Скачать 0.5 Mb.
|
На правах рукописи Посмитная Светлана Леонидовна ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЗРОСЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРАЦИОННОЙ МОДЕЛИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ) 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Хабаровск 2009 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
Защита состоится «_24__» декабря 2009 г. в _____ часов на заседании Диссертационного совета Д 212.293.01 в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» по адресу 680000, Россия, г. Хабаровск, ул. К. Маркса, 68. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дальневосточного государственного гуманитарного университета, а также на сайте www.khspu.ru Автореферат разослан «____» _______ 2009 года Учёный секретарь диссертационного совета Е.В.Елисеева Общая характеристика исследования Актуальность темы исследования. Образование как «социальная деятельность, ведущая к построению гражданского общества и развитию гражданской идентичности человека в изменяющемся мире» (А.Г. Асмолов) подразумевает экстраполяцию и осмысление социально-политических понятий «демократия», «гражданское общество», «гражданская идентичность» в педагогическом аспекте. Демократизация общественных отношений предполагает наличие социального партнерства, основанного на паритетности интересов человека, общества и правового государства. Формирование правового государства направлено на установление в обществе социальной справедливости через предоставление человеку и социальным институтам законодательно закрепленных прав и свобод. Критерием гражданского общества – «инженерии согласия» (Ю. Хабермас) и «способа сотрудничества» (Ю.М. Резник) – является способность человека интегрироваться в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства. Способность к интеграции определяется наличием следующих характеристик гражданской идентичности: правосубъектность – умение участвовать в договорных и правовых отношениях; свободоспособность – умение осуществлять свободный выбор в условиях общепринятых норм и норм «абсолютной морали»; гражданственность – умение устанавливать равновесие (баланс) между пониманием личной обособленности, самостоятельности (т.е. личного «хочу») и своей причастностью к обществу (т.е. общественного «надо»). Эти «ментальные эффекты» (А.Г. Асмолов) человек приобретает в процессе социального взросления. Признание гражданской идентичности ведущей целью и ценностью образования, а школьный возраст – благоприятным временем социального взросления человека привлекли внимание педагогической общественности к вопросу о гражданском образовании как о ресурсе демократии (А.И. Галаган, К.Х. Делокаров, Дж. Дьюи, Дж. Патрик) и о моделях его реализации. Однако распространенное сегодня представление о гражданском образовании как о гражданско-правовой социализации школьников (А. Гутников, А.И. Кравченко, О.В. Мушинский, А.Ф. Никитин, Я. Соколов, Н.И. Элиасберг и др.) и его реализация в виде имплицитной и предметной моделей (А.С. Аникеев, Л.Н. Боголюбов, Т.В. Болотина, А.Н. Иоффе и др.) не позволяют расценивать школьное гражданское образование как «ресурс демократии». Являясь ведущей компонентой гуманитарного образования, такое гражданское образование нацелено на урегулирование взаимоотношений между гражданской личностью и правовым государством, а не на обретение человеком способности к жизнедеятельности в условиях гражданского общества как «инженерии согласия» или «способа сотрудничества». Недооценка гражданского образования как педагогического условия обретения ребенком способности к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства является следствием выявленных нами противоречий:
Выявленный нами комплекс противоречий определяет проблему: отсутствие теоретико-практического обоснования гражданского образования как педагогического условия социального взросления школьников в период очевидной востребованности обществом личности, способной к жизнедеятельности в условиях изменяющегося мира, – и тему исследования. Объектом исследования является процесс социального взросления человека в его педагогической интерпретации. Предметом исследования – теория и практика гражданского образования как педагогического условия социального взросления школьников. Цель исследования: теоретическое обоснование гражданского образования как педагогического условия социального взросления школьников и экспериментальная проверка модели его реализации. Задачи исследования:
Гипотеза исследования. Гражданское образование, нацеленное на становление гражданской идентичности школьника в процессе его социального взросления, сможет помочь ему обрести способность к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства при следующих условиях:
Методологическая база исследования. Гуманистические идеи постиндустриального общества, которые в качестве главного условия развития современной цивилизации выдвигают возрождение гуманизма как глобального мировоззрения и системы нравственных ценностей. Взгляды на гражданское общество как общество социального партнерства, на социальное взросление – как на процесс обретения человеком способности к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства. Подходы к гражданской идентичности как ценности–цели и прогнозируемому результату гражданского образования школьников. Теоретические основы исследования. Гражданское образование является объектом внимания государственных и общественных деятелей, ученых и педагогов-практиков. В рамках гуманистической теории постиндустриального общества мы опирались на исследования о месте и роли человека в обществе (Т. Гоббс, Дж. Локк, Н. Макиавелли, Ж.Ж. Руссо и др.), о гражданском обществе как «способе общения» (Ю.М. Резник) и «инженерии согласия» (Ю. Хабермас, Дж. Патрик и др.), об образовании как социокультурном институте становления человека (Б.С. Гершунский, М.П. Гурьянов, К.Х. Делокаров, Дж. Дьюи, Л.Н. Куликова, Л.А. Степашко, Г.Н. Филонов и др.) и эффективном ресурсе демократии (А.И. Галаган, К.Х. Делокаров, Дж. Дьюи, Дж. Патрик и др.). Данные исследования в нашей работе выступают как основополагающие в педагогической интерпретации социально-политических аспектов темы и понятия «социальное взросление ребенка». Вместе с тем нам нужно было систематизировать исследования в области гражданского общества и гражданской идентичности личности для педагогической интерпретации понятия «социальное взросление ребенка». Рассматривая школьное сообщество как «микромодель» гражданского общества, а школьника – как субъекта социального партнерства, мы понимаем социальное взросление ребенка как процесс обретения им способности к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства. Вопрос о самосознании как о внутреннем (личностном) регуляторе поведения человека в обществе исследуется в научных трудах о развитии социальности (Т.В. Адорно, Н.И. Сарджвеладзе, А.А. Налчаджян) и субъектности личности (И.С. Кон, В.С. Мерлин, В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман), социальной (В.С. Агеев, П. Бергер, Т.С. Баранов, Ю.Л. Качанов, В.С. Мухина, А.А. Налчаджян, Ж. Лакан, В.А. Ядов) и личностной идентичностей человека (И.В. Антонов, В.С. Мухина, Э. Эриксон, К. Юнг). Эти исследования дополняют теоретические и экспериментальные работы отечественных и зарубежных ученых в области самосознания. Среди них в контексте проблематики нашего исследования мы выделили теории «зеркального Я» (Ч. Кули), «конфликтного Я» (В.В. Столин), «диспозитивного Я» (В.А. Ядов), «когнитивного диссонанса» (Л. Фестингер), «интегральной индивидуальности» (В.С. Мерлин), «эмпирической личности» (А.Б. Орлов), ролевого расчленения «образа Я» (А.Г. Асмолов, А.В. Петровский), «гибкой «Я-концепции» (Ю.М. Орлов). Многообразие философских, психологических, социальных и педагогических теорий нуждается в систематизации для моделирования педагогического процесса, содействующего обретению человеком способности к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства, для определения этапов социального взросления и критериев их педагогической диагностики у детей школьного возраста. Представления об образовании как об особом роде психопрактики, меняющей реальную действительность (А.Г. Асмолов, Л.Ф. Вязникова и др.), психологические исследования в области деятельности (Б.Г. Ананьев, М.Я. Басов, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, А.А. Смирнов и др.), теория «Зона ближайшего развития» С.Л. Выготского, а также исследования в области педагогической поддержки (Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, О.С. Газман, Н. Михайлова, А.В. Мудрик, С. Юсфин и др.), школьной социокультурной среды (Б.С. Гершунский, К.Г. Столыпина и др.), гражданского образования с позиции единства обучения и воспитания (А.С. Аникеев, А.Ф. Ахметова, Л.Н. Боголюбов, Т.В. Болотина, Н.М. Воскресенская, Е.Е. Вяземский, А.Н. Иоффе, Н.В. Семенова, И.В. Следзевский и др.), «идеального образа» гуманитарного образования (В.П. Зинченко, В.В. Ильин, М. Мамардашвили, О.Ю. Стрелова, В.И. Уколова и др.) являются основой для разработки интеграционной модели гражданского образования школьников, направленной на ускорение их социального взросления. Методы диссертационного исследования. На теоретическом этапе исследования нами использовались системно-структурный анализ моделей гражданского образования в Российской Федерации, сравнительный анализ концепций гражданского образования; компонентный анализ феноменов «социальное взросление ребенка» и «самосознания личности»; метод конструирования интеграционной модели гражданского образования для младших школьников. На эмпирическом этапе исследования применялись наблюдение, опросные и измерительные методы, педагогический эксперимент. Наиболее существенные результаты исследования: теоретическое обоснование гражданского образования как педагогического условия социального взросления школьников (педагогическая интерпретация понятия «социальное взросление ребенка», закономерности социального взросления, критерии диагностики уровней самосознания школьников); модель социального взросления младших школьников; интеграционная модель гражданского образования младших школьников. Научная новизна исследования состоит в педагогической интерпретации понятия «социальное взросление ребенка»; в теоретическом обосновании гражданского образования как педагогического условия социального взросления школьников. Теоретическая значимость исследования состоит в формулировании педагогических закономерностей социального взросления ребенка; в психолого-педагогической характеристике этапов социального взросления человека; в разработке критериев педагогической диагностики этапов социального взросления у детей школьного возраста; в разработке методики исследования результатов социального взросления школьников, в разработке концепции интеграционной модели гражданского образования младших школьников на основе учебного курса. Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении интеграционной модели гражданского образования младших школьников в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края; в подготовке учебно-методического комплекса к авторскому пропедевтическому курсу «Край, в котором я живу», реализующему интеграционную модель гражданского образования; в создании сайта http://www.dvbook.ru, содержащего теоретико-практические материалы для учителей начальной школы; в подготовке учебно-методических материалов для студентов педагогических вузов и учителей начальных школ по проблемам гражданского образования школьников. Обоснованность и достоверность научных положений и практических рекомендаций обеспечены современными исследованиями философов, психологов, педагогов о проблемах гражданского общества, социального взросления человека, становления гражданской идентичности личности и ее самосознания, а также использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, цели и логике исследования. Презентация результатов исследования. На международном уровне: НПК «За гражданское образование» (Красноярск, 1998 г., доклад), «Ценностные основания гражданского образования и воспитания: междисциплинарный подход» (Хабаровск, 2001 г., пленарный доклад), семинар «Мозаика культур» (Хабаровск, 2005 г., мастер-класс), стажировка по гражданскому образованию (США, 2004 г.). На всероссийском уровне: публикации в профессиональных СМИ, участие в ФЭП (Владивосток,1998 г., презентация проекта «Я – гражданин»), Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации–2001» (диплом лауреата), круглый стол «Роль образования в развитии гражданского общества и государства» (Якутск, 2005 г.), VII Всероссийская НПК студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2006 г.). На региональном и краевом уровнях: разработка «Дополнительных краевых требований к стандарту образовательной области «Обществознание» (министерство образования края, 2002 г.) и учебно-методических комплексов по граждановедению для младших школьников к курсам «Я–гражданин» и «Край, в котором я живу» («Частная коллекция», 1998–2006), публикации в журналах ХК ИППК ПК, курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений (ХК ИППК ПК, 2004–2006) и педагогов начального профессионального образования Краевого научно-методического центра (2005–2007), участие в семинаре «Гражданско-правовое образование и воспитание учащихся средствами гуманитарных дисциплин и курса ОБЖ» (Краевой научно-методический центр, 2006 г., доклад), организация краевого конкурса «Большой урок для маленького гражданина» и «Заочной школы юного гражданина» (гранты ДВ-ИСАР, 1999–2001), семинары для учителей Хабаровского края (1999–2009). На городском уровне: НПК «Формирование демократической культуры и гражданской ответственности на уроках гуманитарного цикла» (Хабаровск, НМИЦ, 2002 г.), «Гражданское воспитание» (ХК ИППК ПК, 2004 г.), консультации с руководителями управления образованием г. Хабаровска (2009), круглые столы «Духовно-нравственное развитие населения г. Хабаровска в 2006–2015 гг.» и «Образ патриота» (Городская дума, 2005 г.), выступления на педагогических советах, методических объединениях и родительских конференциях МОУ СОШ № 52, 54, 85 и МОУ гимназия № 3, семинарах и круглых столах с педагогами начальных школ (ГНМЦ, 2001–2009), преподавание граждановедения в начальных и средних классах общеобразовательных учреждений (МОУ СОШ № 54, 80, МОУ гимназия № 3). |