Скачать 1.21 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С. П. КОРОЛЕВА» В. Д. Богатырев ЗАДАЧИ И ТЕСТ Ы по ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ЧАСТЬ 1. МИКРОЭКОНОМИКА Методические материалы к практическим занятиям САМАРА 2007 Составитель: В. Д. Богатырев УДК 330.1 ББК У010.4 Задачи и тесты по экономической теории. Часть 1. Микроэкономика: Метод, материалы к практическим занятиям / Самар. гос. аэрокосм, ун-т; Сост. В. Д. Богатырев. Самара, 2007. - 68 с. Методические материалы содержат задачи и тесты по основным темам раздела «Микроэкономика» дисциплины «Экономическая теория». Материал охватывает следующие темы: «Теория спроса и предложения», «Теория потребления», «Теория производства», «Издержки фирмы», «Прибыль фирмы», «Процентная ставка и инвестиции», «Внешние эффекты». Изложенный материал полностью соответствует новым требованиям государственного стандарта и учебному плану специальностей «Менеджмент организации» и «Математические методы в экономике». Методические материалы предназначены для подготовки и проведения практических занятий, для самостоятельной работы студентов и подготовки к экзаменам. Работа выполнена на кафедре экономики СГАУ. Печатается по решению редакционно-издательского совета Самарского государственного аэрокосмического университета. Рецензенты: к.э.н., доцент Гераськин М. И. СОДЕРЖАНИЕ Общие сведения 4
Список рекомендуемой литературы 67 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Представленные задачи и тесты составлены в соответствии с новыми требованиями государственного стандарта и учебного плана специальностей «Менеджмент организации» и «Математические методы в экономике» на факультете экономики и управления СГАУ по дисциплинам «Экономическая теория» и «Микроэкономика-2». Методические материалы рекомендуется использовать для самостоятельной работы студентов, при проведении опросов и контрольных работ. 1. МИКРОЭКОНОМИКА. ПРЕДМЕТ И МЕТОД /. /. Экономическая теория — наука, изучающая экономические взаимоотношения между людьми, возникающие при производстве и распределении благ, и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности. Экономическая теория включает два основных раздела: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает деятельность отдельных экономических субъектов: предприятий и домашних хозяйств. Макроэкономика изучает хозяйственные отношения на уровне региона, государства.
1.6. Социально-экономические институты — системы соглашений и правил, принятые обществом, которые регулируют экономическое поведение (вводят ограничения посредством законов, договоров, традиций).
Рынок непосредственно соединяет производителей и потребителей, которые с помощью цен, прибылей и убытков решают основные экономические проблемы. В рыночной экономике нет структур, которые бы занимали место между производственной сферой и потребителями, диктуя им, что и как производить и для кого предназначена произведенная продукция. Необходимым условием существования рынка является свободный обмен ресурсами. Только он позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности. 1.9.1. Главная функция рынка — ценообразование. Цены формируются в результате взаимодействия спроса и предложения и, в свою очередь, выполняют ряд функций: информационную, стимулирующую, распределительную. Рыночная цена — цена на однотипный (стандартный) товар или услугу, сложившаяся на изучаемом рынке. Номинальная цена — текущая цена, по которой приобретаются продукты и услуги. Реальная цена — цена, приведенная к уровню цен базисного года с помощью индекса потребительских цен. 1.9.2. Основные рынки: рынок товаров и услуг предполагает функцио- нирование товарных бирж, оптово-розничной торговли, маркетинговых организаций; рынок факторов производства предполагает торговлю стан- ками, машинами, оборудованием, наличие бирж труда, риэлторских агентств; финансовый рынок предполагает функционирование банков и фондовых бирж. Схема взаимодействия субъектов на основных рынках представлена на рис. 1. Государство налоги, товары => <= оплата товаров ; налоги, труд зарплата => Рынок товаров и услуг товары => <= оплата товаров г оплата товаров товары=> Фирма Домохозяйство оплата ресурсов: <= ресурсы Рынок факторов производства - капитал, труд дивиденды => зарплата ==> Финансовый рынок депозиты => <= кредиты <= вклады % по вкладам=>
Таблица 1 - Эластичность спроса по цене 2.12. Эластичность предложения по цене представляет собой процентное изменение объема предложения товара, обусловленное однопроцентным изменением его цены при неизменности других факторов, влияющих на объем предложения. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Решение: 1) По определению эластичности:
3) Равновесная цена р* - цена, при которой спрос равен предложению: QD(P') = Qs(p') =18 тыс. тонн. Объем продаж при равновесной цене - объем спроса и предложения, выраженный в денежных единицах: D(p) = S(p) = QD(p). р = Qs{p)- р = =18 000-100=1 800 000 долларов. Ответ: равновесная цена р =100 долларов за тонну, равновесный объем продаж - 1 800 000 долларов. 4) При фиксированной цене р=%0 долларов за тонну спрос составит QD{p) = 20 тыс. тонн, предложение составит Qs(p) = 16 тыс. тонн. Следовательно, будет дефицит QD(p) > Qs(p), размер дефицита: QD(P)-C?s(p) = 20-16 = 4 тыс. тонн. Ответ: размер дефицита 4 тыс. тонн. Пример 2.2. Спрос описывается функцией QD(p) = 50-10р. Какую цену установит монополист, сколько товара он продаст, если в наличии есть 50 единиц? Решение: При монополии монополист сам устанавливает цену на производимую им продукцию так, чтобы его доход был максимальным. Доход продавца от продажи товара на рынке равен объему спроса, выраженному в денежных единицах: D(p) = QD(p)p = (50~10p)-p. Для нахождения максимума функции необходимо взять производную и приравнять ее к нулю: 5ад=50-20р,М£_2 = 50-20/ дР = о. др
а) отменой дотаций потребителям; б) снижением цены на товар-заменитель; в) снижением производства; г) снижением цены на дополняющий товар. 2.17. Смещение кривой спроса на газированные напитки может быть вызвано: а) ростом предложения; б) ростом доходов населения: в) уменьшением доходов населения; г) снижением предложения. 2.18. Смещение кривой предложения к оси цен может быть вызвано: а) ростом затрат производства; б) уменьшением дотаций потребителям; в) уменьшением затрат производства; г) увеличением дотаций потребителям. 2.19. Рост спроса от равновесного состояния приведет к: а) снижение цен и объемов продаж; б) снижение цен и рост объемов продаж; в) рост цен и объемов продаж; г) рост цен и снижение объемов продаж. 2.20. Снижение предложения от равновесного состояния приведет к: а) снижение цен и объемов продаж; б) рост цен и объемов продаж; в) снижение цен и рост объемов продаж; г) рост цен и снижение объемов продаж. 2.21. Цена на одежду возрастет в результате: а) роста предложения одежды; б) появления новых технологий; в) повышения доходов населения; г) снижения спроса на одежду. 2.22. Что понимается под спросом в рыночной экономике: а) общественный механизм взаимодействия покупателей и продавцов; б) желание покупателей приобрести какой-либо товар; в) потребность и возможность покупателей приобрести блага; г) бюджетные возможности покупателей? 2.23. Кривая спроса показывает, что: а) покупатели покупают больше товара по низким ценам, чем по вы- соким; б) продавцы предлагают больше товара по высоким ценам, чем по низким; в) если товары высокого качества, то у них высокая цена; г) изменение цены на хлеб мало изменит величину спроса на этот про- дукт. 2.24. Что понимается под эластичностью спроса: а) изменение равновесной цены; б) изменение равновесного объема; в) изменение спроса на рынке; г) изменение объема спроса в зависимости от изменения цены? 2.25. Если рыночная цена опускается ниже равновесного уровня, то а) возникает товарный дефицит; б) возникает избыток товаров; в) объем продаж равен объему спроса; г) объем продаж равен равновесному уровню. 2.26. Предполагается, что правительство регулирует цены на говя- дину и птицу, устанавливая их ниже равновесного уровня. Что произой- дет на рынке - возникнет дефицит или избыток этих товаров, что про- изойдет с ценой на свинину: а) дефицит, цена на свинину снизится; б) дефицит, цена на свинину повысится; в) избыток, цена на свинину повысится; г) избыток, цена на свинину снизится? 2.27. Правительство, заботясь об отечественных производителях, директивно повысило цены на холодильники отечественного производст- ва. На рынке импортных холодильников при прочих равных условиях цены: а) увеличатся при росте объема продаж; б) не изменятся; в) увеличатся при падении объема продаж; г) снизятся. 2.28. Дефицит на товарном рынке — это: а) производство превышает потребление; б) спрос больше предложения; в) товаров всем не хватает; г) предложение больше спроса. 2.29. При директивном установлении минимальной цены на товар X, ниже которой производители не могут его предлагать покупателям, причем на уровне ниже настоящей равновесной цены, объем продаваемо- го товара: а) уменьшится; б) не изменится; в) увеличится; г) изменится в любую сторону. 2.30. Ценовая эластичность спроса будет выше: а) на товары первой необходимости, чем на предметы роскоши; б) когда потребители используют товары с наибольшей пользой для себя; в) чем менее необходим товар потребителю; г) чем меньше на рынке товаров-конкурентов. 3. ТЕОРИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ
MU = 8UxU(Q + AQ)-U{Q)=AU_ ду = ? dQ AQ AQ где AU — приращение полезности, AQ — приращение количества потребляемого блага, Q — количество потребляемого блага.
Уравнение бюджетной линии в общем виде: Р&+Р&=1- 3.9. Эффект замены (замещения) —замена одного блага другим, обу- словленная изменением их относительных цен. Понижение цены блага вызывает рост объема спроса на него. Более низкая цена одного блага при неизменных ценах на другие блага повышает его привлекательность, стимулирует потребителей заменить подеше- вевшим благом другие блага, оказавшиеся относительно более дорогими. 3.10. Эффект дохода — изменение реального дохода потребителя вследствие изменения цены на потребляемые блага. Если денежный доход потребителя неизменен, то повышение цен означает уменьшение реального дохода, выражающего действительное количество благ, которое можно приобрести на его денежный доход. Когда цена блага растет при неизменном денежном доходе, то реальный доход потребителя понижается, и он будет сокращать потребление почти всех благ. Это и есть эффект дохода, показывающий, как изменение цены влияет на величину спроса с учетом изменения реального дохода потребителя. 3.11. Задача потребительского выбора (как потратить ограниченные средства так, чтобы получить наибольшее удовлетворение) представля- ет собой поиск потребительского набора (Q^Q2), который бы давал максимальную полезность при ограничении на доход 1 и ценах на товары Pl и Р2 соответственно: U{Q„ Ш- |
Тесты по Экономической теории, раздел «Микроэкономика». Выполненные... Материалы по дисциплине «Микроэкономика» для самостоятельной работы студентов бакалавриата заочного отделения, обучающихся по направлению... | Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» Русский язык и культура речи: Методические указания к практическим занятиям / Сост. Т. В. Латкина; Волгоград гос техн ун-т. – Волгоград,... | ||
Методическое пособие для студентов магистратуры, изучающих дисциплину м б. 01 «Микроэкономика» Экономика и структура экономической науки. Предмет экономической теории. Методы экономической теории | Методические указания к семестровым и практическим занятиям рпк «Политехник» Правоохранительные органы рф: Методические указания к семестровым и практическим занятиям / Сост. – И. И. Евтушенко; Волгоград гос... | ||
Тесты по курсу «Микроэкономика» Метод проектов способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться... | Методические рекомендации по практическим занятиям для студентов... Направляющие системы электросвязи: методические рекомендации по практическим занятиям для студентов специальностей 210400. 62, 210406.... | ||
Планы семинарских занятий по курсу экономическая теория микроэкономика, часть 1 Данное методическое пособие составлено в помощь студентам 1 курса факультета экономики и управления ргу нефти и газа им. И. М. Губкина,... | Российской Федерации Самарский государственный технический университет... Проектирование технологии сборки изделий: Метод посбие, курс и дипл проектир. / Самар гос техн универс. Сост. И. К. Рыльцев, Самара,... | ||
Планы семинарских занятий по курсу микроэкономика, часть 1 Для студентов 1 курса факультета Данное методическое пособие составлено в помощь студентам 1-го курса факультета экономики и управления ргу нефти и газа им. И. М.... | Планы семинарских занятий по курсу экономическая теория микроэкономика,... Данное методическое пособие составлено в помощь студентам1-го курса факультета экономики и управления ргу нефти и газа им. И. М.... | ||
Рабочая программа по элективному курсу «Основы экономической теории»... «Основы экономической теории» составлена на основе авторской программы курса С. И. Иванова, М. А. Скляра «Основы экономической теории»/... | Контрольно-измерительные материалы Российское предпринимательское право: учеб метод комплекс для студ юрид ф-та Перм гос ун-та спец. «Юриспруденция» / авт сост. В.... | ||
Программа дисциплины Прикладная микроэкономика Спецкурс " Прикладная микроэкономика " предназначен для студентов 2 курса магистратуры гу-вшэ. Курс рассчитан на студентов, знакомых... | Методические материалы Дисциплина производство продукции растениеводства Пособие к лабораторно – практическим занятиям по растениеводству и кормопроизводству часть I. злаковые хлебные и крупяные культуры... | ||
Тема: «Селекция» Устинов, Ю. Ф. Практикум по теории механизмов и машин [Текст]: учеб пособие к практическим занятиям для студ немашиностроит спец... | Практикум по теории механизмов и машин воронеж 2005 Федеральное агентство по образованию Устинов, Ю. Ф. Практикум по теории механизмов и машин [Текст]: учеб пособие к практическим занятиям для студ немашиностроит спец... |