Скачать 172.67 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА комбинированного урока по дисциплине: «История» тема: «Великие географические открытия » Автор: преподаватель общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин, ст. Брюховецкая 2013год.
Рецензенты: Орехова Л.Е., преподаватель общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин ГБОУ СПО «БАК» КК, высшая категория Попова Р.А., преподаватель общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин Брюховецкого филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», высшая категория В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного урока с применением интерактивной доски и элементов мультимедийных технологий. Данная методическая разработка рекомендуется для преподавателей и студентов при изучении социально-экономических дисциплин для всех специальностей ССУЗов. Может использоваться как основной и вспомогательный материал для проведения открытых уроков, внеклассных мероприятий по учебной работе. Содержание.
Введение В настоящее время практически каждый учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. На мой взгляд это связано со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях малого количества предметных часов и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности учащихся. Арсенал форм современного учителя истории должен не только обновляться под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформироваться в сторону необычных форм преподнесения учебного материала, с применением интерактивной доски и элементов мультимедийных технологий. В начале XXI века современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера уже не обойтись. Одним из способов применения информационных технологий на уроках истории является опережающее задание в форме создание студентами презентаций. Здесь презентация выступает как образовательный продукт урока. Учащиеся анализируют предложенную информацию, в том числе Интернет-ресурсы в соответствии с поставленными вопросами. Результаты деятельности оформляются ими в виде презентации. Очевидным преимуществом подобного подхода можно признать самостоятельную творческо-поисковую работу учащихся, а также вполне очевидный созидательный результат. Педагогическое применение программы PowerPoint для выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности для школьников. При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки: критическое осмысление информации, выделение главного в информационном сообщении, систематизирование и обобщение материала, грамотное представление имеющейся информации, Цели данного урока: учебная: сформировать у учащихся представление об эпохе Великих географических открытий и показать её значение во всемирной истории. воспитательная: привитие учащимся идеи гуманизма, веротерпимости, уважительного отношения к культуре, традициям других народов; воспитывать стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний. развивающая: способствовать развитию умения работать с текстом, картой, дополнительной литературой, развивать навыки самостоятельной работы, устанавливать причинно следственные связи, делать выводы. деятельностная: приобретение умений анализировать положительные и отрицательные последствия Великих географических открытий. Планируемые результаты. Учащиеся узнают о выдающихся мореплавателях 15 -16 века, вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы, спорные вопросы. Отрабатывают умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, тезисах и т.д.), совершенствуют умение работы с различными источниками, анализируют полученную информацию и делают выводы. Учатся объективному оцениванию деятельности исторических личностей. Подготовительный этап. Подготовка преподавателя Прежде всего, определяется тема урока. Затем разрабатывается поурочный план, где следует обдумать цели занятия, материал для введения, раздаточный материал. Подготовить презентацию в программе Power Point с распределением примерных временных рамок. При составлении презентации, целесообразно отдельные вопроса темы изображать в виде таблиц, графиков и схем в процессе урока их комментируя. В начале урока необходимо настроить учащихся на внимательный просмотр и необходимость ведения кратких записей в тетради. На всех этапах урока использовались слайды, которые помогают развитию зрительной памяти, как для закрепления, так и для введения нового материала. Подготовка студентов. 1 .Опережающее задание для всего класса: проработать по учебнику вопрос о великих географических открытиях , т. е. знать «суть дела». Студенты, проявляющие интерес к изучению истории получают индивидуальное задание: - подготовить сообщение и презентацию по теме: «Открытие Америки. Путешествие Христофора Колумба»; - подготовить сообщение и презентацию по теме: «Экспедиция Васко да Гама»; - подготовить сообщение и презентацию по теме «Плавание Фернана Магеллана». 2.Студенты получают задание просмотреть учебные пособия по Всеобщей истории Отечества 15 17 век. 3.Студентам предлагается список литературы, электронных учебников, пособий библиотеки. Подготовка аудитории До начала урока необходимо расставить должным образом парты, проветрить помещение, настроить мультимедийную технику, разложить раздаточный материал. Методика проведения урока
Преподаватель начинает занятие с ознакомления учащихся с планом изучения новой темы: 1.Начало географических исследований. 2. Открытие Америки. 3. Путь в Индию Васко да Гама. 4. Плавание Магеллана 5. Создание первых колониальных империй. 6. Значение великих географических открытий. Попутно преподаватель объясняет ход работы на уроке: «В течении пары вы должны заполнить таблицу «ВГО» шаблон которой лежит у вас на парте, также перед вами лежит лекционный материал, т.е. краткое изложение новой темы, который будет также отражаться и в слайдах , его вы должны по ходу урока переписать в тетрадь.» 3.1.Начало географических исследований. На данном этапе урока преподаватель рассказывает о самом интересном периоде раннего Нового времени – эпохе ВГО К середине 13 – 14среди европейцев усилился интерес к дальним странам и народам, что объяснялось рядом причин. Росли города с их торговым и ремесленным населением, постепенно набирала силу международная торговля. Интерес к дальним странам усилился после крестовых походов, в результате которых у европейцев сложились прочные связи с Востоком, откуда арабские купцы привозили предметы роскоши и пряность которые стоили очень дорого буквально на вес золота, ими можно было расплатиться при заключении любой сделки. Самых богатых людей называли «мешок перца». Для покупки этих товаров требовалось много денег а у Европы их было мало так как драгоценных металлов добывалось недостаточно. Кроме того в районе Средиземноморья уже ощущалась перенаселенность, были люди готовые покинуть страну, где у них не было места. В 15 веке торговля с Востоком, в том числе и с Индией была нарушена. Освоенные европейцами пути в Азию через Средиземное море перекрыла сильная османская империя, но отказываться от торговли с Востоком европейцы не собирались. Первые Великие графические открытия совершили мореплаватели Португалии и Испании. Долгая борьба с мусульманами сделала народы этих стран вольнолюбивыми и воинственными. Испания и Португалия в экономическом отношении были слабо развитыми странами, но за морем лежали Африка и Индия, богатства которых давно манили европейцев. В дальние путешествия людей влекли и любопытство, И жажда открытий, и стремление познать неведомое. Действовал также религиозный фактор — жители Пиренейского Полуострова, с молоком матери впитывавшие суровую атмосферу противостояния иноверцам, считали, что они призваны нести свет христианства, просветить «дикие народы», обратить их в истинную веру. Первыми на поиски заморского золота устремились португальцы. На каравеллах они уходили все дальше на юг вдоль Западного побережья Африки. В 1471 г. мореходы достигли экватора. В 1488 г. экспедиция Бартоломеу Диаша дошла до мыса Доброй Надежды — южной конечности Африки вышел в Индийский океан Причины интереса к морским путешествиям в XV веке. 1. Перенаселенность Западной Европы 2. Рост городов 3. Развитие торговли 4. Желание покупать предметы роскоши и пряности 5. Нехватка денег в Европе 6. Захват Османской империей Средиземного моря, утрата морского пути в Индию 7.Религиозный фактор. 3.2. Открытие Америки Преподаватель отмечет, что найти пути в Индию через «Море мрака» так называли европейцы Атлантический Океан, давно будоражила умы всех кто ощущал в себе предпринимательский дух. Человеком, который яростно добивался осуществления данного проекта был Христафор Колумб. Португальцы стремились найти морской путь в Индию. Однако оказалось, что вдоль берегов Африки добраться до Индии совсем не просто. Многие считали, что доплыть до Индии гораздо проще, если обогнуть земной шар. Одним из таких людей был генуэзец Христофор Колумб. После многих неудач ему удалось уговорить правителей Испании — короля Фердинанда и королеву Изабеллу — снарядить экспедицию в Индию по необычному маршруту. Доклад студента и демонстрация презентации по теме: «Открытие Америки. Путешествие Христофора Колумба»; Преподаватель подытоживает доклад студента:1492г.-1493 Христофор Колумб открыл Багамские острова, Кубу, Гаити (Эспаньолу),1493 -1496 группа малых Антильских островов. 1498 - 1500 побережье Южной Америки,1502 -1504 обследован район Гондураса. Т.е. экспедиции Колумба дали начало завоеванию Центральной и Южной Америки. 3.3. Путь в Индию Васко да Гама Преподаватель рассказывает о противоречия усилившихся после плаваний Колумба между Испанией и Португалией. Чтобы предотвратить столкновения, оба государства после переговоров при посредничестве папы римского заключили в 1494 г. в городе Тордесильяс соглашение. По Атлантическому океану от северного до южного полюса Земли провели условную границу и установили, что все вновь открытые нехристианские земли к западу от нее должны принадлежать испанцам, а к востоку — португальцам. А путь в Индию открыли португальцы. Путешествие Васко да Гамма Доклад студента и демонстрация презентации по теме: «Экспедиция Васко да Гама»; Преподаватель делает выводы по докладу студента:1497-1498 открыт путь в Индию Организатор Португалия возглавил экспедицию Васко да Гамма 3.4. Плавание Магеллана Преподаватель делает акцент на том что в начале 16 века морской путь был сосредоточен в рука португальцев , что подталкивало испанскую знать усиленно искать западный морской проход к островам пряностей. С этой целью и была снаряжена эскадра Магеланна. Доклад студента и демонстрация презентации по теме «Плавание Фернана Магеллана». Преподаватель делает выводы по докладу студента :1519 -1522гг. Марианские острова, острова Филиппинские и окончательно было доказано, что земля имеет форму шара и обогнув ее можно вернуться в порт отплытия. 3.5. Создание первых колониальных империй Преподаватель рассказывает о том что весть о том, что Колумб открыл не Китай и Индию, а никому не ведомый Новый Свет, вызвала разочарование в Испании, тем более что на исследованных островах в Карибском море особых ценностей не оказалось. Однако среди жителей побережья Америки бытовали легенды об Эльдорадо — землях, изобилующих золотом и серебром. На их поиски отправлялись сотни любителей приключений — конкистадоров. Так называли завоевателей Нового Света. Испанских первооткрывателей Америки интересовали исключительно возможности обогащения. Известия об открытии государств ацтеков и инков, где золото было в изобилии, всколыхнули Испанию. В 1519—1521 гг. отряд 600 человек конкистадоров во главе с Эрнано Кортесом (1485—1547) захватил государство ацтеков, разрушив его столицу Теночтитлан. В 1530-е гг. завоеватели под предводительством Франсиско Писарро (1470—1541) сокрушили государство инков. Численность отрядов конкистадоров составляла несколько сот человек, в то время как американские государства могли выставить многотысячные армии. Легкость завоевания объяснялась многими причинами. Испанские завоеватели, в латах, на лошадях, с огнестрельным оружием воспринимались инками и ацтеками, не имевшими конницы, как высшие существа, сопротивление которым бессмысленно. Древние легенды рассказывали о белых бородатых богах, приходивших из-за моря, что также парализовало волю коренных жителей к сопротивлению. Земли в Америке осваивали переселенцы из европейских стран, поэтому по традиции, идущей со времен Древней Греции, такие земли стали называть колонии. Но слово «колония» в Новое время приобрело несколько иное значение. Теперь так называли любые подчиненные территории. Смысл обладания колониями заключался в обогащении стран-метрополий (т.е. стран, владеющих колониями). Достигалось это разными путями. Первоначально завоеватели попросту грабили местное население. Затем жителей колоний стали облагать различными податями и заставляли работать на метрополию. За конкистадорами и переселенцами следовали священнослужители, искоренявшие местные религиозные культы и насаждавшие католическую веру. На начальном этапе завоевания считалось, что индейцы подобны животным и лишены души, а значит, их истребление угодно Богу. В первые годы пребывания испанцев на Эспаньоле (Гаити) индейцев обращали в рабство на месте или на кораблях вывозили в Европу. Однако скоро рабство запретили, и индейцев объявили «свободными». Основная масса «свободных» индейцев должна была отбывать трудовую повинность на рудниках или земельных наделах поселенцев из Испании. На островах Карибского моря местное население вскоре было практически уничтожено. Для пополнения недостатка в рабочей силе на острова стали ввозить рабов из Африки. Студенты изучают документ Из книги «История Индий» Бартоломеде Лас Касаса( 1474—1566): Индейцы <...> работали в те времена непрерывно, и на всех важных работах над ними ставили жестоких надсмотрщиков-испанцев <...>Они избивали индейцев палками и дубинками, давали им оплеухи, хлестали плетьми, пинали ногами, и те никогда не слышали от них более ласкового слова, чем «собака» <„..> Они стали убегать в леса и горы, пытаясь укрыться там, но в ответ на это испанцы учредили особую полицию, которая охотилась за беглыми и возвращала их обратно <...> Так как испанцы в то время старались как можно скорее добыть побольше золота <...> то это влекло за собой истощение и гибель индейцев, которые привыкли работать мало, ибо плодородная земля не требовала почти никакой обработки и давала им продукты питания <...> теперь эти люди хрупкого здоровья были поставлены на невероятно тяжелые, изнурительные работы и трудились от зари до зари, причем их не приучали к такому труду постепенно, а установили этот непосильный режим сразу <,..> за шесть—восемь месяцев, когда группа индейцев добывала золото в рудниках <...> умирала четверть, а то и треть работающих <...> Убедившись, что дело идет к гибели всех индейцев <...> испанцы сочли, что было бы недурно... привезти сюда на смену умершим <...> как можно больше рабов из других мест... После прочтения документа преподаватель задает вопросы группе: 1. Как автор данной исторической хроники характеризует политику испанских властей в отношении покоренных народов Латинской Америки? 2. Как вы считаете, в чем истоки этой политики? Могла ли она быть иной в то время? 3. Чем была вызвана высокая смертность среди народов Латинской Америки? 3.6. Значение великих географических открытий. Преподаватель объясняет значение и последствия великих географических открытий. Рассказывает о том что в результате Великих географических открытий рушились старые представления о мире, их сменяли новые, более достоверные знания. Получила подтверждение мысль европейцев о шарообразности Земли, более точными стали представления о ее размерах и живущих на разных континентах людях. Это создавало условия для развития наук — географии, астрономии, истории. Благодаря географическим открытиям и освоению Мирового океана стал складываться единый мировой рынок, устанавливались торговые связи между многими странами и континентами. Сместились торговые центры, поскольку главные морские пути переместились из внутренних морей в океаны, Средиземное море, а вместе с ним Венеция и Генуя стали терять прежнее значение. Зато выросли и взяли в свои руки мировую торговлю новые океанские порты — Севилья, Лиссабон, Лондон, Антверпен, Амстердам. Географические открытия положили начало созданию первых колониальных империй с их ограблением и уничтожением коренного населения, гибелью древней культуры народов Нового Света. Из колоний в Европу хлынул поток драгоценных металлов, которые, с одной стороны, привели к оживлению предпринимательской деятельности, с другой — к революции цен — падению цен на золото и вздорожанию всех других товаров, что привело к ухудшению положения покупателей, а их было множество. Особенно ухудшилось положение работающих по найму, мелких чиновников и небогатых дворян. Благодаря географическим открытиям изменилась и повседневная пища европейцев. В меню вошли картофель, томаты, фасоль. С развитием в Атлантике рыбных промыслов европейцы стали есть больше рыбы — трески и сельди. Появились на столе европейцев и новые напитки — чай, кофе и шоколад. Преподаватель делает вывод: великие географические открытия нарушили изоляцию двух миров, сблизили два общества — зарождающееся индустриальное и традиционное.
Закрепление: 1.Проверка таблицы «Великие географические открытия 15-16 век» в форме игры – найди ошибку; 2.Заполнение таблицы «Положительные и отрицательные последствия великих географических открытий»; 3.Экспресс – опрос
Преподаватель подводит итог урока, обращает внимание на ключевые моменты урока, обобщает изученный материал, выставляет оценки и комментирует их. Выдает и поясняет домашнее задание. Заключение Практика показывает, что успешное изучение истории в образовательном процессе практически невозможно без развития познавательного интереса учащихся, а это, в свою очередь, требует привлечения ярких фактов и, главное, привлечения активных форм проведения уроков, с применением интерактивной доски и элементов мультимедийных технологий. В ходе урока происходило формирование у учащихся умений и навыков пользоваться историческими картами и картографиями, атласами и другими наглядными пособиями, были созданы условия для формирования и развития творческих способностей студентов. Была дана возможность учащимся раскрыть способность к оценке события, умению составлять устный рассказ, самостоятельно составлять электронные презентации, находить ответы используя учебник и материалы из других источников. Также в ходе урока происходило привитие идеи гуманизма, веротерпимости, уважительного отношения к культуре, традициям других народов. На примере покорения Американского континента и других частей света происходило формирование нетерпимости к насилию, расовой дискриминации, шовинизму, национализму и другим негативным проявлениям в отношениях между народами. Данная методическая разработка рекомендуется для преподавателей и студентов при изучении социально – экономических дисциплин для всех специальностей ССУЗов. Может использоваться как основной и дополнительный материал для проведения открытых уроков, факультативов и кружков. Использованная литература
6. Дайри Н. Г. Как подготовить урок истории. М., 2006. 7. Иванова А. Ф. нетрадиционные формы работы на уроках // Преподавание истории в школе. 2004. № 8. 8. Оберман В. Я. Опорные конспекты и схемы на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2006. № 3. Приложение. |
Тема: «Великие географические открытия» Показать, что открытия XV-XVI в в обусловили переход к мануфактурному производству, в результате чего состоялся переворот в военном... | Контрольная работа, ч Технические открытия и выход к Мировому океану. Великие географические открытия и их последствия | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема I «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация» (15 ч) | Урока Великие географические открытия были подготовлены техническими изобретениями, расширением знаний о Земле, ростом предпринимательской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Экскурсия в Музей Мирового океана «Великие географические путешествия и открытия» | Конспект лекций к дисциплине «Региональные аспекты международных отношений» Место урока в базисном учебном плане: второй урок (закрепление) темы «Великие географические открытия» | ||
Конспект урока великие географические открытия фио (полностью) Борщ... Цель: сформировать представление учащихся об эпохе Великих географических открытий | Контрольная работа №1. Великие географические открытия. Эпоха Возрождения.... Широкие религиозные и социально-политические движения, выступающие за реформу католической церкви и порядков, с ней связанных | ||
Календарно-тематическое планирование уроков по «Истории Нового времени» в 7 классе Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация | Конспект урока: «Тайны известных географических названий» Класс: Цели и задачи урока: Учебные Место урока в базисном учебном плане: второй урок (закрепление) темы «Великие географические открытия» | ||
Календарно-тематическое планирование уроков географии Классы: 6 Открытие морского пути в Индию. Васко де Гамма. Открытие Нового Света. Экспедиции Колумба, Веспуччи, Магеллана. Великие Географические... | Урок Тема: Географические открытия XVII-XIX веков По 1-й линии развития – осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития | ||
Пояснительная записка Географические открытия и географический кругозор. Зарождение общегеографических знаний | Рабочая программа учебная Географические открытия и географический кругозор. Зарождение общегеографических знаний | ||
Тема урока: Официальные (географические) и поэтические названия нашего края Мурманской области (явления природы, погода и её составляющие, основные географические и климатические особенности) | Окружающий мир пояснительная записка Географические открытия и географический кругозор. Зарождение общегеографических знаний |