Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: «А. И. Куприн «барбос и жулька»





Скачать 61.61 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: «А. И. Куприн «барбос и жулька»
Дата публикации16.07.2014
Размер61.61 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Философия > Методическая разработка
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ

НА ТЕМУ: «А.И.КУПРИН «БАРБОС И ЖУЛЬКА»

( 2 ЧАСА)
Клюева Н.И., учитель начальных классов,

МУО Алексеевская средняя общеобразовательная

школа Москаленского муниципального района

Омской области

Цель:

1. познакомить учащихся с рассказом А.И.Куприна «Барбос и Жулька». Раскрыть смысл авторской идеи.

2. формировать навыки работы с текстом, отрабатывать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас, развивать речь, мышление, учить оценивать поступки героев.

3. вызвать эмоциональный отклик от прочитанного произведения. Раскрыть смысл дружбы и верности. Прививать любовь к животным.
Оборудование: портрет А.И.Куприна, бумажные ленты с записанными пословицами.
Ход урока.
I. Организация урока

II. Введение в тему. Актуализация знаний.

1. Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы и объясните их смысл.

(Дети читают бегущей строкой и объясняют их смысл)

  • «Легко подружиться, тяжело разлучиться»

  • «При верном псе и сторож спит»

  • «Будь верен до смерти»

- Какая тема объединяет эти пословицы? (Размышление о дружбе)
2. Вводная беседа.

- Сегодня мы познакомимся с еще одним рассказом А.М.Куприна «Барбос и Жулька»

По названии вы догадались о ком пойдет речь в рассказе? (О собаках)

- В какой раздел входит рассказ? («Природа и мы»)

- Почему рассказ о собаках включили в этот раздел? (Животные – это часть природы)

- Собаки занимают большое место в жизни человека. Не зря их называют четвероногими друзьями. Существует много случаев, когда собаки, жертвуя собой, спасали жизнь своего хозяина.

Рассказ «Барбос и Жулька» расскажет нам о настоящей дружбе…только собачьей.

III. Знакомство с рассказом «Барбос и Жулька».

  1. Словарно-лексическая работа. (Ведётся в процессе чтения)

Приземистый – малорослый и плотный по сложению.

Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковой нарост, образованный просачивающимися каплями.

Флирт – любовная игра, кокетство.

Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья.

Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

Лицемерный – отличающийся лицемерием.

Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность, прикрытая чистосердечием.

Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды.

Карьер – самый быстрый конский бег.

Триумфальный – триумф – блестящий успех, торжество.
Объясните: «Бывал унизан колючими репяхами»

Подобрать синонимы:

Льстивый – вкрадчивый, ласкательный

Мучение – страдание, пытка, маята, терзание
Подобрать антонимы:

Сходство – различие, разница

Взволнован – спокоен


  1. Первичное чтение рассказа учителем

(После паузы)

- Ваше впечатление от прочитанного? (Дети делятся впечатлениями)

- От чьего лица ведется повествование? (От лица повествователя: он все знает, даже мысли героев, может высказать своё отношение к героям, дать свою оценку событиям)
IV. Физкультминутка.
V. Работа над рассказом.

1. Портреты героев рассказа.

(С помощью вычитывания текста выписываются в тетрадь детали – характеристики главных героев)

Барбос Жулька

невелик ростом маленькая

приземист тонконогая

широкогрудый с желтыми подпалинами

над бровями и

на груди

дворовый комнатная

отважный деликатная, вежливая

тонкий слух

разбойник
- Соответствуют ли клички животных их портретам?


  1. Сюжетная линия рассказа.

- На сколько смысловых частей можно разделить весь рассказ? (На три)

(Вместе с учителем дети определяют границы частей и главные мысли каждой части)


  1. Дружба Барбоса и Джульки.

  2. Отважный поединок.

  3. Прощание друзей.

(Могут быть и другие варианты)


  1. Углубленный анализ каждой части.

А) Фактуальный анализ 1-й части.

(Свои ответы дети подтверждают словами текста)

- Кто больше всего понимает собак? (Дети)

- Почему?

- Отношение Барбоса к чужим собакам в своем дворе? (…Едва только на улице показывалась собачья фигура, Барбос стремительно… стр.87)

- О каком великом законе единоборства сообщает автор? (…Бей первым, если не хочешь быть битым…)

- Поведение Барбоса с незваным гостем? (…как молния настигал соперника, сбивал его с ног и начинал грызню… наконец Барбос одерживал победу)

- Поведение Барбоса после победы? (…С гордым видом возвращался на свой пост – триумфальное шествие)

- Нравились ли ему такие бои? (…тем слаще ему казались победные лавры…)

- Отношение Барбоса и Жульки? (…Между ними царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. «Они то бегали одна за другой, то устраивали засады, то с притворно сердитым рычанием делали вид, что ожесточенно грызутся между собой»)

- Поведение Жульки при виде доброго человека? (…подходила со смелой доверчивостью, опиралась на его колено своими передними лапками и нежно потягивала мордочку, требуя ласки.)

- В чем главным образом проявилась деликатность Жульки? (В манере есть. Зачитать.)

- Можно ли сказать, что в первой части рассказа начинается завязка всего рассказа? (Можно. Есть главные герои, их уклад жизни, их привычки)
б) Подтекстовое прочитывание (вычитывание причинно-следственных связей, обоснование, доказательство своих ответов)

- В третьей части автор вводит еще одного героя, отрицательного.

Портрет бешеной собаки

носилась

нагоняла страх и ужас

люди попрятались,

все кричались, распоряжались

подзадоривали друг друга

укусила свиней

разорвала несколько уток

- Что вы почувствовали, когда прочитали эти строки? (страх, беспокойство, напряжение. Что будет?)

- Поведение Барбоса при виде бешеной собаки? (…вместо того, чтобы по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал)

- Каким мы привыкли видеть Барбоса?

- Почему же теперь он ведет себя таким образом? (ответы детей, основанные на жизненном опыте)

- Да, это неестественное поведение для Барбоса.

- Поведение Жульки? (…выскочила, во всю прыть понеслась наперерез, расстояние уменьшалось с поразительной быстротой, все произошло так быстро, упала, покатилась по земле…)

- Какой мы привыкли видеть Жульку? (ответы детей)

- Видим неестественное поведение Жульки.

- Что испытали, когда прочитали этот отрывок? (тревогу, страх, беспокойство за Жульку и т.д.)

- Почему?

- В какой момент почувствовали самое большое напряжение? (Все ахнули!)

- Та часть в рассказе, где мы испытываем наибольшее напряжение, называется кульминацией.

Идет вычитывание текста о душевном состоянии Жульки после поединка:

«Случилось что-то страшное, необъяснимое. Она словно поменялась, исхудала до неузнаваемости, то лежала, то носилась, кружась и подпрыгивая, отказывалась от пищи, не оборачивалась на свое имя, ослабла, не могла приподняться с земли, глаза выражали внутреннее мучение,.. бессильно лежала, слабо виляла хвостом, хотела приподнять морду, но это ей не удавалась»

- Как вы думаете, отчего заболела Жулька? (выслушиваются ответы детей)
в) Концептуальный анализ 3 части помогает выйти на уровень идеи произведения.

- Поведение Барбоса? (стремглав бросился, обнюхал и с тихим визгом стал лизать её в глаза, в морду, в уши…)

- Мы видим истинные чувства героя и сострадания двух друзей.

- Почему автор видит в прощании собак что-то трогательное? (Их чувства и действия похожи на человеческие)

VI. Итог урока.

- Что хотел показать А.И.Куприн своим читателям? (выслушиваются выводы детей)

- Поведение героев в нестандартных ситуациях. Показал настоящую дружбу между собаками и их способность к самопожертвованию во имя любви. Мы увидели, что в поведении собак, в их чувствах есть много что человеческого.
VII. Домашнее задание.

  1. Нарисовать понравившийся эпизод.

  2. Пересказ текста от имени Барбоса.

  3. Индивидуальное задание: подготовить рассказ о собаках.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: «А. И. Куприн «барбос и жулька» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок литературного чтения в 4 классе с использованием икт «А. И. Куприн «Барбос и Жулька»
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: «А. И. Куприн «барбос и жулька» iconМетодическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по...
Цель деятельности педагога: создание условий для развития у учащихся умений давать оценку поступкам героев произведения Н. Н. Носова...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: «А. И. Куприн «барбос и жулька» iconУрока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс)
Методическая разработка урока составлена по программе Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, Н. В. Головановой. Урок из разделов «О братьях...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: «А. И. Куприн «барбос и жулька» iconМетодическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе...

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: «А. И. Куприн «барбос и жулька» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: «А. И. Куприн «барбос и жулька» iconУрок литературного чтения. А. Куприн. "Слон"
Оборудование к уроку: звуковая м/м презентация; мультимедийная установка; экран; выставка книг А. И. Куприна
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: «А. И. Куприн «барбос и жулька» iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: «А. И. Куприн «барбос и жулька» iconМетодическая разработка урока по химии на тему «электролитическая диссоциация»
Методическая разработка урока по химии на тему «электролитическая диссоциация» с использованием икт
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: «А. И. Куприн «барбос и жулька» iconРазработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили»
Оборудование урока. Мультимедийная установка, распечатка рассказа «Нытик», презентация «О писателе А. В. Костюнине», презентация...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: «А. И. Куприн «барбос и жулька» iconКонспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка»
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: «А. И. Куприн «барбос и жулька» iconМетодическая разработка урока в 4 классе по курсу «оркм и сэ» на тему: «Священные сооружения»
Сформировать понятие «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: «А. И. Куприн «барбос и жулька» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока обществознания в 6 классе на тему «Семья – надежда и опора»
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: «А. И. Куприн «барбос и жулька» iconКонспект урока ( литературного чтения 3 класс (1-4) по теме: Н. А....
Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: «А. И. Куприн «барбос и жулька» iconКонспект урока литературного чтения в 4 классе и урока изобразительного...
Знакомство с художниками -иллю-страторами (кратко) и показ репро-дукции их иллюстраций
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: «А. И. Куприн «барбос и жулька» iconУрок литературного чтения в 7 классе Тема урока: «К. М. Симонов, «Сын артиллериста»
Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: «А. И. Куприн «барбос и жулька» iconУрок ролевая игра на тему: «Экстремальные виды спорта. За и против.»
Методическая разработка урока в 10 классе гимназии №397 Кировского района г. Санкт Петербурга в рамках конкурса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск