Тема: «Великие географические открытия»





Скачать 182.67 Kb.
НазваниеТема: «Великие географические открытия»
Дата публикации23.08.2014
Размер182.67 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок №____________Дата:_______________Класс 7_________

Тема: «Великие географические открытия»
Цель урока:
Образовательные задачи:
1.Показать, что открытия XV-XVI в.в обусловили переход к мануфактурному производству, в результате чего состоялся переворот в военном деле, судостроении и навигации.
2.Выяснить причины Великих географических открытий.
3.Показать результаты ВГО и их значение для всех народов света как начало формирования единой всемирной цивилизации.
Развивающие задачи:
1.Сравнивая процессы исторического развития народов Европы и Нового Света, показать устои последних в формировании единой всемирной материальной и духовной культуры.

2.Формировать логическое мышление.

3.Формировать умение находить причину и следствие.

4.Формиовать умение работы с картой и развивать географическое мышление.
Воспитательные задачи:
1.Показать, что народы Америки до XVI века создали самобытную и оригинальную культуру, которую по - варварски разрушили европейские колонизаторы.
2.Воспитывать учеников в духе интернационализма, уважения к людям разных этносов и рас.
3.Воспитывать у учеников ненависть к колониальному гнету и рабству.
Тип урока: интегрированный ( по истории и географии) рассчитан на 2 часа с использованием информационных технологий.
Оборудование:
1.Учебники по истории и географии

2.Карта “Важнейшие географические открытия и колониальные захваты в XV- сер. XVII в.»
План урока

1. Предпосылки Великих географических открытий.

2. Открытие Америки.

3. Морской путь в Индию.

4. Первое кругосветное путешествие.

5. Завоевание Америки.

6. Результаты и значение Великих Географических открытий.

Ход урока.


План урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент (2минуты)

Вступительное слово и объявление темы.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

IV. Закрепление новой темы.

V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание.



Учитель встаёт перед учениками:

- Здравствуйте, ребята!

- Садитесь.

- Я рада видеть вас на нашем сегодняшнем уроке.

- Кто сегодня дежурный?
- Кто отсутствует в классе?
- Хорошо, садись.

- Сегодня мы с вами вспомним искусство эпохи Возрождения и нам в этом поможет знания полученные на прошлом уроке и вашем домашнем задании, а потом мы с вами посмотрим развитие географии в Новом времени и поговорим о Великих географических открытиях (показать тему на доске). Но для начала вспомним материал предыдущего урока и поможет нам в этом презентация Тани.

- Таня, пожалуйста…

- Продумываем вопросы, после задаем их Тане…

- Задаем вопросы по презентации.

- Таня, ты заслужила …

- А теперь вспомним культуру Северного Возрождения, мы не успели с вами в прошлый раз. Смотрим внимательно, а затем будем называть отличия от возрождения в Италии.

- Северное Возрождение
В странах Европы – Нидерландах, Германии, Франции – не было такого обилия античных памятников, как в Италии, до 16 века мало кто представлял, как они выглядят вообще. В сущности нечего было и возрождать.
В Северной Европе на становление новой культуры наибольшее влияние оказало не античное наследие, а христианство. В своих произведениях художники пытаются возвестить истину о Боге. Они прекрасно понимали, что Бог как абсолютное Совершенство в принципе неизобразим, художник способен лишь намекнуть на Его присутствие.
Образ Бога яснее запечатлён в окружающем мире…. Поэтому предметом внимания у художников сделались небеса и солнечный свет, вода и камни, растения и животные, сам человек и его жилище, все творения рук человеческих.

Любая малость могла скрывать в себе что–то великое. Земной мир был прямым продолжением мира небесного.
Искусство Северной Европы место человека в мироздании осмысливало иначе, чем итальянское.

В искусстве Италии Человек – центр Вселенной. В искусстве Сев. Европы человек – не вершина творения, а лишь одно из многочисленных свидетельств всемогущего творца. Для североевропейских художников Человек живёт одной жизнью с небесами, морем, землёй, он прекрасен и величав, но всё же не более, чем любой камень или травинка.
На примере картин выдающихся художников эпохи Возрождения 15 – 16 веков Северной Европы проследим отражение человека и его творения. В основном художники изображали религиозные сюжеты, они призывали к поклонению, а также к пониманию и сопереживанию. 16 век – это тревожный и трагический век, т.к. значительная часть стран и областей Европы переживала кошмар религиозных войн.
- На дом было задано задание номер 1, сейчас мы посмотрим, что у вас получилось. Итак, устно расскажите что у вас получилось. Остальные слушают и исправляют ошибки. Итак, расскажите об отличиях эпохи Возрождения в Италии и Северной Европе.

Пожалуйста, ….

ОЦЕНИТЬ!!!

- Итак, а теперь запишите тему в тетради «Великие географические открытия».

Слайд № 1

- Великие географические открытия – это события, которые изменили представление человека о мире, повлияли на экономику многих стран, определили дальнейшую судьбу целых народов. Со второй половины 15 и до середины 17 веков европейцами были открыты и исследованы неизвестные ранее моря и океаны, острова и материки, совершены кругосветные путешествия, в корне изменившие представления об обитаемых землях и о планете Земля. Вместе с открытием новых территорий, жители Европы и Азии открывали для себя новый, непохожий на привычный для них, мир.
- Как вы считаете, что стало причиной Великих географических открытий?
- В 13-14 веках у европейцев появился огромный интерес к дальним странам и народам. В далекие путешествия европейцев манили многочисленные сведения о неизвестных богатых землях и морских путях, ведущих к ним. В 15 веке печатались книги древнегреческих мыслителей по географии и астрономии. Среди них были произведения Аристотеля, в которых говорилось о морском пути из Испанию в Индию, занимающем всего несколько дней. Ученый Паоло Тосканелли, работы которого также были доступны широкому читателю, высказывал соображения о том, что земля имеет форму шара, поэтому Японии, Китая и Индии можно достичь в течение 5 дней, двигаясь из Европы на запад. Интересные факты сообщали также путешественники и купцы.
- Путешествия европейцев на Восток известны с 11 века, когда к печенегам через Киев ездил с миссионерской целью архиепископ Бруно.
- Большую известность получили путешествия венецианца Марко Поло, который прожил в Азии 24 года. Тверской купец Афанасий Никитин в 1466-1472 годах совершил путешествие в Персию и Индию.

Особенно европейцев манили страны Востока, с которыми они издавна торговали. Арабские купцы привозили оттуда предметы роскоши и пряности. Перец и гвоздика ценились в Европе дороже золота. Их давали в приданое дочерям, ими можно было расплатиться при любой сделке. Если хотели подчеркнуть богатство человека, то о нем говорили “мешок с перцем”.
- Драгоценных металлов в Европе добывалось мало, да и их месторождения к тому времени истощились. На исходе средневековья жажда найти новые места, богатые золотом, охватила всех в Европе – дворян, купцов, бюргеров. В 15 веке освоенные европейцами торговые пути в Индию перекрыла Османская империя. Монархи, дворяне, купцы стремились во что бы то ни стало сохранить связи со странами Востока, так как торговля с ними приносила огромные доходы. При этом они были не прочь избавиться от посредников, доставлявших товары из Азии в Европу – ненавистных арабских купцов, которые вместе с товарами “привозили” и ислам. Намного выгоднее для европейцев было бы торговать с этими далекими странами напрямую. И жители Европы стали искать новые пути на Восток, минуя подчиненные арабам земли.
- Другой причиной поисков новых земель было желание европейских монархов расширить территории своих королевств. Предлогом для этого со времен Крестовых походов была война с язычниками и обращение их в христианство.

Не менее важной причиной были последствия бесконечных войн, раздиравших Европу в 14 и 15 веках. Все европейские государства были втянуты в эти разорительные войны. Жители Европы были изнурены длительными военными действиями, а также многочисленными налогами, которые собирали монархи для поддержания армий. Даже богачи теряли свои состояния и разорялись. Множилась армия бродяг и нищих, которыми были переполнены города Европы. Лучшим выходом из сложившегося положения была бы возможность найти и завоевать богатые золотом новые колонии, в которые могли бы переселиться жители европейских государств.
- Однако преодолеть огромные расстояния и овладеть новыми землями, европейцы смогли только благодаря появившимся в этой время в сфере кораблестроения и мореплавания техническим изобретениям. Теперь в далеких плаваниях моряки пользовались компасом, астролябией и квадрантом – приборами для определения широты и долготы. Появились подробные карты. На них четко прорисовывалась береговая линия, что давало возможность капитанам свободно и уверенно вести корабли вблизи берегов. Но главное, были сконструированы новые системы парусов и типы кораблей. Длительные плавания стали возможны благодаря каравеллам. Эти суда достигали в ширину 8 метров и имели трехметровую высоту. Кроме квадратного паруса, который обеспечивал высокую скорость при попутном ветре, каравеллы оснащались и косыми парусами. Они давали кораблям возможность легко маневрировать, а также передвигаться при встречном ветре. На борту судна располагались просторные помещения для экипажа и запасов пищи и воды. Позже появился еще более совершенные корабли – галионы. Они превосходили каравеллы размерами и были приспособлены к особо долгим путешествиям.

Обладателями самого мощного и хорошо оснащенного флота в Европе к 15 веку были две морские державы - Португалия и Испания. Именно эти государства сыграли главную роль в открытии и освоении новых земель.

- К тому же, появляется информация о морских течениях, приливах и отливах, направлении ветров. Нанесение на карту новых земель подтолкнуло развитие картографии . Кроме того, традиционно европейцы знали только один путь в Индию — через Средиземное море, а затем — по суше. Но Средиземное море было захвачено турками-сельджуками, с 14 - 15 вв они господствовали на море, брали высокие пошлины с европейских купцов и пиратствовали. Из-за этого путь через Средиземное море стал очень дорогим и невыгодным, и встал вопрос о поисках новых путей в Индию.
- Первый этап португальских открытий (1418-1460) связан с деятельностью принца Энрике Мореплавателя. Еще в 20-30е годы XVв. португальцы открыли остров Мадейру, Канарские и Азорские острова, они достигли побережья Гвинеи и остров Зеленого мыса, затем — Сьерра-Леоне.
В 1486г. — с покровительства Генриха отправляется экспедиция Днаса (Днаша). Они вышли из Португалии, двигаясь вдоль побережья Африки. На остановках происходили встречи с племенами туземцев и команда понесла человеческие потери. Добравшись до южной оконечности Африки, они назвали ее Мысом Доброй Надежды, но были вынуждены вернуться из-за недостатка припасов.
В конце XVв. новых торговых путей искали и испанцы. В это время правили Фердинанд и Изабелла. Они покровительствовали морякам, приютили много генуэзских моряков. Одним из них и оказался Х. Колумб. Между испанскими королями Колумбом был заключен договор, по которому великий мореплаватель назначался вице-королем вновь открытых земель, получал наследный чин адмирала, право на 1/10 часть дохода от вновь открытых владений и 1/8 часть прибылей от торговли.
3 августа 1492г. из гавани Палос отплыла флотилия из трех каравелл, взяв курс на юго-запад. В начале октября после двух месяцев плавания под давлением экипажа Колумб немного изменил курс. Ночью 12 окт. 1492 года один из моряков увидел землю, и с рассветом флотилия подошла к одному из Багамских островов (Сан-Сальвадор), затем были открыты Куба и Гаити. К концу путешествия из трех кораблей остался один, который и привез золото.
Колумб до конца своих дней полагал, что открыл западный берег Индии и назвал эту местность Вестиндией, такое название сохранилось в официальных документах до конца XVIв. За свою жизнь Колумб совершил еще три путешествия по этому маршруту. В результате он открыл много островов в Карибском море, но ни золота, ни других богатств не нашел. Во время этих открытий он начал подозревать, что это не Индия, а некий материк, но вслух об этом не говорил. Лишь итальянец Америго Веспуччи доказал, что открытые Колумбом земли - материк.
В 1519 — 1522 гг - испанец Фернандо Магеллан на пяти кораблях пересекает Атлантический океан, проходит вдоль восточного побережья Южной Америки, огибает его и находит пролив, впоследствии названный Магеллановым. Он поворачивает к Западному побережью Южной Америки и попадает в новые воды. В течение 4 месяцев они были спокойны и океан назвали Тихим. Он сталкивается с нехваткой продовольствия и воды, с болезнями. В поисках земли он попадает на Филиппинские острова, где встречен туземцами враждебно. В стычке с ними Магеллан погибает.
- Великие географические открытия имели очень важные экономические и социально-экономические последствия, причем неодинаковые для разных стран:
1) Прежде всего, продвинулось развитие мировых производительных сил; известная к тому времени территория увеличилась за XVI в. в шесть раз, на ней все меньше оставалось белых пятен.
2) Приток богатства. Португальцы получили золото и серебро, объявили монополию на торговлю. Но им было некуда девать столько золота, они ничего не производили, а товары покупали у более промышленно развитых стран. Золото отдавалось Англии в обмен на товары (сукно). Повышение спроса на товары в Европе требовало расширения производства. В связи с этим складываются первые мануфактуры.
3) «Великий прорыв» Европы был обусловлен также невиданным взлетом научной мысли, отвергшей многие традиционные представления и разрушившей привычную картину мира. Именно в этот период опытным путем было доказано, что Земля имеет форму шара. Началось изучение явлений магнетизма, законов преломления света. В XVI-XVII вв. появились гидрометр, ртутный барометр, телескоп, микроскоп. Появились машины, заменявшие ручной труд, был изобретен печатный станок.


- Какова цель путешествия Ф.Магеллана? (достижение Азии западным путем)

- какой океан прошли моряки? (Тихий)

- почему они его так назвали? (хорошая погода во время 4-месячного плавания)

- почему моряки оказались в трудном положении?

- какое значение имело это путешествие? (доказало, что земля-шар)

Составить синквейн слова Христофор Колумб. Индивидуальные задания:

  1. найти географические названия на карте связанные с великими мореплавателями.

  2. найти информацию о том, что стали привозить с новых территорий.

  3. проект путешествия Васко да Гама.

  4. сообщение о конкистадорах.

Домашнее задание параграф 3.

ОЦЕНИТЬ!!!


Ученики встают и приветствуют учителя.

Ученики садятся и слушают учителя.

Ученица встает.
- Сегодня отсутствуют ….

Ученика показывает презентацию и объясняет её.

- …
- …

- …

- ….


- …


- …

Ученики смотрят презентацию..


Ученики отвечают на вопросы устно.

- 1. поиск новых путей из Европы в Азию для торговли напрямую;

2. жажда наживы;

3. поиск золота.

- …..







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Великие географические открытия» iconКонтрольная работа, ч
Технические открытия и выход к Мировому океану. Великие географические открытия и их последствия
Тема: «Великие географические открытия» icon«История» тема: «Великие географические открытия»
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Тема: «Великие географические открытия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема I «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация» (15 ч)
Тема: «Великие географические открытия» iconУрока
Великие географические открытия были подготовлены техническими изобретениями, расширением знаний о Земле, ростом предпринимательской...
Тема: «Великие географические открытия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Экскурсия в Музей Мирового океана «Великие географические путешествия и открытия»
Тема: «Великие географические открытия» iconКонспект лекций к дисциплине «Региональные аспекты международных отношений»
Место урока в базисном учебном плане: второй урок (закрепление) темы «Великие географические открытия»
Тема: «Великие географические открытия» iconКонспект урока великие географические открытия фио (полностью) Борщ...
Цель: сформировать представление учащихся об эпохе Великих географических открытий
Тема: «Великие географические открытия» iconКонтрольная работа №1. Великие географические открытия. Эпоха Возрождения....
Широкие религиозные и социально-политические движения, выступающие за реформу католической церкви и порядков, с ней связанных
Тема: «Великие географические открытия» iconКалендарно-тематическое планирование уроков по «Истории Нового времени» в 7 классе
Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация
Тема: «Великие географические открытия» iconКонспект урока: «Тайны известных географических названий» Класс: Цели и задачи урока: Учебные
Место урока в базисном учебном плане: второй урок (закрепление) темы «Великие географические открытия»
Тема: «Великие географические открытия» iconКалендарно-тематическое планирование уроков географии Классы: 6
Открытие морского пути в Индию. Васко де Гамма. Открытие Нового Света. Экспедиции Колумба, Веспуччи, Магеллана. Великие Географические...
Тема: «Великие географические открытия» iconУрок Тема: Географические открытия XVII-XIX веков
По 1-й линии развития – осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития
Тема: «Великие географические открытия» iconПояснительная записка
Географические открытия и географический кругозор. Зарождение общегеографических знаний
Тема: «Великие географические открытия» iconРабочая программа учебная
Географические открытия и географический кругозор. Зарождение общегеографических знаний
Тема: «Великие географические открытия» iconТема урока: Официальные (географические) и поэтические названия нашего края
Мурманской области (явления природы, погода и её составляющие, основные географические и климатические особенности)
Тема: «Великие географические открытия» iconОкружающий мир пояснительная записка
Географические открытия и географический кругозор. Зарождение общегеографических знаний


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск