Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №28»
Разработан творческой группой
МБДОУ «ДСОВ №28»
2013г
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………….
| 4
| 1. Аналитическое обоснование программы ………………………...
| 7
| 1.1. Анализ оздоровительного процесса в дошкольном образовательном учреждении ………...………………………………………...
|
7
|
1.2. Анализ заболеваемости детей …………………………………….
| 9
| 1.3. Анализ ресурсного обеспечения программы ……………………
|
| 1.4. Материально – технические условия …………………………….
| 15
| 1.5. Кадровое обеспечение …………………………………………….
| 16
| 2. Концептуальные подходы к построению программы …………….
| 17
| 3. Система методической работы по повышению компетентности педагогов в области здоровьесбережения…………………..………….
|
23
| 4. Взаимодействие с семьей ……………………………………………
| 28
| 5. Мониторинг эффективности реализации программы «Твое Здоровье»………………………………………………………...
|
30
| Литература ……………………………………………………………..
| 34
|
|
| Приложения
|
|
Пояснительная записка
Современная социально-экономическая ситуация в стране показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.
Согласно исследованиям специалистов 60% болезней взрослых заложены в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз, 25-30% детей, приходящих в первый класс имеют разные отклонения в состоянии здоровья (данные Т.Я. Чертюк, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.).
Наши возможности каким-то образом, повлиять на сложившуюся ситуацию и социальное положение родителей, минимальны.
Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.
Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья – в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье».
Проблема здоровья болеющих детей выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления. В силу сложности и многогранности проблемы ее необходимо рассматривать по принципу комплексности, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую, и систематическую.
Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении.
Это:
-профессионализм педагогических кадров;
-соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;
-организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;
-профилактике заболеваний , негативных зависимостей;
-мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников;
-целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития ДОУ.
Актуальность проблемы оздоровления дошкольников вызвана объективной необходимостью научно обоснованного подхода к разрешению противоречий проявившихся в процессе организации профилактической помощи детям в условиях ДОУ.
Наиболее существенными для нашей проблемы являются противоречия между:
-общественной потребностью в сохранении, укреплении и развития здоровья дошкольников и реальной социально-экономической ситуацией;
-стихийно сложившимся и целенаправленно управляемым положительным опытом коллективов по оздоровлению воспитанников ДОУ;
-между необходимостью повышения уровня здоровья воспитанников и отсутствием медико-педагогических условий;
-между необходимостью осуществления эффективного управления оздоровительным процессом и отсутствием оздоровления.
Разрешение данных противоречий позволяет обосновать проблему: Полноценное здоровье ребенка невозможно без создания программы оздоровления.
Цель: создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
В соответствии с целью, коллективом были определены следующие задачи:
- изучить степень разработанности проблемы оздоровления детей в условиях ДОУ.
-определить медико-педагогические условия, повышающие качество воспитательно-образовательного процесса.
-разработать концептуальную модель программы.
-внедрить в практическую деятельность оздоровительную программу.
-отследить результаты реализации оздоровительной программы в условиях ДОУ.
При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:
-принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
-принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.
-принцип концентричного обучения заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.
-принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
-принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
-принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
-принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
-принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
-принцип успешности заключается, в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задание, которое он способен успешно выполнить.
-принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
-принцип целостно – смыслового равенства взрослого и ребенка подразумевает, что в ДОУ создаются условия для наиболее полного раскрытия личности ребенка, а педагог старается максимально развить способности детей.
-принцип индивидуального выбора решает задачу формирования у ребенка делать сознательный, правильный для себя выбор.
-принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
-принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
-принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Реализация программы базируется на комплексном подходе в работе с детьми. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада.
Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.
Учитывая специфику дошкольного учреждения и необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, определились следующие особенности организации деятельности ДОУ:
Установление партнерских отношений в плане «ребенок-родитель», «ребенок-педагог», «педагог-родитель», через:
-создание союза заинтересованных в здоровье детей партнеров;
-мотивацию родителей на совместную оздоровительно-профилактическую работу;
-преемственность медицинских и педагогических приемов развития ребенка;
-разработку индивидуальной программы воспитания, обучения и оздоровления.
Изменение формы и организации образовательного процесса (переход от фронтальных занятий к занятиям небольшими подгруппами с учетом психофизических возможностей и состояния здоровья ребенка), усиленный медицинский контроль за организацией физкультурно-оздоровительного процесса.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (дыхательная гимнастика, статические упражнения, закаливающие процедуры, оздоровительный бег и пешие ежедневные прогулки, самомассаж и др.), способствующих формированию навыков здорового образа жизни, оказывающих положительное влияние на состояние здоровья воспитанников.
Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах с целью обеспечения профилактико - оздоровительного эффекта в течение всего времени пребывания ребенка в условиях ДОУ.
Совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством обобщения и распространения положительного опыта своей работы, роста их общей культуры.
Единство воздействия со стороны всех сотрудников детского сада для организации единого воспитательно-образовательного и оздоровительного процесса.
В МБДОУ «ДСОВ №28» «Машенька» создана система работы по профилактике, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Оздоровительный процесс включает в себя:
-профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия (закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями);
-общеукрепляющую терапию (витаминотерапия, полоскание горла травяными растворами, использование оксолиновой мази, применение чесночных бус и др.);
-фитотерапию (фиточаи витаминные);
-организацию рационального питания (четырехразовый режим питания по технологическим картам, включающим выполнение норм натуральных продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьих блюд).
-десятидневное меню разработано с учетом калорийности пищевых веществ жиров, белков и углеводов;
-санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия:
-рациональный режим жизни;
-двигательная активность во время образовательного цикла (физминутки, оздоровительные, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, оздоровительные подвижные игры, игровые часы);
-комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные ванны, обширное умывание, полоскание полости рта 1% солевым раствором,);
-работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и
формированию здорового образа жизни;
-использование «здоровьесберегающих» технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры, ритмика и мн. др.);
-режимы проветривания и кварцевания.
Данная организация деятельности осуществляется специалистами:
-старшей медицинской сестрой;
-музыкальным руководителем;
-воспитателями ДОУ;
Динамика снижения заболеваемости воспитанников по ОРВИ и гриппу – (за 2011/2012 учебный год) яркий показатель эффективности работы коллектива ДОУ по оздоровлению детей. Анализ заболеваемости МБДОУ «ДСОВ №28»
Перечень заболеваний
| 2009
| 2010
| 2011
| 2012
| Количество случаев заболеваний
|
170
|
171
|
169
|
150
| Количество на 1 ребенка
| 1,7
| 1,7
| 1,9
| 1,5
| Несчастные случаи, отравления, травмы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Группы здоровья
Распределение детей по группам здоровья
| 2009
| 2010
| 2011
| 2012
| 1 группа
| 34%
| 36%
| 35%
| 40%
| 2 группа
| 57%
| 58%
| 54,5%
| 52%
| 3 группа
| 8%
| 5%
| 9,5%
| 7%%
| 4 группа
| 1%
| 1%
| 1%
| 1%
|
Процент детей с хроническими заболеваниями
№ п/п
| Классификация болезней
| Нозологическая форма
| Количество детей
| 1.
| Болезни органов дыхания
| Бронхиальная астма
| 1 (1%)
| 2.
| Болезни ЛОР-органов
| Хронический тонзиллит, хронический отит, гипертрофия миндалин
| 4 (4%)
| 3.
| Болезни мочеполовой системы
| Хронический пиелонефрит, гиомерулонефрит
| 2 (2%)
| 4.
| Болезни эндокринной системы
| Гипофункция щитовидной железы
| 1(1%)
|
Основным методом оптимизации оздоровительно-профилактической деятельности в ДОУ является «мониторинг здоровья» ребенка, который осуществляется совместно с медицинской сестрой и воспитателями ДОУ медицинским персоналом.
Цель мониторинга:
Повышение уровня здоровья детей, система профилактики заболеваний.
Аспекты отслеживания:
-заболеваемость ОРЗ, ОРВИ – статистический учет по результатам годовых отчетов ДОУ по посещаемости и причинам отсутствия детей;
-фтизиатрический учет получивших лечение и оздоровление детей;
-периоды обострения детской заболеваемости в разных возрастных группах;
-оценка адаптации детей к ДОУ (психолого-педагогическое отслеживание);
-общее физическое развитие детей;
-уровень физической подготовленности детей.
Оздоровительная работа медицинской службы включает в себя составление:
-листа здоровья ребенка;
-индивидуальной программы профилактики и оздоровления ребенка;
-разработку рекомендаций родителям по укреплению здоровья детей, выполнению культурно-гигиенических норм и по системе закаливающих мероприятий.
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности. В ее организации выделены три блока:
1 блок. Специально организованное обучение, где взрослые выступают в качестве партнера-инициатора. Используются различные варианты физкультурных занятий: традиционные, игровые, сюжетные, тематические, комплексные, итоговые, физкультурно-познавательные – интеграция познавательной и двигательной активности (выполнение образных физических упражнений, подвижные игры, игровые задания, упражнения на дыхание, элементы релаксации, обмен впечатлениями).
2 блок. Совместная деятельность взрослого и детей, которая включает разные формы активности: ежедневный оздоровительный бег, динамические паузы между занятиями, игровой час во вторую половину дня ежедневно. Подвижные игры на прогулках, «Дни здоровья», спортивные праздники, физкультурные досуги, индивидуальная и кружковая работа с детьми.
3 блок. Свободная самостоятельная деятельность детей, предусматривающая формирование самостоятельной двигательной деятельности.
С этой целью оборудованы функциональные уголки с необходимым оборудованием и атрибутикой. На территории детского сада оборудован стадион «Чемпион», в каждой группе обустроены места для проведения корригирующей гимнастики, подвижных игр и др.
Рационально организованную деятельность по физическому воспитанию позволяет получать положительную динамику физической подготовленности детей (положительную динамику физической подготовленности детей можно проследить на примере подготовительной группы).
Показатели эффективности курса
-снижение заболеваемости (по отношению к контрольной группе)
-повышение уровня физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств)
- развитие основных психических процессов
-использование полученных знаний и сформированных умений в определенной ситуации. Практическими результатами работы за четыре года обучения по курсу «Здравствуй!» являются:
-Книга рисунков ребенка
-Книга сказок ребенка
-Прирост показателей психического и физического развития, включая мотивацию здоровья
-Улучшение состояния здоровья
-Повышение уровня знаний о своем здоровье и об окружающем мире
-Навыки по самооздоровлению и самообслуживанию.
Воспитанники ДОУ являются участниками в городских спортивно-массовых мероприятиях.
Анализ ресурсного обеспечения
Программно-методическое обеспечение базируется на комплексной программе развития и воспитания ребенка в детском саду «Радуга» Авторы:Т.Н.Доронова.,С.Г.Якубсон., Е.В.Соловьева, Т.И.Гризик
Физическое развитие детей в детском саду осуществляется воспитателями на основе разработанного перспективного планирования педагогами ДОУ по физкультурно-оздоровительной работе. Формирование у детей здорового и безопасного образа жизни, в условиях нерегламентированной деятельности, осуществляется воспитателями на основе тематического планирования, разработанного педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения. В основе данного планирования лежит программа М.Л.Лазарева, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Психическое здоровье ребенка – это не только биологическое, но и социальное понятие. Педагоги ДОУ, совместно с родителями, призваны вселить в каждого ребенка чувство бодрости, оптимизма, уверенности в себе, помочь формированию компетенции каждого ребенка в области здоровьесбережения.
Материально-технические условия
Медицинский блок, предназначенный для проведения лечебно - оздоровительной и профилактической работы с детьми включает в себя следующие помещения:
-медицинский кабинет;
-процедурный кабинет;
В детском саду имеется следующее медицинское оборудование:
-бактерицидные лампы;
-ионизаторы воздуха;
Организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни созданы «уголки здоровья» «Здравствуй», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ и программе М.Л.Лазарева «Здравствуй».
В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур.
Для организации и проведения физкультурных, музыкально-ритмических занятий функционирует один зал: оснащенный необходимым спортивным оборудованием и музыкальным оборудованием. Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для развития основных видов движения и игр детей. Оборудован стадион «Чемпион» для проведения секционной работы с воспитанниками.
В зимнее время на участках строятся горки, снежные постройки. На спортивной площадке и стадионе прокладываются лыжня, расчищается участок для проведения физкультурных занятий на воздухе. Для обеспечения двигательной активности детей в холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры.
Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
Кадровое обеспечение
В штатное расписание дошкольного образовательного учреждения включены следующие единицы, обеспечивающие реализацию комплексной общеобразовательной программы развития и воспитания ребенка в детском саду «Радуга»;
старшая медицинская сестра;
заместитель заведующей (по ВМР);
воспитатели– 8 человек
музыкальный руководитель; Данный анализ позволяет сделать вывод о необходимости разработки и внедрения программы «Твое здоровье», призванной обеспечить комплексное медико- педагогическое воздействие на оздоровление детей, формирование, сохранение и укрепление их здоровья и готовности дошкольного образовательного учреждения к ее реализации.
Концептуальные подходы к программе
Известно, что дошкольное детство – старт развития личности, во многом определяющий ее жизненный путь.
Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма.
Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача. И решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи. Цель программы
Сохранение и укрепление здоровья детей. Задачи:
-разработать индивидуальные маршруты оздоровления детей на основе взаимодействия с семьёй;
-обеспечение семей болеющих детей всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей;
-разработать комплексный план оздоровительных и профилактических мероприятий на основе интеграции деятельности специалистов ДОУ. Программа нацелена на воспитание ребенка-дошкольника здорового физически, инициативного и раскрепощенного, социально и нравственно развитого.
Она включает в себя 3 основных направления:
Программа «Твое здоровье»
Физическое здоровье
(охрана и укрепление физического здоровья) Психическое здоровье (обеспечение психологического благополучия)
Социально-нравствен ное здоровье, (приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям ценностям)
Каждое направление реализуется одной или несколькими подпрограммами.
Целевые подпрограммы учитывают комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии «Полноценное здоровье ребенка». Подпрограммы имеют физиологическое обоснование в каждом разделе наряду с учетом закономерностей возрастной психофизиологии и педагогической психологии.
Физическое здоровье
Цель: Повышение уровня физического здоровья детей дошкольного
возраста в ДОУ и в семье.
Задачи:
-изучение уровня физического развития и выносливости детей дошкольного возраста;
-анализ возможности учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, семье для комплексного подхода к физическому воспитанию дошкольников;
-укрепление здоровья детей;
-воспитание потребности в здоровом образе жизни. Содержание образовательной области «Здоровье»:
Пояснительная записка
В условиях современной природо-социальной и экологической ситуации проблема здоровья приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14 % детей России можно считать практически здоровыми. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка, так как ребенок особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонения здоровья. Исходя из этого воспитание здорового образа жизни должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка. Задача укрепления здоровья – одна из приоритетных в работе ДОУ.
Основные принципы работы
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности.
4. Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
5. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей. Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, родителей, педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи:
1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. воспитание культурно – гигиенических навыков;
3. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Основные направления работы
Профилактические
• обеспечение благоприятной адаптации;
• выполнение сангигиенического режима;
• решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
• предупреждение острых расператорных заболеваний
• проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационные
• организация здоровьесберегающей среды;
•определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
• изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей;
• пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей и родителей.
В МБДОУ дополнительно введена парциальная программа «Здравствуй» (автор М.Л. Лазарева) с целью совершенствования работы по оздоровлению детей.
В рамках теории деятельности программы М.Л.Лазарева «Здравствуй» разработан метод оздоровления, в котором формируется особый род деятельности – оздоровительная или здоровьеобразующая и особый вид мотивации – мотивация здоровья. При этом, учитывая, что ведущей (предопределяющей психическое развитие) деятельностью ребенка-дошкольника является игра, здоровьеобразующую деятельность предлагается проводить в игровой форме.
При разработке основного метода курса программы М.Л.Лазарева «Здравствуй» учитывались особенности воздействия психологических факторов (эмоции, мотивация и самосознание) на физическое здоровье. Было также установлено, что главным физическим фактором, наиболее тесно связанным с психологическими и одновременно наиболее важным для жизнедеятельности организм а, является дыхание.
В связи с этим был разработан метод музыкальной психорегуляции дыхания, предполагающий постоянный дозированный эмоционально-дыхательно-двигательный тренинг ребенка в течение всего года.
Для осуществления данного метода используются песни (вокальные номера) на тематическом материале уроков здоровья (в программе употребляется термин «урок здоровья» )
Каждая песня представляет собой цветоинтонационную гимнастику, осуществляемую с помощью сольфеджирования по специально разработанному нотному стану с цветными нотками. При сольдежировании ребенок производит вертикальные перемещения тела (садится и встает), соответствующие рисунку мелодии. Это позволяет формировать внутренний музыкальный слух и музыкальное интонационное мышление. Кроме того, каждая песня сопровождается рисованием.
Дошкольное детство – самоценный период жизни (А.В. Запорожец). С учетом этого был создан особый микромир, включающий сказки, песни, рисунки, ритуалы и игры. Основными персонажами сказок являются герои-здоровячки. Каждая сказка – это игра, направленная на раскрытие того или иного психофизиологического качества одной из семи функциональных сфер личности.
Программа включает в себя:
• оптимизацию режима дня;
• организацию двигательного режима;
• охрану психофизического здоровья;
• профилактику заболеваемости;
• закаливание с учетом здоровья ребенка;
• лечебно-оздоровительную работу.
Комплекс оздоровительных мероприятий
• В группе проводится утренняя гимнастика (в музыкальном зале). Упражнения для зарядки выбираются с учетом возраста ребенка.
• В течение дня дети имеют возможность организовать подвижную игру, но в групповой комнате мало места для игр с бегом, поэтому дети бегают в основном на улице, на прогулках. Игры с метание, ловлей мяча, народные игры используются тоже в основном на прогулках.
• На занятии проводятся обязательные физкультминутки для предупреждения и снятия усталости, для активизации умственной деятельности.
• Проводятся закаливающие мероприятия после сна (упражнения для бодрости, солевые дорожки, упражнения для профилактики плоскостопия) .
• Чесночные «киндеры».
• Фитонциды (лук, чеснок) .
Образовательная область «Здоровье» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как:
«Физическая культура» - развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важные условия сохранения и укрепления здоровья детей;
«Познание» - расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;
«Социализация» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;
«Безопасность» - формирование основ безопасной жизнедеятельности;
«Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека.
Ожидаемые результаты
1. осознание детьми понятие «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;
2. повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;
3. овладение навыками самооздоровления;
4. снижения уровня заболеваемости.
Литература
1. «Здоровый дошкольник». Змановский Ю. Ф.
2. «Здоровый малыш» Береснева З. Н.
3. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т. Л. Богина. – М. :
Мозаика-синтез, 2006.
4. Уроки Мойдодыра / Г. Зайцев. – СПб. : Акцидент, 1997.
5. Уроки этикета / С. А. Насонкина. – СПб. : Акцидент, 1996.
6. Уроки здоровья / Под ред. С. М. Чечельницкой.
7. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. – М. : linka- press,
1993.
Принципы построения образовательной области
«Физическое здоровье»
Единство физического и психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка.
Пути достижения физического и психического здоровья ребенка
пронизывают всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Принцип рационального сочетания интеллектуальных нагрузок, организованной двигательной деятельности и целесообразного двигательного режима.
На улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое развитие
влияет весь уклад жизни, то есть полная реализация следующего: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
Принцип индивидуального подхода, способствующий успешному поиску адекватных медико-педагогических методов и приемов.
На основе анализа проводимой работы по укреплению здоровья детей по всем основным показателям необходимо определять направления работы в целом и по каждой возрастной группе.
Необходимо своевременно корректировать содержание медико-педагогических приемов с учетом индивидуальных особенностей ребенка, применение педагогических приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений.
Принцип естественной двигательной активности с учетом региональных и климатических условий.
Ежедневные занятия физической культурой, игры и развлечения на воздухе, проводимые с учетом экологической обстановки, региональных и климатических условий в районе детского учреждения.
Обеспечение дошкольного учреждения физкультурным оборудованием,
Психическое здоровье
Цель: Создание комплекса психогигиенических и психопрофилактических
средств и методов.
Задачи:
-создание в ДОУ атмосферы психологической защищенности, что способствует ограждению ребенка от стрессовых ситуаций, повышает его уверенность в собственных силах и способствует углублению его взаимодействия с окружающими; Социально-нравственное здоровье
Цель: Формирование духовных общечеловеческих ценностей.
Задачи:
-воспитание основ духовности, гуманизма, созидательно-творческогоотношения ребенка к миру;
-формирование высоконравственных начал личности через культуру
речевого общения;
-формирование представлений у ребенка о взаимосвязи природы и человека.
Принципы построения раздела «Социально-нравственное здоровье»
Принцип постепенного усиления осознанности социально-нравственных представлений:
-понимания красоты и смысла нравственных поступков;
-необходимости выбора той или иной линии поведения в зависимости от обстоятельств;
-осознания последствий положительных или отрицательных поступков;
-установление причинно-следственной связи между отношениями;
-чувствами к поступкам людей;
-усиление роли самооценки в поведении.
Применение указанных принципов и разработанного на их основе комплекса оздоровительной работы обеспечит выполнение главных задач по укреплению физического, психического и социально-нравственного здоровья детей.
Работа по реализации программы «Твое здоровье» рассчитана на пять лет 2013-2018 гг., и планируется в три этапа.
1 этап, его продолжительность один год 2013-2014 учебный год
Цель: Мониторинг индивидуальных особенностей физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей.
|