«Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»





Скачать 119.74 Kb.
Название«Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»
Дата публикации11.10.2013
Размер119.74 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
«Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»
Воспитатель по физической культуре

Филиппенкова Анна Михайловна
Цель - воспитание ребенка-дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного.
Основными задачами являются:

  • создание условий для целесообразной двигательной активности и закаливания детского организма;

  • воспитание положительного отношения к физическим подвижным играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня;

  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

  • развитие физических и нравственно-волевых качеств личности;
    формирование доступных первоначальных представлений и знаний об организме человека, влиянии физических закаливающих процедур, личной гигиены и дня на укрепление здоровья;

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни, в двигательной деятельности.


Программа состоит из нескольких основных разделов:
1. Организация двигательной деятельности.

2. Лечебно профилактическая работа, закаливание.

3. Диагностика физического развития

4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

5. Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.




Для осуществления двигательной деятельности в детском саду созданы определенные условия:

спортивно-музыкальный зал для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, где размещается крупное оборудование, мелкий спортивный инвентарь.

- спортивная площадка для подвижных и спортивных игр.

В каждой группе выделена физкультурная зона, где размещаются гимнастические снаряды и физкультурный уголок - место хранения мелкого инвентаря, атрибутов, игрушек.
Под руководством взрослых ежедневно проводится утренняя гимнастика, физкультурные занятия и гимнастика после сна. Кроме того, еженедельно проводится два музыкальных занятия, связанные с движениями, ритмика, спортивный досуг или музыкальное развлечение.

Таким образом, организованной двигательной деятельности детей отводится ежедневно не менее 1,5 -2 часов.

Формами организации оздоровительной работы являются: физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, двигательно-оздоровительные физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья.

ОРГАНИЗАЦИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов
двигательного режима ее организация должна быть направлена на поднятие
эмоционального и мышечного тонуса детей. Утренняя гимнастика постепенно
вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, способствует обмену веществ. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака от 7 до 12 мин.

ВИДЫ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
ТРАДИЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Традиционная гимнастика - это непродолжительная ходьба разного вида переходящая в бег 1,5 - 2 минуты.
-разные построения;
- общеразвивающие упражнения (6-7 упр.);
-подскоки на месте.
Ходьба с дыхательными упражнениями
Во время утренней гимнастики необходимо музыкальное сопровождение это создает эмоциональный тон. Упражнения проводятся из разных исходных положений- стоя на коленях, сидя, лежа на спине и животе. Широко применяются общеразвивающие упражнения, с пособиями (мячи, гантели, гимнастические палки, скакалки, обручи и.т. д)
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ИГРОВОГО ХАРАКТЕРА
В нее могут быть включены 2 - З подвижные игры разной степени интенсивности
(парный бег, удочка, сделай фигуру) или 5-7 общеразвивающих упражнений имитационного характера(снежинки кружатся, бабочки летают, птички крылышками машут) можно создать сюжет из имитационных движений.
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ.
Использование полосы препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа поворотов и темпа движений чередовать физкультурные пособия. Можно создать разные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей.
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА С ВКЛЮЧЕНИЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОБЕЖЕК.
Этот тип гимнастики проводится обязательно на воздухе во время приема детей (небольшими подгруппами 5-7 человек). В начале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3-4 общеразвивающих упражнений. Затем делается пробежка со средней скоростью на расстояние 100-200-300 м. (один два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года. В конце предлагаются дыхательные упражнения.
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОСТЕЙШИХ ТРЕНАЖЕРОВ.
Использование различных тренажеров помогает существенно разнообразить физкультурно-оздоровительное занятие с детьми (эспандер, жгуты).
РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.
Это комплекс общеразвивающих упражнений с использованием танцевальных движений под музыку.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА
Основная цель гимнастики после сна – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Поднятию мышечного тонуса способствует, кроме физических упражнений контрастная воздушная ванна и специальные водные закаливающие процедуры. Настроение детей зависит от того, как они выспались, и от эмоциональной обстановки, которую создает воспитатель.

Для того, чтобы дети могли самостоятельно и вполне осознанно выполнять действия, полезные их организму, необходимо создать соответствующую ситуацию, которая должна повторяться ежедневно.

Программа этой деятельности такова:

-после пробуждения потянуться, сделать несколько упражнения в постели;

- встать на массажный коврик, помассировать стопы, тело с помощью ручного массажера;

- выполнить упражнения на полосе препятствий или спортивном комплексе.

Этим обеспечивается плавный переход от сна к бодрствованию. Дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон, и лежа в постели, выполняют в течение 2-3 минут 3 - 4 упражнения, охватывающие все группы мышц тела. Затем встают с постели, выполняют в течение 1 – 1,5 минут бег, ходьбу, танцевальные элементы, физические упражнения, попеременно в холодном и теплом помещениях, т.е. принимают общую воздушно – контрастную ванну (21 – 24 – 15 – 18 град).

Для оздоровления детей после дневного сна используются игровые дорожки, повышающие двигательную активность. (Приложение 3)
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях.

В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
— маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;
— в среднем возрасте — развить физические качества, прежде всего выносливость и силу;
— в старших группах — сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность и т.д.

Формы обучения детей различны. Разучивание новых сложных движений, требующих страховки, проводится индивидуально, а более легких – по подгруппам.

Во фронтальных занятиях включаются только те движения и упражнения, которые освоили все дети.

ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ

ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ
1. Занятия обычного типа. Их можно найти в многочисленных методических пособиях. Чтобы придать этим занятиям четко выраженную оздоровительную направленность, следует вспомнить об основных требованиях, при которых занятие, несомненно, даст оздоровительный эффект. Это значит, что его лучше проводить на свежем воздухе, а если в физкультурном зале, то босиком и только в трусиках, без маечек. В его содержании должны найти место дыхательные упражнения и упражнения, совершенствующие координационные механизмы нервной системы.

2. Игровые занятия, построенные на основе подвижных игр.

Построенные на основе народных подвижных игр и игр-эстафет с включением игр- аттракционов. Разрабатывая подобные занятия, следует включить в их содержание разминку, оздоровительный бег, подвижные игры по нарастающей и убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения, расслабляющие паузы, водные и воздушные процедуры. И не забыть о том, что большая часть игр должна включать бег, как универсальное циклическое движение.

3. Прогулки-походы. Это ходьба на определенное расстояние. Она может быть обычной, а также переходом на определенном отрезке пути в спортивную ходьбу и даже кросс. Такие хорошо обыгранные занятия очень нравятся детям. В содержание этих занятий должны быть включены разминка, привал (большая пауза, приводящая пульс детей к норме), спокойные словесные игры, пение, чаепитие. Водные процедуры после занятия обязательны.

4. Сюжетно-игровые занятия. Они хорошо вписываются в прогулку. Они имеют условное название: «Письмо позвало в дорогу». Детям приходит письмо, например, от Бабы Яги, в котором она утверждает, что дорогу в ее избушку дети найти не смогут, преодолеть препятствия не смогут и т.п. Другими словами, возможностям и способностям детей бросается вызов. К письму прилагается карта и по ходу маршрута детям предлагается выполнить различные задания. В каком-то месте маршрут обрывается и нужно найти конверт, в котором находится продолжение маршрута. Дойдя до цели, дети играют, обучаются у Бабы Яги новым движениям, отдыхают, пьют чай из волшебного полена и т.п.

5. Занятия на спортивных комплексах и тренажерах. Такие занятия дают оздоровительный эффект за относительно небольшой период времени. Оздоровительное спортивное оборудование помогает решить проблему дефицита пространства, а кроме того, позволяет выполнять детям их любимые движения: вис, качание, вращение, лазание.

6. Занятия, построенные на танцевальном материале. В их содержание включаются музыкально-ритмическая разминка, танцы по степени увеличения нагрузки, хороводы, элементы аутогенной тренировки. Занятия, построенные на танцевальном материале, повышают функциональные способности организма.

7. Самостоятельные физкультурные занятия. Модификации этих занятий могут быть самыми разнообразными, здесь нет предела творчеству физорга и воспитателя. Смысл этих занятий заключается в том, чтобы научить детей осознанному выполнению движений в правильной последовательности и в нужном темпе. Эти занятия учат страховке и подстраховке, умению замечать свои ошибки и ошибки товарищей. Педагогическая ценность этих занятий огромна. В оздоровительном же плане — это прямой выход к воспитанию потребности в здоровом образе жизни. После традиционных разминки, оздоровительного бега и паузы, приводящей пульс в исходное состояние, дети разбирают карточки, на которых в определенной последовательности указаны (нарисованы) задания, которые они должны выполнить. Выполнение заданий рассчитано на 15 минут. Затем дети выбирают игры и сами организуют их. Заканчивается занятие упражнениями аутогенной тренировки.

8. Занятия-тренировки. Это специальные занятия, направленные на развитие выносливости сердечно-сосудистой системы. Основное их содержание — бег.




Лечебно-профилактическая работа строится в нашем дошкольном учреждении на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития.

Графический анализ показывает, что ежегодно отмечается три периода повышения заболеваемости: осеннее и весеннее межсезонье и грипп зимой.

Для предупреждения заболеваемости детей, а также в процессе восстановительного после болезни периода рекомендуется применять (по возможности) различные лечебно-профилактические процедуры, как общие, так и индивидуальные: легализация горла, банки, горчичники, витаминотерапия, прием кислородного коктейля и ингаляции, физиотерапия (УФО, УВЧ, электрофорез и др.), лечебная физкультура и общий массаж и т.д. Причем в решении данной проблемы акцент необходимо делать на использование средств, направленных на улучшение клеточного метаболизма, повышение физиологических резервов организма ребенка, ограничение применения химиопрепаратов, иммуностимуляторов.

В соответствии с этим целесообразно использовать витаминно-энергетические комплексы, которые не являются чужеродными для организма, а участвуют сами в обмене веществ и обеспечивают тем самым необходимый резерв здоровья не только (и не столько) «от ОРЗ или «от аллергии », сколько для жизни ребенка вообще — выполнения физической, психологической работы, устойчивости нервных процессов, повышения неспецифической резистентности к инфекциям. Витаминно-энергетические комплексы назначаются 1—2 раза в год десятидневными курсами.


ЗАКАЛИВАНИЕ



Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливание — самое эффективное средство тренировки и совершенствования защитных механизмов организма человека, повышение его устойчивости к погодным условиям.

Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. При этом надо помнить, что закаливание предполагает не одну какую-либо закаливающую процедуру, а целый комплекс мероприятий, тесно связанный со всеми другими, составляющими режим дня. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
Система закаливания разрабатывается, и периодически корректируются медицинскими работниками МДОУ в соответствии с имеющимися условиями
Основной принцип — постепенное расширение зоны действия увеличение времени проведения процедуры. Гимнастика после сна проводится только в трусиках, спят дети без маек, чтобы, встав с постели получить контрастную воздушную ванну.
Водные процедуры вводятся постепенно.
Работа по физическому воспитанию детей должна опираться на показатели (исходные и в динамике) здоровья, уровня физической подготовленности, а также на данные, полученные в результате анализа индивидуальных психолого-педагогических особенностей детей. Достаточно полные сведения для комплексной оценки физического состояния ребенка могут быть получены при учете и анализе антропометрических и физиометрических данных, показателей физической подготовленности и работоспособности. Кроме того, необходимо определить состояние опорно-двигательного аппарата, исследуя форму позвоночника и спины (осанки), сформированность сводов стопы (именно на основании этого назначается комплекс корригирующих мер).
Антропометрическое обследование — измерение роста, масса тела, окружности грудной клетки — производится общепринятыми способами.
С целью выявления основных физиометрических показателей — силы мышц рук и туловища — используются методы динамометрии (становой и кистевой); жизненной емкости легких — метод спирометрии (для детей с 4-х лет).
О благоприятной реакции на дозированную физическую нагрузку свидетельствует отсутствие одышки, вялости, утомления, головокружения.
Таким образом, вся работа по физическому воспитанию детей строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Тестирование двигательной подготовленности детей проводится в начале года (сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (май). Сопоставляя результаты, педагог имеет возможность скорректировать физкультурно-оздоровительную работу. (Приложение 5)

В основе знаний которые дети получают занятиях, лежат представления об организме человека и его отдельных органах, их функционировании, о влиянии физических упражнений на рост и развитие человека. В основы знаний также входят вопросы здорового образа жизни и его влияния на состояние здоровья, начальные знания в области медицины и гигиены. Благодаря этому дети смогут:
— знать основы здорового образа жизни;
— сознательно относиться к собственному здоровью и использовать доступные способы его укрепления;
— получить представления о действии некоторых профилактических процедур;
— активно участвовать в разных видах занятий по физической культуре, самостоятельно организовывать игры, подчиняя свои желания общим требованиям и правилам;
— самостоятельно выполнять гигиенические процедуры, владеть навыками самообслуживания;
— осуществлять контроль за своим самочувствием и т.д.




Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей, так как основы здоровья закладываются в семье. Без помощи со стороны семьи физкультурно-оздоровительная работа, организуемая в образовательном учреждении, не может быть успешной. Проблема состоит в нахождении побудительных стимулов, заставляющих родителей по-иному взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей.
Для решения этой проблемы необходимо дать родителям полное представление о динамике физического развития и состоянии здоровья каждого конкретного ребенка. Только на этой основе возможна консолидация усилий семьи и образовательного учреждения и выработка общей стратегии в воспитании у ребенка потребности к здоровому образу жизни.
Совместная работа с семьей по данному вопросу должна строиться на следующих основных положениях:
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только педагогам, но и родителям когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в учреждении.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.
В соответствии с этим система работы с семьей должна предусматривать ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка него психомоторного развития с индивидуальным планом его оздоровления;
— целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного, сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
— ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении и в семье, обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (разнообразным приемам закаливания, массажа, дыхательной гимнастики, фитотерапии и обучение родителей разнообразным техникам общения с
детьми.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные подходы к решению проблемы использования нетрадиционных способов рисования в дошкольном образовательном учреждении
«Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» icon«Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях фгос второго поколения»
Методическую работу в образовательном учреждении курирует: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Бараусова Елена...
«Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации «Наблюдение и анализ различных видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении»
«Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» iconРеферат «Применение кинезиологических разработок в дошкольном учреждении...
«Применение кинезиологических разработок в дошкольном учреждении с целью развития умственных способностей детей»
«Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» iconМбдоу «дсов №28» 2013г Содержание Пояснительная записка
Анализ оздоровительного процесса в дошкольном образовательном учреждении
«Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доу
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из самых...
«Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида №110» г. Череповца реализуется основная...
«Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением правительства РФ от 24. 09. 2008 №666
«Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информационная справка о Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении – детский сад №195 3
«Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном...
«Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном...
«Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Постановление Правительства российской Федерации от 12 сентября 2008г. №666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном...
«Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Положением об опорном дошкольном образовательном учреждении...
«Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Анализ педагогической ситуации в дошкольном образовательном учреждении позволил выделить наиболее актуальные проблемы, решению которых...
«Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Законом РФ «Об образовании», а также в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом мбдоу мо...
«Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации для воспитателей образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования «Особенности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск