I. Организационный момент (2минуты)
Вступительное слово и объявление темы.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление новой темы.
V. Подведение итогов. VI. Домашнее задание.
| Учитель встаёт перед учениками:
- Здравствуйте, ребята!
- Садитесь.
- Я рада видеть вас на нашем сегодняшнем уроке.
- Кто сегодня дежурный? - Кто отсутствует в классе? - Хорошо, садись.
- Сегодня мы с вами вспомним искусство эпохи Возрождения и нам в этом поможет знания полученные на прошлом уроке и вашем домашнем задании, а потом мы с вами посмотрим развитие географии в Новом времени и поговорим о Великих географических открытиях (показать тему на доске). Но для начала вспомним материал предыдущего урока и поможет нам в этом презентация Тани.
- Таня, пожалуйста…
- Продумываем вопросы, после задаем их Тане…
- Задаем вопросы по презентации.
- Таня, ты заслужила …
- А теперь вспомним культуру Северного Возрождения, мы не успели с вами в прошлый раз. Смотрим внимательно, а затем будем называть отличия от возрождения в Италии.
- Северное Возрождение В странах Европы – Нидерландах, Германии, Франции – не было такого обилия античных памятников, как в Италии, до 16 века мало кто представлял, как они выглядят вообще. В сущности нечего было и возрождать. В Северной Европе на становление новой культуры наибольшее влияние оказало не античное наследие, а христианство. В своих произведениях художники пытаются возвестить истину о Боге. Они прекрасно понимали, что Бог как абсолютное Совершенство в принципе неизобразим, художник способен лишь намекнуть на Его присутствие. Образ Бога яснее запечатлён в окружающем мире…. Поэтому предметом внимания у художников сделались небеса и солнечный свет, вода и камни, растения и животные, сам человек и его жилище, все творения рук человеческих.
Любая малость могла скрывать в себе что–то великое. Земной мир был прямым продолжением мира небесного. Искусство Северной Европы место человека в мироздании осмысливало иначе, чем итальянское.
В искусстве Италии Человек – центр Вселенной. В искусстве Сев. Европы человек – не вершина творения, а лишь одно из многочисленных свидетельств всемогущего творца. Для североевропейских художников Человек живёт одной жизнью с небесами, морем, землёй, он прекрасен и величав, но всё же не более, чем любой камень или травинка. На примере картин выдающихся художников эпохи Возрождения 15 – 16 веков Северной Европы проследим отражение человека и его творения. В основном художники изображали религиозные сюжеты, они призывали к поклонению, а также к пониманию и сопереживанию. 16 век – это тревожный и трагический век, т.к. значительная часть стран и областей Европы переживала кошмар религиозных войн. - На дом было задано задание номер 1, сейчас мы посмотрим, что у вас получилось. Итак, устно расскажите что у вас получилось. Остальные слушают и исправляют ошибки. Итак, расскажите об отличиях эпохи Возрождения в Италии и Северной Европе.
Пожалуйста, ….
ОЦЕНИТЬ!!!
- Итак, а теперь запишите тему в тетради «Великие географические открытия».
Слайд № 1
- Великие географические открытия – это события, которые изменили представление человека о мире, повлияли на экономику многих стран, определили дальнейшую судьбу целых народов. Со второй половины 15 и до середины 17 веков европейцами были открыты и исследованы неизвестные ранее моря и океаны, острова и материки, совершены кругосветные путешествия, в корне изменившие представления об обитаемых землях и о планете Земля. Вместе с открытием новых территорий, жители Европы и Азии открывали для себя новый, непохожий на привычный для них, мир. - Как вы считаете, что стало причиной Великих географических открытий? - В 13-14 веках у европейцев появился огромный интерес к дальним странам и народам. В далекие путешествия европейцев манили многочисленные сведения о неизвестных богатых землях и морских путях, ведущих к ним. В 15 веке печатались книги древнегреческих мыслителей по географии и астрономии. Среди них были произведения Аристотеля, в которых говорилось о морском пути из Испанию в Индию, занимающем всего несколько дней. Ученый Паоло Тосканелли, работы которого также были доступны широкому читателю, высказывал соображения о том, что земля имеет форму шара, поэтому Японии, Китая и Индии можно достичь в течение 5 дней, двигаясь из Европы на запад. Интересные факты сообщали также путешественники и купцы. - Путешествия европейцев на Восток известны с 11 века, когда к печенегам через Киев ездил с миссионерской целью архиепископ Бруно. - Большую известность получили путешествия венецианца Марко Поло, который прожил в Азии 24 года. Тверской купец Афанасий Никитин в 1466-1472 годах совершил путешествие в Персию и Индию.
Особенно европейцев манили страны Востока, с которыми они издавна торговали. Арабские купцы привозили оттуда предметы роскоши и пряности. Перец и гвоздика ценились в Европе дороже золота. Их давали в приданое дочерям, ими можно было расплатиться при любой сделке. Если хотели подчеркнуть богатство человека, то о нем говорили “мешок с перцем”. - Драгоценных металлов в Европе добывалось мало, да и их месторождения к тому времени истощились. На исходе средневековья жажда найти новые места, богатые золотом, охватила всех в Европе – дворян, купцов, бюргеров. В 15 веке освоенные европейцами торговые пути в Индию перекрыла Османская империя. Монархи, дворяне, купцы стремились во что бы то ни стало сохранить связи со странами Востока, так как торговля с ними приносила огромные доходы. При этом они были не прочь избавиться от посредников, доставлявших товары из Азии в Европу – ненавистных арабских купцов, которые вместе с товарами “привозили” и ислам. Намного выгоднее для европейцев было бы торговать с этими далекими странами напрямую. И жители Европы стали искать новые пути на Восток, минуя подчиненные арабам земли. - Другой причиной поисков новых земель было желание европейских монархов расширить территории своих королевств. Предлогом для этого со времен Крестовых походов была война с язычниками и обращение их в христианство.
Не менее важной причиной были последствия бесконечных войн, раздиравших Европу в 14 и 15 веках. Все европейские государства были втянуты в эти разорительные войны. Жители Европы были изнурены длительными военными действиями, а также многочисленными налогами, которые собирали монархи для поддержания армий. Даже богачи теряли свои состояния и разорялись. Множилась армия бродяг и нищих, которыми были переполнены города Европы. Лучшим выходом из сложившегося положения была бы возможность найти и завоевать богатые золотом новые колонии, в которые могли бы переселиться жители европейских государств. - Однако преодолеть огромные расстояния и овладеть новыми землями, европейцы смогли только благодаря появившимся в этой время в сфере кораблестроения и мореплавания техническим изобретениям. Теперь в далеких плаваниях моряки пользовались компасом, астролябией и квадрантом – приборами для определения широты и долготы. Появились подробные карты. На них четко прорисовывалась береговая линия, что давало возможность капитанам свободно и уверенно вести корабли вблизи берегов. Но главное, были сконструированы новые системы парусов и типы кораблей. Длительные плавания стали возможны благодаря каравеллам. Эти суда достигали в ширину 8 метров и имели трехметровую высоту. Кроме квадратного паруса, который обеспечивал высокую скорость при попутном ветре, каравеллы оснащались и косыми парусами. Они давали кораблям возможность легко маневрировать, а также передвигаться при встречном ветре. На борту судна располагались просторные помещения для экипажа и запасов пищи и воды. Позже появился еще более совершенные корабли – галионы. Они превосходили каравеллы размерами и были приспособлены к особо долгим путешествиям.
Обладателями самого мощного и хорошо оснащенного флота в Европе к 15 веку были две морские державы - Португалия и Испания. Именно эти государства сыграли главную роль в открытии и освоении новых земель.
- К тому же, появляется информация о морских течениях, приливах и отливах, направлении ветров. Нанесение на карту новых земель подтолкнуло развитие картографии . Кроме того, традиционно европейцы знали только один путь в Индию — через Средиземное море, а затем — по суше. Но Средиземное море было захвачено турками-сельджуками, с 14 - 15 вв они господствовали на море, брали высокие пошлины с европейских купцов и пиратствовали. Из-за этого путь через Средиземное море стал очень дорогим и невыгодным, и встал вопрос о поисках новых путей в Индию. - Первый этап португальских открытий (1418-1460) связан с деятельностью принца Энрике Мореплавателя. Еще в 20-30е годы XVв. португальцы открыли остров Мадейру, Канарские и Азорские острова, они достигли побережья Гвинеи и остров Зеленого мыса, затем — Сьерра-Леоне. В 1486г. — с покровительства Генриха отправляется экспедиция Днаса (Днаша). Они вышли из Португалии, двигаясь вдоль побережья Африки. На остановках происходили встречи с племенами туземцев и команда понесла человеческие потери. Добравшись до южной оконечности Африки, они назвали ее Мысом Доброй Надежды, но были вынуждены вернуться из-за недостатка припасов. В конце XVв. новых торговых путей искали и испанцы. В это время правили Фердинанд и Изабелла. Они покровительствовали морякам, приютили много генуэзских моряков. Одним из них и оказался Х. Колумб. Между испанскими королями Колумбом был заключен договор, по которому великий мореплаватель назначался вице-королем вновь открытых земель, получал наследный чин адмирала, право на 1/10 часть дохода от вновь открытых владений и 1/8 часть прибылей от торговли. 3 августа 1492г. из гавани Палос отплыла флотилия из трех каравелл, взяв курс на юго-запад. В начале октября после двух месяцев плавания под давлением экипажа Колумб немного изменил курс. Ночью 12 окт. 1492 года один из моряков увидел землю, и с рассветом флотилия подошла к одному из Багамских островов (Сан-Сальвадор), затем были открыты Куба и Гаити. К концу путешествия из трех кораблей остался один, который и привез золото. Колумб до конца своих дней полагал, что открыл западный берег Индии и назвал эту местность Вестиндией, такое название сохранилось в официальных документах до конца XVIв. За свою жизнь Колумб совершил еще три путешествия по этому маршруту. В результате он открыл много островов в Карибском море, но ни золота, ни других богатств не нашел. Во время этих открытий он начал подозревать, что это не Индия, а некий материк, но вслух об этом не говорил. Лишь итальянец Америго Веспуччи доказал, что открытые Колумбом земли - материк. В 1519 — 1522 гг - испанец Фернандо Магеллан на пяти кораблях пересекает Атлантический океан, проходит вдоль восточного побережья Южной Америки, огибает его и находит пролив, впоследствии названный Магеллановым. Он поворачивает к Западному побережью Южной Америки и попадает в новые воды. В течение 4 месяцев они были спокойны и океан назвали Тихим. Он сталкивается с нехваткой продовольствия и воды, с болезнями. В поисках земли он попадает на Филиппинские острова, где встречен туземцами враждебно. В стычке с ними Магеллан погибает. - Великие географические открытия имели очень важные экономические и социально-экономические последствия, причем неодинаковые для разных стран: 1) Прежде всего, продвинулось развитие мировых производительных сил; известная к тому времени территория увеличилась за XVI в. в шесть раз, на ней все меньше оставалось белых пятен. 2) Приток богатства. Португальцы получили золото и серебро, объявили монополию на торговлю. Но им было некуда девать столько золота, они ничего не производили, а товары покупали у более промышленно развитых стран. Золото отдавалось Англии в обмен на товары (сукно). Повышение спроса на товары в Европе требовало расширения производства. В связи с этим складываются первые мануфактуры. 3) «Великий прорыв» Европы был обусловлен также невиданным взлетом научной мысли, отвергшей многие традиционные представления и разрушившей привычную картину мира. Именно в этот период опытным путем было доказано, что Земля имеет форму шара. Началось изучение явлений магнетизма, законов преломления света. В XVI-XVII вв. появились гидрометр, ртутный барометр, телескоп, микроскоп. Появились машины, заменявшие ручной труд, был изобретен печатный станок.
- Какова цель путешествия Ф.Магеллана? (достижение Азии западным путем)
- какой океан прошли моряки? (Тихий)
- почему они его так назвали? (хорошая погода во время 4-месячного плавания)
- почему моряки оказались в трудном положении?
- какое значение имело это путешествие? (доказало, что земля-шар)
Составить синквейн слова Христофор Колумб. Индивидуальные задания:
найти географические названия на карте связанные с великими мореплавателями.
найти информацию о том, что стали привозить с новых территорий.
проект путешествия Васко да Гама.
сообщение о конкистадорах.
Домашнее задание параграф 3.
ОЦЕНИТЬ!!!
| Ученики встают и приветствуют учителя.
Ученики садятся и слушают учителя.
Ученица встает. - Сегодня отсутствуют ….
Ученика показывает презентацию и объясняет её.
- … - …
- …
- ….
- …
- …
Ученики смотрят презентацию..
Ученики отвечают на вопросы устно.
- 1. поиск новых путей из Европы в Азию для торговли напрямую;
2. жажда наживы;
3. поиск золота.
- …..
|