Дошкольном образовательном учреждении





НазваниеДошкольном образовательном учреждении
страница1/8
Дата публикации01.10.2014
Размер1.04 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Секция № 4

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ И ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ВУЗЕ, ШКОЛЕ,

ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Руководитель:

ассистент И.Ю. Винокурова
Алексеева К.С.
ОБУЧЕНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ НА УРОКЕ РИТОРИКИ
Курс школьной риторики дает учащимся необходимые общеучебные знания и умения, так как именно на этих уроках школьники знакомятся с особенностями разных типов текстов, речевых жанров, с их структурой, языковыми средствами. Он развивает у учеников умение не просто общаться, создавая уместные речевые жанры, но и умение эффективно общаться. Курс риторики является межпредметным, поскольку с формированием положительного отношения к изучению общения у детей развивается стремление к получению знаний по литературе (чтение стихов, рассказов, сказок), изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), русскому языку (пополнение словарного запаса), обогащается жизненный опыт учащихся.

Преподавание риторики в школе необходимо, так как это предмет одновременно решает много задач – не только образовательных, но и воспитательных. Т.А. Ладыженская отмечает: «В процессе преподавания риторики решаются самые разнообразные воспитательные задачи, связанные с формированием духовной культуры:

– воспитание чувства добра, долга, любви к Отечеству, чести, красоты, справедливости и т.д.;

– формирование установки на позитивное отношение к миру, личности; на толерантность; на конструктивное взаимодействие и оценку своего поведения (рефлексию) и т.д.;

– неприятие зла, несправедливости, лжи и т.д.» [Ладыженская 2008: 5].

Итак, одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и присвоение младшими школьниками системы ценностей: ценность жизни и человека, ценность общения, ценность добра и истинны, ценность семьи, ценность труда и творчества, ценность социальной солидарности, ценность гражданственности и патриотизма [Ладыженская 2012: 2]. В данную систему входит и «ценность общения» как значимой составляющей жизни общества и как одного из основополагающих элементов культуры.

Риторика учит иному взаимоотношению учеников и учителей, привыкших делить мир на черное и белое, правильное и неправильное – учит искать разные варианты решения одной и той же задачи. Например, как отказать, не обидев человека? Как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом? Тем самым риторика учит позитивному отношению к людям, к миру. Кроме того, она помогает школьникам осознать некоторые нравственные ценности, в том числе связанные с общением, значением слова в жизни человека. Так, риторика учит:

• будь внимателен к своему слову;

• помогай другим и словом, и делом;

• общайся так, как бы ты хотел, чтобы общались с тобой.

Риторика учит школьника анализировать различные обстоятельства общения: учитывать, с кем он говорит, для чего, где, когда и как –адекватному речевому поведению. Анализируя примеры успешного и неуспешного общения, создавая свои собственные высказывания при решении риторических задач, оценивая свою и чужую речь, ученики развивают умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, рефлексировать по поводу своего речевого поведения.

Риторика учит не просто общению, а вежливому общению и правильному речевому поведению в различных жизненных ситуациях. Программа по риторике Т.А. Ладыженской для четырехлетней начальной школы предполагает специальные занятия, на которых учащиеся знакомятся с этикетными формами общения.

Приведем пример одного из вариантов урока по риторике в начальной школе по теме «Вежливость. Вежливое общение».

Цель урока: ознакомление учащихся с этикетными формулами общения.

Задачи урока:

– познакомить младших школьников с понятиями «вежливость», «вежливое общение», «вежливая речь», «вежливое поведение»;

– подвести учащихся к мысли о том, что учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.

Оборудование: компьютер, слайдовая презентация.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Учитель. Урок риторики мы с вами начнем с дыхательных упражнений. Представим, что мы попали в цветочный магазин. Сколько запахов кругом! Вдохнем глубоко… ещё! А сейчас каждый из вас стал именинником. Задуем на торте одну свечу... пять... десять свечей. Молодцы!

Учитель. Ребята, вы изучаете много разных предметов в школе: русский язык, математику, чтение. А знает ли кто-нибудь что такое риторика? Риторика – это очень важная и полезная наука, которая учит правильно общаться друг с другом, грамотно излагать свои мысли. Наверняка вы часто спорите с товарищами и одноклассниками, хотите чтобы вас услышали. Риторика – одна из тех наук, которая поможет вам верно доказывать свою точку зрения.

Послушайте стихотворение «Кто такой ритор?» Д.Н. Александрова:

По-латыни ОРИС рот.

И оратор это тот,

Кто под действием светил

Пришел, сказал и убедил.

Ну, а РИТОР кто такой?

Он такой же и другой:

Ритор может преподать

Что, когда и как сказать.

Цицерон для них основа

И для плана, и для слова:

СТРОЙНО планы составлять,

Их ИЗЯЩНО излагать,

Доказав по ходу речи,

Что к нему для новой встречи

Повалит честной народ,

Чтоб внимать, разинув рот.

Учитель. Давайте сделаем вывод, кто же такой ритор?

2. Актуализация знаний. Знакомство с новым материалом.

Учитель. На уроках риторики мы учимся говорить и писать так, чтобы нас поняли, чтобы общение было успешным. Когда мы общаемся, мы хотим расположить к себе людей. В этом нам помогают различные средства общения.

Учитель. Какие средства общения вы знаете? (Работа по цепочке.)

Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга,

В виде полукруга,

На лице она живет:

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска её боится!

Ученики. Это улыбка.

Учитель. Улыбка особенно высоко ценится в общении. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: ноги – ходить, рот –поглощать пищу, глаза – смотреть, все нужно самому, кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко. Это ужасно, если тебе никто не улыбнется, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет, каменеет. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. Потеплело на душе?

– А вот герою стихотворения С. Михалкова «Лапуся» почему-то не до улыбки, ему нерадостно. Давайте найдём причину и поможем ему.

Ученик читает стихотворение С. Михалкова «Лапуся»:

Я не знаю, как мне быть

начал старшим я грубить.

Скажет папа:

Дверь открой!

Притвори ее, герой! –

Я ему в ответ сердито

Отвечаю:

Сам закрой!

За обедом скажет мама:

Хлеб, лапуся, передай!

Я в ответ шепчу упрямо:

Не могу. Сама подай!

Очень бабушку люблю,

Все равно я ей грублю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю...

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить,

А они ко мне:

Голубчик,

Ешь скорее, стынет супчик!

А они ко мне:

Внучок, –

Ляг, лапуся, на бочок!

Я такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

Учитель. Почему мальчику нерадостно? Отчего он грубит? Как следует вести себя?

Ученики. Нельзя грубостью выражать свои обиды. В любой ситуации нужно вести себя вежливо.

Учитель. К сожалению, возникают ситуации, когда и вы недостаточно вежливы в общении друг с другом. А теперь, ребята, окунемся в историю и отправимся в другие страны, чтобы узнать, как по-разному люди приветствовали друг друга.

(На слайде показан «Кабинет истории». Дети выступают с заранее подготовленными сообщениями.)

Учитель. Ребята, что мы обычно говорим, когда видим человека? Как мы его приветствуем?

Ученики. Мы говорим: «Здравствуйте!»

Учитель. Сейчас мы узнаем, что означает это слово.

Ученик 1. Здравствуйте! – прежде всего это пожелание здоровья. Но когда мы произносим это слово, то хотим сказать гораздо больше. Здравствуйте означает: «Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе добра, здоровья, мира, счастья».

Ученик 2. А вот жители Древнего Китая, Монголии, Египта при встрече обменивались другими фразами: Ели вы сегодня?, Здоров ли ваш скот? Жители Африки говорят друг другу при встрече: Я тебя вижу!

Ученик 3. Движения и жесты, которыми издавна обменивались люди во время приветствия, были самыми разнообразными: одни кланялись в пояс, другие падали в ноги и касались головой земли, третьи подносили руку ко лбу и сердцу и т.д.

Учитель. Посмотрите на следующие слайды. (На слайдах представлены картинки, изображающие следующие ситуации: мальчик разбил вазу с цветком; девочка встречает папу с работы; девочка пришла на день рождение к подруге и дарит книгу). Подумайте и ответьте, что нужно сказать в каждом случае.

Ученики. «Мама, извини меня пожалуйста, я буду стараться быть внимательным и аккуратным»; «Добрый вечер, папа, я рада тебя видеть»; «С днём рождения, Таня! Я дарю тебе книгу, надеюсь она тебе понравится».

Учитель. С помощью вежливых слов мы оказываем внимание, успокаиваем, благодарим. Однако одних слов часто бывает мало. Нужны не только добрые слова, но и добрые дела. Какие добрые дела вы делаете для своих близких? А для посторонних людей? А теперь найдем определения слов вежливость и вежливый в толковом словаре.

Ученики. Вежливость – качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Вежливый – человек, соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.

Далее учитель предлагает ученикам выполнить задания по группам.

Задание первой группе: подберите синонимы к слову вежливый.

Ученики. Учтивый, корректный, уважительный, обходительный, галантный.

Задание второй группе: составьте словосочетания со следующими словами: любезный, невежливый, предупредительный, галантный.

Учитель. Ответьте на вопросы, которые вы видите на слайде. (На слайде представлены следующие вопросы: «Вы хотите помочь надеть пальто своему товарищу. Как вы это сделаете?»; «Вы решали задачу и не поняли вопроса этой задачи. Как вы обратитесь за помощью к товарищу?»; «Вы хотите, чтобы ваш товарищ составил вам компанию в игре в шахматы. Как вы его об этом попросите?»)

3. Подведение итогов.

Учитель. Как вы понимаете значение словосочетания вежливый человек? Какие вежливые слова вы знаете? Как нужно разговаривать со взрослыми? Со своими друзьями? С родными и незнакомыми людьми? Я очень надеясь на то, что вы всегда и везде будете стараться быть вежливыми.
Ананских Я.С.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ

ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОСРЕДСТВОМ ТЕКСТОВ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки в процессе разговора).

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5 – 7 лет страдает нарушением звукопроизношения, причем нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с другими проблемами различного характера.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, педагог должен решать следующие задачи:

• воспитывать речевой слух детей;

• развивать артикуляционный аппарат;

• работать над речевым дыханием;

• воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения;

• формировать правильное произношение всех звуков родного языка;

• вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию;

• развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка;

• формировать нормальный темп речи;

• воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Для решения этих задач требуется поиск новых универсальных средств. Таковым, на мой взгляд, является использование малых фольклорных жанров в развитии звуковой культуры речи у старших дошкольников. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики, выразительности и эмоциональности. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, в том числе и для развития звуковой культуры речи. И детям и взрослым хорошо известны потешки, считалки, дразнилки, скороговорки, которые в житейском обиходе принято считать пустой забавой. А ведь без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве. Рассмотрим некоторые из них.

Колыбельные песни. Их назначение убаюкать, усыпить ребенка. Колыбельная как форма народного поэтического творчества содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация, наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Например:

Люли, люли, люленъки, 

Прилетели гуленьки. 

Стали гули ворковать, 

А сыночек засыпать.

Стали люли говорить, 

Чем сыночка накормить.

Один скажет – кашкою, 

Другой – простоквашкою, 

Третий скажет – молочком 

И румяным пирожком.

Считалка. Главная ее особенность – четкий ритм, возможность выкрикивать раздельно все слова. Например:

Вышли с гоготом, гляди,

Пять гусят из-за угла,

И у каждого, гляди,

Две ноги и два крыла.

Вышли гуси на лужок.

Сосчитай в уме, дружок,

Сколько крыльев, сколько ног.

Или:

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы,

Диги, диги, диги, дон,

Выходи скорее вон!

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Например:

Всегда ходят, а с места не сходят. (часы)

Излюбленной словесной игрой детей остаётся скороговорка. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Игра заключается не только в подборе труднопроизносимых звукосочетаний, но и в путанице, в постоянной перестановке звуков и созвучий, которые как бы бегут по фразе от начала к концу, повторяя друг друга и в чем-то меняясь. Следующая удивительная особенность скороговорок – ее сложная ритмика. Каждый звук, звукосочетание и слово в скороговорке подчиняется ритму, и создают ритм. Например: От топота копыт пыль по полю летит.

Потешки также являются одной из форм малого фольклорного жанра. Это небольшие стишки, сопровождаемые простыми движениями рук и мимики. Повторяющиеся звукосочетания способствуют речевому развитию, в том числе и развитию звуковой стороны речи не только у младенцев, но и у детей старшего дошкольного возраста. Например:

Бежала лесочком

Лиса с кузовочком.

А что в кузовочке?

Лесные грибочки,

Грибочк-груздочки

Для сына, для дочки.

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. На прогулке, во время игр, в ходе занятий эти произведения являются прекрасным дополнением к содержанию наблюдений, анализу и оценке того или иного вида деятельности. Например, использование в работе с детьми потешки как малой формы фольклора будет способствовать не только общему развитию речи, но и формированию звуковой культуры речи.

Потешки должны способствовать созданию эмоционального, телесного и словесного взаимодействия взрослого и ребенка. А это, в свою очередь, будет способствовать положительному опыту общения, речевой активности, но в особой мере – формированию речедвигательных навыков, памяти, эмоциональности и интонационной выразительности речи детей. Например:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Потешки будут являться одним из универсальных средств для развития темпа, ритма, выразительности, дикции. Они знакомы детям с детства, легко запоминаются, имеют четкий ритмический рисунок, слова имеют простую слоговую структуру. Потешки эмоционально близки и понятны ребенку, в них сообщается о привычных событиях и явлениях. Дети с радостью демонстрируют их окружающим, используют в своих играх. Многократные выразительные повторы потешек развивают артикуляционный, дыхательный аппарат и способствуют закреплению поставленных звуков, а также дифференциации звуков, схожих по артикуляции. Таким образом, развивается четкая дикция.

Потешки с музыкальным сопровождением способствуют упорядочиванию темпа речи. Использование потешек в качестве пальчиковых игр развивает мелкую моторику, сочетание звукового произнесения с двигательным сопровождением способствует формированию межполушарных связей, развитию речедвигательного центра. При подготовке к занятиям можно всегда найти подходящий лексический материал из потешек, благодаря тому разнообразию текстов этого фольклорного жанра, накопленного народом за многие века.

Потешки можно сопровождать презентациями, импровизировать с музыкальным сопровождением, что привлечет новый интерес детей к уже знакомому материалу, а значит, лучше закрепится лексический материал в памяти ребенка. Если относиться к педагогическому процессу творчески, можно с успехом использовать потешки и на занятиях по обучению грамоте, например, давая задания двум детским командам выбрать из потешки «Братья» слова со звуком Ш.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дошкольном образовательном учреждении iconМбдоу «дсов №28» 2013г Содержание Пояснительная записка
Анализ оздоровительного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Дошкольном образовательном учреждении iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доу
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из самых...
Дошкольном образовательном учреждении icon«Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Дошкольном образовательном учреждении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением правительства РФ от 24. 09. 2008 №666
Дошкольном образовательном учреждении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информационная справка о Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении – детский сад №195 3
Дошкольном образовательном учреждении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации «Наблюдение и анализ различных видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении»
Дошкольном образовательном учреждении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные подходы к решению проблемы использования нетрадиционных способов рисования в дошкольном образовательном учреждении
Дошкольном образовательном учреждении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном...
Дошкольном образовательном учреждении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Постановление Правительства российской Федерации от 12 сентября 2008г. №666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном...
Дошкольном образовательном учреждении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном...
Дошкольном образовательном учреждении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Положением об опорном дошкольном образовательном учреждении...
Дошкольном образовательном учреждении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Анализ педагогической ситуации в дошкольном образовательном учреждении позволил выделить наиболее актуальные проблемы, решению которых...
Дошкольном образовательном учреждении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Законом РФ «Об образовании», а также в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом мбдоу мо...
Дошкольном образовательном учреждении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации для воспитателей образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования «Особенности...
Дошкольном образовательном учреждении iconОб утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного
Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Дошкольном образовательном учреждении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск