отрасли.
В этих условиях необходимо обращать внимание на опыт создания и функционирования кластерных форм организации производства и общественных отношений в различных регионах страны. Необходимо подчеркнуть, что еще в 1970-х годов термин «кластер» использовался советскими и российскими экономистами - географами А. Горкиным и Л. Смирнягиным и шведскими бизнес-экономистами К. Фредрикссоном и Л. Линдмарком для обозначения скоплений предприятий в пространстве. Сущность кластера раскрывается во многих понятиях, главное в них то, что кластерное образование – это объединение взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга организаций, находящихся в отношениях функциональной зависимости в процессе производства и реализации товаров (услуг). Кластеризация энергоэкономики определяется как создание индустриального комплекса, сформулированного на базе концентрации экономической силы и интересов генерирующих, сбытовых и энергосервисных компаний, организаций кредитно-финансовой сферы, государственных и общественных структур.
В российской экономике прототипами кластеров вполне могут рассматриваться территориально-производственные комплексы (ТПК), которые уже создавались в середине 60-х годов прошлого века. Как говорится, кластеры - это хорошо забытое старое. Единственное и основное отличие в том, что ТПК были созданы в условиях централизованного планирования, а кластеры в реальности должны действовать на основе применения в хозяйственной деятельности предприятий принципов экономической свободы.
В Татарстане было заявлено о формировании четырех отраслевых (секторальных) кластеров: нефтегазохимический; энергетический; автомобилестроительный; IT-кластер [3]. Социально-экономическое развитие каждого кластера предлагается оценивать по специальным для них параметрам. Сегодня энергокластер представлен генерирующими компаниями, инжиниринговыми и монтажно-сервисными предприятиями. Их перечень и значения приведены в таблице 1.
Таблица 1
Перечень и значения параметров развития энергетического кластера
Наименование
якорного предприятия кластера
| Наименование
параметра
| Значение
параметра
к 2015 году
| ОАО «Генерирующая компания»,
ОАО «Сетевая компания»
| Доля экспортной продукции в объеме производимой продукции (поставка электроэнергии за пределы республики ОАО «Генерирующая компания»)
| 100
процентов
| Рост производительности труда (добавленная стоимость на одного занятого)
| в 2,5 раза
| Инвестиции на одного работающего
| 90 тыс. рублей
| Коэффициент локализации
| 100
процентов
| Обеспеченность кадровыми ресурсами
| 100
процентов
|
Источник. Концепция кластерного развития секторов экономики и социальной сферы в Республике Татарстан на 2011 – 2015 годы / Утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.11.2010 № 925/ Отдельно от промышленного цикла рассматривается образовательный кластер энергосектора как автономный узел социально-экономических и институциональных отношений. Хорошими примерами для подражания могут служить мировые образовательные кластеры — Стэнфорд и Беркли в Калифорнии, Кембридж и Оксфорд в Англии. Сосуществование под одной крышей технических и бизнес-факультетов, а также огромного количества инновационных и инвестиционных компаний дает вполне ощутимый экономический результат.
Сценарии развития энергокластера зависит от наличия идейного вдохновителя - "мозга" кластера. Каждый кластер должен иметь лабораторию (отдел) научных исследований стратегических направлений развития кластера в рамках вуза или НИИ.
Повышение требовательности предприятий к уровню подготовки выпускников и связанная с этим их неготовность брать выпускников вузов на руководящие инженерные должности привела к необходимости более тесной интеграции систем непрерывного образования и корпоративного обучения. В Татарстане, среди научно-образовательных каластеров, выделяется кластер подготовки кадров для энергетики (таб. 2).
Таблица 2.
Перечень и значения параметров развития энергокластера
Наименование
учреждения высшего профессионального образования) кластера
| Наименование
параметра
| Значение
параметра
к 2015 году
| Казанский государственный энергетический университет
| Отношение количества выпускников университета к количеству поступивших в него студентов
| 95
процентов
| Количество привлекаемых в учреждение высшего профессионального образования специалистов мирового уровня
| не менее 20 процентов от общего профессорско-преподавательского состава
| Доля студентов, проходящих практику по специализации кластера, в общем числе студентов-практикантов
| 90
процентов
| Доля выпускников, трудоустроенных в организациях, входящих в состав кластера, к общему числу выпускников, закончивших обучение по специализации кластера
| 75
процентов
| Удовлетворенность предприятий качеством подготовки выпускников образовательных учреждений
| 98
процентов
|
Источник. Концепция кластерного развития секторов экономики и социальной сферы в Республике Татарстан на 2011 – 2015 годы / Утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.11.2010 № 925/ Системообразующими образовательными учреждениями, взаимодействующими с предприятиями энергокластера, являются три:
В области начального профессионального образования – поволжский региональный центр подготовки кадров «Энергетик».
В области среднеспециального образования – Казанский энергетический техникум (КЭТ).
В области высшего профессионального образования – КГЭУ. С целью интеграции вуза в систему современных связей с производством подписаны «Соглашения о сотрудничестве в образовательной, научной и научно-практической сферах» со всеми энергетическим компаниями республики» [4].
В соответствии теории экономической концентрации кластерный подход не предполагает противопоставление крупных предприятий средним и мелким, а подразумевает формирование крупных производств на основе привлечения малого и среднего бизнеса к реализации единых программ развития с крупным бизнесом. Отсюда возникает возможность повышения эффективности мелких и средних предприятий на основе интенсификации их деятельности в рамках крупных воспроизводственных комплексов. Кластеры фирм позволяют безболезненно вовлекать мелкие и средние предприятия в сферу влияния крупных предприятий и объединений.
Наиболее сложной задачей требующий творческого процесса и понимания связей различных отраслей и организации является определение границ энергокластера. В условиях усиления межрегиональных и межотраслевых связей кластер не может существовать только на уровне региона. Нужна межрегиональная кластеризация. Оптимальное использование межрегиональных энергетических связей, посредством расширенной и модернизированной энерготранспортной инфраструктуры является основой межрегиональной кластеризации. Татарстан может стать «кластерообразующей» территорией.
Положительным итогом образования кластера является полная и ритмичная загрузка производственных мощностей в пределах каждого предприятия и, как следствие увеличение объема производства; гибкость энергопроизводства с большими возможностями диверсификации; прозрачность вклада каждого предприятия в стоимость конечного продукта, что привлекает инвестора.
На механизм функционирования энергокластера влияют экзогенные и эндогенные факторы, и предопределяющие технико-технологические, экономические, нормативные и организационные методы ее регулирования. Эндогенные факторы связаны с организационными мероприятиями по комбинированию ресурсов и производства, экзогенные факторы – с организационно-управленческими мероприятиями, экономической конъюнктурой, структурой общественного производства и функционированием рыночного механизма. При этом особую роль играет государство, которое, с одной стороны, ограничивает негативное влияние кластеров на конкуренцию путем проведения антимонопольной политики, с другой, - создает условия для увеличения экономического потенциала кластера посредством проведения промышленной политики.
Раскрытие взаимосвязи производственной и рыночной основ развития кластеров дает ключ к проведению согласованной антимонопольной и промышленной политики в интересах формирования оптимальных воспроизводственных структур в различных секторах национальной экономики в условиях рыночной трансформации национальной экономики и глобализации экономических отношений и процессов.
Жизненный цикл кластеров определяется в огромной мере сменой режимов научно-технического прогресса. Прогнозный аспект диагностики конкурентоспособности кластеров является, поэтому исключительно важным. Оценка конкурентных преимуществ в динамике фактически эквивалентна поиску механизмов подключения энергоэкономики к научно-техническому прогрессу на его новом ветке. Это требует разработки детализированного глобального прогноза научно-технического развития современной цивилизации с последующим его согласованием с информацией о кластерном потенциале региона.
Важным направлением анализа является научное прогнозирование развития энергокластера. Но в настоящее время сценарии развития энергокластера не выработаны. Моделирование процессов взаимодействия предприятий в энергокластерах очень затруднено, но базе осуществления общих инвестиционных проектов это возможно. Условно можно выделить следующие показатели сценариев развития кластера (таблица 3).
Таблица 3
Сценарии развития энергокластера
Показатели
| Оптимистический
| Пессимистический
| Рост доли производства энергокластера
|
|
| Число лиц (выпускников), проходящих через непрерывное образование (школа – техникум-вуз- работа)
|
|
| Независимый рейтинг кластера
|
|
| Доля государственных и частных расходов на одного выпускника кластера
|
|
| Доля государственных расходов в финансировании деятельности кластера
|
|
| Обеспечение отраслей энергетики выпускниками кластера
|
|
| Уровень компетентности выпускников кластера
|
|
| и т.д.
|
|
|
Финансово-экономическая выгодность вхождения предприятий энергетического сектора в кластерные образования предопределяет рыночное поведение хозяйствующего субъекта. Энергокластер могут эффективно функционировать только тогда, когда он создается по инициативе снизу, когда сами предприятия для повышения своей конкурентоспособности приходят к необходимости объединения в кластер. Стимулом к вхождению в кластер может быть необходимость снижения операционных затрат.
Таким образом, кластерный подход способен самым принципиальным образом изменить содержание энергетической политики. Правительство должно концентрировать свои усилия не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимосвязи между участниками рынка, между частным и общественными секторами экономики. Список литературы
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года // Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р.
Волкова Е.Д., Захаров А.А., Подковальников С.В., Савельев В.А., Семёнов К.А., Чудинова Л.Ю. Система и проблемы управления развитием электроэнергетики // Проблемы прогнозирования. 2012.- № 4.
Концепция кластерного развития секторов экономики и социальной сферы в Республике Татарстан на 2011 – 2015 годы / Утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.11.2010 № 925/
Абдуллязанов Э.Ю. Развиваясь совместно с энергосистемой // Наша энергия, 2012, № 9. С.5.
|