№
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Дата
| Вид учебного занятия
| Содержание и форма контроля знаний, ОУУН СД, УУД и т.д.
|
1
| Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
| 1
|
| Введение
| Проверка читательских дневников
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5ч)
|
2
| Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.
| 1
|
| Изучение нового материала
|
|
3
| Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда.
| 1
|
| Изучение нового материала
| Пересказ предания «Петр и плотник»
|
4
| Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник.
Новгородский цикл былин. «Садко».
| 1
|
| Внеклассное чтение
| Чтение наизусть отрывка из былины
|
5
| Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала».
| 1
|
| Практикум
| Пересказ былин
|
6
| Пословицы и поговорки.
| 1
|
| Изучение нового материала
| В течение урока
|
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2ч.)
|
7
| Древнерусская литература. «Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок)
| 1
|
| Изучение нового материала
| Чтение пословиц
|
8
| «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
| 1
|
| Изучение нового материала
| Проверка написанных поучений
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2ч)
|
9
| М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия… 1747 г.» Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру.
| 1
|
| Практикум.
| Пересказ«Повести о Петре и Февронии Муромских».
|
10
| Г.Р. Державин поэт и гражданин.
| 1
|
| Изучение нового материала
| Выразительное чтение оды
|
Из русской литературы XIX века (30ч.)
|
11
| А.С. Пушкин. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» («Полтавский бой»)
| 1
|
| Изучение нового материала
| Чтение наизусть отрывка
|
12
| А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…)
| 1
|
| Изучение нового материала
| Чтение наизусть отрывка
|
13
| А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник
| 1
|
| Изучение нового материала
|
|
14
| А.С. Пушкин. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)
| 1
|
| Развитие речи
| Чтение наизусть баллады «Песнь о вещем Олеге»
|
15
| А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.
| 1
|
| Изучение нового материала
| В течение урока
|
16
| Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»
| 1
|
| Практикум
| Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»
|
17
| Контрольная работа по творчеству М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина
| 1
|
| Урок проверки ЗУН
|
|
18
| М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Поэма об историческом прошлом Руси
| 1
|
| Изучение нового материала
|
|
II четверть
|
19
| Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
| 1
|
| Изучение нового материала
| В течение урока
|
20
| «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел»
| 1
|
| Изучение нового материала
| Выразительное чтение одной из глав поэмы, наизусть отрывок: восход зари
|
21
| Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей – запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли
| 1
|
| Изучение нового материала
| Чтение наизусть стихотворения по выбору
|
22
| Остап и Андрий – сопоставительная характеристика геро-ев.
| 1
|
| Урок – сравнительный анализ
| Проверка составленного рассказа о Тарасе Бульбе
|
23
| Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.
| 1
|
| Урок-семинар
| В течение урока
|
24
| Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Темы:
1. «Авторская оценка образа Тараса Бульбы»;
2. «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрея»;
3. «Роль картин природы в понимании человеческих характеров».
| 1
|
| Развитие речи
|
|
25
| И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа
| 1
|
| Изучение нового материала
| В течение урока
|
26
| И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра.
| 1
|
| Развитие речи
| В течение урока
|
27
| Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»
| 1
|
| Практикум
| В течение урока
|
28
| Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»
| 1
|
| Внеклассное чтение
| В течение урока
|
29
| А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья
| 1
|
| Внеклассное чтение
| Чтение наизусть «Размышления у парадного подъезда»
|
30
| М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
| 1
|
| Изучение нового материала
| Выразительное чтение баллад
|
31
| М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик»
| 1
|
| Внеклассное чтение
| В течение урока
|
32
| Л.Н Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна»
| 1
|
| Изучение нового материала
| В течение урока
|
III четверть
|
33
| Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир
| 1
|
| Обобщение
| Пересказ одной из глав.
|
34
| Итоговое тестирование по творчеству Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого
| 1
|
| Урок контроля
|
|
35
| И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы
| 1
|
| Изучение нового материала
| В течение урока
|
36
| И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина –прозаика и поэта. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина
| 1
|
| Развитие речи
| В течение урока
|
37
| А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия
рассказа
| 1
|
| Изучение нового материала
| В течение урока
|
38
| Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире
| 1
|
| Практикум
| Выразительное чтение рассказа
|
39
| Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Злоумышленник» и «Размазня».
| 1
|
| Развитие речи
| В течение урока
|
«Край ты мой, родимый край!»
|
40
| Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковский. «Приход весны». Ф.И.Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять…». А.А.Фет. «Вечер», «Это утро…». А.К.Толстой. «Край ты мой родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин. «Родина»..
| 1
|
| Практикум
| В течение урока
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (22ч.)
|
41
| М.Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров
| 1
|
| Изучение нового материала
| Чтение наизусть одного стихотворения
|
42
| «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения
| 1
|
| Развитие речи
| В течение урока
|
43
| Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя
| 1
|
| Практикум
| В течение урока
|
44
| «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды
| 1
|
| Внеклассное чтение
| В течение урока
|
45
| В.В. Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
| 1
|
| Изучение нового материала
| Чтение наизусть отрывка из легенды
|
46
| В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
| 1
|
| Внеклассное чтение
| Чтение наизусть стихотворения
|
47
| Л.Н. Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака»
| 1
|
| Изучение нового материала
| Чтение наизусть стихотворения
|
48
| А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка»
| 1
|
| Изучение нового материала
| Чтение рассказа о домашнем животном
|
49
| А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности
| 1
|
| Внеклассное чтение
| В течение урока
|
50
| Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века)
| 1
|
| Развитие речи
| В течение урока
|
51
| Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов
| 1
|
| Практикум
| В течение урока
|
52
| Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной воины как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, Н.Тихонова .и др.
| 1
|
| Развитие речи
| Чтение наизусть стихотворения
|
IV четверть
|
53
| Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади».
| 1
|
| Изучение нового материала
| В течение урока
|
54
| Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.
| 1
|
| Изучение нового материала
| Выразительное чтение рассказа
|
55
| Е.И.Носов. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.
| 1
|
| Урок-анализ
| В течение урока
|
56
| Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.
| 1
|
| Внеклассное чтение
| В течение урока
|
«Тихая моя Родина»
|
57
| Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов, Н.Заболоцкий и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами
| 1
|
| Внеклассное чтение
| В течение урока
|
58
| А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная…», «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета», «На дне моей жизни»
| 1
|
| Изучение нового материала
| Чтение наизусть стихотворения
|
59
| Д.С.Лихачев. Слово описателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанр литературы
| 1
|
| Внеклассное чтение
| Чтение наизусть стихотворения
|
Писатели улыбаются, или смех Михаила Зощенко
|
60
| М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе.
| 1
|
| Изучение нового материала
| В течение урока
|
Песни на слова русских поэтов XX века
|
61
| Песни на слова русских поэтов XX века. А.Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
| 1
|
| Урок - концерт
| Пересказ рассказа М.М. Зощенко «Беда»
|
Из литературы народов России
|
62
| Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…», из цикла «Восьмистишия». Размышления поэта об истоках и основах жизни..
| 1
|
| Изучение нового материала
| В течение урока
|
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
63
| Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.
| 1
|
| Практикум
| В течение урока
|
64
| Дж.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…».
| 1
|
| Изучение нового материала
| Чтение наизусть стихотворения
|
65
| Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра.
| 1
|
| Практикум
| Выразительное чтение стихотворения «Ты кончил жизни путь, герой»
|
66
| О.Генри. «Дары волхвов». Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературе.
| 1
|
| Семинар
| Проверка составленных хокку
|
67
| Р.Д. Брэдбери. «Каникулы» - Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.
| 1
|
| Внеклассное чтение
| Пересказ рассказа О. Генри «Дары волхвов»
|
68
| Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето
| 1
|
| Обобщение
| Пересказ Р.Д. Брэдбери. «Каникулы»
|
69-70
| Резервные уроки
| 2
|
|
|
|