Скачать 62.98 Kb.
|
Голочалова Лариса Викторовна МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Л.Н.ТОЛСТОЙ «ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ» Голочалова Л.В., учитель начальных классов МБОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1 Волоконовского района Белгородской области» Тип урока: изучение нового материала Тема урока: Л.Н.Толстой «Отец и сыновья» (Басня) Цели урока:
Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый. Оборудование: -Учебник; - Портрет Л. Н. Толстого; - Выставка книг Л.Н. Толстого; - Таблицы с пословицами ИКТ: Мультимедийная презентация к уроку. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная Эпиграф: Доброта побеждает всё, а сама непобедима. (Л.Н.Толстой) Словарик терминов: Басня, пословица, притча. Ход урока
Эмоциональный настрой.
Звучит музыка «Родительский дом» Беседа: - О чем эта песня? Кого вспоминали, когда слушали песню? (родителей, семью). - Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (формулирование целей урока учащимися) Работа в паре. Правильно, сегодня мы поговорим о семье. Семья играет большую роль в жизни каждого из нас. Русский народ сложил много пословиц о семье, о семейной жизни. Сейчас мы поработаем в парах. Каждая пара из предложенных пословиц выберет только те, которые относятся к теме «Семья». (Последняя пословица «На что и клад коли в семье лад») Словарная работа: - Все ли слова вам понятны в этой пословице? (Лад – согласие) Объяснить значение данных слов. Какие басни подходят к теме «Семья» ?
Сегодня у нас необычный урок. Наверное, каждый урок литературы – событие. Мы, сидя в классе, совершаем путешествие в разные эпохи, знакомимся с разными людьми. Удивительно, но во все времена человечество интересовали вопросы: что такое добро, а что – зло, где истина, а где ложь? Почему люди не все живут в мире и согласии? И как сделать так, чтобы все жили дружно? И сегодня мы вместе с Л.Н. Толстым попытаемся ответить на эти вопросы при изучении произведения «Отец и сыновья». Сегодня на уроке мы будем знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого. - Что вы о нем уже знаете? - Учащиеся нашего класса напомнят вам о жизни Л.Н. Толстого (выступление подготовленных учащихся). Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Это уголок русской земли, которой известен всему миру. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне музей. Человек, чьё имя хорошо известно не только в нашей стране, но и во всём мире, произведения которого переведены на разные языки. И это неслучайно: в 2008 году мы отмечали 180 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого, а в 2010году отмечается 100 – летие со дня смерти писателя. Семья Толстых была дружной, и детям казалось, что все на свете живут так же, что все люди, их окружающие, очень хорошие. Самой любимой у них была игра в муравейных братьев. Её придумал старший – Николенька. Как- то он объявил, что у него есть тайна, когда она откроется, все люди станут счастливыми, будут любить друг друга и сделаются муравейными братьями. Николенька говорил, что тайну муравейных братьев он написал на зелёной палочке, которую зарыл в лесу, на краю оврага. Родители Льва Николаевича принадлежали к старинному знатному роду. Но когда мальчику было три года - умерла его мать, а в девять он потерял отца. Воспитанием будущего писателя занялась тётушка. Учился юноша в Тульской гимназии, потом в университете в городе Казани. Не окончив университета, поступил на военную службу. Три года он служил на Кавказе, потом в Севастополе, в Крыму: в то время там шла война. Лев Николаевич Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Многое он испытал в своей жизни, участвовал в Кавказской и в Крымской войнах с турками, где подвергался смертельной опасности; был путешественником и сельским хозяином, педагогом и писателем. Писать он начал в двадцать два года и после успеха первой повести почувствовал, что настоящее его призвание – литература. В Ясную Поляну Лев Николаевич вернулся уже известным писателем. Здесь он создал почти все свои произведения. Граф Лев Николаевич Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился. В летние месяцы целыми днями пропадал он на риге и гумне, на покосе с крестьянами, на пасеке, и каждый день в самых разных местах Ясной Поляны он делал многочисленные зарисовки лиц и пейзажей в записных книжках и черновиках. Первичное чтение произведения «Отец и сыновья» учителем. Словарная работа (объяснить лексическое значение непонятных слов). Работа над текстом. - О чем это произведение? (о том, что надо всегда жить в мире и согласии). - Над чем надо задуматься? - Какому жизненному правилу вас учит произведение? Вторичное чтение произведения. Учащиеся читают «эхом». - К какому жанру относится это произведение? (Басня) - Что такое басня? С этим понятием мы уже знакомились. (Басня - небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором существуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет.) - В литературе есть ещё один жанр, который имеет такие же признаки как и басня. Этот жанр называется притча. На доске расположена карточка с определением: ПРИТЧА – поучение в примерах. (В.И.Даль). ПРИТЧА – так называется близкий к басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. (Энциклопедический словарь юного литературоведа.) - Ребята, чем отличается басня от притчи? Физкульминутка. IV. Первичное закрепление. Беседа по вопросам «Обдумаем прочитанное» - Какова мораль басни? В каких предложениях она заключена? Прочитайте. - Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы вы повели себя в этой ситуации? «Что нужно для счастья? – спрашивал Л.Толстой и сам же отвечал. – Семья, близкие люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь. Каждый из вас написал сочинения о своей семье. Подойдите к доске и украсьте своим сочинением наше родовое дерево. Ведь солнце – это символ вечности, тепла и доброты. Пусть ваши семьи всегда согревают только теплые лучи солнца, пусть в них будет всегда согласие и любовь. (Отдельные учащиеся зачитывают свои сочинения). V. Подведение итогов урока. - С каким произведением познакомились? - Чему научились на уроке? Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.
Попробуй сочинить: 1. Напиши свою басню, название которой можешь заимствовать у Толстого. 2. Составь рассказ, который начинается или заканчивается одной из пословиц. VII.Рефлексия. |
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по... Цель деятельности педагога: создание условий для развития у учащихся умений давать оценку поступкам героев произведения Н. Н. Носова... | Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | ||
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | Разработка урока по английскому языку в 8-м классе по теме "Экологические проблемы" Создать условия для развития навыков монологической речи по теме в объеме 6-8 предложений | ||
Конкурсная методическая разработка конспект урока информатики по... Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен... | Методическая разработка урока развития речи в 5 классе Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка... | ||
Методическая разработка урока литературы в 7 классе Тема: «Женщина-мать... Развивающая: развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами, выразительными средствами... | Методическая разработка урока английского языка во 2 классе. Тема урока: «Мои друзья животные» Развивать умения монологической и диалогической речи учащихся с использованием схем | ||
Методическая разработка конспекта урока математики в 1 классе по теме: «Составляем суммы» | Разработка урока чтения по теме «Понятие «слог» Разработка урока чтения по теме «Понятие «слог». Деление слов на слоги. Практическое значение слога» | ||
Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура... Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи» | Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9 Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории... | ||
Урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты.... Методическая разработка интегрированного урока повторения и закрепления по химии в 8 классе | Методическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»... Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35 | ||
Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Задачи на совместную работу» Тип урока: закрепление ранее изученного материала с элементами открытия новых знаний | Методическая разработка» Разработка по теме «Семья» Данная технология направлена на расширение словарного запаса уч-ся, а также развитие умений устной речи по заданной теме, что является... |