Скачать 150.73 Kb.
|
Урок обществознания в 11 классе (профильный уровень) Правовое государство и гражданское общество (1-ый урок) Учитель: Виноградова Галина Павловна ГБОУ №667 Пояснительная записка. Обществознание является наиболее массовым экзаменом из всех предметов, которые сдаются по выбору. Его результат востребован большим количеством учреждений высшего и среднего специального профессионального образования. Поэтому к уроку обществознания предъявляются повышенные требования, сегодня уже мало просто объяснить материал и заучить понятия. Задания в формате ЕГЭ требуют качественного овладения содержанием курса и сформированности сложных интеллектуальных умений. Необходимо научить ребят анализировать и интерпретировать различные источники социальной информации, целостно формулировать, логично и последовательно излагать собственные суждения относительно разнообразных объектов социальной действительности, определять оптимальные способы поведения в типичных жизненных ситуациях, выражать и аргументировать собственную позицию по поводу значимых социальных проблем, применять теоретические знания при решении проблемных задач, для прогнозирования и обоснования социальных явлений и процессов. В 10 - 11 классах каждый урок должен включать элементы активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Активные методы направлены на обучение сознательным приемам анализа и обработки социальной информации, имеющей разные формы. В лучшем положении оказываются классы профильного обучения, в программе которых заложено большее количество часов на прохождение программы, что позволяет учителю не только пройти необходимый теоретический материал, провести проверку усвоения материала, но и организовать работу по решению многих заданий в формате ЕГЭ в любой части урока, будь то объяснение нового материала или повторение пройденного на уроке. В целом задания части С являются достаточно эффективным инструментом оценки качества знаний. Разработанные материалы позволяют оценить знания обучающихся и сориентировать их на подготовку к экзамену. Цели и задачи урока: 1) познакомить с правовым государством как основным институтом политической системы, его особенностями и признаками; 2) развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблемам создания и построения справедливого общества. Оборудование: схемы, пакет документов, презентация. Тип уроков: урок-анализ. I. Организационный момент (кадр 2) Стадо дикобразов в один холодный день легло тесной кучей, чтобы согреться взаимной теплоты, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Отодвинувшись, они опять замерзли. Так они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. Так и люди, формируя свое общество, должны научиться найти ту «золотую середину», которая помогла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом. (кадр 3) - В чем смысл притчи? Народ как объединение всех граждан России не является некой сплошной массой, толпой, скоплением случайно оказавшихся рядом людей. Народ строит правовое государство и самоорганизуется в гражданское общество. Тема урока: «Правовое государство и гражданское общество». (кадр 1) План уроков (кадр 4) II. Изучение нового материала Мысли мудрых: (кадр 5) -Согласны или нет? Приведите аргументы. Сделайте вывод. 1. Сущность правового государства Используя метод мозгового штурма, назовите ассоциации, которые возникают у вас при употреблении понятия «Правовое государство». (кадр 6) Правовое государство - организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека и наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих. (кадр 7) Первым употребил выражение «правомерное государство» И. Кант. Термин же «правовое государство» утвердилось в XIX в. Каковы же сущность и основные черты правового государства? Работа с рабочей схемой, проанализировать ее (схема в пакете документов на партах) ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Главная цель Правовое государство – это тип государства, деятельность которого реально ограничена правом; имеют место реальное разделение властей, обеспечить гарантии прав гарантии свободы личности и контроль за властью и свобод граждан со стороны общества. во всех сферах Признаки 1. Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества, в том числе и по отношению к самому государству. Деятельность государства ограничена рамками права. 2. Реальное разделение властей. 3. Взаимная ответственность личности и государства. 4.Реальность прав и свобод человека и гражданина, их правовая и социальная защищенность. Признание их высшей ценностью. 5. Политический и идеологический плюрализм, выражающийся в существовании различных партий, течений, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций и взглядов. 6. Стабильность законности и правопорядка в обществе. 7. Подчинение национальных правовых систем международному праву Работа с кадрами презентации, разъяснение признаков правового государства. (кадры 8-14) 2. Решение проблемных, логических и творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания.
3. Диспут. (отстаивание и аргументация своей позиции, оппонирование иному мнению) -Можем ли мы утверждать, что живем в правовом государстве? -Как вы думаете, какой из принципов главный? В России с 1990-х гг., когда был возрожден суд присяжных, не умолкают жаркие дискуссии по вопросу о том, нужен ли он в нашей стране. У суда присяжных есть свои сторонники и свои противники. Аргументы первых. Суд присяжных — это единственный суд, где действует презумпция невиновности. Человек, вина которого не доказана, здесь реально может рассчитывать на оправдательный вердикт. По этой причине суд присяжных совершил победное шествие по всем цивилизованным странам. В обычных судах оправдательные приговоры практически не выносятся, потому что профессиональный судья, который изо дня в день рассматривает дело за делом, теряет новизну восприятия и в спорных случаях склоняется в сторону обвинения. К тому же суд присяжных — единственная для народа возможность поучаствовать в осуществлении судебной власти. Аргументы вторых. В правовом государстве все вопросы должны решаться по закону. Решения же присяжных заседателей основаны не на законности, а на собственных представлениях о справедливости. Эти представления нередко выходят за рамки здравого смысла, особенно в тех республиках, где сильны клановость и родственные связи. В результате присяжные необоснованно оправдывают даже самых закоренелых преступников. Не случайно в Европе суды присяжных именуют судами улицы, уродливым подобием правосудия. А что вы думаете по этому вопросу? Дайте развернутый ответ. 4. Пути формирования правового государства. 5. Домашнее задание.
Дополнительный материал. Основные отличия правового государства от неправового.
В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно стремится быть гарантом _____________________(1). Правовое государство есть форма ограничения _______________(2) правами и свободами человека. Поэтому __________(3) прав человека по отношению к государству является его первичным, определяющим, системообразующим признаком. Цель правового государства – обеспечение границ свободы индивида, недопустимость нарушения поля свободы, очерченного __________(4). Предотвращая социальные катаклизмы и перевороты, правовое государство призвано обеспечивать в обществе разумный ____________(5). Поэтому для формирования правового государства большое _______________(6) имеет принцип связанности законодателя правами человека. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А) личность Е) значение Б) правительство Ж) власть В) приоритет З) общество Г) компромисс И) свобода Д) право В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Правовое государство составляет, пожалуй, величайшее политическое достижение в мировой истории. И поскольку без правового _______________(1) мы не жили бы в условиях свободы, всем нам нужно защищать либеральные принципы. Решающим условием осуществления либерализма в экономической, социальной, правовых областях является проведение различий между государством и _______(2). Либеральная демократия немыслима без дееспособной общественности. Предпосылкой этого является ___________(3) как выражение различных мнений и интересов. Он возможен лишь в том случае, если общественная дискуссия ведется на основе определенного основного консенсуса. Спор имеет смысл до тех пор, пока есть какая-то форма общности. Иначе споры разжигают еще более сложные _________(4), которые могут разрушить и погубить общество. Каждый решает сам, что он считает истиной. Либеральное государство не требует от своих ____________(5) признания решений, принятых в соответствии с установленной процедурой, в качестве правильных и истинных. В этом состоит сила и либеральность данного государства. Обязанность гражданина – признать ______(6), принятые корректно и в установленном порядке, даже в том случае, если он считает их неверными… Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А) государство Б) общество В) граждане Г) частная собственность Д) плюрализм Е) индивидуальная свобода Ж) конфликты 3) ответственность И) решения В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Раздаточный материал для учащихся. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Главная цель Правовое государство – это тип государства, деятельность которого реально ограничена правом; имеют место реальное разделение властей, обеспечить гарантии прав гарантии свободы личности и контроль за властью и свобод граждан со стороны общества. во всех сферах Признаки 1. Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества, в том числе и по отношению к самому государству. Деятельность государства ограничена рамками права. 2. Реальное разделение властей. 3. Взаимная ответственность личности и государства. 4.Реальность прав и свобод человека и гражданина, их правовая и социальная защищенность. Признание их высшей ценностью. 5. Политический и идеологический плюрализм, выражающийся в существовании различных партий, течений, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций и взглядов. 6. Стабильность законности и правопорядка в обществе. 7. Подчинение национальных правовых систем международному праву
|
Конспект урока модуль IV человек и общество. Государство и право.... Н. И. Элиасберг «Обществознание. Права человека в свободной стране» спб Перспектива, Издательство «Союз» 2010г | Рефератов по дисциплине «Правоведение» Правовое государство и гражданское общество — понятие, принципы и конституционная основа. Конституционное право | ||
Государственное образовательное учреждение начальная общеобразовательная... Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват учр. Базовый и профильный уровни.... | Запорожцева Галина Юрьевна Учитель обществознания гбоу оош с. Четыровка... Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проективной методики на уроках обществознания и во внеурочной... | ||
Урок по теме: «Пути возникновения, становления и развития» Судос Галина Ивановна, учитель истории и обществознания моу «Хабарская средняя общеобразовательная школа №2» | Урок в 11 классе. Тема: «Модные веяния перестройки» Учитель: Бондаренко Марина Владимировна, учитель истории и обществознания мбоу сош с. Талдан Амурской области | ||
Урок анализа художественного текста в 5 классе 4 Урок изучения теории... Учеб метод пособие: Для студ сред пед учеб заведений/Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: Академия, 2000. 124с. Реферат. С. 22-... | Отрасли права. Урок обобщения по обществознанию (профильный уровень) в 11 классе Номинация: Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) в образовательном процессе | ||
Урок по обществознанию в 9 классе Учитель обществознания Верхнекибякозинской средней общеобразовательной школы Хасаншина З. Р | Гражданское общество в россии: настоящее смутно, будущее туманно о чем спор? Закону, защищающему права человека, публичность и информационная открытость власти, действительно подотчетной избирающему ее народу.... | ||
Урок обществознания в 9 классе Тема «Государство- это мы» При планировании урока учитывались требования к современному уроку в соответствии с фгос ООО. Полная версия урока, включая презентацию... | Рабочая программа по учебному предмету «история» 10 11 классы (базовый уровень) Рыбченко Надежда Николаевна, учитель истории и обществознания, высшей категории, мбоу сош №3 с. Гражданское | ||
Урок №5 «познай самого себя» урок разработан Медведевой С. Е. учителем... Медведевой С. Е. учителем истории и обществознания гбоу сош №1291 г. Москвы, к учебнику обществознание 6 класс под редакцией Л. Н.... | Урок по обществознанию в 10 классе Подготовила учитель истории и обществознания моу «сош №1 Р. п. Новые Бурасы» Дрюпина Ирина Георгиевна | ||
Методическая разработка урока учителя Платонова Н. П. Тема: Политические... Тема занятия: «Порядок организации и ведения гражданской обороны, распределение полномочий. Порядок разработки, согласования и утверждения... | Абольянина Галина Владимировна, учитель истории и обществознания... Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением... |