Скачать 41.06 Kb.
|
МОУ «Бардымская гимназия» Урок по истории в 3 классе «Как появилось государство?» Учитель начальных классов Мавликаева Лилия Маликовна ШМО учителей начальных классов 2007/2008 учебный год Сегодня мы начинаем изучение истории нашего Отечества. Откройте учебник на странице 22. что здесь изображено? На какие участки делится течение этой реки? И какие века охватывает каждый из этих участков? А сейчас я приглашаю вас подняться к истоку реки времени, к тому времени, когда на Руси появилось государство. (слайд №1.) Вспомним признаки государства (слайд №2): 1.Столица. 2.Правитель. 3.Армия. 4.Законы. Давным-давно, когда не было ни стран, ни государств, люди жилы каждый своим родом. Род – это союз семей, происходящих из одного предка, род состоял из близких родственников. (слайд №3) Во главе рода стоял самый мудрый и старейший человек, называли его старейшиной. В роду все люди совместно владели землей, лесом, рыбной ловлей, вместе трудились и поровну делили результаты труда. Некоторые роды были сильнее других. Они нападали на более слабые роды. Чтобы защитить себя роды начали объединяться. Объединялись роды в племя. Племя – это союз родов, живущих на одной земле и происходящих от одного предка, то есть племя объединяло близких и даже далеких родственников.(слайд №4) Так появились племена восточных славян, которые являются предками русского, украинского и белорусского народов. Они жили на территории, которая простиралась от берегов Балтийского моря до Черного моря (слайд №5). Земля восточных славян была покрыта дремучими лесами, через которые протекали полноводные реки: Днестр, Днепр и другие. Откройте страницу 26. рассмотрите рисунок «Славянский поселок». Как жили и чем занимались славяне? Какое орудие труда использовал пахарь? Соха – деревянный плуг. Чем вооружены охотники? Рассмотрим поселение славян, что видите? Поселок окружен частоколом. Частокол делался из бревен с заостренными концами. Почему вокруг селения ставили частокол? Славянское жилище более крупным планом изображено на нижних рисунках. Как оно выглядело? Обратите внимание, есть ли печная труба? Раньше топили по-черному. Жилища назывались землянками. (слайд №6. 7) Рассмотрим рисунок на странице 27. что видите? Какие подарки несут славяне своим богам? А сколько их? Такое многобожие называется язычеством. Есть ли признаки государства в таком укладе жизни славян? Постепенно славянские поселения начали укрупняться и превратились в города. Во главе каждого города стоял князь. Князья набирали воинов в дружины для защиты своего княжества, то есть своих городов и деревень. (Слайд№7). В конце 9 века на Руси одним из сильнейших князей являлся князь Олег. У него была самая сильная дружина. С помощью своей дружины князь Олег подчинил себе многие города и стал князем над всеми князьями, его стали называть Великим князем. Своей столицей князь Олег избрал город Киев. Для того, чтобы содержать дружину и казну города князь Олег издал указ и сборе дани. Раз в год жители княжества должны были приносить князю Олегу дань. На странице 28 есть рисунок «Сбора дани», давайте рассмотрим его. Чем платили дань жители Древней Руси? А в наше время мы платим дань? Вы не можете это сказать, сейчас это называется налогом. Например, я получаю заработную плату, с моей зарплаты удерживают часть денег, это налог. Также налоги удерживают с земельного участка, называется он земельный налог, с автомобилей – транспортный налог и т.д. если хотите, вы можете узнать какие налоги платят ваши родители. Давайте посмотрим, появились ли признаки государства с появлением князей, княжеств. Действительно, с появлением князя на Руси появилось и государство. Прошло еще очень много лет, прежде чем произошло еще одно важное событие. В 988 году власть в свои руки взял князь Владимир Святославович. Он повелел всем жителям Руси принять христианство – новую веру, веру в единого Бога Иисуса Христа. По приказу Владимира Святославовича везде стали уничтожать вырезанные из дерева изображения старых богов. (слайд №8) На их месте в каждом городе строились храмы, здания, в которых христиане собирались для богослужения, произнесения молитв, обращенных к Богу. И в столице, в городе Киеве был построен храм святой Софии – самый красивый тогда храм древнерусской земли. Недалеко от этого храма стоял княжеский дворец и именно тогда начались создаваться первые законы Древнерусского государства. Каждое современное государство сейчас имеет свои законы. В Российской Федерации это Конституция. Какие же новшества в государстве ввел князь Владимир Святославович? 1.Христиантсво. 2.Законы. Рассмотрим карту Древней Руси. Попробуем сравнить с картой восточных славян. Чем они отличаются? 1.Появились города. 2.Столица. 3.Правитель. 4.Дружина. Когда же на Руси появилось первое государство? Вывод: государство появилось во времена правления князя Олега и князя Владимира Святославовича в 9 – 11 века. Домашнее задание: рабочая тетрадь страница 23. |
Программа вступительных испытаний по истории при приеме на обучение по программам бакалавриата Программа вступительных экзаменов по Истории России состоит из основных разделов («Древнерусское государство», «Российское государство»,... | Урок английского языка в 9 классе. Тема: Конфликты в современной истории. Как их предотвратить? Воспитание толерантности, уважения прав человека как условия предотвращения конфликтов | ||
Урок обществознания в 11 классе (профильный уровень) Правовое государство... Программа собеседования для поступающих на сокращенные сроки обучения (на базе спо, впо) | Урок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь» Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа | ||
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема «Гроза двенадцатого года» У. Сегодня мы поговорим еще об одной войне, в которой принимало участие наше государство | Империя (от лат imperium власть) это: 1) монархическое государство,... Бэс). Империя – большое (очень большое) государство, которое воспринимается подданными как целая Вселенная. Как правило, такие государства... | ||
Урок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей в революции» Цели урока: показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории; понять, как раскрывается человек в ситуации... | Урок математики в 1 классе Данный урок проведён в 1 классе и записан как методическое пособие для студентов окпэиП | ||
Урок истории в 10 классе по теме «Революция 1905-1907гг.» Сегодня мы узнаем, как относились общественно-политические силы России к вопросу о власти | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Итоговый урок-игра в 5-м классе по теме: "Жизнь первобытных людей" и "Государство на берегах Нила" | ||
Конспект урока по истории России в 6 классе Тема урока: Московское... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ельцовская средняя общеобразовательная школа | Древнерусское государство – когда и как Но много земель восточных славян еще небыло связано с Киевом, а само Древнерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой... | ||
Методические рекомендации тема предмет, метод и периодизация истории... Тема государство и право руси в период феодальной раздробленности (II половина XII середина XVI вв.) | Урок по истории в 10 классе моу «Юркинская средняя общеобразовательная школа» Обобщить знания учащихся по истории Отечества с древнейших времен до конца 15 века | ||
Урок обществознания в 9 классе Тема «Государство- это мы» При планировании урока учитывались требования к современному уроку в соответствии с фгос ООО. Полная версия урока, включая презентацию... | Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) |