Скачать 4.65 Mb.
|
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ На правах рукописи Зайнуллина Миляуша Рашитовна ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ САХАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН) Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами) Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Научный руководитель – доктор экономических наук, профессор М.Р. Сафиуллин Казань – 2006 г.
Введение Актуальность темы исследования. Пережив с начала XX в. пять волн слияний и поглощений, мировая экономика в конце второго тысячелетия подошла к новому рубежу, который ознаменовался появлением супергигантов. Основные составляющие развития крупных компаний в 80-е гг. – экономия, гибкость и маневренность – во второй половине 90-х гг. дополнились усиленной ориентацией на экспансию и рост, поскольку большинство существующих рыночных ниш практически уже освоены. Крупные компании стремятся изыскивать дополнительные источники расширения и повышения эффективности своей деятельности, одним из наиболее действенных способов является слияние и поглощение компаний. В этой ситуации краеугольным становится вопрос о методах завоевания новых рынков. Наряду с возможностью развития собственного бизнеса, приобретение уже действующего является весьма привлекательным. Опыт развитых стран показал, что на современном рынке паритетно конкурировать могут, как правило, только крупные компании. Эта проблема является ключевой для развития промышленности Российской Федерации, актуализирующегося планируемым в скором времени вхождением в ВТО. Резервы восстановительного роста после кризиса 1998 г. практически исчерпаны. Диверсификация, концентрация и специализация на основе интегративного роста становятся практически основными альтернативами стратегии перспективного развития промышленных предприятий. В зарубежной и отечественной науке и практике уделяется большое внимание этим вопросам, особенно проблемам вертикальной интеграции, в то время как теории горизонтальной интеграции незаслуженно уделено недостаточное внимание. Малоизученными остаются многие вопросы, касающиеся форм и методов горизонтальной интеграции, методов оценки экономической эффективности, оптимального управления процессом объединения, отраслевые особенности горизонтальной интеграции. Все это послужило причиной выбора направления исследования. Состояние изученности проблемы. Начало исследования проблем интеграции представлено в трудах основоположников экономической науки: Маршалла, К. Маркса, М. Портера, П. Самуэльсона. В современной западной науке наиболее полно она рассмотрена в трудах Э. Чемберлина, Г. Вёйе, У. Дёринга и др. В отечественной экономической науке проблемой интеграции эффективно занимаются Е.М. Коростышевская, Е.Ф.Герштейн, Г.Р. Марголит, А. Маршак, А. Молотников, А. Радыгин и др. Высока активность и региональных исследователей. Ряд аспектов проблемы интеграции и эффективности объединения предприятий освещается в трудах: М.Р. Сафиуллина, Ш.М. Валитова, Б.А. Чуба, Э.А. Гурьяновой, Е.Н.Кулик, А.Н. Булатова, С.А. Мещеряковой, Э.Р. Ахметзяновой, М.Ф.Тазетдинова. Целью работы является разработка методических основ эффективного управления процессами горизонтальной интеграции промышленных предприятий и формирования надлежащего инструментария оценки их экономической эффективности. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
Для реализации поставленных задач была разработана следующая концепция исследования (см. рис. 1). Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений и механизмов управления процессами горизонтальной интеграции. Объектом исследования является деятельность предприятий промышленных групп Российской Федерации и Республики Татарстан. Методологические основы исследования. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики, управления и разработки стратегий, периодическая литература. Информационной базой исследования послужили проекты реформирования, стратегии, годовые отчеты и финансовые отчетности предприятий, внутренние данные финансово-экономических, сбытовых, производственных служб российских предприятий по производству сахара, а также ресурсы глобальной информационной системы Интернет и независимые статистические источники, опубликованные в периодической печати. Использованы законодательные и нормативные акты, регулирующие антимонопольные отношения на территории Российской Федерации и Республики Татарстан. Поставленные задачи решались с использованием следующих методов научных исследований: абстрактно-логического, монографического, статистического, балансовых, экономико-математических, а также графических методов экономического анализа. Научная новизна работы заключается в следующем: -Уточнено понятие горизонтальной интеграции. В качестве дополнительных критериев предложены характеристики-эффекты в сфере: производства, торговли, продукта, области деятельности. -Расширена классификация понятия «интеграция предприятий» за счет включения дополнительного критерия «несвязанной» интеграции. -Выявлены тенденции развития горизонтальной интеграции за рубежом, в Российской Федерации и в ее регионе - Республике Татарстан на основе показателей концентрации производства и ее влияния на экономический рост. -Адаптирован при помощи ряда критериев (отраслевой принадлежности, вида технологии, степени концентрации отрасли, уровня конкурентоспособности) метод «дерево целей» для обоснования выбора оптимальной стратегии горизонтальной интеграции. -На основе средств экономико-статистического анализа разработаны методические инструменты обоснования пороговых значений параметров экономической эффективности горизонтальной интеграции промышленных предприятий. -Разработан новый метод оценки экономической эффективности горизонтальной интеграции на основе трендового прогнозирования потенциальной рыночной стоимости промышленных предприятий. -Предложен метод обоснования оптимального периода разработки прогнозов для оценки эффектов горизонтальной интеграции. Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные научные результаты могут быть применены: -на уровне государственных и муниципальных органов для:
-на уровне промышленных предприятий для:
Апробация результатов исследования. По результатам диссертационной работы был подготовлен ряд рекомендаций, некоторые из которых используются в практике деятельности Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. Рекомендации по повышению эффективности управления горизонтально-интегрированных структур предложены для применения в деятельности следующих промышленных предприятий: ОАО «Буинский сахарный завод», ОАО «Заинский сахар», ОАО «Нижегородсахар» и др. Материалы диссертации используются также в учебном процессе, в частности, для преподавания дисциплин «Стратегический менеджмент», «Корпоративное управление» в Казанском государственном финансово-экономическом институте. Результаты исследования докладывались на научно–практических конференциях по теме «Социально-экономические проблемы становления и развития рыночной экономики» (г. Казань, 2003,2004,2005,2006 гг.). Материалы исследования в виде статей опубликованы в 7 межвузовских сборниках и научных журналах (общим объемом 5,3 п.л.). Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 12 параграфов, заключения, списка использованной литературы и 46 приложений. Цифровой и графический материал представлен в 153 таблицах, 10 рисунках и 45 приложениях. Преамбула Мощные многоотраслевые транснациональные корпорации, составляющие остов современной мировой экономики, контролируют около половины мирового промышленного производства. Внутри них не действуют законы рынка, это зона «плановой» экономики со всеми ее преимуществами и известными недостатками. Поэтому им постоянно необходима «питательная среда» в форме среднего и малого бизнеса, из которого они черпают предпринимательскую энергию. Как слияние и поглощение, так и интеграция обеспечивают снижение числа обслуживающих подразделений с одинаковыми функциями, а также трансакционных и, что особенно важно на современном этапе, информационных издержек, включающих издержки на осуществление инноваций, управление и т.д. Оба процесса, безусловно, позволяют улучшить положение объединившихся компаний на рынке, обеспечивая им конкурентные преимущества, которые в современных условиях имеет более крупная организация. Наше исследование посвящено крупным горизонтально-интегрированным структурам, поэтому хотелось бы показать его последовательность (рис. 1.1). Мотив Цель Задачи План Выбор метода Результат Рис.1.1. Основные этапы исследования горизонтальной интеграции Для начала отметим, почему многие компании избрали горизонтальную интеграцию в качестве способа развития - какие эффекты получают предприятия, объединяясь по горизонтали, какие причины лежат в основе слияния, что положительного приобретает предприятие, которое интегрируется. Основная классификация мотивов изложена в первом параграфе первой главы. Во второй главе мы использовали эту классификацию как инструмент анализа практики. После того как руководство предприятия осознает, что необходимо объединиться, или складываются объективные предпосылки для слияния, разрабатывается цель. Целевая установка позволяет понять, будет объединение стратегическим или тактическим. Эти вопросы раскрываются в первом и втором параграфах первой главы. В первом параграфе третьей главы дается разграничение стратегических и финансовых инвесторов при планировании объединения. После постановки цели очерчиваются задачи: какой вид интеграции следует избрать предприятию, какие характеристики должно иметь предприятие-цель, с помощью каких методов провести слияние, каким образом провести интеграцию эффективно, используя минимальное количество средств. Данные вопросы освещаются в третьем и четвертом параграфах первой главы и первом параграфе третьей главы. Как только определяются задачи, можно выстраивать план организации интеграции. Здесь закладываются следующие параметры: поиск вариантов кандидатов на покупку, оценка кандидатов, выбор формы объединения, реализация самого объединения, и, наконец, интеграция после слияния. Первый параграф третьей главы посвящен построению плана интеграции. Одним из элементов плана является выбор метода объединения. Способы интеграции нашли свое отражение в третьем параграфе первой главы. Мы прогнозируем эффекты при выборе метода. Кроме того, оцениваем плюсы и минусы методов. Во второй главе работы показано, какие из наиболее популярных методов объединения используются. Наконец, оценка эффективности интегрированных предприятий и тех, которые планируют интеграцию (четвертый параграф первой главы). Во второй главе показано, какие методы оценки в основном используются за рубежом, в Российской Федерации и Республике Татарстан. В третьей главе представлен метод оценки интеграции и пример расчета интеграции по предлагаемой методике. |
Реферат по курсу Технологические особенности отраслей промышленности... Отходы промышленных предприятий и методы их утилизации и переработки на примере предприятий строительного комплекса” | Технологическое обновление российской промышленности: приоритеты декларируемые и реальные1 В работе проведен анализ масштабов и характера затрат организаций промышленного производства на технологические инновации по типам... | ||
Отчет по результатам социологического исследования на тему: «Оценка... Оценка удовлетворенности населения республики татарстан качеством предоставляемых услуг учреждениями образования | «Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан... На сайте Минэкономики Татарстана начался опрос населения об эффективности работы чиновников | ||
«Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан... «Рустам Минниханов 38-й в рейтинге медиа-эффективности глав субъектов РФ по итогам 2012 года» | О конкурсе "Лучший интернет-сайт в составе Портала Правительства Республики Татарстан" В целях повышения информационной открытости деятельности Правительства Республики Татарстан и органов исполнительной власти Республики... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Татарстан среди учащихся 1-4 классов общеобразовательных учебных заведений Республики Татарстан (далее – Конкурс) учреждается и проводится... | Закон республики татарстан о государственных наградах республики... Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Татарстан учреждает государственные награды Республики Татарстан, устанавливает... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерством образования и науки Республики Татарстан и Министерством... | Рабочая программа дисциплины «Экономическая оценка инвестиций» Целью дисциплины «Экономическая оценка инвестиций» является изучение студентами теоретических основ и методических принципов оценки... | ||
Рабочая программа дисциплины «Экономическая оценка инвестиций» Целью дисциплины «Экономическая оценка инвестиций» является изучение студентами теоретических основ и методических принципов оценки... | Оценка минерально-сырьевых ресурсов республики татарстан с использованием... Оценка минерально-сырьевых ресурсов республики татарстан с использованием гис-технологий | ||
Республики татарстан Заключение на проект закона Республики Татарстан «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на... | Постановление Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике Об эффективности проводимой в Республике Татарстан среди молодежи работы по информированию и профессиональной ориентации в целях... | ||
Республики татарстан пресс-служба Второй год подряд Министерством образования и науки Республики Татарстан совместно с Управлением Президента Республики Татарстан... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема Оценка экономической эффективности мероприятий по повышению привлекательности имиджа фирмы |