2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека





Скачать 159.3 Kb.
Название2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека
Дата публикации10.11.2014
Размер159.3 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Шифр дисциплины

СД.Ф.17 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Раздел 1. Особенности психологии поведения человека в чрезвычайных ситуациях:
Тема 1. Введение в психологию жизненных ситуаций.

Соотношение понятий «среда» и «ситуация»; соотношение объективного и субъективного в ситуации.Эмпирические исследования влияний ситуации на поведение. Понятие «личность в ситуации».

Тема 2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека.

Ситуация обыденной (повседневной) жизни; уровни сложности переживаемой человеком ситуации; чрезвычайная ситуация; безопасность личности; экстремальные условия; классификация чрезвычайных ситуаций и соответствующих им экстремальных условий.

Тема 3. Психические состояния и поведение жертв экстремальных ситуаций.

Психологические состояния, определяющие особенности поведения в опасной ситуации. Типология психических состояний жертв экстремальных ситуаций; психологическая безопасность личности: отражение опасности, регуляция поведения; отношение человека к опасным (эксвизитным, дистабилизирующим) ситуациям.

Стресс. Стадии развития стресса. Фазы адаптации при стрессе. Понятие дистресса. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Характеристики психической травмы, подвиды ПТСР, стадии формирования постстрессовых нарушений. Критерии диагностики посттравматического стрессового расстройства. Склонность к рискованному поведению. Виды риска.
Раздел 2. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях.
Тема 1. Основные механизмы психологической защиты.

Характеристика основных механизмов защит: отрицание; вытеснение; подавление; изоляция; интроекция; рационализация; интеллектуализация; перенос; обесценивание; сноведения; проекция (виды проекций); фантазия; уход в виртуальную реальность; оглушение (зависимость от ПАВ); компенсация; идентификация; играние роли; регрессия; сублимация; агрессия; аскетизм; нигилизм; идеализация; юмор; ретрофлексия; комплекс Ионы; реактивные образования.

Стратегии совладания. Копинг-адаптация к стрессовым ситуациям.

Защитные установки на уровне межличностных отношений: уход; изгнание; блокировка; управление; замирание; игнорирование.
Тема 2. Психологические последствия трудных и экстремальных ситуаций.
Раздел 3. Психологичекая помощь личности

Тема 1. Уровни организации психологической защиты

Ресурсы личности. Виды защит от внешних воздействий.Классификация психологических защит (поведенческие особенности по Р.М.Грановской).

Тема 2. Экстренная психологическая помощь

Понятие «экстренной психологической помощи», цель. Содержание и методы экстренной психологической помощи. Группы людей, нуждающихся в психологической помощи.

Антикризисная бригада, её состав. План действий антикризисной бригады

Тема 3. Психологический дебрифинг.
Раздел 4. Психология стихийного массового поведения.
Тема 1. Толпа и закономерности её поведения.

Понятия «толпа» и «группа». Циркулярная реакция и коммуникация. Виды толпы. Основное свойство толпы. Приемы управления и манипуляции.

Тема 2. Массовая паника: факторы и механизмы.

Индивидуальная и массовая паника. Факторы возникновения массовой паники. Предотвращение и ликвидация массовой паники.
Раздел 5. Проблемы суицида у подростков.
Тема 1. Суицидальные состояния у подростков.

Первая помощь при истериках, попытках суицида, тяжелых психологических травмах. Выявление учащихся и лиц, нуждающихся в психиатрической помощи. Основы помощи лицам с психическими отклонениями.

Тема I : Введение в основы психологической безопасности.

(Лекция – 2 часа)

ПЛАН

  1. Государственная стратегия национальной безопасности Российской Федерации в XXI веке.

  2. Субъекты и органы, которые имеют отношение к обеспечению безопасности РФ.

  3. Предметное поле психологии безопасности.

  4. Понятие «психология безопасности».

  5. Задача психологичекой безопасности.

  6. Понятие «безопасность человека».

  7. Классификационные характеристики психологии безопасности.

  8. Условия и факторы психологии безопасности.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем заключаются особенности психологической безопасности личности, общества, государства в XXI веке?

  2. Почему возникновение феномена «безопасность» целесообразно соотнести с возникновением опасностей, угроз, рисков, вызовов цели, идеалу и ценностям?

  3. Дайте определение категории «национальная безопасность России в XXI веке.

  4. Назовите основания для становления самостоятельного научного дискурса по проблемам психологии безопасности.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выпишите определения по теме, раскройте их содержание:

«психология безопасности»; «согласие»; «солидарность»; «сотрудничество»; «социокультурная динамика»; «социальные перемены»; «диалог»; «терпимость»; «социально-ценностные ориентиры деятельности».

Литература основная:

    1. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с.

    2. Психологическая безопасность:учеб.пособие /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с.

Литература дополнительная:

    1. В.В.Антипов Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Владос, 2004. – 174с.

    2. И.Г.Малкина-Пых психологическая помощь в кризисных ситуациях. –М.: Эксмо, 2010. – 928с.

Тема II : Теории насилия, конфликтов, безопасности.

(Лекция – 2 часа)

ПЛАН

    1. Понятие «общая теория безопасности».

    2. Объект, предмет, структура общей теории безопасности.

    3. Теория гуманитарной безопасности.

    4. Теория природной безопасности.

    5. Теория техногенной безопасности.

Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. Сохранилась ли практика принятия государствами решений в области безопасности исходя из национальных интересов?

    2. Что именно подразумевается под национальными интересами?

    3. Как часто эти интересы вступают в противоречие с другими интересами, как внутри государства, так и за его пределами?

    4. Какие факторы, кроме дилеммы безопасности, могут повлиять на состояние безопасности того или иного государства?

    5. Какие органы, входящие в систему ООН, оказывают воздействие на глобальную безопасность?

    6. Какие решения, принимаемые в целях обеспечения безопасности или соблюдения национальных интересов, могут восприниматься в качестве аморальных?

Задания для самостоятельной работы:

Ответьте письменно на вопросы:

    1. Какие страны недавно столкнулись с внутренними конфликтами? В чем суть этих конфликтов?

    2. Какими причинами они были вызваны, внутренними или внешними?

Литература основная:

Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с.

Психологическая безопасность:учеб.пособие /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с.

Литература дополнительная:

В.В.Антипов Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Владос, 2004. – 174с.

И.Г.Малкина-Пых психологическая помощь в кризисных ситуациях. –М.: Эксмо, 2010. – 928с.
Тема III : Природа конфликтов в обществе. Конфликты, генезис и последствия. Причины и субъекты социальных конфликтов. Виды конфликтов.

(Лекция – 2 часа)

ПЛАН

  1. Зависимость социальной безопасности от социальной напряженности.

  2. Социальные конфликты. Виды конфликтов.

  3. Причины и субъекты социальных конфликтов.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Объясните в чем состоит зависимость между социальной безопасностью и социальной напряженностью?

  2. Каким образом влияют социальные конфликты на социальную безопасность?

  3. Какова роль переговорного процесса в урегулировании конфликтов?

Задания для самостоятельной работы:

Выписать основные понятия по теме.
Литература основная:

Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с.

Психологическая безопасность:учеб.пособие /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с.

Литература дополнительная:

В.В.Антипов Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Владос, 2004. – 174с.

И.Г.Малкина-Пых психологическая помощь в кризисных ситуациях. –М.: Эксмо, 2010. – 928с.
Тема IV : Социально опасные группы и общности.

Факторы асоциального поведения.

(Лекция – 2 часа)

ПЛАН

  1. Понятие и виды социальных общностей. Социум как фактор организации индивидуального поведения.

  2. Понятие социальной общности, общества и социума.

  3. Поведение людей в социально неорганизованной общности.

  4. Социально организованные общности. Их классификация.

  5. Социально-психологическая организация социальных групп.

  6. Понятие о социальной группе. Классификация социальных групп.

  7. Классификация малых социальных групп.

  8. Социально-психологическая организация малой социальной группы.

  9. Показатели отклоняющегося поведения.

  10. Основные подходы к объяснению причин девиации.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Приведите примеры различных видов общностей.

  2. По каким основаниям, и по каким показателям ранжируют отклоняющееся поведение?


Литература основная:

Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с.

Психологическая безопасность:учеб.пособие /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с.

Литература дополнительная:

В.В.Антипов Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Владос, 2004. – 174с.

И.Г.Малкина-Пых психологическая помощь в кризисных ситуациях. –М.: Эксмо, 2010. – 928с.
Тема V: Социальные движения. Факторы, влияющие на безопасность личности и общества.

(Лекция – 2 часа)

ПЛАН

        1. История возникновения термина «социальные движения».

        2. Современные социальные движения, их классификация.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. В чем различие Западных и Российских социальных движений?
Литература основная:

Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с.

Психологическая безопасность:учеб.пособие /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с.

Литература дополнительная:

В.В.Антипов Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Владос, 2004. – 174с.

И.Г.Малкина-Пых психологическая помощь в кризисных ситуациях. –М.: Эксмо, 2010. – 928с.
Тема VI: Личность как деятельный субъект собственной безопасности.

Социальная реабилитация и социальная адаптация к новым проблемам и жизненным трудностям.

(Лекция – 2 часа)

ПЛАН

  1. Социальная адаптация и реабилитация несовершеннолетних.

  2. Социальная адаптация и реабилитация инвалидов.

  3. Социальная адаптация и реабилитация наркозависимых.

  4. Социальная адаптация и реабилитация осужденных.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Какова сущность медико-психологических и социально-педагогических

условий, при которых комплексная реабилитация воспитанников детского

дома становится реальным фактором их социальной адаптации?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовьте проект плана реабилитации ребенка (подростка) по одному из видов социальных проблем.

  2. Выпишите определения. Дайте подробную характеристику:

Социализация; Социализированность; Социальная адаптация; Социальная гостиница; Социальная дезадаптация; Социальная диагностика; Социальная запущенность; Социальная защита детства

Литература основная:

Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с.

Психологическая безопасность:учеб.пособие /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с.

Литература дополнительная:

В.В.Антипов Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Владос, 2004. – 174с.

И.Г.Малкина-Пых психологическая помощь в кризисных ситуациях. –М.: Эксмо, 2010. – 928с.
Тема VII: Психологический мониторинг различных видов опасностей и подготовленности населения к защите от них.

Применение методов психологических исследований.

(Лекция – 2 часа)

ПЛАН

  1. Психологическое исследование. Эмпирическая база и метод психологической методологии (диалектический метод, статистический метод, математический метод, метод системного анализа).

  2. Методика психологических исследований.

  3. Определение методики: процедуры, операции, технические средства.

  4. Психологический мониторинг

  5. Отчет по результатам исследования и аналитическая записка.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем состоит специфика исследований психологических феноменов?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Доклад: Составление психолого-социологических прогнозов и рекомендаций по усилению безопасности в образовательном учреждении.

  2. Подберите методики для изучения социально – психологических аспектов безопасности.

Литература основная:

  1. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с.

  2. Психологическая безопасность:учеб.пособие /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с.

Литература дополнительная:

  1. В.В.Антипов Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Владос, 2004. – 174с.

  2. И.Г.Малкина-Пых психологическая помощь в кризисных ситуациях. –М.: Эксмо, 2010. – 928с.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
Кризисная интервенция в психологической помощи.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие «кризисной интервенции»;

  2. Стадии работы с кризисом;

  3. Базовые принципы кризисной интервенции;

  4. Понятие «фокусировка», её типы;

  5. Контрольный список вопросов (что необходимо выяснить, когда сталкиваешься с кризисом);

  6. Проведение фокусированного интервью;

  7. Экстренная психологическая помощь по телефону, её специфика.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Выписать основные понятия по теме: «кризисная интервенция»; «фокусировка»; стадии работы с кризисом; принципы «кризисной интервенции».

  2. Объединиться в пары, подготовить проведение фокусированного интервью.

  3. Подготовить ситуацию и методику проведения кризисной интервенции по телефону

Литература по теме:

  1. Мановщиков В.Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. - М.: Смысл, 2005.- 182с.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Оказание психологической помощи без запроса травмированного лица.

Вопросы для обсуждения:

  1. Категория лиц, нуждающихся в психологической помощи;

  2. Базовые техники консультирования;

  3. Помощь в преодолении отчуждения:социально-психологические технологии групповой работы;

  4. Приемы самостоятельной работы между встречами с психологом: дневники, письма, аффирмации;

  5. Технологии проведения индивидуальных и тренинговых занятий по оказанию психологической помощи.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Провести одну из методик диагностики;

  2. Подобрать технологии и упражнения для тренинговых занятий:

- телесно-ориентированные;

- двигательные;

- имагинативные;

- интерактивные.

Литература по теме:

  1. Осухова Н.Г.Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. - М.: «Академия», 2005 — С.-163.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Особенности психологической помощи подросткам.

Вопросы для обсуждения:

  1. Психологические особенности подросткового возраста (Акцентуации характера).

Задания для самостоятельной работы:

Литература по теме:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Особенности психологической помощи подросткам. Феномен фанатизма.

Вопросы для обсуждения:

  1. Фанатизм как психологический феномен;

  2. Разновидности фанатизма;

  3. Виды лиц с фанатическими проявленями;

  4. Категории фанатов (формалистические, формальные, фанатики «фнутреннего содержания»;

  5. Причины, провоцирующие индукцию фанатизма;

  6. Типичные элементы фанатичной психодинамики;

  7. Самоиндентификация и фанатизм.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подобрать и провести диагностику «подвержения человека навязчивым идеям».

Литература по теме:

  1. Гарифуллин Р. Опасные психологические ловушки. - Серия «Психологический практикум». Изд.»Феникс», 2005. - 281с.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Особенности психологической помощи подросткам. Безнадзорность и беспризорность.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятия «безнадзорности» и «беспризорности»;

  2. Факторы, обуславливающие появление десоциализированных несовершеннолетних;

  3. Бепризорность и безнадзорность как вариант проявления девиантного поведения;

  4. Основные формы работы с беспризорными и безнадзорными детьми и их семьями.

Задания для самостоятельной работы:

Литература по теме:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Психологическая помощь, попавшим под влияние деструктивных культов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы;

  2. Религиозные организации и психотерапия;

  3. Фазы индокринации;

  4. Культовая травма и реабилитация;

  5. Методы диагностики психологических воздействий: проверка на манипулирование и контроль сознания.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подобрать и провести методики диагностики психологических воздействий.

Литература по теме:

  1. Джиамбалво К. Консультирование о выходе: семейное воздействие. Как помогать близким, попавшим в деструктивный культ. - Нижний Новгород: ННГУ, 1995. - 118с.(пер.с англ. Е.Волкова, И.Волковой).

  2. //Журнал практического психолога. Специальный выпуск.Психология деструктивных культов; профилактика и терапия культовых травм. - 2000.- №1;2.

  3. Лири Тимоти и М.Стюарта Технологии изменения сознания в деструктивных культах. - «Janusbook” и «Экслибрис». - 2002. - 224с.

  4. Хассен Стивен Освобождение от психологического насилия: деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи. - Спб.: «прайм-Еврознак», 2001.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Информационный стресс и эффективные стратегии совладения с ним.

Вопросы для обсуждения:

  1. Причины возникновения информационного стресса, их классификация:

  • непосредственные (информационные): семантические, операциональные, временные, организационные, технические;

  • главные (субъектные): морально-нравственные, профессиональные, физиологические, психологические;

  • сопутствующие (средовые): в организации труда, в средствах труда, в условиях труда.

  1. Роль информационно — когнитивных процессов в развитии стресса.

  2. Особенности проявления информационного стресса:

  • вегето-соматические и психофизиологические реакции;

  • поведенческие реакции;

4. Механизмы регуляции информационного стресса.

5. Методы изучения информационного стресса..

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подобрать методики исследования наличия информационного стресса.

Литература по теме:

  1. Бодров В.А. Информационный стресс: учеб.пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352с.

Дополнительная литература:

  1. Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования //Психологический журнал. - 1996. - Т.17. - №1. - С.19-34.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Мотивационные факторы феномена деструктивности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Анатомия человеческой деструктивности;

Задания для самостоятельной работы:

Литература по теме:

  1. Лысак И.В. Человек-разрушитель: деструктивная деятельность человека как социокультурный феномен. - Таганрог, Изд.-во ТРТУ, 1999.

  2. Лысак И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека. Рн/Д-Таганрог.: СКНЦ ВШ, Изд.-во ТРТУ, 2004.

  3. Маслоу А. Мотивация и личность . - СПб.: Евразия, 2001.

  4. Фромм Э. «Анатомия человеческой деструктивности». - М.: Республика, 1994.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Психологические аспекты ведения переговоров с террористами.

1. Структура и этапы переговорного процесса.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека iconПравила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования Учебные вопросы
Основные причи­ны вынужденного автономного существования в при­родных условиях: чрезвычайные ситуации природного характера, экстремальные...
2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека iconТомской области
Формирование у обучающихся и работников общеобразовательного учреждения потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные...
2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека iconУрок 12. «Бактерии в организме человека». Цели. Предметные результаты
Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья
2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека iconДействия работников организаций в чрезвычайных ситуациях техногенного...
Техногенная чрезвычайная ситуация – состояние, при котором в результате техногенной аварии или катастрофы нарушаются нормальные условия...
2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека iconО демографической ситуации на территории Марёвского муниципального района в 2013 году
Фической ситуации в 2013 году являлись: создание благоприятных условий для молодых семей для рождения детей, пропаганда здорового...
2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека iconВ системе учебных занятий. 8 класс. Сфера духовной жизни общества...
«Сфера духовной жизни» дает общее представление о структуре данной сферы, ее взаимосвязи с культурой отдельной личности и возможности...
2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека iconДоклад о ситуации с обеспечением прав человека в европейском союзе...
Российской Федерации Доклад о ситуации с обеспечением прав человека в Европейском союзе – 2013 подробно освещает правочеловеческую...
2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека iconКраткое содержание проекта Проект по теме «Тепловые машины в жизни человека»
Проект по теме «Тепловые машины в жизни человека» раскрывает исторические факты создания тепловых двигателей, их конструкцию и принцип...
2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека icon1. «Совершенные дизъюнктивные нормальные формы (сднф) и совершенные...
Логика – это наука о законах мышления. Это одна из древнейших наук. Основные законы логики были сформулированы еще древнегреческим...
2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека icon1. Краткая характеристика предприятия
Описание ситуации. Диагностика ситуации и разработка прогноза развития ситуации 15
2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека iconАварийно-спасательных и других неотложных работ
Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера продолжают при­носить множество бед, уносят человеческие жизни. В 1996...
2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека iconТема урока: Вода в природе и в жизни человека
Ния учащихся о воде, ее роли в живой и неживой природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам,...
2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека iconЗначение музыки в жизни человека
Роль и значение музыки в жизни современного человека нельзя переоценить. Появившись около сорока тысяч лет назад, она заняла место...
2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека iconЭкологические «штрихи» к повседневной жизни в жизни часто возникают...
Г. И. Колесецкая, кандидат химических наук, Красноярский госпедуниверситет им. В. П. Астафьева
2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека iconДоклад на тему: «Развитие дошкольного образования в Иволгинском районе»
Обностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном...
2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека iconЭкологическая экспертиза социокультурной ситуации Липатова О. А. 1
По-прежнему, остается проблема потери духовный ценностей и приоритетов, что необходимо ставит вопрос о сохранении статуса культуры...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск