Соотношение логики и риторики в аргументации correlation of logic and rhetoric in argumentation





Скачать 55.27 Kb.
НазваниеСоотношение логики и риторики в аргументации correlation of logic and rhetoric in argumentation
Дата публикации05.07.2013
Размер55.27 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
СООТНОШЕНИЕ ЛОГИКИ И РИТОРИКИ В АРГУМЕНТАЦИИ CORRELATION OF LOGIC AND RHETORIC IN ARGUMENTATION

Шаламова М.Е. /Shalamova M

Научный руководитель: Хопияйнен О.А./ Hopiaynen O.A, к.п.н., доцент

ГОУ ВПО «Югорский государственный университет», г. Ханты-Мансийск
Данная статья посвящена проблеме соотношения риторики и логики в теории аргументации, которая представляет интерес для многих лингвистов. Для наиболее полного изучения проблемы, в работе представлен анализ ораторской речи Мартина Лютера Кинга «I have a dream».

На современном этапе развития общества большое внимание уделяется межличностным отношениям и коммуникации, целью которой является достижение определенного результата. Результат коммуникации зависит от того, как его участники подают ту или иную информацию, и с помощью каких способов они воздействуют друг на друга. Коммуникативное воздействие на поведение собеседника, ход его мыслей или убеждение часто осуществляется посредством аргументации.

Слово «аргументация» уходяит корнями к латинским «аrgumentum» - «пояснение», «arguo» - «проясняю».

Аргументация – это социальная, интеллектуальная, вербальная деятельность, служащая оправданием или опровержением точки зрения, представленная системой утверждений, направленных на достижение одобрения у определенной аудитории. В ходе аргументации говорящий стремится как можно яснее представить свою точку зрения. Кроме этого, аргументация определяется как «техника речи, направленная на убеждение собеседника», «способ рассуждения, являющийся мыслительным процессом», «способ доказательства» [1].

В целом, аргументация представляет собой коммуникативную деятельность субъекта в единстве вербального, невербального и экстралингвистического, целью которой является убеждение адресата через обоснование правильности своей позиции.

Данное обоснование своей позиции прослеживает связь логики с риторикой, которая еще в древности рассматривалась в неразрывном единстве. И сегодня в период подготовки содержания речи, логике отводится важная роль. Что же касается риторики, то она необходима как дисциплина, помогающая научиться разумно выражать свои мысли, воздействовать на аудиторию при помощи речи. А. К. Авеличев (профессор кафедры русского языка факультета международных переводчиков Университета Монса, Бельгия) дает следующее определение данного понятия: «Риторика — это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней в целях получения желаемого эффекта».  

Риторику (в широком смысле) называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом) или общей риторикой. Неориторика занимается поиском путей практического применения таких дисциплин как лингвистика текста, герменевтика, семиотика. Таким образом, неориторика - это наука об убеждающей коммуникации, в которой логика играет немаловажную роль: отбор фактов, разработка плана и композиции выступления, обеспечение доказательности речи [2].

Все это неразрывно связано с аргументацией, которая, как было уже отмечено, является техникой речи, направленной на убеждение аудитории. Для достижения этого результата используются различные речевые фигуры, имеющие логическую обоснованность. К речевым относятся: риторические, стилистические, синтаксические фигуры, фигуры противоположения и перемещения.

Для более подробного рассмотрения видов данных фигур, в работе была проанализирована речь известного афроамериканского баптистского проповедника и оратора Мартина Лютера Кинга “I have a dream”. Речь была произнесена 28 августа 1963 года в конце «Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу» с целью воодушевить участников к дальнейшей борьбе за свои права. Основная тема речи – права афроамериканцев в США и их будущее равноправное существование. Тезисная структура, в которую входит тезис, антитезис и их взаимодействие (синтез), данной речи довольно проста. Основной тезис дан в первом абзаце речи: у миллионов афроамериканцев появился луч надежды благодаря Прокламации об освобождении.

Five score years ago, a great American signed the Emancipation Proclamation. This momentous decree came as a great beacon light of hope to millions of slaves.

Антитезис с аргументацией (фигура противоположения) занимает основную часть речи: надежы афроамериканцев не реализовались, они все также находятся в угнетенном положении. But one hundred years later, the Negro still is not free.

Синтез представлен в виде риторического обращения к согражданам (риторическая фигура) с описанием прекрасного будущего. В качестве аргументов автор использует установленные общие положения (риторическое убеждение) - We hold these truths to be self-evident that all men are created equal. Наиболее часто он прибегает к удостоверенным суждениям о фактах, например слова губернатора Алабамы - the words of interposition and nullification.

Анализируемая речь имеет двухчастную концовку: в первой части содержится прямое обращение к слушателям, при этом автор отождествляет себя с аудиторией – our nation, we, our; во второй части – описания собственного видения будущего, при этом автор употребляет личное местоимение I.

По лексическому составу речь достаточно однородна, экспрессивность достигается за счет использования тропов (стилистические фигуры). Автор стремится к созданию ярких образов, поэтому использует большое количество эпитетов - withering injustice, long night of their captivity.

Речь М.Л.Кинга характеризуется развернутой метафоричностью. Так, Прокламацию об освобождении автор метафорически сравнивает с «чеком», который афроамериканцы предъявляют американскому обществу, всю ситуацию со слишком медленным расширением их прав, Кинг осмысляет, как попытку обналичить чек, оказавшийся фальшивым. In a sense we have come to our nation's capital to cash a check, a check that has come back marked "insufficient funds."

Другие метафоры, которые использует автор - the tranquilizing drug of gradualism, thirst for freedom, the cup of bitterness and hatred.

На уровне синтаксических фигур, яркой особенностью речи является использование разных видов анафоры. Анафора используется в концовке речи, где несколько абзацев подряд начинаются словами – I have a dream. Кроме того, выделяются разнообразные цитаты - "for white only", "Land where my father's died, land of the Pilgrim's pride, from every mountainside, let freedom ring!"

Яркая образность, аргументированность и убедительность, четкая структура речи, отвечающая главной цели выступления, наконец, относительная простота языка сделали эту речь М.Л.Кинга одной из лучших в истории ораторского искусства.

Таким образом, можно сказать, что знание логики и владение риторикой повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи, то есть способствует достижению конечной цели коммуникации, и в частности аргументации - убеждению.

Список литературы

  1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М.: Изд-во МГУ, 1991. 150 с.

  2. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2008. 480 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Соотношение логики и риторики в аргументации correlation of logic and rhetoric in argumentation iconУрок лекция План проведения урока
Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной...
Соотношение логики и риторики в аргументации correlation of logic and rhetoric in argumentation iconПрограмма дисциплины логика для специальности 080504. 65
Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной...
Соотношение логики и риторики в аргументации correlation of logic and rhetoric in argumentation iconПедагогическая психология среди других наук Общенаучная характеристика педагогической психологии
Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной...
Соотношение логики и риторики в аргументации correlation of logic and rhetoric in argumentation iconРазвивающие игры как средство развития логического мышления младшего школьника
Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной...
Соотношение логики и риторики в аргументации correlation of logic and rhetoric in argumentation iconИсследовательская работа «Влияние лунных фаз на рост, развитие и урожайность редиса и свеклы»
Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной...
Соотношение логики и риторики в аргументации correlation of logic and rhetoric in argumentation iconТема: «Исследования Луны» Учитель физики моу «Каширская оош» Горчакова Елена Павловна
Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной...
Соотношение логики и риторики в аргументации correlation of logic and rhetoric in argumentation iconПроект программы XVII международного экологического телевизионного...
Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной...
Соотношение логики и риторики в аргументации correlation of logic and rhetoric in argumentation iconН. Г. Чернышевский Древнегреческий философ Сократ отказывается исследовать...
Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной...
Соотношение логики и риторики в аргументации correlation of logic and rhetoric in argumentation iconЛуна: корень землян, врата в Мир Олег Ермаков Все те, кто поистине...
Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной...
Соотношение логики и риторики в аргументации correlation of logic and rhetoric in argumentation iconМосковский государственный областной университет Л. А. Демина Теория...
Рекомендуется сопровождать изучение теоретического материала, изложенного в данном пособии, сопровождать выполнением практических...
Соотношение логики и риторики в аргументации correlation of logic and rhetoric in argumentation iconУстановление истины. Споры об истине (то есть о точности описания)...
Язык – необходимое средство аргументации. Незнание выразительных возможностей языка, неумение воспользоваться ими для достижения...
Соотношение логики и риторики в аргументации correlation of logic and rhetoric in argumentation iconДошкольном образовательном учреждении
Преподавание риторики в школе необходимо, так как это предмет одновременно решает много задач – не только образовательных, но и воспитательных....
Соотношение логики и риторики в аргументации correlation of logic and rhetoric in argumentation iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В настоящей статье мы, отталкиваясь от данных педагогической риторики, уточняем некоторые положения, формулировки, расширяем понятие...
Соотношение логики и риторики в аргументации correlation of logic and rhetoric in argumentation icon"наука логики" Гегеля в доступном изложении
Около 200 лет назад Вильгельм Гегель создал полный вариант логики и тем самым сделал её полноценной наукой – "Наукой логики". Однако...
Соотношение логики и риторики в аргументации correlation of logic and rhetoric in argumentation icon2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека
Соотношение понятий «среда» и «ситуация»; соотношение объективного и субъективного в ситуации. Эмпирические исследования влияний...
Соотношение логики и риторики в аргументации correlation of logic and rhetoric in argumentation icon2. Основы логики и логические основы компьютера Основы логики. Основные...
Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск