Какие из следующих утверждений верны?





Скачать 222.37 Kb.
НазваниеКакие из следующих утверждений верны?
Дата публикации05.07.2014
Размер222.37 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Философия > Вопрос
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

I вариант
1. Какие из следующих утверждений верны?

А. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочи­ненными, сложноподчиненными.

Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с по­мощью интонации и союзов или союзных слов.

В. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

2.Союз, связывающий части сложного предложения.
Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является...

А. подчинительным

Б. соединительным

В. разделительным

Г. противительным

3.Какими союзами соединяются части сложносочинен­ного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или не­
скольких?

А. и, да (в значении и), ни — ни, тоже

Б. или (иль), либо, то то, не то не то

В. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

4.Определите вид предложения Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.

А. простое

Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное

Г. бессоюзное

5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоми­нания, мутные, неясные, как сон.

В. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

6.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыб­ку, строгое выражение глаз не изменилось.

Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

В. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было не­чего.

В предложение Деревья сбросили листву, и не слыш­но птичьих голосов вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

Прочитайте предложение Выпал снег и.... Продолжите его дважды, добавив:

а) однородное сказуемое;

б)про­стое предложение.

Запишите предложение Надвинулась туча, и подул сильный ветер, вставив обособленный оборот после союза и.

10. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложе­ние.

Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.

11. Укажите предложение, структура которого соответ­ствует схеме (знаки препинания не расставлены):

[безличное], и [двусоставное].

А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.

Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

12. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

А. Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.

Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.

В. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.

Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плыву­щие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени и они милы моему сердцу.

13. Придумайте и запишите предложения, структура
которых соответствует схемам:

а) [двусоставное], и [безличное];

б) [безличное], [однако ... двусоставное];

в) [безличное], и [безличное].

14. Дополните предложение Мой рассказ слушали равнодушно, и потому..., указывая на следствие.

II вариант
1. Какие из следующих утверждений верны?

А. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.

Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.

В. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненны­ми и сложноподчиненными.

2. Прочитайте предложение Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...

А. подчинительного союза

Б. союзного слова

В. сочинительного союза

Г. интонации

3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?

А. и, да (в значении и), ни ни, тоже

Б. или (иль), либо, то то, не то не то

В. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

4. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

А. простое

Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное

Г. бессоюзное

5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

А. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом ле­су и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.

В. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не бы­ло запрета охотиться на них.

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.

Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая вол­на, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

В предложении Днем дул легкий ветерок и перепа­дал снежок опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

Прочитайте предложение Отец заправил бензином машину и ... . Продолжите его дважды, добавив:

а)одно­родное сказуемое; б) простое предложение.

Укажите предложение, структура которого соответст­вует схеме (знаки препинания не расставлены):

[безличное], и [безличное].

А. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится. Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.

В. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.

10. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я ста­рался им не мешать.

Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал раз­ноцветным ковром.

В. Уже вечерело и народ возвращался с полей. Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо ка­залось прекрасным.

11. Запишите предложение, вставив обособленный обо­рот после союза и.

К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.

12. Присоедините последнее предложение к предыдуще­му союзом и. Запишите полученное предложение.

Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.

13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:

а) [безличное], [зато ... двусоставное];

б) [двусоставное], [также ... двусоставное];

в) [неопределенно-личное], и [двусоставное].

14. Дополните предложение Тучи закрыли небо, и от этого..., указывая на следствие.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Сквозь чащу черемухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями во­ду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, останови­лись, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной за­пахи лета, а на Байкале — точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штор­мовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов.)

(По В. Пескову.)

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ «ГРИБОЕДОВСКАЯ МОСКВА»

(или устное рассказывание по составленному плану)
Данную работу целесообразно проводить после урока литературы, на котором учащиеся знакомятся с биографи­ей А. С. Грибоедова, перед изучением комедии «Горе от ума», что поможет девятиклассникам лучше понять содер­жание, идею произведения.

После чтения текста коллективно составляется план, который затем записывается на доске, записываются и вы­деленные в тексте слова.
Возможный вариант плана.

1. Москва после ухода французов.

2. «С нами совершаются чудеса божественные...» (А. Мерзляков.)

3. «Дома новы, но предрассудки стары».

4. Раскол в лагере дворян.

ГРИБОЕДОВСКАЯ МОСКВА
Москва, по свидетельству современников, после ухода францу­зов в 1812 году представляла собой пепелище. Из 9158 домов, де­ревянных и каменных, сгорело 6532. А сколько погибло культур­ных ценностей! Сгорело собрание Мусина-Пушкина и в нем под­линная рукопись «Слова о полку Игореве». Была уничтожена научная коллекция Московского университета, библиотека Бутур­лина в 40 тысяч томов и многие другие невосполнимые ценности.

Многие москвичи не верили в восстановление Москвы и счи­тали, что с Москвой надо навсегда проститься. Но в сожженную, ограбленную, разоренную Москву понемногу возвращаются бе­женцы. Начинается восстановление почти полностью испепелен­ного города.

Уже в 1813 году поэт А. Мерзляков пишет: «С нами соверша­ются чудеса божественные... Москва, разрушенная, опустошен­ная,— уже лучший город в России. Топор стучит в тысячах рук, кровли наводятся; целые опустошенные переулки становятся по-прежнему застроенными; народу тьма...»

Москва становится еще краше. Сносятся укрепления Китай-города, воздвигнутые еще при Петре I, и на их месте проклады­ваются Театральный и Китайский проезды. Была осушена топь на Театральной площади, а река Неглинная, протекавшая в откры­том канале, была взята в трубы и засыпана землей. У стен Крем­ля были посажены сады, а на Моховой построено здание Манежа для ученья и смотра войск.

Москва отстраивалась и хорошела, но за новыми фасадами до­мов потекла старая, беззаботная, привольная дворянская жизнь. В Москве восстанавливается старый дворянский уклад XVIII века.

«Тузы» и дворяне среднего достатка держали многочисленную дворню. Каждый из слуг имел свои обязанности: кто убирал ком­наты, кто следил за топкой печей, кто обязан был греть перед печкой газеты, прежде чем подать их барину. Считалось непри­личным самому встать с места и взять нужную тебе вещь — это должен был делать слуга.

Жили в богатых дворянских семьях и приживалы-нахлебни­ки. К их числу принадлежал, например, известный всей Москве грек Метакса. («А жив он, турок или грек?» — спросит о нем Чацкий.)

В Москве доживали свой век отставные вельможи, те, кто был в силе при Екатерине и при Павле. Они пользовались теперь при­зрачной славой, хвастаясь прежними «заслугами», знаками отли­чия, орденами. Такой вельможа целый день зевает у камина, а во­круг него всё в движении: суетится челядь, гремит на хорах му­зыка. Он окружен иностранцами, шарлатанами, людьми, которых он презирает, но без которых не может обойтись. К московским тузам, разливавшимся «в пирах и мотовстве», принадлежал, на­пример, князь Голицын, промотавший за несколько лет состояние в 22 тысячи крепостных душ и в несколько сот тысяч рублей.

Развлекались дворяне по-разному. Богатые помещики устраи­вали домашние театры. Во время приемов некоторые «театралы» прятали за ширмой кого-нибудь из крепостных актеров, искусно подражавших пению птиц.

Большое место в жизни столицы занимал Английский клуб, насчитывавший около 600 человек. В него допускались лишь представители московской знати, женщинам туда доступ был за­крыт. Уверенные в своем всеведении, многие из членов клуба с важностью рассуждали там о вещах, совершенно им чуждых, не боясь при этом высказать свое невежество. Были среди членов клуба и неглупые люди, но они чаще всего просиживали вечера в газетной комнате.

Выезжали в свет обычно цугом — на шестерке запряженных лошадей с 2—3 лакеями на запятках.

В программу домашнего воспитания дворян включалось преж­де всего обучение пению, танцам и французскому языку. Занятие наукой и искусством считалось делом, недостойным дворян. Так, графу Федору Толстому, избравшему путь художника, говорили, что он бесчестит свою фамилию.

Французская речь стала очень модной. Оставшиеся в России пленные приглашались в дом московских дворян в качестве учи­телей. В редком доме не было своего пленного француза.

Но дворянская Москва еще до 1812 года разбивается на два ла­геря. С одной стороны—дворяне-крепостники, московские тузы, защитники дедовских заветов, с другой — горячая, увлекающаяся передовыми идеями дворянская молодежь, резко критикующая крепостной строй, считающая его большим злом для России. Эти люди мечтали об изменении государственного строя. Из их среды выйдут первые русские революционеры-декабристы.

(По М. С. Ашукину.)


Рекомендуется записать в ученический словарь слова, в которых, как показывает опыт, допускаются ошибки при написании сочинения по комедии Грибоедова.

Чацкий, преданья старины, галломания, изображать, противо­поставление, гостиная, канцелярия, свояченица, секретарь, про­ект, бессловесный, вакансии, вельможа, галерея, ветреник, карь­ерист, фельдфебель, календарь, сановник, сумасшедший, крепост­ник, учреждение, классицизм, карбонарий, клиенты-иностранцы, мошенник, низкопоклонник, свободомыслие, персонаж, кон­фликт, общественно-политический, декабристский, жизненные идеалы, просвещение.

Значение слов выясняется как при их записи, так и на уроках литературы при чтении и комментировании коме­дии.

Отработка правильного написания слов ведется рассре­доточение на последующих уроках; данные слова включа­ются в контрольный словарный диктант.

Домашнее задание: подготовиться к пересказу тек­ста по составленному в классе плану. Проверка выпол­нения данного задания может быть полной, а может быть рассредоточена по пунктам плана на последующих уроках как русского языка, так и литературы.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ « СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ »


  1. Диктант «Проверь себя».


Учащиеся составляют схемы предложений, определяют вид придаточных.

Предполагалось, что, повернув на север, экспедиция большую часть пути пройдет по совершенно безлюдной тайге, где не будет ни одного селения, и выйдет к южным склонам горного хребта.

Путь экспедиции, в состав которой входило также несколько местных проводников, начался недалеко от побережья. Хотя все, казалось бы, было готово, в дорогу сумели выйти только через два дня. Вначале поднимались вверх по реке, что впадала в мо­ре. Однако через неделю лодки пришлось оставить, потому что ре­ка стала мелкой, и дальше двигались пешком.

(По В. Малову.)

  1. Работа по составлению предложений и синонимической замене предложений.

  1. Используя сложноподчиненное предложение с придаточным причины, ответьте на вопрос, почему в выделенных словах в одном случае пишется одна, в другом — две бук­вы н: вареный картофель; варенный в кастрюле картофель.

  2. Запишите 2—3 предложения, содержащие просьбу, приглашение, пожелание, используя союз если (если бы).

(Например: Если бы ты выполнил мою просьбу, я была бы очень признательна тебе. Если тебя не затруднит, принеси мне, пожалуйста, почитать что-нибудь из фан­тастики.)

Учитель обращает внимание школьников на то, что по­добная форма выражения просьбы является мягкой, нека­тегоричной. Отказать в просьбе, высказанной в такой фор­ме, как правило, нельзя.

— Определите вид придаточных в данных предложениях.

  1. Замените придаточное предложение Так как дождь
    перестал, мы можем отправляться на прогулку
    придаточным условия.

  2. Замените простое предложение Однако, болтая с то­
    бой, грибов не соберешь
    (А. Пушкин) сложноподчиненным с придаточным: а) условия; б) следствия; в) причины.

  3. Подберите к главному предложению Летом я много читала... придаточные причины, уступки, следствия, цели.

  4. Объясните причину вашего отсутствия на классном ча­се: а) в деловой (объяснительной) записке; б) в записке другу.

— Какие союзы могут быть использованы для связи
придаточных с главным в данных речевых ситуациях?


  1. Тест (по выбору учителя).

I вариант.

  1. Найдите сложноподчиненные предложения.

  1. В прошлом году, как рассказывал мне дед, лавиной снесло домик у дороги.

  2. По мере того, как мальчишки взрослели и привыкали к во­де, им разрешалось садиться на весла.

  3. Ученый должен был узнать много ли сохранилось предме­тов, найденных в кургане.

  4. К полудню опять появились тучи и начал капать дождь, мелкий, теплый, не приносящий прохлады.

II. Укажите предложения, в которых допущены пунк­туационные ошибки.

А.нет Б.2, 4 В.2, 3 Г.З, 4
III. Найдите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощью со­юзного слова.

А.нет Б.1, 2 В.1, 3 Г.1, 2, 3

IV. Найдите сложноподчиненное предложение с прида­точным изъяснительным.

А.нет Б.1 В.2 Г.З

V. Определите тип третьего предложения.

А. простое

Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное

Г. сложное бессоюзное

VI. Есть ли среди приведенных предложений такие, структура которых соответствует схеме:

[двусоставное], союз [неопределенно-личное]?

АЛ Б.2 В.З Г.нет
II вариант

I. Найдите сложноподчиненные предложения.

  1. Издалека лишь дуновенье ветерка роптанье листьев приносило да с темным берегом уныло шепталась горная река.

  2. Это был первый бал после его приезда из Петербурга одна­
    ко он присутствовал на нем без удовольствия, не стараясь понра­виться.

  3. Гоголя мы узнаём в ту пору нашей жизни, когда каждая
    страница жизни равноценна для нас пережитому событию.

  4. Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с со­
    бой компас.

II. Укажите предложения, в которых допущены пунк­туационные ошибки.

А.нет Б.1, 2 В.1 Г.2

III. Найдите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное связывается с главным с помощью союза.

А.1 Б.З, 4 В.З Г.4

IV. Найдите сложноподчиненное предложение с прида­точным времени.

А.2 Б.З В.нет Г.2, 3

V. Определите тип второго предложения.

А. простое

Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное

Г. сложное бессоюзное

VI. Есть ли среди приведенных предложений такие, структура которых соответствует схеме: [двусоставное], союз [односоставное]?

А. 1. Б.нет В. 3 Г. 4
III вариант


  1. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).

  1. (В) следствие того что в этом году лето знойное и засушли­вое велика опасность лесных пожаров.

  2. За окном ничего нет кроме фонарей.

  3. Пожар возникший (в) следствие неосторожного обращения
    с огнем уничтожил рощицу.

  4. Чуть брезжило когда нас разбудили.

  5. (В) следствие по делу которое вел новый судья были внесе­ны дополнительные данные.

  6. Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в сад
    и уже собирался выйти на улицу.

II. Найдите предложение, в котором придаточное стоит в середине предложения.

А.1 Б.4 В.5 Г.З

III. Найдите предложение с придаточным причины.

А.6 Б.З В.1 Г.5

IV. Найдите предложение, в котором придаточное связано с главным с помощью союзного слова.

А.1, 4, 6 Б.5 В.1, 5 Г.1, 3

V. Укажите предложение, в котором выделенное слово является предлогом и пишется слитно.

А.1 Б.З В.5 Г.1, 3

VI. Использование какого союза придает предложению
... с моря надвигался шторм, полеты запрещались оттенок разговорной речи?

А. благодаря тому что

Б. потому что

В. когда

Г. ввиду того что

IV вариант
I. Укажите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).

1. Воодушевляясь вымыслом отец сочиняет что придет в го­лову а я слушаю с замиранием сердца.

2. Березки словно девочки босые стоят в снегу.

3. Когда Мария увидела ребят сердце ее зашлось от жалости к ним.

4. Обласканные дети поспешно вошли в дом (что) бы впервые за долгие годы скитаний поесть и уснуть в тепле.

5. Сознание того что чудесное было рядом с вами приходит поздно.

6. (Что) бы ни спросили у него товарищи обо всем он мог рассказать.

II. Укажите предложение, в котором придаточное стоит в середине главного.

А.1 Б.5 В.2 Г.4

III. Найдите предложение с придаточным цели.

А.2 Б.4 В.6 Г.З

IV. Найдите сложноподчиненное предложение с указа­тельным словом в главной части.

V. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются союзами и пишутся слитно.

А.4 Б.6 В.4, 6 Г.ни 4, ни 6

VI. Выберите подчинительный союз, который точнее других передает стиль и смысл высказывания ... есть боль­шое стремление к достижению поставленной цели, можно осуществить самые дерзкие мечты.

А. раз Б. коль В. если Г. как


Материалы для комплексного анализа текста
Среди людей почитавших (К,к)арамзина был и Пуш­кин хотя (в) их отношениях (не) все и (не) всегда было безмятежным.. (С,з)близились они когда совсем ещ.. ю(н, нн)ый Пушкин учился в (Ц,ц)арскосельском (Л,л)ицее, а историограф (К,к)арамзин приводил лето (с) сем...ей в (Ц,ц)арском (С,с)еле. (Не)задолго до этого Пуш­кин п..лучи л письмо от дяди Василия Львовича с ук..занием «любить и слушаться» (К,к)арамзина. Пушкин выполнил указание дяд.. он влюбился в жену (К,к)арамзина.

А как (же) сам (К,к)арамзин?

Он (по)видомому (не) пр..нял всерье.. любовное посла­ние ю(н,нн)ого по..та. Но какие сл..ва сумел найти 55-летний г..дивш..йся Пушкину в деды человек что(бы) (не) обид..ть легко ранимого влюбле(н,нн)о..о 17-летне..о по..та? Этого история (не) знает но известно что дру..ба их сохранилась х..тя (не) (во) все времена была безоблачной. Но «облика» н..б..гали не из(за) любовных дра(м,мм) а (из) за политических взглядо .

(Г. Гранин» Л. Концевая)
Вопросы и задания:

  1. Выразительно прочитайте текст и озаглавьте его.

  2. Определите стиль и тип текста и докажите свою точку зрения.

  3. Какова основная мысль текста?

  4. Вставьте пропущенные буквы и графически обозначьте орфограммы.

  5. Расставьте недостающие знаки препинания.

  6. Выполните разбор последнего предложения по членам и синтаксически.

  7. Найдите сложноподчиненные предложения и укажите виды придаточных.

  8. Объясните лексическое значение слова почи­тавших. Подберите к нему синонимы.

  9. Выполните морфологический разбор слова сблизились.

  10. Назовите изобразительно-выразительные сре­дства, к которым прибегают авторы текста.



ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
I вариант

1. Какое утверждение является неверным?

А. В бессоюзных сложных предложениях простые предложе­ния связываются в устной речи интонацией.

Б. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложени­ях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

В. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.

3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

А. Нас охватило чувство страха ... (причина).

Б. Я давно написал другу письмо ... (противопоставление).

В. Раздался удар грома ... (быстрая смена событий).

4. Перестройте сложные союзные предложения в бессо­юзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного. Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

5. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги... , чтобы получились предложе­ния следующих типов:

А. простое с однородными членами (без союзов) Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поста­вить запятую

В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поста­вить точку с запятой

6. Какова роль тире в предложении Высоко над нами зашумел ветер предвестник бурана!

А. разделяет подлежащее и сказуемое

Б. обозначает пропуск члена предложения

В. разделяет части сложного бессоюзного предложения

Г. отделяет приложение

7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Для рыбы нужна чистая вода — будем охра­нять наши водоемы.

А. Содержание одного предложения противопоставлено содер­жанию другого.

Б. Предложения рисуют быструю смену событий.

8. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из
того, о чем говорится в первом предложении.

8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Перебрав по пальцам знакомые се­ла, я обнаружил: они все стояли на реке.

А. Второе предложение указывает причину того, о чем гово­рится в первом.

Б. Второе предложение поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание.

Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

Запишите, расставляя знаки препинания, предложе­ние Карамзин свидетельствовал язык наги выразителен не только для высокого красноречия поэзии но и для звуков сердца.

10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены) и заполните их номерами таблицу.

Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Дрозд ранняя перелетная птица появляющаяся в конце марта — первой половине апреля.


Виды предложений

Номер предложения

Простые Сложносочиненные Сложноподчиненные Сложные бессоюзные





Литературовед Б. В. Томашевский писал, что «у Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих». Подтвердите или опровергните это, подсчитав количество простых и сложных предложений в первом абзаце II главы «Капитанской дочки» и в ХL, ХLI строфах IV главы «Евгения Онегина». Выпишите три бессоюзных сложных предложения.

Выпишите из XI строфы IV главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» бессоюзные сложные предложения и подчеркните грамматические основы каждой части.

Продолжите предложения на тему «Советы начинающему лектору», используя бессоюзные сложные предложения.

А. Хорошая речь должна удовлетворять многим требова­ниям...

Б. Не будь многословен...

В. Твои жесты должны быть скупыми, но достаточно вырази­тельными...

II вариант
1. Какое утверждение является неверным?

А. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложе­ниях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

Б. В бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее четко, чем в союзных.

В. Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чем гово­рится в первом.

2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Ночью ударил первый морозец с ветерком. После теплого ле­та и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Все вокруг побелело.

3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

А. Мы хорошо отдохнули ... (вывод или результат)

Б. Я взглянул на небо ... (следствие)

В. Здесь нельзя проехать ... (причина)

4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

Б. Я подошел к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.

5. Продолжите предложение Юноша говорил мало, что­бы получились предложения следующих типов:

А. простое с однородными членами (без союзов) Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поста­вить запятую

В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поста­вить точку с запятой

6. Какова роль тире в предложении Ребята — их было четверо — держались в стороне!

А. разделяет подлежащее и сказуемое

Б. обозначает пропуск члена предложения

В. разделяет части сложного бессоюзного предложения

Г. выделяет вводное предложение

7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Пробовал бежать ноги от страха не дви­гались.

А. Содержание одного предложения противопоставлено содер­жанию другого.

Б. Предложения рисуют быструю смену событий.

8. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Люди разделяются на два рода: од­ни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают,

А. Второе предложение указывает причину того, о чем гово­рится в первом.

Б. Второе предложение поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание.

Второе предложение распространяет один из членов перво­го предложения.

Запишите, расставляя знаки препинания, предложе­ние Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединя­ем с ним понятие о каком-нибудь предмете так напри­мер произнося слово огонь мы представляем себе эту сти­хию со всеми ее признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим мы и не видели бы огня.

10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены) и заполните их номерами таблицу.

Не спится няня здесь так душно.

Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озера мало-помалу исчезали во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке.

Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места ког­да садилось солнце.

Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.

Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.


Виды предложений

Номер предложения

Простые Сложносочиненные Сложноподчиненные Сложные бессоюзные





Бессоюзные сложные предложения широко исполь­зуются в произведениях художественной литературы, осо­бенно в диалогах и монологах героев, когда писатель стре­мится отразить особенности синтаксиса устной речи. Най­дите в 1-м действии комедии Д. Фонвизина «Недоросль» бессоюзные сложные предложения. Выпишите 5 предложе­ний.

Выпишите из III строфы V главы романа А. С. Пуш­кина «Евгений Онегин» бессоюзные сложные предложения и подчеркните грамматические основы каждой части.

Продолжите предложения на тему «Советы начина­ющему лектору», используя бессоюзные сложные предло­жения.

А. Речь лучше говорить, а не читать по бумажке...

Б. Говори не слишком торопливо, но и не слишком медленно...

В. Не упоминай слишком много цифр, фактов...

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и — промокшая, грязная1 — вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на тер­расу и, приподнявшись на задние лапы и заглянув в стеклянную дверь, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не от­ветил Кусаке.

Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшум­но выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветли­вого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.

И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвал­ся вой в монотонный шум дождя, прорезая тьму, и, замирая, по­несся над обнаженными полями.

И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к све­ту сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу. (160 слов.)

(По Л. Андрееву.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Какие из следующих утверждений верны? iconЦитология
А если верны 1, 2, 3 ответы; б если верны 1, 3 ответы; в если верны 2, 4 ответы; г если верен только 4-й ответ; д если верны все...
Какие из следующих утверждений верны? iconКакие утверждения верны
Объектом изучения дисциплины является наука и ее методология, а предметом – генезис научного знания и научной методологии, а также...
Какие из следующих утверждений верны? iconРабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов...
Б утверждений базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений рт, реализующих программы начального и основного...
Какие из следующих утверждений верны? iconРабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов...
Б утверждений базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений рт, реализующих программы начального и основного...
Какие из следующих утверждений верны? iconЦель дисциплины рассмотрение методов исследования, т е. методов проверки,...
В программе курса отражены методы проверки, обоснования, оценивания количественных закономерностей и качественных утверждений (гипотез)...
Какие из следующих утверждений верны? iconКакие знаки Зодиака склонны к обману, а какие нет?
Научиться распознавать лжет ли Ваш собеседник или вообще не склонен к обману можно, достаточно поинтересоваться его знаком Зодиака....
Какие из следующих утверждений верны? iconЛекционные вопросы какие разновидности мышечной ткани вы знаете? Их характеристики
Мышцы, действующие на височно-нижнечелюстной сустав. Какие мышцы поднимают и выдвигают нижнюю челюсть вперед, какие мышцы опускают...
Какие из следующих утверждений верны? iconТест по теме «Становление индустриального общества. Строительство новой Европы»
Верны ли следующие суждения : А. На Венском конгрессе Россия получила часть Польши
Какие из следующих утверждений верны? iconСправочник по школьной алгебре и геометрии, а также по некоторым...
Электронный справочник по школьной алгебре и геометрии, а также по некоторым разделам высшей математики. Определения и иллюстрированные...
Какие из следующих утверждений верны? iconКрестовые походы
Какие сословия мы относим к привилегированным, а какие к непривилегированным? Почему?
Какие из следующих утверждений верны? iconКакие продукты вредят зубам, а какие укрепляют

Какие из следующих утверждений верны? iconУрок русского языка в 5 классе
Здравствуйте, ребята. Прежде чем садиться, посмотрите минутку вокруг себя, обратите внимание на то, какие предметы вас окружают в...
Какие из следующих утверждений верны? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вашему вниманию представляется разработка совместного классного часа (классный руководитель + логопед) на тему: «Мы этой памяти верны…»...
Какие из следующих утверждений верны? iconЗнание теоретических основ педагогики, психологии, возрастной физиологии
Из перечисленных утверждений выберите то, которое не выражает особенностей воспитательного процесса
Какие из следующих утверждений верны? iconПланирование работы группы Вытягиваем значки, разбиваемся на группы...
Проверка знаний населения по оказанию пмп (есть ли знания и насколько они верны) (группа «Врачи»))
Какие из следующих утверждений верны? iconУрок по истории в 3 классе «Как появилось государство?»
На какие участки делится течение этой реки? И какие века охватывает каждый из этих участков?


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск