№ п/п
| Тема урока
| Тип урока
| Виды деятельности
учащихся
| Планируемые результаты
| Виды контроля
| Дата
|
Предметные
| Универсальные учебные действия
|
Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте» (92 часа)
|
Добуквенный период (23 часа)
|
1
| Знакомство с учителем, одноклассниками, первым учебником.
| Урок-игра.
| Знакомятся с одноклассниками, рассматривают условные обозначения букваря, находят их на страницах. Слушают речь учителя, отвечают на его вопросы.
| Знакомство с учебником и его условными обозначениями, понимание их смысла. Обучение выполнению рекомендаций учителя.
| Умение воспринимать и понимать звучащую речь.
| Фронтальная беседа.
|
|
2
| Как мы здороваемся и прощаемся?
| Урок формирования умений и навыков.
| Создают высказывания, соотносят этикетные высказывания с рисунками.
| Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание).
| Умение понимать информацию, представленную картинками букваря, создавать высказывания. Умение анализировать речевые ситуации, сравнивать средства языка, выбирать их. Моделировать речь с помощью учителя.
| Фронтальный опрос.
|
|
3
| Зачем нужна речь?
| Урок формирования умений и навыков.
| Создают высказывания, слушают речь одноклассников и корректируют её, обосновывают своё мнение.
| Понимание, что такое речь устная и письменная. Знание признаков предложений.
| Умение анализировать речевые ситуации, наблюдать за речью одноклассников, делать вывод о важности речи, оценивать предлагаемую учителем схему речи, аргументировать её неправильность, корректировать модель речи.
| Фронтальный опрос.
|
|
4
| Правила хорошей речи.
| Урок закрепления умений и навыков.
| Знакомятся с требованиями к качеству речи – быть понятной и вежливой. Наблюдают за речью учителя, одноклассников, оценивают выполнение правил речи, высказывают своё мнение, дают советы.
| Умение слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени. Различение предложения и текста. Определение функции «речи» в жизни людей.
| Анализировать речевые ситуации на рисунках букваря, оценивать поведение персонажей, делать вывод о необходимости соблюдать правила общения. Разыгрывать речевые ситуации, меняясь ролями: говорящий – слушающий. Пользоваться этикетными словами, правилами речи в общении со взрослыми и сверстниками.
| Составление высказываний для речевых ситуаций.
|
|
5
| Об одном и том же по-разному.
| Урок изучения нового материала.
| Знакомятся со стилями речи (без термина).
| Умение создавать короткие устные высказывания разных видов.
| Умение анализировать примеры речи, различать разновидности речи, создавать высказывания разных видов речи по картинкам букваря, на основе собственного опыта.
| Фронтальная беседа.
|
|
6
| Речь устная и письменная
| Урок изучения нового материала.
| Знакомятся с формами речи, с их особенностями и средствами.
| Объяснять, почему речь необходима, знать правила общения. Умение различать речь устную и письменную, объяснить, какой должна быть речь человека.
| «Озвучивать» диалоги, разыгрывать ситуации общения. Различать ситуации устной и письменной речи. Соотносить образцы речи с модельными изображениями видов речи. Характеризовать настроение персонажей по их мимике, пользоваться средствами выразительности в своей устной речи, слушать учителя и одноклассников, оценивать выразительность их речи.
| Фронтальный опрос.
|
|
7
| Предложение
| Урок изучения нового материала.
| Учатся выражать мысли. Знакомятся с правилом оформления границ предложения (прописная буква в начале предложения и знаки препинания в конце). Знакомятся с выражением: «опасные при письме места» применительно к оформлению границ предложения. Знакомятся с письмом под диктовку слов и предложений (квази-письмо).
| Умение графически оформлять предложение и слово. Выводить (вместе с учителем) действия при письме под диктовку и самостоятельно «записывать» предложения в виде схем (моделировать).
| Наблюдение за оформлением границ предложения в устной речи, оценивание речи как понятной и непонятной, выявление средств оформления предложений в устной речи, соотнесение их со способами оформления в письменной речи.
| Фронтальная беседа.
|
|
8
| Слово.
| Урок изучения нового материала.
| Знакомятся со значением слова как его основным признаком. Разграничивают реальные предметы и слова как их названия. Выясняют, что в именах собственных (без использования термина) используется прописная буква.
| Умение устанавливать количество и порядок слов в предложении. Понимание того, что слова в предложении пишутся раздельно.
| Умение сравнивать предметы и слова как их названия; делать выводы, доказывать, что слово и называемый им предмет – не одно и то же. Выделять слова из предложения, конструировать, преобразовывать и составлять предложения. Наблюдать за значениями слов, отличать «настоящие» слова от «ненастоящих», объяснять отличие. Определять количество слов в предложении. Моделировать услышанное или составленное предложение.
| Фронтальная беседа.
|
|
9
| Слог.
| Урок изучения нового материала.
| Овладевают приёмом скандирования как способом деления слова на слоги.
| Умение делить слова на слоги путём скандирования. Словесное ударение. Моделировать слоговой состав слов с помощью слоговых схем.
| Умение разыгрывать речевые ситуации. Скандировать слова, «озвучивая» картинки букваря, воспроизводить действия учителя. Наблюдать за делением слова на части, слушать сообщение учителя о названии этих частей. Осознавать приём скандирования как способ действия. Соотносить слоговые схемы и слова, подбирать слова к схемам; группировать слова в зависимости от их слогового строения.
| Составление высказываний для речевых ситуаций.
|
|
10
| Звуки вокруг нас. Звуки речи.
| Урок изучения нового материала.
| Знакомятся с особенностями речевых звуков. Слушают звуки окружающего мира и объясняют отличие от них звуков речи, сравнивают звуки и значения слов, выявляют и называют смыслоразличительные звуки; объясняют смыслоразличительную роль звуков.
| Умение различать звуки речевые и неречевые. Понимание особенностей речевых звуков. Различать звуки гласные и согласные. Умение делить слова на слоги.
| Понимание информации, представленной в рисунках, умение передавать её словесно. Вслед за учителем выполнять действия для выделения отдельных звуков. Называть изображённые предметы, определять количество звуков в словах, соотносить слова с их звуковыми моделями.
| Фронтальная беседа.
|
|
11
| Звуки речи: закрепление.
| Урок закрепления умений и навыков.
| Овладевают способом выделения звуков и вычленением их последовательности в слове.
| Определение ударных звуков на слух. Умение выделять указанные в моделях звуки слов. Умение создавать слова из отдельных звуков. Деление слов на слоги. Осознание слогообразующей роли гласных звуков.
| Понимание учебных заданий, представленных в схематичной форме, и их выполнение. Соотнесение слов со звуковыми моделями; группировка слов в соответствии со звуковыми моделями. Умение контролировать процесс и результат звукового анализа слов одноклассниками.
| Индивидуальный опрос.
|
|
12
| Совершенствование умения выделять звуки речи.
| Комбинированный урок.
| Развитие фонетического слуха: обучающиеся учатся различать слова и предложения.
| Умение разграничивать речевые и неречевые звуки. Деление слов на слоги. Постановка ударения. Смыслоразличительная роль ударения в словах.
| Умение осознавать звуки речи как предмет наблюдения. Понимать задания букваря, представленные в модельном виде. Подражая учителю, произносить отдельные звуки и их последовательность в слове; обозначать каждый звук условным значком. Моделировать звуковой состав слова, отражая в модели количество звуков; составлять из отдельных звуков слова, составлять слова в соответствии с моделью.
| Фронтальный опрос.
|
|
13
| Звуки гласные и согласные.
| Урок изучения нового материала.
| Знакомятся с особенностями гласных и согласных звуков, с их характеристиками, с приёмами вычленения звуков из слова и определения их характера.
| Различение слова и предложения. Разграничение речевых и неречевых звуков. Понятие слога как естественной произносительной единицы. Деление слов на слоги.
| Умение участвовать в коллективной беседе, в общих наблюдениях. Сопоставлять первый и последний звуки в слове, сравнивать их, выявлять особенности их произнесения. Ставить фонетический опыт: пытаться произносить звуки слова заданным способом. Слушать информацию учителя о делении звуков на гласные и согласные. Формулировать (совместно с учителем) вывод об особенностях произнесения этих звуков, выявлять способ их различения. Выполнять намеченный способ действия, различать гласные и согласные звуки, обозначать их соответствующими условными значками.
| Текущий контроль.
|
|
14
| Звуки гласные и согласные: закрепление.
| Урок формирования умений и навыков.
| Учатся выполнять фонетический анализ слов, частичный и полный. Соотносят слова со звуковыми моделями; классифицируют слова в зависимости от характеристики звуков.
| Понятие слога как естественной произносительной единицы. Деление слов на слоги. Постановка ударения. Смыслоразличительная роль ударения в словах
| Понимать задачу работы на уроке. Моделировать звуковой состав слова, отражая последовательность и характеристику звуков как гласных и согласных. Контролировать процесс звукового анализа и оценивать его правильность. Участвовать в беседе по обсуждаемым на уроке проблемам, высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую; соблюдать правила речевого поведения.
| Участие в диалоге.
|
|
15
| Ударение. Ударные и безударные гласные звуки.
| Комбинированный урок.
| Знакомятся с приёмом определения ударного гласного звука. Характеризуют звуковой состав слова по его модели; выбирают слова, подходящие к модели.
| Умение переносить понятие «ударный» и «безударный» слог на гласный звук как основу слога; обозначать ударные и безударные гласные звуки условными значками. Умение соотносить звуковые модели слов и слова; группировать слова в соответствии с моделями; проверять звуковые схемы слов, находить в них «ошибки».
| Слушать описание ситуации, изображённой на картинке букваря, предполагать и «озвучивать» вопрос мальчика. Наблюдать за произнесением слов с интонацией удивления; сравнивать произнесение слогов. Слушать информацию об ударных и безударных слогах и их обозначении в схеме. Осознавать действие «с удивлением спроси» как способ выявления ударного слога. Выполнять нужный способ действия и определять место ударения в слове, разграничивать ударные и безударные слоги и гласные звуки.
| Фронтальная беседа.
|
|
16
| Ударные и безударные гласные звуки: закрепление.
| Урок закрепления и систематизации.
| Тренируются в разграничении ударных и безударных гласных звуков и слогов. Моделируют звуковой состав слов, отражая последовательность звуков и их характеристику.
| Умение сравнивать слова, отличающиеся ударением. Обозначение звуков на схеме артикуляционно-обоснованными условными значками.
| По значкам-заданиям осознавать учебную задачу урока. Соотносить изображения предметов, их названия и модели слов; группировать слова по их моделям. Делать вывод о смыслоразличительной роли ударения. Обобщать сведения о звуках речи, строить деловой монолог на основе модели.
| Составление высказываний. Индивидуальный опрос.
|
|