Мбдоу «дсов №28» 2013г Содержание Пояснительная записка





Скачать 475.6 Kb.
НазваниеМбдоу «дсов №28» 2013г Содержание Пояснительная записка
страница1/3
Дата публикации30.08.2014
Размер475.6 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №28»

Разработан творческой группой

МБДОУ «ДСОВ №28»

2013г

Содержание


Пояснительная записка ……………………………………………….

4

1. Аналитическое обоснование программы ………………………...

7

1.1. Анализ оздоровительного процесса в дошкольном образовательном учреждении ………...………………………………………...


7


1.2. Анализ заболеваемости детей …………………………………….

9

1.3. Анализ ресурсного обеспечения программы ……………………




1.4. Материально – технические условия …………………………….

15

1.5. Кадровое обеспечение …………………………………………….

16

2. Концептуальные подходы к построению программы …………….

17

3. Система методической работы по повышению компетентности педагогов в области здоровьесбережения…………………..………….


23

4. Взаимодействие с семьей ……………………………………………

28

5. Мониторинг эффективности реализации программы «Твое Здоровье»………………………………………………………...


30

Литература ……………………………………………………………..

34







Приложения







Пояснительная записка

Современная социально-экономическая ситуация в стране показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.

Согласно исследованиям специалистов 60% болезней взрослых заложены в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз, 25-30% детей, приходящих в первый класс имеют разные отклонения в состоянии здоровья (данные Т.Я. Чертюк, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.).

Наши возможности каким-то образом, повлиять на сложившуюся ситуацию и социальное положение родителей, минимальны.

Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.

Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья – в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье».

Проблема здоровья болеющих детей выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления. В силу сложности и многогранности проблемы ее необходимо рассматривать по принципу комплексности, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую, и систематическую.

Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении.

Это:

-профессионализм педагогических кадров;

-соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;

-организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;

-профилактике заболеваний , негативных зависимостей;

-мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников;

-целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития ДОУ.

Актуальность проблемы оздоровления дошкольников вызвана объективной необходимостью научно обоснованного подхода к разрешению противоречий проявившихся в процессе организации профилактической помощи детям в условиях ДОУ.

Наиболее существенными для нашей проблемы являются противоречия между:

-общественной потребностью в сохранении, укреплении и развития здоровья дошкольников и реальной социально-экономической ситуацией;

-стихийно сложившимся и целенаправленно управляемым положительным опытом коллективов по оздоровлению воспитанников ДОУ;

-между необходимостью повышения уровня здоровья воспитанников и отсутствием медико-педагогических условий;

-между необходимостью осуществления эффективного управления оздоровительным процессом и отсутствием оздоровления.

Разрешение данных противоречий позволяет обосновать проблему: Полноценное здоровье ребенка невозможно без создания программы оздоровления.

Цель: создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

В соответствии с целью, коллективом были определены следующие задачи:

- изучить степень разработанности проблемы оздоровления детей в условиях ДОУ.

-определить медико-педагогические условия, повышающие качество воспитательно-образовательного процесса.

-разработать концептуальную модель программы.

-внедрить в практическую деятельность оздоровительную программу.

-отследить результаты реализации оздоровительной программы в условиях ДОУ.

При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:

-принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.

-принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.

-принцип концентричного обучения заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.

-принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

-принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

-принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

-принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

-принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

-принцип успешности заключается, в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задание, которое он способен успешно выполнить.

-принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.

-принцип целостно – смыслового равенства взрослого и ребенка подразумевает, что в ДОУ создаются условия для наиболее полного раскрытия личности ребенка, а педагог старается максимально развить способности детей.

-принцип индивидуального выбора решает задачу формирования у ребенка делать сознательный, правильный для себя выбор.

-принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

-принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

-принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Реализация программы базируется на комплексном подходе в работе с детьми.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада.

Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.

Учитывая специфику дошкольного учреждения и необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, определились следующие особенности организации деятельности ДОУ:

Установление партнерских отношений в плане «ребенок-родитель», «ребенок-педагог», «педагог-родитель», через:

-создание союза заинтересованных в здоровье детей партнеров;

-мотивацию родителей на совместную оздоровительно-профилактическую работу;

-преемственность медицинских и педагогических приемов развития ребенка;

-разработку индивидуальной программы воспитания, обучения и оздоровления.

Изменение формы и организации образовательного процесса (переход от фронтальных занятий к занятиям небольшими подгруппами с учетом психофизических возможностей и состояния здоровья ребенка), усиленный медицинский контроль за организацией физкультурно-оздоровительного процесса.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (дыхательная гимнастика, статические упражнения, закаливающие процедуры, оздоровительный бег и пешие ежедневные прогулки, самомассаж и др.), способствующих формированию навыков здорового образа жизни, оказывающих положительное влияние на состояние здоровья воспитанников.

Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах с целью обеспечения профилактико - оздоровительного эффекта в течение всего времени пребывания ребенка в условиях ДОУ.

Совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством обобщения и распространения положительного опыта своей работы, роста их общей культуры.

Единство воздействия со стороны всех сотрудников детского сада для организации единого воспитательно-образовательного и оздоровительного процесса.

В МБДОУ «ДСОВ №28» «Машенька» создана система работы по профилактике, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Оздоровительный процесс включает в себя:

-профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия (закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями);

-общеукрепляющую терапию (витаминотерапия, полоскание горла травяными растворами, использование оксолиновой мази, применение чесночных бус и др.);

-фитотерапию (фиточаи витаминные);

-организацию рационального питания (четырехразовый режим питания по технологическим картам, включающим выполнение норм натуральных продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьих блюд).

-десятидневное меню разработано с учетом калорийности пищевых веществ жиров, белков и углеводов;

-санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия:

-рациональный режим жизни;

-двигательная активность во время образовательного цикла (физминутки, оздоровительные, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, оздоровительные подвижные игры, игровые часы);

-комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные ванны, обширное умывание, полоскание полости рта 1% солевым раствором,);

-работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и

формированию здорового образа жизни;

-использование «здоровьесберегающих» технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры, ритмика и мн. др.);

-режимы проветривания и кварцевания.

Данная организация деятельности осуществляется специалистами:

-старшей медицинской сестрой;

-музыкальным руководителем;

-воспитателями ДОУ;

Динамика снижения заболеваемости воспитанников по ОРВИ и гриппу – (за 2011/2012 учебный год) яркий показатель эффективности работы коллектива ДОУ по оздоровлению детей.
Анализ заболеваемости МБДОУ «ДСОВ №28»


Перечень заболеваний

2009

2010

2011

2012

Количество случаев заболеваний


170


171


169


150

Количество на 1 ребенка

1,7

1,7

1,9

1,5

Несчастные случаи, отравления, травмы


-


-


-


-


Группы здоровья



Распределение детей по группам здоровья

2009

2010

2011

2012

1 группа

34%

36%

35%

40%

2 группа

57%

58%

54,5%

52%

3 группа

8%

5%

9,5%

7%%

4 группа

1%

1%

1%

1%



Процент детей с хроническими заболеваниями


п/п

Классификация болезней

Нозологическая форма

Количество детей

1.

Болезни органов дыхания

Бронхиальная астма

1 (1%)

2.

Болезни ЛОР-органов

Хронический тонзиллит, хронический отит, гипертрофия миндалин

4 (4%)

3.

Болезни мочеполовой системы

Хронический пиелонефрит, гиомерулонефрит

2 (2%)

4.

Болезни эндокринной системы

Гипофункция щитовидной железы

1(1%)



Основным методом оптимизации оздоровительно-профилактической деятельности в ДОУ является «мониторинг здоровья» ребенка, который осуществляется совместно с медицинской сестрой и воспитателями ДОУ медицинским персоналом.

Цель мониторинга:

Повышение уровня здоровья детей, система профилактики заболеваний.

Аспекты отслеживания:

-заболеваемость ОРЗ, ОРВИ – статистический учет по результатам годовых отчетов ДОУ по посещаемости и причинам отсутствия детей;

-фтизиатрический учет получивших лечение и оздоровление детей;

-периоды обострения детской заболеваемости в разных возрастных группах;

-оценка адаптации детей к ДОУ (психолого-педагогическое отслеживание);

-общее физическое развитие детей;

-уровень физической подготовленности детей.

Оздоровительная работа медицинской службы включает в себя составление:

-листа здоровья ребенка;

-индивидуальной программы профилактики и оздоровления ребенка;

-разработку рекомендаций родителям по укреплению здоровья детей, выполнению культурно-гигиенических норм и по системе закаливающих мероприятий.

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности. В ее организации выделены три блока:

1 блок. Специально организованное обучение, где взрослые выступают в качестве партнера-инициатора. Используются различные варианты физкультурных занятий: традиционные, игровые, сюжетные, тематические, комплексные, итоговые, физкультурно-познавательные – интеграция познавательной и двигательной активности (выполнение образных физических упражнений, подвижные игры, игровые задания, упражнения на дыхание, элементы релаксации, обмен впечатлениями).

2 блок. Совместная деятельность взрослого и детей, которая включает разные формы активности: ежедневный оздоровительный бег, динамические паузы между занятиями, игровой час во вторую половину дня ежедневно. Подвижные игры на прогулках, «Дни здоровья», спортивные праздники, физкультурные досуги, индивидуальная и кружковая работа с детьми.

3 блок. Свободная самостоятельная деятельность детей, предусматривающая формирование самостоятельной двигательной деятельности.

С этой целью оборудованы функциональные уголки с необходимым оборудованием и атрибутикой. На территории детского сада оборудован стадион «Чемпион», в каждой группе обустроены места для проведения корригирующей гимнастики, подвижных игр и др.

Рационально организованную деятельность по физическому воспитанию позволяет получать положительную динамику физической подготовленности детей (положительную динамику физической подготовленности детей можно проследить на примере подготовительной группы).

Показатели эффективности курса

-снижение заболеваемости (по отношению к контрольной группе)

-повышение уровня физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств)

- развитие основных психических процессов

-использование полученных знаний и сформированных умений в определенной ситуации. Практическими результатами работы за четыре года обучения по курсу «Здравствуй!» являются:

-Книга рисунков ребенка

-Книга сказок ребенка

-Прирост показателей психического и физического развития, включая мотивацию здоровья

-Улучшение состояния здоровья

-Повышение уровня знаний о своем здоровье и об окружающем мире

-Навыки по самооздоровлению и самообслуживанию.

Воспитанники ДОУ являются участниками в городских спортивно-массовых мероприятиях.



Анализ ресурсного обеспечения

Программно-методическое обеспечение базируется на комплексной программе развития и воспитания ребенка в детском саду «Радуга» Авторы:Т.Н.Доронова.,С.Г.Якубсон., Е.В.Соловьева, Т.И.Гризик

Физическое развитие детей в детском саду осуществляется воспитателями на основе разработанного перспективного планирования педагогами ДОУ по физкультурно-оздоровительной работе. Формирование у детей здорового и безопасного образа жизни, в условиях нерегламентированной деятельности, осуществляется воспитателями на основе тематического планирования, разработанного педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения. В основе данного планирования лежит программа М.Л.Лазарева, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Психическое здоровье ребенка – это не только биологическое, но и социальное понятие. Педагоги ДОУ, совместно с родителями, призваны вселить в каждого ребенка чувство бодрости, оптимизма, уверенности в себе, помочь формированию компетенции каждого ребенка в области здоровьесбережения.

Материально-технические условия

Медицинский блок, предназначенный для проведения лечебно - оздоровительной и профилактической работы с детьми включает в себя следующие помещения:

-медицинский кабинет;

-процедурный кабинет;

В детском саду имеется следующее медицинское оборудование:

-бактерицидные лампы;

-ионизаторы воздуха;

Организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.

В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни созданы «уголки здоровья» «Здравствуй», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ и программе М.Л.Лазарева «Здравствуй».

В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур.

Для организации и проведения физкультурных, музыкально-ритмических занятий функционирует один зал: оснащенный необходимым спортивным оборудованием и музыкальным оборудованием. Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для развития основных видов движения и игр детей. Оборудован стадион «Чемпион» для проведения секционной работы с воспитанниками.

В зимнее время на участках строятся горки, снежные постройки. На спортивной площадке и стадионе прокладываются лыжня, расчищается участок для проведения физкультурных занятий на воздухе. Для обеспечения двигательной активности детей в холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры.

Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.


Кадровое обеспечение

В штатное расписание дошкольного образовательного учреждения включены следующие единицы, обеспечивающие реализацию комплексной общеобразовательной программы развития и воспитания ребенка в детском саду «Радуга»;

старшая медицинская сестра;

заместитель заведующей (по ВМР);

воспитатели– 8 человек

музыкальный руководитель;
Данный анализ позволяет сделать вывод о необходимости разработки и внедрения программы «Твое здоровье», призванной обеспечить комплексное медико- педагогическое воздействие на оздоровление детей, формирование, сохранение и укрепление их здоровья и готовности дошкольного образовательного учреждения к ее реализации.

Концептуальные подходы к программе

Известно, что дошкольное детство – старт развития личности, во многом определяющий ее жизненный путь.

Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма.

Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача. И решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи.
Цель программы

Сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:

-разработать индивидуальные маршруты оздоровления детей на основе взаимодействия с семьёй;

-обеспечение семей болеющих детей всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей;

-разработать комплексный план оздоровительных и профилактических мероприятий на основе интеграции деятельности специалистов ДОУ.
Программа нацелена на воспитание ребенка-дошкольника здорового физически, инициативного и раскрепощенного, социально и нравственно развитого.

Она включает в себя 3 основных направления:


Программа «Твое здоровье»


Физическое здоровье

(охрана и укрепление физического здоровья)

Психическое здоровье (обеспечение психологического благополучия)




Социально-нравствен ное здоровье, (приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям ценностям)


Каждое направление реализуется одной или несколькими подпрограммами.

Целевые подпрограммы учитывают комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии «Полноценное здоровье ребенка». Подпрограммы имеют физиологическое обоснование в каждом разделе наряду с учетом закономерностей возрастной психофизиологии и педагогической психологии.

Физическое здоровье

Цель: Повышение уровня физического здоровья детей дошкольного

возраста в ДОУ и в семье.

Задачи:

-изучение уровня физического развития и выносливости детей дошкольного возраста;

-анализ возможности учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, семье для комплексного подхода к физическому воспитанию дошкольников;

-укрепление здоровья детей;

-воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Содержание образовательной области «Здоровье»:

Пояснительная записка

          В условиях современной природо-социальной и экологической  ситуации проблема здоровья приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14 % детей России можно считать практически здоровыми. По мнению ученых,   дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка, так как ребенок особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонения здоровья. Исходя из этого воспитание здорового образа жизни должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка. Задача укрепления здоровья – одна из приоритетных в работе ДОУ.

          

Основные принципы работы

1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей  в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности.

4. Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.

5. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, родителей, педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи:

1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

2. воспитание культурно – гигиенических навыков;

3. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Основные направления работы

Профилактические

•   обеспечение благоприятной адаптации;

•   выполнение сангигиенического режима;

•   решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

•   предупреждение острых расператорных  заболеваний  

•   проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационные

• организация здоровьесберегающей среды;

•определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;

•   изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей;

•   пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей и родителей.

В МБДОУ дополнительно введена парциальная программа «Здравствуй» (автор М.Л. Лазарева) с целью совершенствования работы по оздоровлению детей.

В рамках теории деятельности программы М.Л.Лазарева «Здравствуй» разработан метод оздоровления, в котором формируется особый род деятельности – оздоровительная или здоровьеобразующая и особый вид мотивации – мотивация здоровья. При этом, учитывая, что ведущей (предопределяющей психическое развитие) деятельностью ребенка-дошкольника является игра, здоровьеобразующую деятельность предлагается проводить в игровой форме.

При разработке основного метода курса программы М.Л.Лазарева «Здравствуй» учитывались особенности воздействия психологических факторов (эмоции, мотивация и самосознание) на физическое здоровье. Было также установлено, что главным физическим фактором, наиболее тесно связанным с психологическими и одновременно наиболее важным для жизнедеятельности организм а, является дыхание.

В связи с этим был разработан метод музыкальной психорегуляции дыхания, предполагающий постоянный дозированный эмоционально-дыхательно-двигательный тренинг ребенка в течение всего года.

Для осуществления данного метода используются песни (вокальные номера) на тематическом материале уроков здоровья (в программе употребляется термин «урок здоровья» )

Каждая песня представляет собой цветоинтонационную гимнастику, осуществляемую с помощью сольфеджирования по специально разработанному нотному стану с цветными нотками. При сольдежировании ребенок производит вертикальные перемещения тела (садится и встает), соответствующие рисунку мелодии. Это позволяет формировать внутренний музыкальный слух и музыкальное интонационное мышление. Кроме того, каждая песня сопровождается рисованием.

Дошкольное детство – самоценный период жизни (А.В. Запорожец). С учетом этого был создан особый микромир, включающий сказки, песни, рисунки, ритуалы и игры. Основными персонажами сказок являются герои-здоровячки. Каждая сказка – это игра, направленная на раскрытие того или иного психофизиологического качества одной из семи функциональных сфер личности.

Программа включает в себя:

•   оптимизацию режима дня;

•   организацию двигательного режима;

•   охрану психофизического здоровья;

•   профилактику заболеваемости;

•   закаливание с учетом здоровья ребенка;

•   лечебно-оздоровительную работу.

Комплекс оздоровительных мероприятий

•   В группе проводится утренняя гимнастика (в музыкальном зале). Упражнения для зарядки выбираются с учетом возраста ребенка.

•   В течение дня дети имеют возможность организовать подвижную игру, но в групповой комнате мало места для игр с бегом, поэтому дети бегают в основном на улице, на прогулках.   Игры с метание, ловлей мяча, народные игры используются тоже в основном на прогулках.

•   На занятии проводятся обязательные физкультминутки для предупреждения и снятия усталости, для активизации умственной деятельности.

•   Проводятся закаливающие мероприятия после сна (упражнения для бодрости, солевые дорожки, упражнения для профилактики плоскостопия) .

•   Чесночные «киндеры».

•   Фитонциды  (лук, чеснок) .

Образовательная область «Здоровье» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как:

«Физическая культура» - развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важные условия сохранения и укрепления здоровья детей;

«Познание» - расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;

«Социализация» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;

«Безопасность» - формирование основ безопасной жизнедеятельности;

«Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека.

Ожидаемые результаты

1. осознание детьми понятие «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;

2.   повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;

3.   овладение навыками самооздоровления;

4.   снижения уровня заболеваемости.

Литература

1. «Здоровый дошкольник». Змановский Ю. Ф.

2. «Здоровый малыш» Береснева З. Н.

3. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т. Л. Богина. – М. :

    Мозаика-синтез, 2006.

4. Уроки Мойдодыра /  Г. Зайцев. – СПб. : Акцидент, 1997.

5. Уроки этикета / С. А. Насонкина. – СПб. : Акцидент, 1996.

6. Уроки здоровья / Под ред. С. М. Чечельницкой.

7. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. – М. : linka- press,

    1993.

Принципы построения образовательной области

«Физическое здоровье»

Единство физического и психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка.

Пути достижения физического и психического здоровья ребенка

пронизывают всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип рационального сочетания интеллектуальных нагрузок, организованной двигательной деятельности и целесообразного двигательного режима.

На улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое развитие

влияет весь уклад жизни, то есть полная реализация следующего: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

Принцип индивидуального подхода, способствующий успешному поиску адекватных медико-педагогических методов и приемов.

На основе анализа проводимой работы по укреплению здоровья детей по всем основным показателям необходимо определять направления работы в целом и по каждой возрастной группе.

Необходимо своевременно корректировать содержание медико-педагогических приемов с учетом индивидуальных особенностей ребенка, применение педагогических приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений.

Принцип естественной двигательной активности с учетом региональных и климатических условий.

Ежедневные занятия физической культурой, игры и развлечения на воздухе, проводимые с учетом экологической обстановки, региональных и климатических условий в районе детского учреждения.

Обеспечение дошкольного учреждения физкультурным оборудованием,

Психическое здоровье

Цель: Создание комплекса психогигиенических и психопрофилактических

средств и методов.

Задачи:

-создание в ДОУ атмосферы психологической защищенности, что способствует ограждению ребенка от стрессовых ситуаций, повышает его уверенность в собственных силах и способствует углублению его взаимодействия с окружающими;
Социально-нравственное здоровье

Цель: Формирование духовных общечеловеческих ценностей.

Задачи:

-воспитание основ духовности, гуманизма, созидательно-творческогоотношения ребенка к миру;

-формирование высоконравственных начал личности через культуру

речевого общения;

-формирование представлений у ребенка о взаимосвязи природы и человека.

Принципы построения раздела «Социально-нравственное здоровье»

Принцип постепенного усиления осознанности социально-нравственных представлений:

-понимания красоты и смысла нравственных поступков;

-необходимости выбора той или иной линии поведения в зависимости от обстоятельств;

-осознания последствий положительных или отрицательных поступков;

-установление причинно-следственной связи между отношениями;

-чувствами к поступкам людей;

-усиление роли самооценки в поведении.

Применение указанных принципов и разработанного на их основе комплекса оздоровительной работы обеспечит выполнение главных задач по укреплению физического, психического и социально-нравственного здоровья детей.

Работа по реализации программы «Твое здоровье» рассчитана на пять лет 2013-2018 гг., и планируется в три этапа.

1 этап, его продолжительность один год 2013-2014 учебный год

Цель: Мониторинг индивидуальных особенностей физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мбдоу «дсов №28» 2013г Содержание Пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перечень учебно-методического обеспечения для реализации ооп до в мбдоу «дсов №41»
Мбдоу «дсов №28» 2013г Содержание Пояснительная записка iconПояснительная записка Цели и задачи деятельности доу по реализации...
Мбдоу на педагогическом совете мбдоу центр развития ребенка – Центр развития ребенка
Мбдоу «дсов №28» 2013г Содержание Пояснительная записка iconПояснительная записка о мбдоу «Детский сад №4 комбинированного вида»

Мбдоу «дсов №28» 2013г Содержание Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Мбдоу «дсов №28» 2013г Содержание Пояснительная записка iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Мбдоу «дсов №28» 2013г Содержание Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Мбдоу «дсов №28» 2013г Содержание Пояснительная записка iconПояснительная записка Программа внеурочной деятельности «По заповедным...
Материально-техническое обеспечение мбдоу детский сад №2 Г. Балаково саратовская область
Мбдоу «дсов №28» 2013г Содержание Пояснительная записка iconРабочая программа для детей старшего возраста (5 6 лет) г. Юрьевец,...
Мкдоу детский сад №8 Л. С. Ефимова
Мбдоу «дсов №28» 2013г Содержание Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Мбдоу «дсов №28» 2013г Содержание Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи
Мбдоу «дсов №28» 2013г Содержание Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Мбдоу «дсов №28» 2013г Содержание Пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информация о достижениях педагогического коллектива мбдоу №9 Березка в 2012-2013г. (1 полугодие)
Мбдоу «дсов №28» 2013г Содержание Пояснительная записка iconСодержание программы Пояснительная записка. Содержание курса музыки....
Рабочая программа по искусству (музыке и изобразительному искусству) для 8-9 класса составлена на основе
Мбдоу «дсов №28» 2013г Содержание Пояснительная записка iconСодержание пояснительная записка
Определение последовательности проведения занятия и использования материального обеспечения
Мбдоу «дсов №28» 2013г Содержание Пояснительная записка iconПояснительная записка Дополнительная образовательная программа «Компьютерная подготовка»
Содержание программы 1 год обучения
Мбдоу «дсов №28» 2013г Содержание Пояснительная записка iconО. И. Богомолова Л. И. Кузнецова 2013г 2013г Протокол №1 от 03. 09. 2013г
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Нижнесанарская средняя общеобразовательная школа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск