Урок математики в 1 классе Учитель Жуйкова Наталья Сергеевна Пояснительная записка Данный урок проведён в 1 классе и записан как методическое пособие для студентов ОКПЭиП. Тема урока: Вычитание вида 11 - □
Место урока в изучении темы: второй урок в изучении темы: «Табличное вычитание с переходом через десяток».
Тип урока: урок открытия нового знания. Цель урока: создать условия для формирования умений самостоятельно выводить правило и применять новые знания на практике.
Задачи:
Создать проблемную ситуацию.
Организовать поиск решения проблемы.
Составить таблицу вычитания для случаев вида 11 - □.
Обобщить полученные результаты.
Воспитывать ценнейшие качества человека: доброта, отзывчивость, умение работать в группе.
Планируемые результаты:
Дети учатся: выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20;
использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
решать примеры на вычитание вида 11 - □;
формулировать выводы из изученного материала;
отвечать на итоговые вопросы;
оценивать свои достижения на уроке;
работать в группе.
Актуальность. Технология системно – деятельностного подхода на уроках математики ориентирована на развитие личности ребёнка. Ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Технология: игровая.
По виду деятельности – интеллектуальная;
по характеру педагогического процесса – обучающая, познавательная, воспитательная, развивающая;
по игровой методике – сюжетная;
по предметной области – математическая;
по игровой среде – комнатная.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, частично – поисковый.
Методы познания: анализ, синтез, сравнение, наблюдение. УУД:
Личностные:
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- действия смыслообразования, самооценка.
Регулятивные:
- целеполагание, планирование, контроль, оценка.
3. Познавательные:
- умение структурировать знания;
- умение вести поиск и выделение необходимой информации;
- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
- умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить логические цепочки рассуждений.
4. Коммуникативные:
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Развивающий аспект: способствовать развитию мыслительных операций, воображению детей, интереса к предмету, развитию математической речи, работать с математическим текстом. Оборудование: ноутбук, интерактивная доска. Наглядность: «Чудо – дерево» с картинками, карточки с названием темы, цели, вывода, с примерами.
Список используемой литературы: МОРО учебник «Математика» 1 класс.
Технологическая карта урока открытия нового знания
№
| Этапы урока
| Цель этапа
| УУД
| 1.
| Мотивация к учебной деятельности.
| Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
| Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
| 2.
| Актуализация знаний и пробное учебное действие.
| Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Актуализация необходимых знаний и умений.
Пробное учебное действие.
Фиксация затруднения.
| Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные: контроль, прогнозирование.
| 3.
| Выявление места и причины затруднения.
| Выявление и фиксация места и причины затруднения.
| Познавательные: постановка и формулирование проблемы.
| 4.
| Построение проекта выхода из затруднения.
| Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
| Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
Познавательные:
общеучебные: знаково-символические, моделирование;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
| 5.
| Реализация построенного проекта.
| Построение и фиксация нового знания.
| Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Логические:
построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем:
самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
| 6.
| Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
| Применение нового знания в типовых заданиях.
| Коммуникативные: управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.
| 7
| Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
| Регулятивные:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Оценка:
оценивание качества и уровня усвоения, коррекция.
| 8
| Включение в систему знаний и повторений.
| Включение нового знания в систему знаний, повторений и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера.
| Регулятивные: прогнозирование.
| 9
| Рефлексия учебной деятельности.
| Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
| Общеучебные:
умение структурировать знания.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли.
Регулятивные:
волевая саморегуляция.
Оценка: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.
|
Этапы урока
| Содержание урока
| 1. Оргмомент.
| - Здравствуйте, садитесь.
| 2. Мотивация к учебной деятельности.
| - Сегодня на урок к нам пришли сказочные герои. А какие? Отгадайте.
Девочка со зверем дружно жила.
Праздники справляли, гостей принимали.
Зверь был безобидный, добрый, терпеливый.
А его девчонка пела и цвела.
Слайд Маша и Медведь.
- Какой была Маша?
- Какой был медведь?
- Маша собрала малину, но решила Медведю просто так не давать. Медведь получит столько ягод малины, сколько ребят правильно выполнит задание.
| 3. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
| - Откройте тетради. Подпишите число, классная работа.
- Я вам буду диктовать примеры, а вы в тетрадь записывайте только ответы. 1). Найти сумму чисел 3 и 2. (5)
2). 5 увеличить на 4. (9)
3). Последующее число числа 13. (14)
4). 9 уменьшить на 3. (6)
5). Найти разность чисел 8 и 1. (7)
6). Первое слагаемое – 9, второе слагаемое – 9, найти сумму.(18)
7). Найти разность 10 и 10. (0)
8). Уменьшаемое 10, вычитаемое 4, разность равна…(6)
9). Предыдущее число числа 12. (11)
- Слайд. Запишите к цифрам соответствующие буквы.
- Слайд. Проверим, что у вас получилось. (Учитель постепенно открывает буквы)
Ответ
5 9 14 6 7 18 0 6 11
в ы ч и т а н и е
- У кого получилось это слово, выйдите и подарите медведю малинку. (Ученики у интерактивной доски переносят картинки). - Что связано в математике с вычитанием?
= В математике с вычитанием связаны примеры.
- Значит, как будет звучать тема урока?
= Примеры на вычитание.
| 4. Выявление места и причины затруднения.
| - А на каких примерах мы с вами должны сегодня научиться вычитать, нам подскажет Машенька. (Слайд)
На слайде рядом с картинкой напечатаны примеры:
Слайд 10- 6, 6- 4, 11-5, 11-6, 11 – 9.
- На какие две группы можно разделить эти примеры? (На интерактивной доске ученики разбивают примеры на две группы).
10 – 6 11 – 5
6 – 4 11- 6
11 - 9 - Почему так составили группы?
= Примеры из первой группы мы уже умеем решать, а примеры из второй группы мы ещё не умеем решать.
- Значит, как будет звучать наша тема урока?
- Примеры на вычитание вида 11 - □. (Карточка с темой вывешивается на доску).
- Цель нашего урока?
= Научиться решать эти примеры.
- Научиться решать примеры на вычитание вида 11 - □. (Карточка с целью вывешивается на доску).
| 5. Построение проекта выхода из затруднения.
| - Сейчас вы сами, работая в группах, попытаетесь решить пример на новое правило. Сформулировать это правило. Если вы всё правильно сделаете, то поможете украсить Медведю гирлянду. (Слайд) Ученики разбиваются на группы, получают карточки с примерами.
11 – 2 = □ 11 – 6 = □
□ □ □ □
11 – 3 = □ 11 – 7 = □
□ □ □ □
11 – 4 = □ 11 – 8 = □
□ □ □ □
11 – 5 = □ 11 – 9 = □
□ □ □ □
| 6. Реализация построенного проекта.
| Ученики обсуждают решение примера, делают выводы по решению примера и записывают ответ.
Выходят к доске по очереди, рассказывают, как решали. Проговаривают правила решения примера. Если пример решён правильно, на интерактивной доске перемещают картинки игрушек на гирлянду. Каждый пример ученики записывают в тетрадь.
- Какой вывод вы сделали?
= Вспоминаем состав числа вычитаемого. Сначала вычитаем единицы до десятка, а потом вычитаем остальные единицы. (Правило вывешивается на доску).
- Вы сами составили таблицу вида 11 - □ и сформулировали правило для решения таких примеров. - Маша и Медведь живут в лесу, где есть волшебные деревья. Давайте отдохнём с одной такой ёлочкой. (Динамическая физкультминутка)
| 7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
| - Кому нравится мультфильм «Маша и Медведь»? Посмотрите отрывок из этого мультфильма.
- Слайд. Решаем задачу, составленную по этому эпизоду.
«У Медведя было 11 ёлочных игрушек, а шаров на 5 меньше. Сколько шаров было у медведя?»
- Какие слова возьмём для краткой записи? (На интерактивной доске подготовлены слова: «Медведь», «Игрушки», «Сколько», «Мячи»).
- Передвиньте слова. Дальше краткую запись пишете самостоятельно.
Подумайте, каким действием решается эта задача? Запишите решение и ответ.
Проверка решения задачи.
11 – 5 = 6 (ш.)
Ответ: 6 шаров.
| 8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| - Устно составьте задачу про Машу и Медведя по выражению: 11 – 7.
- Запишите решение и ответ в тетрадь.
- Проверим: Слайд. 11 – 7 = 4 ( )
Ответ: 4 ………
| 9. Включение в систему знаний и повторение.
| - Медведь благодарит вас за ягодки, за помощь в оформлении гирлянды. Он подготовил вам подарки.
- Чтобы получить подарок, надо решить правильно пример, пользуясь правилом, которое вы сами вывели. Подарки висят на «Чудо – дереве».
Примеры написаны на картинках.
12 – 5 13 – 6
11 – 7 15 – 7
12 – 6 14 – 8
| 10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
| - Какое правило вы сегодня сами вывели?
- Если вы научились решать примеры, используя новое правило, подарите конфетку Маше, потому что именно с неё всё и началось. Если вы ещё не совсем поняли решение таких примеров, положите конфетку в конфетчицу, а если вы совсем не поняли решение таких примеров, положите конфетку на стол. (Работа на интерактивной доске)
- Я вижу, что урок даром не прошёл и многие из вас научились решать примеры вида 11 - □.
| |