Тема: Тема, проблема текста





Скачать 64.29 Kb.
НазваниеТема: Тема, проблема текста
Дата публикации08.08.2014
Размер64.29 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Урок русского языка данный в 10 классе

Учитель Водолеева Н.В.

Тема: Тема, проблема текста.

Цели урока:

  • Познавательный аспект: дать понятие «проблема», речевые клише для определения проблемы, установить связь проблемы, обсуждаемой автором исходного текста, с темой;

  • Развивающий аспект: развивать речь путём обогащения и усложнения её смысловой функции; развивать логическое и творческое мышление (анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать);

  • Воспитательный аспект: развивать систему ценностных отношений к родному языку; создавать условия для развития коммуникативных навыков через работу в малых группах.

Оборудование:

Cловари, тетрадь, слайдовая презентация, карточки с заданиями.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Мотивирование.

Сегодня продолжаем работу с текстом. Что такое текст? (Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи).

Повторим стили и типы речи. А главное – будем учиться выделять проблему текста, которая неотделима от темы и идеи.

3. Работа по теме урока. Вопросы теории. Фронтальная и групповая работа.

Запишите число, тему урока.

Перед вами лежат листы с текстами. Возьмите лист №1. Прочитайте текст, определите тип речи , докажите свой выбор.

Каждый из представленных текстов можно отнести и какому-то стилю речи. Вспомните, какие стили речи вы знаете.

Определите стиль текста №1.ответы запишите в тетрадь, докажите свой выбор. (Слайд с текстом – ответы уч-ся)

Возьмите лист № 2. Прочитайте текст, определите тип и стиль речи.

Наукой заниматься трудно. Это хорошо знает тот, кто посв…тил ей жизнь. Научное призвание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку ученый взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять изощренное терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно пережива..мой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой.

Наукой заниматься не только трудно. Наукой заниматься (не)обходимо. Исследовательская деятельность воспитывает личность, разв…вает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. При помощи ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое.

Наукой заниматься не только необходимо. Наукой заниматься приятно. Во-первых, потому, что преодоле(н,нн)ая трудность пр…носит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызыва…т желание повторить собстве(н,нн)ый подвиг, вновь испытать радость победы. Во-вторых, потому, что исследовательская деятельность придает смысл жизни. В-третьих, потому, что настоящий ученый получает удовольствие от работы  выполняемой самостоятельно.

Наукой заниматься приятно потому, что она уберегает от мелких, в(ь,ъ)едливых неприятностей  не позволяя им властвовать душой. Наука помогает пережить даже беду, поскольку, хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим от неприятностей сознанием. Заг…ревшийся в душе огонек будет оберегать человека, (не)давая ему погрязнуть в скуке.

         Прокомментируйте пропущенные орфограммы. (работаем по цепочке)

( При ответах детей важно, чтобы учащиеся не просто называли ту букву, которую нужно вставить, но и объяснили свой выбор)

         В выделенных предложениях прокомментируйте пропущены запятые. Объясните где и почему вы их поставите.

(Ученики находят причастный и деепричастный оборот, объясняют постановку запятых).

Теперь переходим к главной теме урока.

- Что такое тема текста? (Тема – о чем этот текст.)

         Определите тему представленного текста. ( научная деятельность).

- Что такое идея текста? (Идея – то, что хотел сказать автор текста).

- Как вы думаете, что хотел сказать читателям автор этого текста? Какова его идея? (научная деятельность влияет на человека, на его жизнь)

- Автор публицистического текста обычно раскрывает какую-либо проблему.

- Что такое проблема?

(Проблема – теоретический вопрос, требующий разрешения исследования).

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

- Как сформулировать проблему?

Как правило, сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:
1) проблема чего; этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием: Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; В тексте поднимается проблема одиночества; Текст Ю.Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста;
2) формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.

- Для формулировки проблемы можно использовать различные клише, слова сочетающиеся со словом проблема. С этим у нас работали Артур, Иван, Света, Дима. Вам слово.

3.2. Работа в парах.

- Давайте определим проблему текста №2. Попробуем сформулировать вопрос над которым рассуждает автор. ( Как научная деятельность влияет на жизнь человека?)

- Теперь формулируем проблему с использованием Р.п.

(Проблема влияния научной деятельности на жизнь человека.)

(ученики записывают в тетрадь)

И та и другая формулировка будут верными.

- Работаем с текстом №3.

(1)Детская игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребенка. (2) Действительно, она воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, ребёнок неосознанно получал представление о причинно-следственных отношениях, о сути человеческих отношений, сложном устройстве мира. (3) Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. (4) Кроме того, игрушка еще и средство обучения, развлечения и даже лечения.

(5) Но так ли повезло современному ребёнку, на которого буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек? Конечно, теперь каждый малыш живет в мире, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. (7)В самом деле, вокруг яркие обложки книг, журналов, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. (8)Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. (9)Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. (10)И нежная психика ребёнка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

(11)К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. (12)Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребенка. (13)Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком в жизни по отношению к более слабым. (14)Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.

(15)Но ведь игрушка - это не забава. (16) Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие образы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных качеств личности. (17)Игрушка должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. (18) Нужно учить добру и красоте, мудрости и способности к сопереживанию.

(проблема нравственного воспитания)

4. Подведение итогов урока.

Что такое проблема?

Назовите способы формулировки проблемы:

Какие проблемы были затронуты авторами прочитанных на уроке текстов?

Какие вы запомнили выражения для формулировки проблемы, обсуждаемой автором текста?

В чём отличие темы от проблемы?

5. Домашнее задание

Сформулировать проблему текста №4. Индивид. Задание: что такое комментарий текста?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Тема, проблема текста iconКонспект урока «Тема, идея, проблема текста»
Цель урока: знание грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в предложении и правописания
Тема: Тема, проблема текста iconПланы семинарских занятий тема проблема коррупции: понятие и виды
Проблема определения коррупции. Уровни восприятия коррупции: бытовой, научный, практический
Тема: Тема, проблема текста iconРеферат по интерпретации текста тема: «Художественная деталь»
Иными словами, деталь актуализирует прежде всего прагматическую направленность текста и его модальность
Тема: Тема, проблема текста iconКонспект урока русского языка "Признаки текста" Тема урока: Признаки текста
Приемы и методы обучения: моделирование, проблемный подход, дифференциация, игровые моменты, творчество
Тема: Тема, проблема текста iconУрок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного...
Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»»
Тема: Тема, проблема текста iconКонспект урока литературы в 11 классе ( 2 часа ) Тема Анализ эпизода...
Плакат «Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения», «Роль эпизода в тексте»
Тема: Тема, проблема текста iconПояснительная записка Работа по развитию связной речи учащихся построена...
Текст: тема текс та, микротема, абзац; основная мысль текста; «данное» и «новое» в предложениях текста; строение типовых фрагментов...
Тема: Тема, проблема текста iconТема: «Системы распознавания текста» Цели урока
Цели урока: дать учащимся представление об orc – программах распознавания текста, познакомиться с возможностями данных программ
Тема: Тема, проблема текста iconУрок русского языка в 5-ом классе Тема: «Что изучает стилистика....
Задачи: формирование умения определять речевую ситуацию текста, видеть стилистические особенности текста, создавать текст по заданной...
Тема: Тема, проблема текста iconРабочая программа по литературе 11 класс
Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного...
Тема: Тема, проблема текста iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010
С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (тема 3); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (предисловие, тема 2); Е. А. Плосконосова,...
Тема: Тема, проблема текста iconТема (проблема)
Открытие и закрытие экспериментальной площадки по внедрению в учебный процесс технологии «Интеллект»
Тема: Тема, проблема текста iconУрок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного...

Тема: Тема, проблема текста iconПлан-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера...
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Тема: Тема, проблема текста iconТема Сәг саны
Научно-технический прогресс в конце XIX – последней трети XX вв. Проблема периодизации нтр
Тема: Тема, проблема текста iconТема урока Кол-во часов
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск